Напоминание

Пути преодоления детской агрессии


Автор: Зинаида Викторовна Клюкова
Должность: МБОУ " Глуховская СОШ"
Учебное заведение: МБОУ " Глуховская СОШ"
Населённый пункт: село Глуховка
Наименование материала: статья
Тема: Пути преодоления детской агрессии
Раздел: начальное образование





Назад




Работая в школе не один десяток лет, я, к счастью, нечасто сталкивалась в школе с

агрессивностью детей. Но, как показывает практика, ребёнку в младшем возрасте присуще

состояние агрессивности. Поэтому мы, взрослые, должны ожидать её проявления.

Несомненно, детская агрессия подвергает нас тяжёлому испытанию, создаёт

напряжённость в работе. Здесь нужно большое терпение со стороны учителя.

Но агрессивность имеет свои положительные и отрицательные стороны. Она проявляется

как в послушании, предприимчивости и активности, так и в непослушании и

сопротивлении. Агрессивность может развить инициативу или породить замкнутость

ребёнка, а также враждебность, может сделать ребёнка безвольным или, наоборот,

упорным. И, конечно же, нам надо поощрять развитие положительных сторон

агрессивности. Для этого нужно понять происхождение агрессивности. Агрессивного

ребёнка видно ещё с самого раннего детства. Каждый из родителей эти проявления

замечает. Даже грудной малыш может проявлять агрессию, когда начинает плакать,

кричать. В плаче можно услышать даже злость, раздражение малыша. В чём же причина

агрессии? А причина проста - малышу не позволяют что-то, или отказывают, вот это

начинает раздражать его. Дети - самые ранимые живые существа на Земле. Их физиология

позволяет проявлять свои потребности так, как проявляют их самые крохотные живые

существа. Много времени должно пройти, чтобы ребёнок научился самостоятельно

удовлетворять их.

С самого рождения дети зависят от своих родителей и ещё долгое время это положение

не меняется. Мы, взрослые люди, в силу разных причин, уделяем мало времени своим

детям. Порой мы часто навязываем им своё мнение, заставляем их делать то, что они не

хотят. А это их злит. Взрослые стараются по мере возможности помочь ребёнку познать

окружающий мир, но ребёнок всё равно чувствует себя подавленным огромностью

окружающего его мира. Сколько времени нужно пройти, чтоб ребёнок мог сам открыть

дверь. Ему нужно осознать, что он может повернуть ручку двери, чтоб её открыть.

Неспособность управлять своими побуждениями и желаниями усложняют жизнь ребёнка.

А тут ещё, если присоединяются чувство голода, усталость, вот и причина раздражения.

Вообще, ребёнку часто приходится страдать от огорчений. И каждый день его порывы

или желания подавляются. И когда он плачет, то постепенно переходит от призыва о

помощи к гневу, протестует отчаянно. Так рождается агрессивность у ребёнка. Агрессия,

так сказать, это реакция борьбы. Всё это совершенно нормально. Это лучше, чем

хныканье, повиновение, фантазирование ухода от действительности.

Ведь, по сути, в жизни очень много ситуаций, вынуждающих человека бороться. Кто

нравится людям? Люди , которые презирают опасность, умеют преодолевать трудности,

достигающие цели, а так же те, кто любит соревноваться. Но с агрессивностью связаны

ложь, насилие, вымогательство, нанесение душевных ран, физических травм и даже

убийство. Поэтому речь идёт о необходимости ограничивать и контролировать её, а также

проявлять те её проявления, которые не приносят вреда личности самого ребёнка, так и

обществу. Самым лучшим способом избежать агрессии у ребёнка – проявлять любовь к

нему. И если ребёнок чувствует себя любимым, то у него не будет чувства агрессии. Как

правило, выраженная агрессия ребёнка удивляет своих родителей неожиданными

проявлениями уважения, послушания, привязанности, когда хотят получить что- то. Это

их способ добиться любви. Конечно, разумеется , каждый родитель любит своего ребёнка

поэтому думает о том, что у ребёнка нет оснований быть агрессивным. Надо проявлять

свою любовь так, чтобы дети почувствовали её. Например, заболел зуб у ребёнка,

пожалей его. А порой приходится видеть, что родители, придя к доктору, тащат

ненароком своего дитя в кресло к врачу. Отсюда ненависть, злоба, агрессия. Ребёнок

начинает смотреть на родителей, как на « злыдней». Но здесь могут быть две ситуации.

Если агрессия происходит в первые два, три года жизни малыша, то он будет её «

выплёскивать» именно на них. И это будет происходить ещё несколько лет. Он будет

плакать, кричать, не слушаться, даже может бить родителей. Но как ни странно, это всё

нормально. Но если же он был очень заласкан и избалован в первые 3-4 года, его

психическое развитие будет замедленным. Вот тогда любое изменение нашего отношения

к нему начнёт стимулировать агрессивные действия. И он выплеснет их на нас. Но если

его возмущения постоянно подавляются, они накапливаются и проявляются лишь в

зрелом возрасте, когда нельзя найти причины, потому что агрессивность уже выливается в

иные формы. Это перенесение, это одна из самых обычных примет агрессии. Вот,

например, родители не позволили купить новую игрушку, которую хотел ребёнок. Он

пинком отшвыривает свою игрушку, проявляет агрессию в сторону родителей, но он не

осмеливается открыто излить свою злость на родителей, а переносит её на старую

игрушку. Так у него рождается чувство вины за поступок. Он боится потерять любовь

родителей, их заботу. Ребёнок чувствует себя подавленным не только родителями, но и

своим чувством вины. И его агрессивность теперь будет направлена на другие объекты.

От этой агрессивности больше страдает сам ребёнок. Их агрессивность не уменьшается со

временем потому, что она привычна и неконтролируема.

Так, придя в школу, он может потерять друзей и начинает жить в постоянном

раздражении из-за своего гнева. Педагогам и родителям нужно обязательно учить ребёнка

контролировать свой гнев, чтобы обрести мир внутри себя. Не надо забывать о том, что

даже одно доброе, ласковое слово может снять его обиду и раздражение. Нужно, чтобы

он почувствовал себя желанным и любимым, даже ценой некоторых, так сказать,

поблажек. Нужно постараться понять причины агрессии и протеста и исключить их. Не

забывайте, что агрессивность - это следствие враждебности, а воспитательные

мероприятия - не орудия сражения.



В раздел образования