Напоминание

Подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка


Автор: Антипина Наталья Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ города Абакана «СОШ № 4»
Населённый пункт: город Абакан Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка
Раздел: начальное образование





Назад




Подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка

Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах

является словарно- орфографическая работа. Традиционно в ней выделяются

следующие составные части: представление нового слова из «Словарика», с

которым учащиеся знакомятся на уроке; формулирование лексического

значения; освоение его орфографии; введение нового слова в активный

словарь детей.

Преобладающими являются приёмы определения нового слова с помощью

загадки, нахождения его в контексте, пословице или просто сообщения

учителем темы словарно- орфографической работы. Между тем

представление нового слова призвано формировать заинтересованное

отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности и при

определённом пересмотре методики его проведения, использовании

нетрадиционных приёмов может существенно повысить эффективность

словарно-орфографической работы, активность школьников, обеспечить на

данном структурном этапе его развивающую направленность. С помощью

специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях несколько

видов учебной деятельности (фонетического разбора, анализа слова по

составу, морфологического разбора, освоения лексики, орфографии, развития

речи и т.д.), школьники самостоятельно определяют слово, с которым им

предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют

тему словарно- орфографической работы. При этом предлагаемые учителем

упражнения и задания к ним составляются таким образом, чтобы они могли

обеспечить одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных

качеств ребёнка: внимание, память. различные виды мышления, речь,

наблюдательность. Такая организация учебного процесса оживляет его,

повышает интерес детей к изучаемому предмету. Все упражнения

объединены в несколько групп, которым присуща единая функциональная

установка: обеспечение возможности самостоятельного определения

школьниками нового слова и занимательно- развивающий характер

предлагаемых заданий. Внутри каждой группы от урока к уроку задания

видоизменяются и усложняются. Вместе с тем у каждой группы есть свои

отличительные, характерные черты.

В первую группу входят упражнения, предусматривающие выявление

искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их

выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объём

внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-

синтетическое мышление, сообразительность. Например, учитель говорит

детям: «Вы сможете определить новое слово из «Словарика», если

расположите прямоугольники по степени увелечения количества точек в

каждом из них» (искомое слово медведь):

Постепенно количество конкретных указаний учителя, помогающих

учащимся определить искомое слово, уменьшается. Так, учитель сообщает:

«вы сможете назвать новое слово, с которым мы познакомимся на уроке,

если найдёте прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно

установите последовательность соединения остальных букв искомого слова

Какое слово вы прочитали и каким образом вы это осуществили? Возможный

ответ: «Мы прочитали слово учитель. Начали с прямоугольника, который

выделен ярче, чем другие. Он самый маленький. Далее искали

прямоугольники более высокие и соединяли буквы, которые в них

написаны».

По мере выработки умения выполнять задания с ограниченным количеством

указаний учитель вводит в учебный процесс упражнения,

предусматривающие полное их отсутствие. Например, он предлагает

учащимся: «Внимательно посмотрите на данную запись и назовите два слова

из «Словарика», с которыми мы познакомимся на уроке:

О З А Б В Т Е Р А Д К

Какие это слова? Как вы их нашли? Возможный ответ: «Сегодня мы

познакомимся со словами завтрак, обед. Чтобы их определить, надо вначале

соединить буквы, у которых точки стоят вверху. Затем соединить буквы, у

которых точки стоят внизу».

С помощью двух последних заданий продолжается дальнейшее

совершенствование интеллектуальных качеств учащихся, развитие которых

обеспечивалось использованием предыдущего приёма.

Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу

учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать

абстрактное умение и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств

интеллекта. Пример задания, выполняемого на основе полных указаний

учителя: «Назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они

зашифрованы с помощью чисел.

Первое слово: 3, 1,11,6,12, 13,1.

Второе слово: 3,1,5, 13,4, 7, 10, 9, 8.

Каждому числу соответствует определённая буква:

1.

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т

Какие это слова? (искомые слова капуста и картофель)

В третью группу входят упражнения, так или иначе связывающие

искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом. Пример

задания, предусматривающего закрепление знаний по фонетике:

«Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной

цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке»

(искомое слово берёза)

При изучении темы «Местоимение» учитель может предложить такое

задание: «Каждому данному местоимению соответствует определённая

буква, указанная в скобках: мне (с), меня (е), я(б), меня (е), обо мне (а),

мной (д). Вы сможете назвать новое слово из «Словарика» с которым мы

познакомимся на уроке, если правильно расположите местоименные

формы в порядке их изменения по падежам и соедините буквы,

написанные в скобках» (искомое слово беседа).

В целях совершенствования орфографической зоркости в процессе

изучения различных тем курса русского языка учитель может

использовать такое задание: «Прочитайте написанные на доске слова:

выд…вить, охр…нять, б…лезнь, кр…ситель, зн…чение, умн…жать,

аб..жур, сл…мался, л…скает. Соедините первые буквы слов, в корне

которых пишется гласная а, и вы узнаете слово, с которым мы

познакомимся на уроке» (искомое слово вокзал)

Для дальнейшего развития основных свойств внимания, оперативной

памяти задания такого типа постепенно усложняется за счёт плавного

увелечения количества ориентиров при поиске искомого слова.

Упражнения четвёртой группы предусматривают нахождение нового

словарного слова и формулирование темы словарно- орфографической

работы на основе установления детьми смысловой связи в используемом на

уроке лингвистическом материале. Здесь реализуется принцип постепенного

уменьшения уточняющих указаний. Предлагаю такое задание: «Вы сможете

назвать новое слово из «Словарика», с которым мы познакомимся на уроке,

если определите характер смысловой связи между словами в данных парах:

м..г..зин – прод..вец т..атр - ..ктёр

б..льница – врач.. космический к..рабль -?

Какая смысловая связь имеется между словами каждой пары? С какими

словами мы познакомимся на уроке? Примерный ответ: «В каждой паре

первое слово обозначает место работы, второе – связанную с ним основную

профессию. В магазине – продавец, в больнице – врач, в театре – актёр, на

космическом корабле – космонавт.

Данные упражнения ценны, с их помощью можно повышать

орфографическую зоркость учащихся. Важно подчеркнуть: овладение

учителем такого рода приёмами, умение выстроить их в единую, логически

последовательную систему в процессе обучения даст возможность поднять

на новый уровень эффективность словарно – орфографической работы и

урока русского языка в целом.



В раздел образования