Автор: Кицул Татьяна Васильевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБНОУ "Гимназия №59" Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Задачи по теории вероятности Раздел: среднее образование
задачи по теории вероятностей
В последние годы стала очевидной универсальность вероятностно-ста-
тистических законов, они стали основой описания научной картины мира.
Современная физика, химия, биология, демография, социология, лингвисти-
ка, философия, весь комплекс социально-экономических наук развиваются на
вероятностно-статистической базе. Подготовку к решению этих вопросов во
всем мире осуществляет школьный курс математики. Решение о включении
вероятностно-статистического
материала
как
равноправной
составляющей
обязательного школьного математического образования принято и в нашей
стране. Все государственные образовательные документы последних лет со-
держат вероятностно-статистическую линию в курсе математики наравне с
другими привычными линиями. Но в программах разных авторов подход к
изучению этих тем различен. По учебному комплексу Н.Я. Виленкина в 5 и 6
классах вообще по программе не выделяются часы на изучение данных тем,
но в течение учебного года в блоках задач на повторение рассматриваются
отдельные задачи. У И.И. Зубаревой в 5 и 6 классах выделяются часы на
изучение элементов комбинаторики и теории вероятностей 4 и 6 часов соот-
ветственно, а затем эти вопросы изучаются в 9 классе (12 часов). При изуче-
нии математики на базовом уровне теория вероятности вновь встречаются в
11 классе.
Во всех классах, в которых изучаются элементы комбинаторики и тео-
рии вероятностей, материал запланирован на конец учебного года и зачастую
корректировку рабочих программ мы осуществляем за счет этих тем, до сих
пор являющихся для нас второстепенными, «неродными». И как результат
ученики испытывают трудности при решении задач по теории вероятностей,
да и для нас учителей некоторые из задач являются непонятными. Поэтому
возникает необходимость спланировать итоговое повторение так, чтобы зада-
чи по этой теме научились решать не только те ученики, которые претендуют
на высокий экзаменационный балл, но и желающие преодолеть только мини-
мальный порог.
Систематизацию знаний по данной теме я провожу следующим об-
разом:
I. Изучаем задачный материал, используя различную литературу, откры-
тый банк заданий на сайте ФИПИ и других сайтах в интернете.
II.
Проводим классификацию задач:
1.
Простые задачи, при решении которых, используется только классиче-
ское определение вероятности.
2
2.
Задачи средней трудности – с использованием понятий совместных и
несовместных событий, сложения и умножения вероятностей.
3.
Трудные задачи.
III.
Повторяем основной теоретический материал.
IV.
Готовлю и раздаю учащихся справочный материал по теории вероятно-
сти.
Событием или случайным событием называется всякий факт, который в
результате опыта может произойти или не произойти.
Вероятностью
события называется численная мера степени объектив-
ной возможности этого события, обозначается Р(А) .
Достоверным называется событие, которое в результате опыта непремен-
но должно произойти, его вероятность равна 1, Р(А) = 1 .
Невозможным называется событие, которое в результате опыта не может
произойти, его вероятность равна 0, Р(А) = 0 .
Полной группой событий называются несколько событий таких, что в
результате опыта непременно должно произойти хотя бы одно из них.
Несколько событий в данном опыте называются несовместными , если ни-
какие два из них не могут появиться вместе.
Несколько событий в данном опыте называются равновозможными , если
по условиям симметрии опыта нет оснований считать какое-либо из них бо-
лее возможным, чем любое другое.
События А и
´
А
называются противоположными , если любой исход
благоприятен ровно для одного из них.
Два события А и В называются независимыми , если вероятность каждого
из них не зависит от появления или не появления другого.
Если несколько событий: 1) образуют полную группу; 2) несовместны; 3)
равновозможны, то они называются случаями или «шансами».
Случай называется благоприятным событию , если появление этого слу-
чая влечет за собой появление события.
Если результаты опытов сводятся к схеме случаев, то вероятность события
А вычисляется по формуле
P
(
A
)
=
m
n
.
3
Классическое определение вероятности: вероятностью события А при
проведении испытания называется отношение числа тех исходов (благоприят-
ных), в результате которых наступает событие А, к общему числу равновоз-
можных между собой исходов этого испытания.
V.
Рассматриваем схему решения задач, в которых вероятность находится
по классическому определению.
Схема решения задач по классическому определению вероятности :
1.
Уяснить в чем состоит испытание, рассматриваемое в задаче.
2.
Установить, являются ли исходы испытания несовместными и равноверо-
ятными.
3.
Подсчитать число всех возможных исходов испытания, найти n.
4.
Сформулировать событие, вероятность наступления которого необходимо
найти.
5.
Подсчитать число исходов испытания, благоприятных рассматриваемому
событию, найти m.
6.
По
формуле
вероятности
P
(
A
)
=
m
n
вычислить вероятность появления
рассматриваемого события.
VI.
Решаем задачи, рассматривая дополнительно необходимый теоретиче-
ский материал.
Простые задачи
При решении простых задач следует обратить внимание учащихся на
способы подсчета числа всех исходов события и числа благоприятных ис-
ходов.
Задача №1.
Из 35 экзаменационных билетов наудачу извлекается один. Какова вероят-
ность того, что номер вытянутого билета есть число кратное трем?
Решение.
1.
Испытание состоит в том, что извлекается один билет.
2.
Так как билет вытягивается наудачу, то все исходы испытания равноверо-
ятны и несовместны.
3.
Число всех возможных исходов испытания равно 35, n =35.
4.
Событие А означает, что номер взятого билета кратен трем.
5.
Этому событию благоприятны 11 исходов испытания (3, 6, 9, …, 33),
m=11.
4
6.
P
(
A
)
=
11
35
.
Ответ:
11
35
.
Задача №2.
На борту самолёта 10 мест рядом с запасным выходом и 15 мест за перего-
родками, разделяющими салоны. Остальные места неудобны для пассажиров
высокого роста. Пассажир Иванов высокого роста. Найдите вероятность того,
что на регистрации при случайном выборе места пассажиру Иванову доста-
нется удобное место, если всего в самолёте 200 мест.
Решение.
1.
Испытание состоит в выборе одного места.
2.
Так как на регистрации выбор места осуществляется случайно, то все ис-
ходы испытания равновероятны и несовместны.
3.
Число всех возможных исходов испытания равно 200, n =200.
4.
Событие А означает, что пассажиру Иванову досталось удобное место.
5.
Этому событию благоприятны 10 + 15 = 25 исходов испытания, m=25.
6.
P
(
A
)
=
25
200
=
0,125
Ответ: 0,125.
Задача №3.
Из 1000 собранных на заводе кофемолок 7 штук бракованных. Эксперт
проверяет одну выбранную наугад кофемолку. Найдите вероятность того, что
выбранная кофемолка окажется бракованной.
Ответ: 0,007.
Задача №4.
Завод производит холодильники. В среднем на 100 качественных холо-
дильников приходится 15 холодильников со скрытым дефектом. Какова веро-
ятность того, что купленный холодильник окажется качественным?
Решение.
Эта задача похожа на предыдущую задачу, но формулировка « на 100 каче-
ственных холодильников приходится 15 холодильников с дефектами» указы-
вает на то, что дефектные 15 холодильников не входят в 100 качественных,
поэтому общее число исходов равно n = 115 (100 + 15 =115).
Ответ:
20
23
.
5
Задача №5.
Перед началом первого тура чемпионата по теннису участников разбивают
на игровые пары случайным образом с помощью жребия. Всего в чемпионате
участвуют 16 теннисистов, среди которых 7 участников из России, в том чис-
ле Максим Зайцев. Найдите вероятность того, что в первом туре Максим Зай-
цев будет играть с каким-либо теннисистом из России.
Решение.
Решая задачу по предложенной схеме, следует обратить внимание, что яв-
ляется исходом, а что благоприятным исходом.
1.
Испытание состоит в выборе соперника для Максима Зайцева.
2.
Так как участников разбивают на игровые пары случайным образом, то
все исходы испытания равновероятны и несовместны.
3.
Число всех возможных исходов испытания равно 15, а не 16 (16 – 1 =
15, так как сам с собой теннисист играть не может), n =16.
4.
Событие
А означает, что соперник Максима Зайцева теннисист из Рос-
сии.
5.
Этому событию благоприятны 7 – 1 = 6 исходов испытания (из числа
россиян исключаем самого Максима Зайцева), m=6.
6.
P
(
A
)
=
6
15
=
0,4
.
Ответ: 0,4.
Задача №6.
Симметричную монету бросают трижды. Найдите вероятность того, что
орел выпадет два раза.
Решение.
1.
Испытание состоит в том, что монету подбрасывают трижды.
2.
Исходы испытания, выпадение орла или решки, равновероятны и не-
совместны.
3.
В таких задачах, чтобы подсчитать число всех возможных исходов,
удобно выписать эти исходы: РРР, РРО, РОР, РОО, ОРР, ОРО, ООР,
ООО. Всего таких исходов 8, n =8.
4.
Событие А означает, что орел выпал два раза.
5.
Этому событию благоприятны 3 исхода испытания: РОО, ОРО, ООР,
m=3.
6.
P
(
A
)
=
3
8
=
0,375
.
7.
Ответ: 0,375.
Задача №7.
6
Одновременно
бросают
три
игральные
кости.
Найдите
вероятность
того, что в сумме выпадет пять очков.
Решение.
1.
Испытание состоит в подбрасывании трёх игральных костей.
2.
Исходами испытания являются тройки чисел, которые могут выпадать
на каждой кости. Эти исходы несовместны и равновероятны.
3.
Подсчитать число всех возможных исходов в этой задаче удобно по
правилу умножения, так как в отличие от предыдущей задачи все исхо-
ды перечислить невозможно.
При подбрасывании каждой из костей
возможны 6 исходов, а при одновременном подбрасывании трех костей
-
6 ∙ 6 ∙ 6
=
216
исходов, n =216.
4.
Событие А означает, что в сумме выпало 5 очков.
5.
Этому событию благоприятны 6 исходов испытания, которые лучше
найти, перечислив все возможные варианты: 1-1-3, 1-3-1, 3-1-1, 1-2-2, 2-
1-2, 2-2-1, m=6.
6.
P
(
A
)
=
6
216
=
1
36
.
Ответ:
1
36
.
Задача №8.
В ящике находятся 10 стандартных и 5 нестандартных деталей. Какова
вероятность того, что среди наугад взятых 6 деталей будет 4 стандартных и 2
нестандартных?
Решение.
1.
Испытание состоит в том, что наугад вынимают 6 деталей.
2.
Так как детали вынимаются наугад, то все исходы испытания несов-
местны и равновероятны.
3.
Число всех возможных исходов находим по формуле комбинаторики,
число выборов 6 деталей из 15 деталей.
С
15
6
=
n !
m !∙
(
n
−
m
)
!
=
15 !
6 ! ∙ 9 !
=
5005
,
n =5005.
4.
Событие А означает взятие из ящика 4 стандартных и 2 нестандартных
деталей.
5.
Число
благоприятных
исходов
находим
по
правилу
умножения.
m
=
C
10
4
∙ C
5
2
=
10 !
4 ! ∙ 6 !
∙
5 !
2 ! ∙ 3 !
=
210 ∙ 10
=
2100
.
6.
P
(
A
)
=
2100
5005
≈ 0,42
.
7
Ответ: 0,42.
Таким образом, при решении простых задач с использованием классиче-
ского определения вероятности следует обратить внимание на то, что являет-
ся исходом данного события, а что благоприятным исходом и как правильно
подсчитать число таких исходов.
Способы подсчета числа исходов:
1.
Число исходов и число благоприятных исходов дано в условии задачи
(№1).
2.
Число исходов и число благоприятных исходов практически дано в
условии задачи, следует учесть некоторые условия (№2, №4, №5).
3.
Нахождение числа исходов с помощью перечисления всех возможных
исходов и числа благоприятных исходов (№6, №7).
4.
Применение правила умножения (№7).
5.
Применение формул комбинаторики (№8). Здесь следует напомнить
правила как найти число способов выбрать m элементов из n без учета
порядка следования элементов и с учетом порядка следования элемен-
тов.
Правило 1.
Число способов выбрать
m элементов из n без учета порядка следова-
ния элементов можно найти по формуле
n
=
С
n
m
=
n !
m ! ∙
(
n
−
m
)
!
.
Правило 2.
Число способов выбрать
m элементов из n с учетом порядка следова-
ния элементов можно найти по формуле
n
=
A
n
m
=
n !
(
n
−
m
)
!
.
Пример:
В классе 27 учеников. К доске нужно вызвать двоих. Сколькими спосо-
бами можно это сделать, если: а) первый ученик должен решить задачу по ал-
гебре, а второй - по геометрии; б) они должны быстро стереть с доски?
Решение.
В случае а) порядок важен, поэтому
n
=
A
27
2
=
27 !
(
27
−
2
)
!
=
26 ∙ 27
=
702
.
8
В случае б) порядок не важен и
n
=
С
27
2
=
27 !
2 ! ∙
(
27
−
2
)
!
=
27 ∙ 26
2
=
351
.
Задачи средней степени сложности
При решении таких задач необходимы формулы вероятности для объеди-
нения (суммы) несовместных событий и пересечения (произведения) незави-
симых событий.
Суммой двух событий А и Вназывается событие С, состоящее в появле-
нии хотя бы одного из событий А или В.
Произведением двух событий А и В называется событие С, состоящее в
совместном появлении события А и события В.
Вероятность суммы двух несовместных событий равна сумме вероятно-
стей этих событий, Р(А + В) = Р(А) + Р(В ).
Вероятность
суммы двух совместных событий равна сумме вероятно-
стей этих событий минус вероятность произведения этих событий,
Р(А + В) = Р(А) + Р(В ) – Р(АВ) .
Вероятность произведения двух независимых событий равна произведе-
нию вероятностей этих событий, Р(АВ) = Р(А)Р(В) .
Схема решения задач с использованием
теорем сложения и умножения
1.
Уяснить в чем состоит испытание, рассматриваемое в задаче.
2.
Обозначить буквами события, рассматриваемые в задаче.
3.
С помощью введенных обозначений выразить событие, вероятность на-
ступления которого необходимо найти.
4.
Если требуется найти вероятность суммы событий, то необходимо выяс-
нить, совместны или несовместны рассматриваемые события. Если же
требуется найти вероятность произведения событий, то необходимо выяс-
нить, зависимы или независимы рассматриваемые события
5.
Выбрать соответствующую условию задачи формулу и выполнить необхо-
димые вычисления.
Задача №9.
9
В двух коробках лежат карандаши одинаковой величины и формы, но раз-
ного цвета. В первой коробке 4 красных и 6 черных, а во второй 3 красных, 5
синих и 2 черных. Из обеих коробок наугад вынимают по карандашу. Какова
вероятность того, что оба карандаша окажутся красными?
Решение.
1.
Испытание состоит в том, что из каждой коробки вынимают по карандашу.
2.
Пусть событие А означает, что карандаш вынутый из первой коробки ока-
зался красным, событие В – карандаш, вынутый из второй коробки, крас-
ный.
3.
Тогда событие АВ означает, что оба вынутых карандаша оказались красны-
ми.
4.
События А и В независимы.
5.
Р(АВ) = Р(А)Р(В), Р(А) = 0,4, Р(В) = 0,3, Р(АВ)=0,4
∙
0,3 = 0,12.
Ответ: 0,12.
Задача №10.
В магазине стоят два платежных автомата. Каждый из может быть неис-
правен с вероятностью 0,1, независимо от другого автомата. Найдите вероят-
ность того, что хотя бы один автомат исправен.
Решение.
1.
Найдем вероятность события «оба автомата неисправны», противополож-
ного событию, что хотя бы один автомат исправен.
2.
Пусть событие А означает, что первый автомат неисправен, событие В –
второй автомат неисправен.
3.
Тогда событие АВ означает, что оба автомата неисправны.
4.
События А и В независимы.
5.
Р(АВ) = Р(А)Р(В), Р(А) = 0,1, Р(В) = 0,1, Р(АВ)=0,1
∙
0,1 = 0,01.
Событие, что исправен хотя бы один автомат, является противоположным
д л я
с о б ы т и я
« н е и с п р а в н ы
о б а
а в т о м а т а » ,
п о э т о м у
AB
(¿)=
1
−
P
(
AB
)
=
1
−
0,01
=
0,99
P
´
¿
.
Ответ: 0,99.
Задача №11.
Вероятность того, что новая кофемолка прослужит больше года, равна
0,93. Вероятность того, что она прослужит больше двух лет, равна 0,81.
Найдите вероятность того, что кофемолка прослужит меньше двух лет, но
больше года.
10
Решение.
1.
Испытание состоит в том, сколько времени прослужит кофемолка.
2.
Пусть
событие А означает, что кофемолка прослужит больше года, но
меньше двух лет, а событие В означает, что она прослужит больше двух
лет.
3.
Тогда событие А + В означает, что кофемолка прослужит больше года.
4.
События А и В несовместны, так как кофемолка не может одновременно
прослужить и менее двух лет и более.
5.
Р(А + В) = Р(А)+Р(В), Р(А)= Р(А + В) - Р(В), Р(А + В)=0,93, Р(В)=0,81,
Р(А)=0,93-0,81=0,12.
Ответ: 0,12.
Задача №12.
Две фабрики выпускают одинаковые стекла для автомобильных фар.
Первая фабрика выпускает 60% таких стекол, а вторая – 40%. Первая фа-
брика выпускает 4% бракованных стекол, вторая – 3%. Найдите вероят-
ность того, что случайно купленное в магазине стекло окажется не брако-
ванным.
Решение.
1.
Найдем вероятность того, что случайно купленное стекло окажется брако-
ванным.
2.
Найдем вероятность того, что случайно купленное стекло окажется брако-
ванным.
3.
Пусть событие А означает, что куплено бракованное стекло первой фабри-
ки, а событие В означает, что куплено бракованное стекло второй фабрики.
4.
Тогда событие А + В означает, что куплено бракованное стекло одной из
фабрик.
5.
События А и В несовместны, так как куплено стекло какой-то одной из фа-
брик.
6.
Р(А + В) = Р(А)+Р(В).
Вероятность купить стекло первой фабрики равна 0,6, вероятность брака в
стекле первой фабрики равна 0,04, тогда Р(А) = 0,6
∙
0,04 = 0,024.
Вероятность купить стекло второй фабрики равна 0,4, вероятность брака в
стекле второй фабрики равна 0,03, тогда Р(В) = 0,4
∙
0,03 = 0,012.
Р(А + В) =0,024 + 0,012 = 0,036.
7.
Событие, что купленное стекло окажется не бракованным является проти-
воположным
событию,
сто
купленное
стекло
бракованное,
поэтому
P
(
´
A
+
B
)
=
1
−
P
(
A
+
B
)
=
1
−
0,036
=
0,964.
Ответ: 0,0964.
11
Трудные задачи
При решении таких задач необходимы формулы вероятности для объеди-
нения (суммы) и пересечения (произведения) зависимых совместных собы-
тий.
Если
события А и
В совместны,
то вероятность их суммы
Р(А + В) =
Р(А) + Р(В ) - Р(АВ) .
Вероятность произведения двух зависимых событий выражается форму-
лой, Р(АВ) = Р(А) + Р(В) - Р(А + В).
Задача №13.
В торговом центре два одинаковых автомата продают кофе. Вероятность
того, что к концу дня в автомате закончится кофе, равна 0,4. Вероятность
того, что кофе закончится в обоих автоматах, равна 0,22. Найдите вероят-
ность того, что к концу дня кофе останется в обоих автоматах.
Решение.
1.
Испытание состоит в том, останется кофе в автоматах или нет.
2.
Пусть событие А означает, что кофе остался в первом автомате, событие В
означает, что кофе остался во втором автомате, Р(А)=Р(В) = 1 – 0,4 = 0,6.
3.
Тогда событие А + В означает, что кофе остался хотя бы в одном автомате,
Р(А + В) = 1 – 0,22 = 0,78, так как событие «кофе остался хотя бы в одном
автомате» противоположно событию «кофе закончился в обоих автома-
тах».
4.
События А и В зависимые так как 0,4
∙
0,4
≠
0,22.
5.
Р(АВ) = Р(А) + Р(В) - Р(А + В) = 0,6+ 0,6 – 0,78 = 0,42.
6.
Ответ: 0,42.
Задача №14.
В некоторой местности наблюдения показали:
1.
Если июньское утро ясное, то вероятность дождя в этот день 0,1.
2.
Если июньское утро пасмурное, то вероятность дождя в этот день 0,4.
3.
Вероятность того, что утро в июне будет пасмурным, равна 0,3.
Найдите вероятность того, что в случайно взятый июньский день дождя
не будет.
Решение:
1.
Найдем вероятность события противоположного событию «что в слу-
чайно взятый июньский день дождя не будет».
2.
Пусть событие А означает, что ясным утром будет дождь, а событие В –
пасмурным утром будет дождь.
3.
Тогда событие А + В означает, что утром будет дождь.
12
4.
События А и В несовместны, так как утро не может одновременно быть
и ясным и пасмурным.
5.
Р(А + В) = Р(А) + Р(В).
Вероятность дождя ясным утром равна 0,1
∙ 0,7
=0,07.
Вероятность дождя пасмурным утром равна 0,4
∙ 0,4
=
0,12
.
Р(А + В) =0,07 + 0,12 = 0,19.
P
(
´
A
+
B
)
=
1
−
P
(
A
+
B
)
=
1
−
0,19
=
0,81.
13
Справочный материал для учащихся
Основные понятия и определения теории вероятностей
Событием или случайным событием называется всякий факт, который в
результате опыта может произойти или не произойти.
Вероятностью
события называется численная мера степени объектив-
ной возможности этого события, обозначается Р(А) .
Достоверным называется событие, которое в результате опыта непремен-
но должно произойти, его вероятность равна 1, Р(А) = 1 .
Невозможным называется событие, которое в результате опыта не может
произойти, его вероятность равна 0, Р(А) = 0 .
Полной группой событий называются несколько событий таких, что в
результате опыта непременно должно произойти хотя бы одно из них.
Несколько событий в данном опыте называются несовместными , если ни-
какие два из них не могут появиться вместе.
Несколько событий в данном опыте называются равновозможными , если
по условиям симметрии опыта нет оснований считать какое-либо из них бо-
лее возможным, чем любое другое.
События А и
´
А
называются противоположными , если любой исход
благоприятен ровно для одного из них.
Два события А и В называются независимыми , если вероятность каждого
из них не зависит от появления или не появления другого.
Если несколько событий: 1) образуют полную группу; 2) несовместны; 3)
равновозможны, то они называются случаями или «шансами».
Случай называется благоприятным событию , если появление этого слу-
чая влечет за собой появление события.
Если результаты опытов сводятся к схеме случаев, то вероятность события
А вычисляется по формуле
P
(
A
)
=
m
n
.
Классическое определение вероятности: вероятностью события А при
проведении испытания называется отношение числа тех исходов (благоприят-
14
ных), в результате которых наступает событие А, к общему числу равновоз-
можных между собой исходов этого испытания.
Схема решения задач по классическому определению вероятности :
1.
Уяснить в чем состоит испытание, рассматриваемое в задаче.
2.
Установить, являются ли исходы испытания несовместными и равноверо-
ятными.
3.
Подсчитать число всех возможных исходов испытания, найти n.
4.
Сформулировать событие, вероятность наступления которого необходимо
найти.
5.
Подсчитать число исходов испытания, благоприятных рассматриваемому
событию, найти m.
6.
По
формуле
вероятности
P
(
A
)
=
m
n
вычислить вероятность появления
рассматриваемого события.
Способы подсчета числа исходов события:
1.
Число исходов и число благоприятных исходов дано в условии задачи
(№1).
2.
Число исходов и число благоприятных исходов практически дано в
условии задачи, следует учесть некоторые условия (№2, №4, №5).
3.
Нахождение числа исходов с помощью перечисления всех возможных
исходов и числа благоприятных исходов (№6, №7).
4.
Применение правила умножения (№7).
5.
Применение формул комбинаторики (№8). Здесь следует напомнить
правила как найти число способов выбрать m элементов из n без учета
порядка следования элементов и с учетом порядка следования элемен-
тов.
Правило 1.
Число способов выбрать m элементов из n без учета порядка следова-
ния элементов можно найти по формуле
n
=
С
n
m
=
n !
m ! ∙
(
n
−
m
)
!
.
Правило 2.
15
Число способов выбрать
m элементов из n с учетом порядка следова-
ния элементов можно найти по формуле
n
=
A
n
m
=
n !
(
n
−
m
)
!
.
Вероятность объединения (суммы) несовместных событий и пересече-
ния (произведения) независимых событий
Суммой двух событий А и Вназывается событие С, состоящее в появле-
нии хотя бы одного из событий А или В.
Произведением двух событий А и В называется событие С , состоящее в
совместном появлении события А и события В.
Вероятность суммы двух несовместных событий равна сумме вероятно-
стей этих событий, Р(А + В) = Р(А) + Р(В ).
Вероятность
суммы двух совместных событий равна сумме вероятно-
стей этих событий минус вероятность произведения этих событий,
Р(А + В) = Р(А) + Р(В ) – Р(АВ) .
Вероятность произведения двух независимых событий равна произведе-
нию вероятностей этих событий, Р(АВ) = Р(А)Р(В) .
Вероятность произведения двух зависимых событий выражается форму-
лой, Р(АВ) = Р(А) + Р(В) - Р(А + В).
Схема решения задач с использованием
теорем сложения и умножения
1.
Уяснить в чем состоит испытание, рассматриваемое в задаче.
2.
Обозначить буквами события, рассматриваемые в задаче.
3.
С помощью введенных обозначений выразить событие, вероятность на-
ступления которого необходимо найти.
4.
Если требуется найти вероятность суммы событий, то необходимо выяс-
нить, совместны или несовместны рассматриваемые события. Если же
требуется найти вероятность произведения событий, то необходимо выяс-
нить, зависимы или независимы рассматриваемые события
5.
Выбрать соответствующую условию задачи формулу и выполнить необхо-
димые вычисления.
16
17