Напоминание

Коммунарский сбор "Покорение Форт Боярт"


Автор: Долгина Юлия Анатольевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБПОУ "Соликамский политехнический техникум"
Населённый пункт: Пермский край, г.Соликамск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Коммунарский сбор "Покорение Форт Боярт"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский политехнический техникум» Методическая разработка внеклассного мероприятия Коммунарский сбор «Покорение Форт Боярд» Возрастная группа: обучающиеся первого курса техникума, 15 – 18 лет Выполнила: социальный педагог Долгина Юлия Анатольевна г.Соликамск 2016

Содержание
1. Подготовительный этап ……………………………………………………..3 2. Этап планирования и реализации проекта ……………………………...4 3. Анализ проведенной деятельности …………………………….…………5 Приложение 1 ………………………………………………………….……...6 Приложение 2 …………………………………………………………….…...9 Приложение 3 ………………………………………………………………...13
1.

Подготовительный этап
2
Коммунарские сборы  это форма воспитательного воздействия на детей и взрослых, позволяющая в короткий срок добиться высоких результатов в развитии коллектива и личности.  это форма воспитания личности через включение её в идеальные отношения, формируемые в процессе труда, общения, спорта, игры.  это сжатая по времени, сконцентрированная в закрытом пространстве ситуация творческого взаимодействие участников в организации совместной жизни, в результате которой складывается своеобразная, неповторимая, идеальная общность обучающихся и взрослых, заключающая в себе мощный педагогический потенциал. Время сбора максимально насыщено разнообразными мероприятиями и делами, требующие коллективного, группового, индивидуального участия, а, следовательно, определённого интеллектуального, эмоционального и физического напряжения. Актуальность. Организация сотрудничества обучающихся и педагогов позволяет через проведение совместных мероприятий объединить коллективы педагогов и студентов, создать условия для неформального общения взрослых и подростков. Благодаря совместной творческой работе происходит преодоление непонимания между участниками учебно-воспитательного процесса, развитие коммуникативных навыков, реализация творческого потенциала, а самое главное, формирование, как у обучающихся, так и у педагогов умения действовать слажено, сплоченно, учитывая мнения и интересы каждого, в определенной жизненной ситуации. Цель: Создание развивающей среды для раскрытия творческого потенциала, организаторских способностей, коммуникативных навыков личности, через включение обучающихся и взрослых в различные виды творческой деятельности. Задачи: 1. Создание условий для формирования навыков критического мышления, разработки социальных проектов, конструктивного поведения в конфликтах, коммуникативных и креативных умений. 2. Развитие у обучающихся навыков самоорганизации, самостоятельности, самовоспитания, самоуправления, самоанализа. 3. Воспитание ответственности и активной социальной позиции. Разработка данных коммунарских сборов направленна на адаптацию первокурсников, на сплоченность группы и на взаимодействие с педагогическим составом образовательного учреждения. Сборы проводятся за неделю до даты посвящения в студенты.
2.

Этап планирования и реализации проекта
3
Подготовка к коммунарским сборам проходит в течение месяца. Создается временная творческая группа (ВТГ), которая отвечает за подготовку и проведения мероприятия. В состав ВКР входят: представитель администрации ОУ, педагог – организатор, педагог – психолог, социальный педагог, заведующая библиотекой, представители преподавательского состава, представители студенческого совета (или актив ОУ). Особенно важно в ходе составления плана предусмотреть такие составные компоненты Сбора как:  Питание  Место расположение участников и организаторов  Место проведения основных мероприятий сборов  Социальный статус, возрастные и психологические особенности  Интересы и потребности участников сбора В ходе коммунарского сбора желательно чередовать серьёзную творческую работу по созданию определённого «продукта» с игровыми и развлекательными элементами. Организация мероприятий по реализации программы тематического коммунарского сбора определена в «Положении по проведению коммунарских сборов «Покорение Форт Боярд»» (Приложение 1). Одним из мероприятий коммунарского сбора включающим подробное пошаговое описание этапов работы является «Верёвочный курс «Испытание Мэтров»» с которыми можно ознакомиться в Приложении 2. Также предложен образец маршрутного листа для команд (Приложение 3).
3.

Анализ проведенной деятельности
4
В ходе всего коммунарского сбора (КС) педагоги в группах создают максимальную возможность ля участия каждого обучающегося в коллективном обсуждении, подготовки и проведении какого либо КТД. Необходимо. Чтобы учитывалось мнение каждого участника и принималось общее решение по любым вопросам. Так же очень важно, чтобы не только подростки, но и взрослые в равной мере действовали в соответствии с принятыми правилами коммунарского сбора. Как правило, КС, вольно или нет, несёт в себе определённый воспитательный смысл. Каждый участник сбора, уносит с собой свою собственную частичку опыта. Это может быть опыт общения со сверстниками, опыт выступления на сцене, опыт разработки и реализации какой либо идеи, проекта и замысла. Очень часто у участников сбора происходит изменение в отношении к определенным вещам, которые так или иначе, раскрывались в тематике и содержании Сбора. Рефлексия проводится в каждой группе по завершению определенного мероприятия по плану КС, в ходе которого каждому участнику предоставляется возможность рассказать о своих впечатлениях. Общая рефлексия проведения Сбора происходит после подведения итогов. Предлагается всем участникам КС разбиться на две группы: «Всё замечательно, всё понравилось»; «Могло бы быть и лучше». Всем желающим даётся возможность высказать свою позицию. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 5
СОГЛАСОВАННО: УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УВР Директор ______________ _________________ ПОЛОЖЕНИЕ по проведению коммунарских сборов «Покорение Форт Боярд»
1.

Общее положение
1.1. Коммунарские сборы – коллективное творческое дело, призванное сплотить обучающихся и педагогический состав образовательного учреждения. 1.2. Настоящее Положение определяет цели, задачи, содержание, порядок проведения коммунарского сбора (далее Сбор). 1.3. Сбор является интегративной формой обучения детей и взрослых социальной активности, развития личности и коллектива.
2.

Цели и задачи
2.1. Создание развивающей среды для раскрытия творческого потенциала, организаторских способностей, коммуникативных навыков личности через включение обучающихся в различные виды творческой деятельности. 2.2. Создание условий для формирования навыков критического мышления, разработки социальных проектов, конструктивного поведения в конфликтах, коммуникативных и креативных умений. 2.3. Развитие у обучающихся навыков самоорганизации, самостоятельности, самовоспитания, самоуправления, самоанализа. 2.4. Воспитание ответственности и активной социальной позиции.
3.

Время и место проведения Сбора
Коммунарский Сбор будет проходить на базе образовательного учреждения, с 10 – 00 до 20 – 00 часов, в выходной день за неделю до даты посвящения в студенты.
4.

Участники Сбора
В Сборе принимают участие обучающиеся первого курса образовательного учреждения, которые проходят один из этапов перед посвящением в студенты; представители студенческого самоуправления; педагоги – организаторы; педагоги – психологи; кураторы и мастера групп первого курса.
5.

Содержание и порядок организации Сбора
6
5.1. Основы программы сбора составляет социально-психологические тренинги и коллективно творческие дела, которые выстроены на основе популярного телевизионного шоу «Форт Боярд». 5.2. Программу Сбора разрабатывает временная творческая группа (далее ВТГ), в состав ВТГ входят: представители студенческого самоуправления, педагоги – организаторы, педагоги – психологи. Этапы Сбора: 1. Подготовительный этап.  Проведение организационных сборов;  Подготовка программы Сбора;  Распределение функциональных обязанностей временной творческой группы. 2. Основной этап – Сбор. Проведение программных мероприятий. 5.3. План мероприятий Сбора 9-30 – 10-00 Регистрация участников 10-00 – 10-30 Отрядные огоньки «Заседание обитателей башни» 10-30 – 11-00 Открытие Сбора «Совет теней» 11-00 – 12-30 Верёвочный курс «Испытания Мэтров» 12-30 – 12-50 Рефлексия ВК «Заседание обитателей башни» 13-00 – 13-30 Обед 13-30 – 14-30 Работа в группах (подготовка проекта и КТД) «Заседание обитателей башни» 14-40 – 16-40 Защита проектов «Загадки старца Фуры» 16-40 – 17-40 Спортивная разминка «Приключения обитателей башни» 18-00 – 19-30 КТД «Сокровищница» 19-30 – 20-00 Закрытие Сбора, подведение итогов. «Совет теней» Рефлексия. 5.4. Структура управления Сбора  «Главный Мэтр башни» – назначается из числа ВТГ на период подготовки и проведение Сбора.  «Совет теней» – состав жюри в количестве 3 – 5 человек (из состава педагогов, обучающихся и приглашенных экспертов), осуществляют оценку деятельности участников на всех этапах Сбора.  «Командир обитателей башни» (командир отряда) – назначается самостоятельно в каждой группе на период проведения Сбора.  «Мэтры» – ведущие испытаний всех мероприятий Сбора, являются кураторами по выполнению проектной деятельности в каждой группе, назначаются из числа ВТГ. 5.5. Руководство сбором осуществляют «Главный Мэтр башни»; «Совет теней»; «Мэтры». В их полномочия входят:  Организация работы Сбора. 7
 Организация режима дня.  Реализация программных мероприятий.  Создание безопасных условий для жизни и здоровья обучающихся.  Контроль за соблюдением норм и правил, принятых на период Сбора.
6.

Подведение итогов
6.1. Награждение победителей всех конкурсных испытаний; 6.2. Выпуск фотогазеты; 6.3. Размещение на сайте информации об итоге Сборов. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика проведения «Веревочного курса»
Веревочный курс (далее – «ВК») представляет собой серию тренинговых упражнений. «ВК» – это программа самообучения группы, в которой ее участники находят решения, руководствуясь лишь собственным опытом. В «ВК» нет места соревновательности. Важен успех и полученный опыт. Цель: сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы 8
взаимного доверия и поддержки в коллективе. Участники: обучающиеся первого курса образовательного учреждения, которые проходят один из этапов перед посвящением в студенты. Участвует группа в полном составе, вместе с куратором (мастером группы) и педагогом. Участники одеты в спортивную форму. Время проведения: время выполнения упражнений регламентировано, отслеживается ведущим «Мэтром». Место проведения: территория образовательного учреждения, аудитории, спортивный зал, актовый зал (в зависимости от погодных условий). Все аудитории учреждения будут являться комнатами «Форт Боярд» Инвентарь: веревки, футбольный мяч, футбольные ворота, скамейки, покрывало, карточки - задания. Обязательное требование «ВК» обеспечение для его участников безопасности. Функции ведущего «Мэтра»:  в начале каждого упражнения зачитывает группе его задание и правила. При возникновении у участников вопросов, задание и правила повторно зачитываются без дополнительных объяснений. При выполнении задания действует принцип: «Разрешено все, что не запрещено», но участники должны сами догадаться об этом;  во время выполнения упражнений не помогает и не мешает группе, помнит, что группа всего должна добиться сама на собственном опыте;  во время прохождения группой «ВК» поддерживает хорошее настроение в группе, осуществляет страховку и организует ее силами самих участников.
Ход мероприятия

«Испытания Мэтров»
Добрый день дорогие друзья, мы рады приветствовать вас на увлекательной игре «Форт Боярд» - это множество испытаний, атмосфера тайн. Многие искатели приключений заходили в Форт, но далеко не все уходили с сокровищами. Хотите проверить себя? Форт Боярд ждёт вас! Сегодня обитатели Форта преодолеют самые разнообразные препятствия и проявят свои самые лучшие качества. Разнообразие задач позволит проявить каждому сильные стороны – кто-то принесёт победу своей команде смекалкой, кто-то силой, а кто-то возможно и хитростью. 7 «Мэтров» подготовили для вас разнообразные задания, последовательность которых отражена в маршрутном листе. Каждое конкурсное испытание оценивается баллами данного этапа и фиксируется в маршрутном листе. По успешному завершению 9
выполнения задания команда получает ключ, для открытия следующей комнаты. Победителем «Испытания Мэтров» становится команда, открывшая все комнаты Форта и набравшая наибольшее количество баллов. Помните, что от вклада каждого в достижение общей цели зависит успех группы. Вы справитесь, если будете одной командой. Удачи!
Упражнения для «ВК»
1. «Паутина» Исходные условия: между стульями или скамейками натянуты веревки в виде паутины. Расстояние между объектами – 1,5 метра. Веревка расположена параллельно полу на высоте не более 30 см. Ячейки «паутины» такие, чтобы в них могли войти две ноги одновременно. Число ячеек не ограничено. Группа находится по одну сторону от «паутины». Задание: пройти всей группой сквозь «паутину», с условием, что в одной ячейке должны находится две ноги разных участников. Ограничения: • всё задание выполняется молча, но предварительно участники могут обсудить тактику; • нельзя, чтоб в ячейке была только одна нога (может быть только у начинающего и завершающего участника); • обходить «паутину» нельзя ни в ту, ни в другую сторону; • нельзя касаться «паутины» (веревки); • при касании любым участником «паутины» (веревки) упражнение выполняется всей группой с самого начала. 2. «Обрыв» Исходные условия: вся группа встает в шеренгу на скамейку (шириной 20 сантиметров и длиной 7-8 метров). Задание: участникам группы поменяться местами так, чтобы первый с одного конца шеренги стад первым с начала другого, второй с конца стал вторым с начала и т.д. Ограничения: при касании земли любым участником упражнение выполняется всей группой с начала. 3. «Скованные одной цепью» Исходные условия: все участники связываются между собой верёвкой за элементы одежды и проходят по заданному направлению от пункта А до пункта Б. По завершению пути развязываются. 10
Задание: пройти по заданному пути. Ограничения: • не заступая за границы; • задание выполнять молча. 4. «Остров» Исходные условия: на полу располагается покрывало Задание: уместиться всей группой внутри покрывала. После успешного распределения всех участников, размеры покрывала уменьшаются в два раза. Ограничения:  не заступать за его стороны;  продержаться в таком положении не менее 10 секунд. 5. «Гусеница» Исходные условия: участники встают в колонну друг за другом. Каждый участник ставит ноги на ширине плеч и подает правую руку между ними (ногами) стоящему позади, при этом левой рукой берет правую руку стоящего впереди. Испытание выполняется в затемненной комнате. Задание: всей группе сесть на пол, а затем подняться, не расцепляя при этом рук. Ограничения: при расцеплении рук любых участников упражнение выполняется всей группой с начала. 6. «Карты Мэтра» Исходные условия: участники встают в колону, первый подходит к ведущему, вытягивает карту, на которой написано слово. Задача участника объяснить это слово не используя однокоренные слова. Как слово будет угадано вторым участником, первый переходит в конец колоны, второй получает свою карту, объясняет третьему и т.д. Задание: отгадать каждому участнику своё слово. Ограничения: другие участники подсказывать не могут. Участник при нарушении правил объяснения, получает новое слово. 7. «Пенальти» Исходные условия: на расстоянии 10 метров перед футбольными воротами шириной 3 метра установлен футбольный мяч. Задание: группе забить ногой мяч в ворота 15 раз подряд с расстояния 10 метров. Ограничения: при промахе счет забитых мячей идет с начала. 11

Варианты организации самоанализа:
1. После каждого упражнения. Этот вариант наиболее приемлем при использовании «ВК» в качестве тренинга, когда наибольшее внимание уделяется психологическим аспектам взаимоотношений в группе. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, отмечают трудности, которые они испытывали при выполнении упражнения. 2. В середине «ВК» и после него. Этот вариант наиболее распространен среди организаторов и используется при проведении «ВК» с целью сплочения коллектива, находящегося на начальной стадии формирования. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, выявляют и анализируют трудности, которые группа испытывала при выполнении упражнений, и определяют пути их преодоления при выполнении последующих упражнений. После «ВК» участники группы подводят его итоги и отмечают изменения, произошедшие с группой в ходе его прохождения. 3. После всего «ВК». Данный вариант рекомендуется использовать только в случае, когда время на проведение «ВК» очень ограничено. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, отмечают трудности, которые они испытывали при выполнении упражнения, что в действиях группы мешало их быстрому преодолению. Для эффективности этого варианта самоанализа важно в ближайшее время дать возможность группе использовать сделанные выводы в другой коллективной деятельности. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Вариант 1 МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
«Испытания Мэтров»
Команда ___________________________________________ Наименование этапа, ответственный, место нахождения «Паутина» «Обрыв» «Скованные одной «Остров» «Гусеница» «Карты Мэтра» «Пенальти» 12
цепью» Количество баллов Итого общее количество баллов _________________________ Вариант 2 МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
«Испытания Мэтров»
Команда ___________________________________________ Наименование этапа место нахождения ответственный Кол-во баллов «Паутина» «Обрыв» «Скованные одной цепью» «Остров» «Гусеница» «Карты Мэтра» «Пенальти» Итого общее количество баллов _________________________ 13


В раздел образования