Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Соликамский политехнический техникум»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Коммунарский сбор «Покорение Форт Боярд»
Возрастная группа: обучающиеся первого курса техникума, 15 – 18 лет
Выполнила:
социальный педагог
Долгина Юлия Анатольевна
г.Соликамск 2016
Содержание
1.
Подготовительный этап ……………………………………………………..3
2.
Этап планирования и реализации проекта ……………………………...4
3.
Анализ проведенной деятельности …………………………….…………5
Приложение 1 ………………………………………………………….……...6
Приложение 2 …………………………………………………………….…...9
Приложение 3 ………………………………………………………………...13
1.
Подготовительный этап
2
Коммунарские сборы
это форма воспитательного воздействия на детей и взрослых, позволяющая в
короткий срок добиться высоких результатов в развитии коллектива и личности.
это форма воспитания личности через включение её в идеальные отношения,
формируемые в процессе труда, общения, спорта, игры.
это сжатая по времени, сконцентрированная в закрытом пространстве ситуация
творческого
взаимодействие
участников
в
организации
совместной
жизни,
в
результате
которой
складывается
своеобразная,
неповторимая,
идеальная
общность обучающихся и взрослых, заключающая в себе мощный педагогический
потенциал.
Время сбора максимально насыщено разнообразными мероприятиями и делами,
требующие
коллективного,
группового,
индивидуального
участия,
а,
следовательно,
определённого интеллектуального, эмоционального и физического напряжения.
Актуальность. Организация сотрудничества обучающихся и педагогов позволяет
через
проведение
совместных
мероприятий
объединить
коллективы
педагогов
и
студентов,
создать
условия
для
неформального
общения
взрослых
и
подростков.
Благодаря совместной творческой работе происходит преодоление непонимания между
участниками
учебно-воспитательного
процесса,
развитие
коммуникативных
навыков,
реализация
творческого
потенциала,
а
самое
главное,
формирование,
как
у
обучающихся, так и у педагогов умения действовать слажено, сплоченно, учитывая
мнения и интересы каждого, в определенной жизненной ситуации.
Цель:
Создание
развивающей
среды
для
раскрытия
творческого
потенциала,
организаторских способностей, коммуникативных навыков личности, через включение
обучающихся и взрослых в различные виды творческой деятельности.
Задачи:
1.
Создание
условий
для
формирования
навыков
критического
мышления,
разработки
социальных
проектов,
конструктивного
поведения
в
конфликтах,
коммуникативных и креативных умений.
2.
Развитие
у
обучающихся
навыков
самоорганизации,
самостоятельности,
самовоспитания, самоуправления, самоанализа.
3.
Воспитание ответственности и активной социальной позиции.
Разработка данных коммунарских сборов направленна на адаптацию
первокурсников, на сплоченность группы и на взаимодействие с педагогическим
составом образовательного учреждения. Сборы проводятся за неделю до даты
посвящения в студенты.
2.
Этап планирования и реализации проекта
3
Подготовка
к
коммунарским
сборам
проходит
в
течение
месяца.
Создается
временная
творческая
группа
(ВТГ),
которая
отвечает
за
подготовку
и
проведения
мероприятия.
В
состав
ВКР
входят:
представитель
администрации
ОУ,
педагог
–
организатор,
педагог
–
психолог,
социальный
педагог,
заведующая
библиотекой,
представители преподавательского состава, представители студенческого совета (или
актив ОУ).
Особенно
важно
в
ходе
составления
плана
предусмотреть
такие
составные
компоненты Сбора как:
Питание
Место расположение участников и организаторов
Место проведения основных мероприятий сборов
Социальный статус, возрастные и психологические особенности
Интересы и потребности участников сбора
В
ходе
коммунарского
сбора
желательно
чередовать
серьёзную
творческую
работу
по
созданию
определённого
«продукта»
с
игровыми
и
развлекательными
элементами.
Организация
мероприятий
по
реализации
программы
тематического
коммунарского сбора определена в «Положении по проведению коммунарских сборов
«Покорение Форт Боярд»» (Приложение 1).
Одним из мероприятий коммунарского сбора включающим подробное пошаговое
описание этапов работы является «Верёвочный курс «Испытание Мэтров»» с которыми
можно ознакомиться в Приложении 2. Также предложен образец маршрутного листа для
команд (Приложение 3).
3.
Анализ проведенной деятельности
4
В ходе всего коммунарского сбора (КС) педагоги в группах создают максимальную
возможность ля участия каждого обучающегося в коллективном обсуждении, подготовки
и
проведении
какого
либо
КТД.
Необходимо.
Чтобы
учитывалось
мнение
каждого
участника и принималось общее решение по любым вопросам.
Так же очень важно, чтобы не только подростки, но и взрослые в равной мере
действовали в соответствии с принятыми правилами коммунарского сбора.
Как правило, КС, вольно или нет, несёт в себе определённый воспитательный
смысл. Каждый участник сбора, уносит с собой свою собственную частичку опыта. Это
может
быть
опыт
общения
со
сверстниками,
опыт
выступления
на
сцене,
опыт
разработки и реализации какой либо идеи, проекта и замысла. Очень часто у участников
сбора происходит изменение в отношении к определенным вещам, которые так или
иначе, раскрывались в тематике и содержании Сбора.
Рефлексия
проводится
в
каждой
группе
по
завершению
определенного
мероприятия
по
плану
КС,
в
ходе
которого
каждому
участнику
предоставляется
возможность рассказать о своих впечатлениях. Общая рефлексия проведения Сбора
происходит после подведения итогов. Предлагается всем участникам КС разбиться на
две группы: «Всё замечательно, всё понравилось»; «Могло бы быть и лучше». Всем
желающим даётся возможность высказать свою позицию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
5
СОГЛАСОВАННО:
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УВР
Директор
______________
_________________
ПОЛОЖЕНИЕ
по проведению коммунарских сборов
«Покорение Форт Боярд»
1.
Общее положение
1.1.
Коммунарские сборы – коллективное творческое дело, призванное сплотить
обучающихся и педагогический состав образовательного учреждения.
1.2.
Настоящее
Положение
определяет
цели,
задачи,
содержание,
порядок
проведения коммунарского сбора (далее Сбор).
1.3.
Сбор является интегративной формой обучения детей и взрослых социальной
активности, развития личности и коллектива.
2.
Цели и задачи
2.1.
Создание
развивающей
среды
для
раскрытия
творческого
потенциала,
организаторских
способностей,
коммуникативных
навыков
личности
через
включение обучающихся в различные виды творческой деятельности.
2.2.
Создание
условий
для
формирования
навыков
критического
мышления,
разработки социальных проектов, конструктивного поведения в конфликтах,
коммуникативных и креативных умений.
2.3.
Развитие
у
обучающихся
навыков
самоорганизации,
самостоятельности,
самовоспитания, самоуправления, самоанализа.
2.4.
Воспитание ответственности и активной социальной позиции.
3.
Время и место проведения Сбора
Коммунарский Сбор будет проходить на базе образовательного учреждения, с 10 –
00 до 20 – 00 часов, в выходной день за неделю до даты посвящения в студенты.
4.
Участники Сбора
В
Сборе
принимают
участие
обучающиеся
первого
курса
образовательного
учреждения,
которые
проходят
один
из
этапов
перед
посвящением
в
студенты;
представители
студенческого
самоуправления;
педагоги
–
организаторы;
педагоги
–
психологи; кураторы и мастера групп первого курса.
5.
Содержание и порядок организации Сбора
6
5.1.
Основы программы сбора составляет социально-психологические тренинги и
коллективно
творческие
дела,
которые
выстроены
на
основе
популярного
телевизионного шоу «Форт Боярд».
5.2.
Программу Сбора разрабатывает временная творческая группа (далее ВТГ), в
состав ВТГ входят: представители студенческого самоуправления, педагоги –
организаторы, педагоги – психологи.
Этапы Сбора:
1.
Подготовительный этап.
Проведение организационных сборов;
Подготовка программы Сбора;
Распределение функциональных обязанностей временной творческой группы.
2.
Основной этап – Сбор. Проведение программных мероприятий.
5.3.
План мероприятий Сбора
9-30 – 10-00 Регистрация участников
10-00 – 10-30 Отрядные огоньки «Заседание обитателей башни»
10-30 – 11-00 Открытие Сбора «Совет теней»
11-00 – 12-30 Верёвочный курс «Испытания Мэтров»
12-30 – 12-50 Рефлексия ВК «Заседание обитателей башни»
13-00 – 13-30 Обед
13-30 – 14-30 Работа в группах (подготовка проекта и КТД) «Заседание
обитателей башни»
14-40 – 16-40 Защита проектов «Загадки старца Фуры»
16-40 – 17-40 Спортивная разминка «Приключения обитателей башни»
18-00 – 19-30 КТД «Сокровищница»
19-30
–
20-00
Закрытие
Сбора,
подведение
итогов.
«Совет
теней»
Рефлексия.
5.4.
Структура управления Сбора
«Главный Мэтр башни» – назначается из числа ВТГ на период подготовки и
проведение Сбора.
«Совет теней» – состав жюри в количестве 3 – 5 человек (из состава педагогов,
обучающихся и приглашенных экспертов), осуществляют оценку деятельности
участников на всех этапах Сбора.
«Командир
обитателей
башни»
(командир
отряда)
–
назначается
самостоятельно в каждой группе на период проведения Сбора.
«Мэтры» – ведущие испытаний всех мероприятий Сбора, являются кураторами
по выполнению проектной деятельности в каждой группе, назначаются из
числа ВТГ.
5.5.
Руководство сбором осуществляют «Главный Мэтр башни»; «Совет теней»;
«Мэтры». В их полномочия входят:
Организация работы Сбора.
7
Организация режима дня.
Реализация программных мероприятий.
Создание безопасных условий для жизни и здоровья обучающихся.
Контроль за соблюдением норм и правил, принятых на период Сбора.
6.
Подведение итогов
6.1.
Награждение победителей всех конкурсных испытаний;
6.2.
Выпуск фотогазеты;
6.3.
Размещение на сайте информации об итоге Сборов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика проведения «Веревочного курса»
Веревочный
курс
(далее
–
«ВК»)
представляет
собой
серию
тренинговых
упражнений.
«ВК»
–
это
программа
самообучения
группы,
в
которой
ее
участники
находят
решения,
руководствуясь
лишь
собственным
опытом.
В
«ВК»
нет
места
соревновательности. Важен успех и полученный опыт.
Цель: сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы
8
взаимного доверия и поддержки в коллективе.
Участники: обучающиеся первого курса образовательного учреждения, которые
проходят один из этапов перед посвящением в студенты. Участвует группа в полном
составе,
вместе
с
куратором
(мастером
группы)
и
педагогом.
Участники
одеты
в
спортивную форму.
Время
проведения:
время
выполнения
упражнений
регламентировано,
отслеживается ведущим «Мэтром».
Место
проведения:
территория
образовательного
учреждения,
аудитории,
спортивный зал, актовый зал (в зависимости от погодных условий). Все аудитории
учреждения будут являться комнатами «Форт Боярд»
Инвентарь: веревки, футбольный мяч, футбольные ворота, скамейки, покрывало,
карточки - задания.
Обязательное требование «ВК» обеспечение для его участников безопасности.
Функции ведущего «Мэтра»:
в начале каждого упражнения зачитывает группе его задание и правила. При
возникновении у участников вопросов, задание и правила повторно зачитываются без
дополнительных объяснений. При выполнении задания действует принцип: «Разрешено
все, что не запрещено», но участники должны сами догадаться об этом;
во время выполнения упражнений не помогает и не мешает группе, помнит, что
группа всего должна добиться сама на собственном опыте;
во
время
прохождения
группой
«ВК»
поддерживает
хорошее
настроение
в
группе, осуществляет страховку и организует ее силами самих участников.
Ход мероприятия
«Испытания Мэтров»
Добрый день дорогие друзья, мы рады приветствовать вас на увлекательной игре
«Форт
Боярд»
-
это
множество
испытаний,
атмосфера
тайн.
Многие
искатели
приключений
заходили
в
Форт,
но
далеко
не
все
уходили
с
сокровищами.
Хотите
проверить себя? Форт Боярд ждёт вас!
Сегодня
обитатели
Форта
преодолеют
самые
разнообразные
препятствия
и
проявят свои самые лучшие качества. Разнообразие задач позволит проявить каждому
сильные стороны – кто-то принесёт победу своей команде смекалкой, кто-то силой, а
кто-то возможно и хитростью.
7 «Мэтров» подготовили для вас разнообразные задания, последовательность
которых отражена в маршрутном листе. Каждое конкурсное испытание оценивается
баллами данного этапа и фиксируется в маршрутном листе. По успешному завершению
9
выполнения задания команда получает ключ, для открытия следующей комнаты.
Победителем «Испытания Мэтров» становится команда, открывшая все комнаты
Форта и набравшая наибольшее количество баллов.
Помните, что от вклада каждого в достижение общей цели зависит успех группы.
Вы справитесь, если будете одной командой. Удачи!
Упражнения для «ВК»
1.
«Паутина»
Исходные условия: между стульями или скамейками натянуты веревки в виде
паутины. Расстояние между объектами – 1,5 метра. Веревка расположена параллельно
полу на высоте не более 30 см. Ячейки «паутины» такие, чтобы в них могли войти две
ноги одновременно. Число ячеек не ограничено. Группа находится по одну сторону от
«паутины».
Задание: пройти всей группой сквозь «паутину», с условием, что в одной ячейке
должны находится две ноги разных участников.
Ограничения:
• всё задание выполняется молча, но предварительно участники могут обсудить
тактику;
• нельзя, чтоб в ячейке была только одна нога (может быть только у начинающего и
завершающего участника);
• обходить «паутину» нельзя ни в ту, ни в другую сторону;
• нельзя касаться «паутины» (веревки);
• при касании любым участником «паутины» (веревки) упражнение выполняется
всей группой с самого начала.
2.
«Обрыв»
Исходные
условия:
вся
группа
встает
в
шеренгу
на
скамейку
(шириной
20
сантиметров и длиной 7-8 метров).
Задание: участникам группы поменяться местами так, чтобы первый с одного конца
шеренги стад первым с начала другого, второй с конца стал вторым с начала и т.д.
Ограничения: при касании земли любым участником упражнение выполняется всей
группой с начала.
3.
«Скованные одной цепью»
Исходные условия: все участники связываются между собой верёвкой за элементы
одежды и проходят по заданному направлению от пункта А до пункта Б. По завершению
пути развязываются.
10
Задание: пройти по заданному пути.
Ограничения:
• не заступая за границы;
• задание выполнять молча.
4.
«Остров»
Исходные условия: на полу располагается покрывало
Задание:
уместиться
всей
группой
внутри
покрывала.
После
успешного
распределения всех участников, размеры покрывала уменьшаются в два раза.
Ограничения:
не заступать за его стороны;
продержаться в таком положении не менее 10 секунд.
5.
«Гусеница»
Исходные условия: участники встают в колонну друг за другом. Каждый участник
ставит ноги на ширине плеч и подает правую руку между ними (ногами) стоящему
позади,
при
этом
левой
рукой
берет
правую
руку
стоящего
впереди.
Испытание
выполняется в затемненной комнате.
Задание: всей группе сесть на пол, а затем подняться, не расцепляя при этом рук.
Ограничения: при расцеплении рук любых участников упражнение выполняется
всей группой с начала.
6.
«Карты Мэтра»
Исходные
условия:
участники
встают
в
колону,
первый
подходит
к
ведущему,
вытягивает карту, на которой написано слово. Задача участника объяснить это слово не
используя однокоренные слова. Как слово будет угадано вторым участником, первый
переходит в конец колоны, второй получает свою карту, объясняет третьему и т.д.
Задание: отгадать каждому участнику своё слово.
Ограничения: другие участники подсказывать не могут. Участник при нарушении
правил объяснения, получает новое слово.
7.
«Пенальти»
Исходные
условия:
на
расстоянии
10
метров
перед
футбольными
воротами
шириной 3 метра установлен футбольный мяч.
Задание: группе забить ногой мяч в ворота 15 раз подряд с расстояния 10 метров.
Ограничения: при промахе счет забитых мячей идет с начала.
11
Варианты организации самоанализа:
1.
После
каждого
упражнения.
Этот
вариант
наиболее
приемлем
при
использовании
«ВК»
в
качестве
тренинга,
когда
наибольшее
внимание
уделяется
психологическим аспектам взаимоотношений в группе. В ходе обсуждения участники
группы делятся своими впечатлениями, отмечают трудности, которые они испытывали
при выполнении упражнения.
2.
В середине «ВК» и после него. Этот вариант наиболее распространен среди
организаторов и используется при проведении «ВК» с целью сплочения коллектива,
находящегося на начальной стадии формирования. В ходе обсуждения участники группы
делятся своими впечатлениями, выявляют и анализируют трудности, которые группа
испытывала
при
выполнении
упражнений,
и
определяют
пути
их
преодоления
при
выполнении последующих упражнений. После «ВК» участники группы подводят его итоги
и отмечают изменения, произошедшие с группой в ходе его прохождения.
3.
После
всего
«ВК».
Данный
вариант
рекомендуется
использовать
только
в
случае,
когда
время
на
проведение
«ВК»
очень
ограничено.
В
ходе
обсуждения
участники группы делятся своими впечатлениями, отмечают трудности, которые они
испытывали при выполнении упражнения, что в действиях группы мешало их быстрому
преодолению. Для эффективности этого варианта самоанализа важно в ближайшее
время дать возможность группе использовать сделанные выводы в другой коллективной
деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Вариант 1
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
«Испытания Мэтров»
Команда ___________________________________________
Наименование этапа, ответственный, место нахождения
«Паутина»
«Обрыв»
«Скованные
одной
«Остров»
«Гусеница»
«Карты
Мэтра»
«Пенальти»
12
цепью»
Количество баллов
Итого общее количество баллов _________________________
Вариант 2
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
«Испытания Мэтров»
Команда ___________________________________________
Наименование
этапа
место нахождения
ответственный
Кол-во баллов
«Паутина»
«Обрыв»
«Скованные одной
цепью»
«Остров»
«Гусеница»
«Карты Мэтра»
«Пенальти»
Итого общее количество баллов _________________________
13