Напоминание

"Сила воли, нужна ли она человеку?"


Автор: Юсько Нина Леонидовна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Соликамский политехнический техникум"
Населённый пункт: Пермский край, г.Соликамск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сила воли, нужна ли она человеку?"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ГБПОУ «Соликамский политехнический техникум»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

тема «Сила воли, нужна ли она человеку?»

Разработала

преподаватель

Iкатегории



Юсько Н.Л.

г. Соликамск 2016


Внеклассное мероприятие

Тема: Сила воли, нужна ли она человеку?

Ц е л ь :
Дать определения понятий воля и слабоволие, раскрыть их суть; показать важность такого качества как сила воли в жизни каждого человека и необходимость воспитать его в себе самом; как слабоволие мешает в жизни.
Оборудование:
Плакаты с высказываниями известных людей:  «Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник» (В. Шекспир).  «Тот, кто хочет развить свою волю, должен научиться преодолевать препятствия» (И.П. Павлов).  «Тренируя своё тело, человек становится выносливым, здоровым, ловким; так же следует тренировать свой разум, свою волю» (М. Горький).  «Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляй себя делать то, что не хочется, но надо. Долженствование – главный источник воли» (В.А. Сухомлинский).  Воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Осуществляя волевое усилие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, желаний; для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия (Советский энциклопедический словарь). Музыкальное оформление.
Предварительная работа с учащимися:
 Написание мини-сочинения на тему: «Как я понимаю, что такое сила воли» (с примерами из собственной жизни или из жизни других людей).  Работа со словарём над понятием «сила воли».
Ход занятия

1.
Я рада приветствовать всех присутствующих. Ребята, сегодня у нас с вами необычный час общения на тему: Сила воли, нужна ли она человеку? Во- первых, необычный потому что, у нас сегодня гости, а во вторых, мы с вами должны обсудить, на мой взгляд, очень важную тему. Н а с те н а х к а б и н ета в и с я т плакаты, с выск азываниями известных людей, прочитайте, пожалуйста, их внимательно. (Кто- либо из учащихся зачитывает в ы с к а з ы в а н и я ) . С к а ж и т е , пожалуйста, что общего в этих высказываниях? (Общее в них – слово «
воля
»).

2.
Да во всех высказываниях присутствует это слово. На одном из недавних часов общения мы с вами п о з н а к о м и л и с ь с понятием нравственной устойчивости. Убедились, что оно состоит из многих моральных качеств. Все они очень важны, так как тесно связаны друг с д р у г о м . Д а в а й т е вспомним, к акие э т о к а ч е с т в а : д о б р о т а , честность, совесть, долг и так далее. Все эти качества не играют положительной роли, если человек не обладает силой воли. Сегодня мы с вами поговорим об этом важном качестве – о воле. Незадолго до сегодняшнего часа общения я вам предложила написать мини-сочинение о том, как вы понимаете, что такое сила воли. Послушайте некоторые выдержки из Ваших мини-сочинений:  «Сила воли – это когда человек может сказать «нет». Если человек захочет бросить курить или пить, на это надо иметь силу воли».  «Я понимаю под «силой воли», то, что человек может пересилить себя, соблазн и т.д. в различных ситуациях».  «У человека должна быть сила воли, например я, раньше курил, а потом бросил, может мне и хотелось курить, но я всё равно не стал этого делать. Сила воли это, когда человек может вытерпеть то, что очень сложно вытерпеть»  «Я понимаю, что сила воли, это когда ты ставишь перед собой какую-то цель и её достигаешь, например - хорошо учиться».  «Сила воли - это когда ты не обращаешь внимание на плохих людей, не подражаешь им, и имеешь своё мнение, сдерживаешь свои эмоции, имеешь терпение».  Сила воли – это например терпение при достижении спортивных результатов.  Сила воли – это чувство, которое испытывает человек. Когда что-то нужно сделать или решиться. Например, бросить курить, и не поддаваться соблазну.
3.
Давайте посмотрим, как понятия «
воля
», и «
сила воли
» трактуются в словарях русского языка. (Познакомить учащихся со словарями, которые имеются в библиотеке ОУ). - С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. - С.И. Ожегов. Словарь русского языка. - В.В. Лопатин, Л.Е, Лопатина. Русский толковый словарь. - Ф . Б р о к л а у з , И . Е ф р о н . Энциклопедический словарь. Есть ещё много различных словарей, а также известный словарь В.И. Даля:
«
Воля
– желание, стремление, независимость, простор в действиях. Сила воли - мочь, могута, способность нисколько не объяснимая, но проявляющаяся без видимой вещественной силы (Сила воли над самим собой)».
4.

Итак
, мы с вами выяснили, что такое воля. Но это понятие тесно связано с другими качествами личности. Посмотрите, пожалуйста, на таблицу со структурой понятий «Сила воли» и «Слабоволие».
Воля тесно связана с такими качествами личности, как:  целеустремлённость – подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности на её достижение;  настойчивость – способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней;  выдержка (самообладание) – способность постоянно контролировать своё поведение;
 решительность – способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению;  мужество и смелость – готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни или личного благополучия;  дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общественным правилам;  инициативность – внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость, руководящая роль в действиях.
5.
А теперь, после того как мы ознакомились с сутью каждого волевого свойства. Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили эти понятия. Сейчас я вам зачитаю несколько примеров, а вы постарайтесь определить, какое волевое свойство проявляется в каждом из них.  « Этот случай произошёл на одном из кораблей, находившемся в северных широтах. На корабле обледенела антенна локатора, и он перестал работать. Нужно было срочно сколоть лёд. Однако сделать это можно было голыми руками, так как инструмент мог повредить антенну. А н т е н н а н а х о д и л а с ь н а в ы с о т е девятиэтажного дома. Командир ждал: кто отважится добровольно выполнить это задание? Вызвался один молодой парень. Парень полез наверх. Скорость ветра достигала, 45 м/сек. Его пронизывало жгучим ледяным ветром. Наконец – площадка. Он привязал себя к лееру (туго натянутый канат, трос, закреплённый с обеих сторон и служащий для крепления парусов, предохраняющий от падения людей за борт) снял перчатки и начал работать. Лёд, облепивший антенну, был очень крепкий. Целых 15 минут, преодолевая страшный ветер и мороз,
голыми руками юноша скалывал лёд. Руки его опухли, стали багровыми, нестерпимо болели от ссадин и мороза. Но он преодолел все трудности, завершил работу и благополучно спустился на палубу». Какие волевые качества проявил юноша? (Ответы учащихся)  «Известный аргентинский футболист Марадона стал заниматься наркобизнесом, употреблять наркотики. Он был исключён из итальянской команды, в которой работал по контракту. Сильнейшего форварда, а затем наркомана нигде не брали на работу. Человек мог бы сломаться в такой ситуации, но Марадона выстоял. Он поставил перед собой цель – вылечиться от пагубного пристрастия. И сумел выполнить взятое самообязательство. Он вернулся в большой футбол, вернулся в жизнь» Какие волевые качества помогли Марадоне вернуться в большой спорт? (Ответы учащихся).
6.
А сейчас я предлагаю вам принять участие в игре «Тайное свойство». Встаньте в круг и вытяните руки перед собой. У меня в руках драгоценный камень, который символизирует какое-либо волевое качество, например, настойчивость. Проходя мимо вас. Я буду вкладывать свои ладони в ладони каждого из вас, добавляя к вашему имени одно из волевых свойств: Надя –выдержанная, Катя – решительная, Света – целеустремлённая и так далее. Незаметно я оставлю камень в ладонях одного из вас. Когда я пройду весь круг, один из вас будет отгадывать. У кого находится камень. Для этого вам надо вспомнить. Какими волевыми качествами я наделила всех игроков. Игроку даётся 3 попытки отгадать, у кого находится камень. (Рефлексия).
7.
Далее учащиеся выполняют упражнение «Самооценка воли»,
оценивая по пятибалльной системе свои усилия в воспитании волевых качеств. В результате чего представляют своё «Я-волевое».
Я волевое =
 самодисциплина (требовательность к себе)  самообладание (спокойствие, уверенность)  самоконтроль  доведение начатого дела до конца  настойчивость (преодоление трудностей)  отказ от неразумных желаний, соблазнов  преодоление тревог, страхов Ассистент обрабатывает данные ответов.
8.
Ребята, в нашем техникуме вы получаете профессию «Повар, кондитер». Как вы думаете, нужна ли в вашей будущей профессии сила воли? Приведите примеры. (Рассуждения учащихся по этому поводу). Так что же помогает людям совершать победу над собой? Конечно, поставленные цели. А цели должны быть направлены на благо человека. Я думаю, вы понимаете, как важно суметь устоять перед соблазном, суметь выстоять в трудную минуту. Суметь сказать себе «нет». И я уверена, что каждый из вас когда-нибудь одерживал над собой маленькую победу, преодолевал хоть небольшую слабость, а значит, проявлял волю. Насколько сильна наша воля, настолько обычно плодотворна наша работа, учёба, жизнь, то есть любой вид деятельности.

9.
Я приготовила для вас рекомендации по воспитанию силы воли или пять «НАДО»
«Надо

1»:
Понаблюдать за собой и определить, каких из перечисленных волевых качеств не достигает в вашем характере.
«Надо 2»:
Начинать бороться с недостатками, проявляя и усиливая свои положительные качества.
«Надо 3»:
Убеждать и приказывать себе поступать правильно.
«Надо 4»:
Упорно контролировать свои действия.
«Надо 5»:
Подбадривать себя, поощрять прогулкой, отдыхом, маленьким сюрпризом самому себе. Надеюсь, что вы начнёте применять эти рекомендации с этой минуты.
Сообщение

ассистента

по

самооценке воли.
В трудные моменты вам помогут формулы самовнушения. (Звучит спокойная музыка Моцарта)
Ведущий:
Примите удобное положение. Закройте глаза, расслабьтесь. Дышите ровно, спокойно, ритмично. Отдыхайте. Слушайте мой голос. Мысленно повторяйте за мной.
* Мне спокойно! * Мне хорошо! * Я - отдыхаю! * Полный покой! Звучит музыка.  У меня сильная воля.  Я могу добиться того, чего хочу!  Я верю в себя, в свои силы.  Я люблю своё будущее.  У меня достаточно сил для победы!  Я добьюсь успеха.  Я приду к цели. Звучит музыка.  Слушайте мой голос!  Я хорошо отдыхаю!  Ко мне возвращается бодрость.  У меня хорошее бодрое настроение.  Я бодр.  У меня хорошее настроение. Откройте глаза. Улыбнитесь, подтянитесь! На этом наш час общения закончен. Всего вам доброго. До свидания.
РУССКИЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. С. И. Ожегова, Н.Ю. Шведова.

1.

«Воля»


это свобода в проявлении чего-нибудь (например, дать волю своему чувству). Взять волю (например, почувствовать свободу в своих поступках, начать поступать своевременно). Рукам воли не давай (не дерись, убери руки) используется в разговорном жанре.
2.

«Воля»


это свободное состояние, (например, не в тюрьме, не взаперти). Выпустить на волю, на воле, на свежий воздух, на свежем воздухе. (употребляется в простонародье), уменьшительно- ласкательное (волюшка).
СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. С.И. Ожегова.

3.

«Воля» –
способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели. Сила воли. Воспитание силы воли. Сознательное стремление к осуществлению чего-нибудь (например, воля к победе). Пожелание, требование (например. воля народа-закон). Считаться с волей избирателей. Волевое решение.
«Слабовольный» -
со слабой волей.
РУССКИЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. В.В. Лопатин. Л.Е. Лопатина


4.

«Воля»


способность к внутренним усилиям, необходимым для осуществления поставленных перед собой целей. «
Сила

воли».
Положение, требование (например, осуществить волю коллектива, сделать что-нибудь по своей или чужой воле). Власть, возможность распоряжаться (например, это не в нашей воле, ваша добрая воля или воля ваша – поступайте, как хотите). Свобода (например, выйти на волю. Дать волю своему чувству (волевой), волевое усилие.
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Ф. Брокгауз. И. Ефрон.

5.

«Воля» –
это физиологическая, психическая способность животных и человека произвольно, независимо от внешних условий, вызывать или подавлять те или иные потребности, главным образом, движения, и вырабатывать внутренние импульсы деятельности.
СЛОВАРЬ В.И. Даля.

6.

«Воля» –
желание, стремление, независимость. Простор в действиях.
«Сила воли -
мочь, могута, способность нисколько не объяснимая, но проявляющаяся без видимой вещественной силы (например, сила воли над самим собой)».
Список литературы
1. Л.В. Войнова, В.П. Жуков. Фразеологический словарь русского языка. М.: издательство «Русский язык», 1986. 2. Гаврилова Т.П. Изучение личности подростка в процессе формирования нравственной устойчивости. Пермь, 2010. 3. А.А. Гусейнов и И.С. Кон Словарь по этике. / 6-е изд. М.: Политиздат. 1989. 4. Ф.Брокгауз, И. Эфрон. Энциклопедический словарь, 2002 5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
М.: Русский язык, 1980 6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 18 изд. М.: Русский язык, 1989. 7. Энциклопедия мысли. Книга первая. СПб, 2009.


В раздел образования