Ц е л ь : Дать
определения
понятий
воля
и
слабоволие, раскрыть их суть; показать важность
такого
качества
как
сила
воли
в
жизни
каждого
человека
и
необходимость
воспитать
его
в
себе
самом; как слабоволие мешает в жизни.
Оборудование:
Плакаты с высказываниями известных людей:
«Наша личность – это сад, а наша воля – его
садовник» (В. Шекспир).
«Тот, кто хочет развить свою волю, должен
научиться преодолевать препятствия» (И.П.
Павлов).
«Тренируя
своё
тело,
человек
становится
выносливым, здоровым, ловким; так же следует тренировать свой разум,
свою волю» (М. Горький).
«Повелевать
самому
себе,
властвовать
над
собой
учись
с
малого.
Заставляй себя делать то, что не хочется, но надо.
Долженствование –
главный источник воли» (В.А. Сухомлинский).
Воля
–
способность
к
выбору
деятельности
и
внутренним
усилиям,
необходимым
для
её
осуществления.
Осуществляя
волевое
усилие,
человек
противостоит
власти
непосредственно
испытываемых
потребностей, желаний; для волевого акта характерно не переживание «я
хочу»,
а
переживание
«надо»,
«я
должен»,
осознание
ценностной
характеристики цели действия (Советский энциклопедический словарь).
Музыкальное оформление.
Предварительная работа с учащимися:
Написание мини-сочинения на тему: «Как я понимаю, что такое сила воли»
(с примерами из собственной жизни или из жизни других людей).
Работа со словарём над понятием «сила воли».
Ход занятия
1.
Я рада приветствовать всех присутствующих. Ребята, сегодня у нас с вами
необычный час общения на тему: Сила воли, нужна ли она человеку? Во-
первых,
необычный потому что,
у нас сегодня гости, а во вторых,
мы с вами должны обсудить, на
мой взгляд, очень важную тему.
Н а
с те н а х
к а б и н ета
в и с я т
плакаты,
с
выск азываниями
известных
людей,
прочитайте,
пожалуйста, их внимательно. (Кто-
либо
из
учащихся
зачитывает
в ы с к а з ы в а н и я ) .
С к а ж и т е ,
пожалуйста,
что
общего
в
этих
высказываниях? (Общее в них –
слово « воля »).
2.
Да во всех высказываниях
присутствует
это слово.
На
одном
из
недавних
часов общения мы с вами
п о з н а к о м и л и с ь
с
понятием
нравственной
устойчивости.
Убедились,
что оно состоит из многих
моральных качеств.
Все
они очень важны, так как
тесно
связаны
друг
с
д р у г о м .
Д а в а й т е
вспомним,
к акие
э т о
к а ч е с т в а :
д о б р о т а ,
честность, совесть, долг и
так далее. Все эти качества не играют положительной роли, если человек
не обладает силой воли. Сегодня мы с вами поговорим об этом важном
качестве – о воле.
Незадолго до сегодняшнего часа общения я вам
предложила написать мини-сочинение о том, как вы понимаете, что такое
сила воли. Послушайте некоторые выдержки из Ваших мини-сочинений:
«Сила воли – это когда человек может сказать «нет». Если человек захочет
бросить курить или пить, на это надо иметь силу воли».
«Я понимаю под «силой воли», то, что человек может пересилить себя,
соблазн и т.д. в различных ситуациях».
«У человека должна быть сила воли, например я, раньше курил, а потом
бросил, может мне и хотелось курить, но я всё равно не стал этого делать.
Сила
воли
это,
когда
человек
может
вытерпеть
то,
что
очень
сложно
вытерпеть»
«Я понимаю, что сила воли, это когда ты ставишь перед собой какую-то
цель и её достигаешь, например - хорошо учиться».
«Сила воли - это когда ты не обращаешь внимание на плохих людей, не
подражаешь
им,
и
имеешь
своё
мнение,
сдерживаешь
свои
эмоции,
имеешь терпение».
Сила
воли
–
это
например
терпение
при
достижении
спортивных
результатов.
Сила воли – это чувство, которое испытывает человек. Когда что-то нужно
сделать
или
решиться.
Например,
бросить
курить,
и
не
поддаваться
соблазну.
3.
Давайте посмотрим, как понятия « воля », и « сила воли » трактуются в
словарях русского языка. (Познакомить учащихся со словарями, которые
имеются в библиотеке ОУ).
-
С.И.
Ожегов,
Н.Ю.
Шведова.
Толковый
словарь
русского
языка.
-
С.И. Ожегов. Словарь русского
языка.
-
В.В.
Лопатин,
Л.Е,
Лопатина.
Русский толковый словарь.
-
Ф .
Б р о к л а у з ,
И .
Е ф р о н .
Энциклопедический словарь.
Есть ещё много различных словарей, а также известный словарь В.И. Даля:
« Воля – желание, стремление, независимость, простор в действиях. Сила воли
- мочь, могута, способность нисколько не объяснимая, но проявляющаяся без
видимой вещественной силы (Сила воли над самим собой)».
4.
Итак , мы с вами выяснили, что такое воля. Но это понятие тесно связано с
другими
качествами
личности.
Посмотрите,
пожалуйста,
на
таблицу
со
структурой понятий «Сила воли» и «Слабоволие».
Воля тесно связана с такими качествами личности, как:
целеустремлённость – подчинение человеком своего поведения устойчивой
жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности на
её достижение;
настойчивость
–
способность
доводить
до
конца
принятые
решения,
достигать
поставленной
цели,
преодолевая
всякие
препятствия
и
затруднения на пути к ней;
выдержка (самообладание) – способность постоянно контролировать своё
поведение;
решительность – способность своевременно принимать обоснованные и
устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению;
мужество
и
смелость
–
готовность
человека
идти
к
достижению
цели,
несмотря на опасность для жизни или личного благополучия;
дисциплинированность –
сознательное
подчинение
своего
поведения
общественным правилам;
инициативность – внутреннее побуждение к новым формам деятельности,
предприимчивость, руководящая роль в действиях.
5.
А теперь, после того как мы ознакомились
с
сутью
каждого
волевого
свойства.
Давайте проверим, насколько хорошо вы
усвоили
эти
понятия.
Сейчас
я
вам
зачитаю
несколько
примеров,
а
вы
постарайтесь определить, какое волевое
свойство проявляется в каждом из них.
«
Этот
случай
произошёл
на
одном
из
кораблей,
находившемся
в
северных
широтах. На корабле обледенела антенна
локатора, и он перестал работать. Нужно
было срочно сколоть лёд. Однако сделать
это можно было голыми руками, так как
инструмент
мог
повредить
антенну.
А н т е н н а
н а х о д и л а с ь
н а
в ы с о т е
девятиэтажного дома. Командир ждал: кто
отважится добровольно выполнить это задание? Вызвался один молодой
парень. Парень полез наверх. Скорость ветра достигала, 45 м/сек. Его
пронизывало жгучим ледяным ветром. Наконец – площадка. Он привязал
себя
к
лееру
(туго
натянутый
канат,
трос,
закреплённый
с
обеих
сторон и служащий для крепления парусов, предохраняющий от падения
людей за борт) снял перчатки и начал работать. Лёд, облепивший антенну,
был очень крепкий. Целых 15 минут, преодолевая страшный ветер и мороз,
голыми руками юноша скалывал лёд. Руки его опухли, стали багровыми,
нестерпимо болели от ссадин и мороза. Но он преодолел все трудности,
завершил работу и благополучно спустился на палубу».
Какие волевые качества проявил юноша? (Ответы учащихся)
«Известный
аргентинский
футболист
Марадона
стал
заниматься
наркобизнесом, употреблять наркотики. Он был исключён из итальянской
команды, в которой работал по контракту. Сильнейшего форварда, а затем
наркомана нигде не брали на работу. Человек мог бы сломаться в такой
ситуации,
но
Марадона
выстоял.
Он
поставил
перед
собой
цель
–
вылечиться
от
пагубного
пристрастия.
И
сумел
выполнить
взятое
самообязательство. Он вернулся в большой футбол, вернулся в жизнь»
Какие волевые качества помогли Марадоне вернуться в большой спорт?
(Ответы учащихся).
6.
А сейчас я предлагаю вам принять участие в игре «Тайное свойство».
Встаньте в круг и вытяните руки перед собой. У меня в руках драгоценный
камень, который символизирует какое-либо волевое качество, например,
настойчивость.
Проходя мимо вас. Я буду вкладывать свои ладони в ладони каждого из вас,
добавляя к вашему имени одно из волевых свойств: Надя –выдержанная,
Катя – решительная, Света – целеустремлённая и так далее. Незаметно я
оставлю камень в ладонях одного из вас.
Когда я пройду весь круг, один из вас будет
отгадывать.
У
кого
находится
камень.
Для
этого вам надо вспомнить. Какими волевыми качествами я наделила всех
игроков. Игроку даётся 3 попытки отгадать, у кого находится камень.
(Рефлексия).
7.
Далее учащиеся выполняют упражнение «Самооценка воли»,
оценивая по пятибалльной системе свои усилия в воспитании волевых
качеств.
В
результате
чего
представляют
своё
«Я-волевое».
Я волевое =
самодисциплина (требовательность к себе)
самообладание (спокойствие, уверенность)
самоконтроль
доведение начатого дела до конца
настойчивость (преодоление трудностей)
отказ от неразумных желаний, соблазнов
преодоление тревог, страхов
Ассистент обрабатывает данные ответов.
8.
Ребята, в нашем техникуме вы получаете профессию «Повар, кондитер».
Как
вы
думаете,
нужна
ли
в
вашей
будущей
профессии
сила
воли?
Приведите примеры.
(Рассуждения учащихся по этому поводу).
Так
что
же
помогает
людям
совершать
победу
над
собой?
Конечно,
поставленные цели. А цели должны быть направлены на благо человека.
Я думаю, вы понимаете, как важно суметь устоять перед соблазном, суметь
выстоять в трудную минуту. Суметь сказать себе «нет». И я уверена, что
каждый
из
вас
когда-нибудь
одерживал
над
собой
маленькую
победу,
преодолевал хоть небольшую слабость, а значит, проявлял волю. Насколько
сильна наша воля, настолько обычно плодотворна наша работа, учёба,
жизнь, то есть любой вид деятельности.
9.
Я приготовила для вас рекомендации по воспитанию силы воли или пять
«НАДО»
«Надо
1»: Понаблюдать
за
собой
и
определить,
каких
из
перечисленных
волевых качеств не достигает в вашем характере.
«Надо 2»:
Начинать бороться с недостатками, проявляя и усиливая свои
положительные качества.
«Надо 3»: Убеждать и приказывать себе поступать правильно.
«Надо 4»: Упорно контролировать свои действия.
«Надо 5»: Подбадривать себя, поощрять прогулкой, отдыхом, маленьким
сюрпризом самому себе.
Надеюсь, что вы начнёте применять эти рекомендации с этой минуты.
Сообщение
ассистента
по
самооценке воли.
В трудные моменты вам помогут формулы самовнушения.
(Звучит спокойная музыка Моцарта)
Ведущий:
Примите удобное положение.
Закройте глаза, расслабьтесь.
Дышите ровно, спокойно, ритмично.
Отдыхайте.
Слушайте мой голос.
Мысленно повторяйте за мной.
* Мне спокойно!
* Мне хорошо!
* Я - отдыхаю!
* Полный покой!
Звучит музыка.
У меня сильная воля.
Я могу добиться того, чего хочу!
Я верю в себя, в свои силы.
Я люблю своё будущее.
У меня достаточно сил для победы!
Я добьюсь успеха.
Я приду к цели.
Звучит музыка.
Слушайте мой голос!
Я хорошо отдыхаю!
Ко мне возвращается бодрость.
У меня хорошее бодрое настроение.
Я бодр.
У меня хорошее настроение.
Откройте глаза.
Улыбнитесь, подтянитесь!
На этом наш час общения закончен.
Всего вам доброго.
До свидания.
РУССКИЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. С. И. Ожегова, Н.Ю. Шведова.
1.
«Воля»
– это свобода в проявлении чего-нибудь (например, дать
волю своему чувству). Взять волю (например, почувствовать свободу
в своих поступках, начать поступать своевременно). Рукам воли не
давай (не дерись, убери руки) используется в разговорном жанре.
2.
«Воля»
–
это
свободное
состояние,
(например,
не
в
тюрьме,
не
взаперти). Выпустить на волю, на воле, на свежий воздух, на свежем
воздухе.
(употребляется
в
простонародье),
уменьшительно-
ласкательное (волюшка).
СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. С.И. Ожегова.
3.
«Воля» – способность осуществлять свои желания, поставленные
перед собой цели. Сила воли. Воспитание силы воли. Сознательное
стремление к осуществлению чего-нибудь (например, воля к победе).
Пожелание, требование (например. воля народа-закон). Считаться с
волей избирателей. Волевое решение.
«Слабовольный» - со слабой волей.
РУССКИЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. В.В. Лопатин. Л.Е. Лопатина
4.
«Воля»
– способность
к
внутренним
усилиям,
необходимым
для
осуществления
поставленных
перед
собой
целей.
« Сила
воли».
Положение,
требование
(например,
осуществить
волю
коллектива,
сделать что-нибудь по своей или чужой воле). Власть, возможность
распоряжаться (например, это не в нашей воле, ваша добрая воля
или воля ваша – поступайте, как хотите). Свобода (например, выйти
на волю. Дать волю своему чувству (волевой), волевое усилие.
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Ф. Брокгауз. И. Ефрон.
5.
«Воля» – это физиологическая, психическая способность животных и
человека произвольно, независимо от внешних условий, вызывать или
подавлять те или иные потребности, главным образом, движения, и
вырабатывать внутренние импульсы деятельности.
СЛОВАРЬ В.И. Даля.
6.
«Воля» – желание, стремление, независимость. Простор в действиях.
«Сила воли - мочь, могута, способность нисколько не объяснимая,
но проявляющаяся без видимой вещественной силы (например, сила
воли над самим собой)».
Список литературы
1.
Л.В. Войнова, В.П. Жуков. Фразеологический словарь русского языка.
М.: издательство «Русский язык», 1986.
2. Гаврилова Т.П. Изучение личности подростка в процессе формирования
нравственной устойчивости. Пермь, 2010.
3. А.А. Гусейнов и И.С. Кон Словарь по этике. / 6-е изд. М.: Политиздат. 1989.
4. Ф.Брокгауз, И. Эфрон. Энциклопедический словарь, 2002
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
М.: Русский язык, 1980
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 18 изд. М.:
Русский язык, 1989.
7. Энциклопедия мысли. Книга первая. СПб, 2009.