Автор: Бабенко Валентина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида" №197 Населённый пункт: г.Кемерово, Кемеровская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Изобразительное искусство в детском саду" Раздел: дошкольное образование
Раздел 1. Изобразительное искусство в детском саду.
Тема: Ознакомление дошкольников с живописью и ее жанрами.
Задание
№
1.
Подготовить
сообщение
на
тему:
«Методика
ознакомления детей с произведениями живописи разных жанров. Пейзаж.
1.
Понятие жанра
Пейзаж
—
жанр
изобразительного
искусства,
посвященный
воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Пейзаж
бывает архитектурный, городской, парковый, индустриальный, морской. В
работе с детьми чаще используется природный пейзаж.
Пейзаж — это не случайно выбранный художником уголок природы
или
города.
Его
выбор
обусловлен
состоянием
погоды,
освещенностью,
временем
суток,
настроением
художника.
Художник
не
фотографирует,
а
обобщает и творит образы природы. Пейзаж не только выражает настроение,
но и несет в себе определенную идею.
Некоторые особенности
композиции этого
жанра.
На
пейзажном
полотне
отражается
пространственная
протяженность
и
глубина.
Особое
место занимает первый план, помогающий раскрыть идею произведения,
замысел художника. Важной особенностью пейзажной живописи является
соотношение
размеров
земли
и
неба
на
полотне,
а
также
их
цветовое
отношение,
которое
создает
гармонию
колорита.
При
низком
горизонте
пейзаж
кажется
величественным,
а
при
высоком
создается
ощущение
простора.
В
композиции
пейзажа
все
художественные
образы
находятся
в
равновесии, в ритмическом чередовании цвета и света. Таковы основные
особенности использования художником выразительных средств живописи.
Пейзаж ярче других жанров живописи выражает различные оттенки и
нюансы чувств, эмоций художника, его отношение к окружающей природе.
Пейзажные произведения созвучны с музыкой, поэзией. К каждому пейзажу
1
можно
подобрать
музыкальное
произведение.
Так,
настроению
картины
«Голубая
весна».
В.
Н.
Бакшеева
созвучна
мелодия
П.
И.
Чайковского
«Весна» или Н. А. Римского-Корсакова «Песни и пляски птиц» из оперы
«Снегурочка», а при рассматривании картины А. А. Рылова «В голубом
просторе»
кажется,
что
звучит
«Баркаролла»
П.
И.
Чайковского;
когда
любуемся полотном А. А. Пластова «Первый снег», невольно вспоминается
музыка
С.
С.
Прокофьева
«Утро».
Восприятие
картины
И.
И.
Левитана
«Золотая осень» можно мысленно сопровождать стихотворными строками А.
С. Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная
краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые
леса...»
Созвучие пейзажа с поэзией позволяет подразделять его на жанры:
лирический, эпический, романтический, драматический. Лирический пейзаж
отражает
красоту
природы,
он
экспрессивен
по
настроению,
вызывает
определенные переживания — чувства грусти или радости, любви к Родине.
Эпический
пейзаж раскрывает
величие
земли.
В
нем
вс е
монументально, написано ярко, звучно. Например, в картинах М. С. Сарьяна
«Горы», «Октябрь в Ереване».
Романтический
пейзаж вызывает
у
нас
чувства
яркие,
сильные,
страстные. Природа, отраженная в таком пейзаже, ассоциирует с чувствами
человека.
Картина
И.
К.
Айвазовского
«Девятый
вал»
передает
тревогу,
душевное смятение, беспомощность человека перед природной стихией; в
картине И. И. Левитана «Весна — большая вода» весна — это пробуждение
жизни, но вокруг все так спокойно, неподвижно, мирно; кажется, что и душа
художника находится в состоянии покоя, созерцания жизни со стороны.
В драматическом
пейзаже все изменчиво, напряженно, предвещает
бурю, грозу. Такое полотно всегда вызывает ощущение тревоги, смятения,
беспокойства.
Например,
картина
К.
Е.
Маковского
«Дети,
бегущие
от
грозы».
2
Пейзажная
живопись,
особенно
для
горожан,
является
тем
видом
искусства, воспринимая которое мы испытываем отдохновение от суеты, от
городского шума.
2.
С
какими
произведениями
жанра
можно
знакомить
детей
дошкольного возраста (указать автора, название, возрастную группу)
Младшая группа
Попов И.А. «Первый снег», Ткачевы А.П. и С.П. «На родном просторе»
Средняя группа
Левитан И.И. «Золотая осень»
Старшая группа
Шишкин
И.И.
«Утро
в
сосновом
бору»,
Остроухов
И.С.
«Золотая
осень», Пластов А.А. «Первый снег», Грабарь И.Э. «Февральская лазурь».
Подготовительная к школе группа
Остроухов И.С. «Золотая осень», Пластов А.А. «Лето», «Первый снег»,
Грабарь И.Э. «Февральская лазурь», Юон К.Ф. «Мартовское солнце»,
Ромадин Н.М. «Март», Шишкин И.И. «Утро в сосновом бору».
3. Какие методы и приемы обучение используются при ознакомлении
дошкольников с жанром пейзажа?
Искусствоведческий рассказ педагога
Прием точных установок
Беседа, постановка конкретных и подробных вопросов.
Постановка вопросов более обобщенного характера
Пояснение
Сравнение
Акцентирование деталей
Метод вызывания адекватных эмоций
Тактильно-чувственный метод
3
Метод
оживления
детских
эмоций
с
помощью
литературных
и
песенных образов
Метод музыкального сопровождения
Прием
«вхождения»
в
картину,
воссоздания
предшествующих
и
последующих содержанию картины событий.
Прием композиционных и колористических вариантов
Рассказ – образец личностного отношения педагога к понравившейся
картине.
Эмоциональные формы подведения итогов занятия по ознакомлению с
живописью
Обучение постановке вопроса
Метод формирования личностного отношения к живописи
Прием сравнения
Прием
мысленного
создания
собственной
картины
по
названию,
данному художником
Прием точных установок
Игровые
элементы
(дидактические
игры
«Художественный
салон»,
«Выставка картин», «Найди ошибку»
Задание № 2.
Занятие. Пейзаж
Цель.
Познакомить
с
пейзажем
как
жанром
изобразительного
искусства. Подвести к пониманию того, что художник не просто изображает
природу, но и передает свое отношение к изображаемому.
Ход занятия
Воспитатель. Вначале я хочу загадать вам загадки: где можно увидеть
луг, на котором не вянут цветы, или осенние деревья, с чьих ветвей не
облетают листья, или снег, что никогда не потемнеет и не растает?
4
Если
вы
не
догадываетесь,
я
подскажу:
на
картинах
художников-
пейзажистов.
Изображения
природы
(лес,
луг,
река,
море),
написанные
художником, называют пейзажем.
Человеку всегда было свойственно наблюдать за природой, стремиться
выразить свое отношение к увиденному. В пейзаже художник изображает
природу
так,
как
ее
увидел
только
он
один.
И
то
особенное,
что
ему
открылось, он вложил в своей картине в привычные очертание снега, неба.
Наверное, все из вас знают, что такое деревня, а многие бывали там.
Слово «деревня» похоже на слово «дерево». Русская земля всегда была богата
лесами. Чтобы построить жилища, люди срубали деревья, корчевали пни, a
на расчищенном месте строили из сосен и дубов дома. Из древесины резали
ложки. С лип драли лыко, плели лапти. В лес ходили по ягоды, грибы, на
охоту.
И вот дождался русский лес своего художника. Родился он в небольшом
городе Елабуга, который стоит на берегу Камы, в окружении хвойных лесов.
И фамилия пейзажиста была лесная — Шишкин. И звали его по-русски –
Иван Иванович.
Едва ли не половину жизни провел Шишкин в лесу на этюдах. «Царем
лесов» называли художника его друзья.
Как
же
работал
художник
над
своими
великолепными
пейзажами?
Находил в лесу место, которое впоследствии можно увидеть на одной из его
картин, затем обрубал сучки, отгибал ветви деревьев, устраивался на пне или
мастерил себе сиденье из сучьев и мха, удобно устанавливал мольберт и,
расположившись как дома, начинал писать.
- Рассмотрите репродукцию с картины «Корабельная роща» — самой
крупной по размерам в творчестве Шишкина.
Беседа по вопросам .
- Посмотрите на картину и скажите: где в лecy можно погреться на
солнце, где - спрятаться в тени? Хотите ли вы побегатъ по воде босиком,
приложить ладошку к камням: какие они — холодные или теплые?
5
-
Какие
цвета
помогают
художнику
передать
ощущение
теплоты
камней, нагретой воды?
- Хотелось бы вам очутиться на верхушке одной из сосен?
- Почему роща названа «корабельной»?
(В
том
случае,
если
дети
будут
затрудняться
с
ответом,
педагог
помогает: «Очевидно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как
мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса. А еще можно
сравнить
сосны
с
героями
русских
былин
—
богатырями.
Золотятся
на
солнце их доспехи; запрокинет голову каждый, чтобы лучше рассмотреть
мощных
и
стройных
красавцев.
Рядом
с
такими
гигантами
все
кажется
маленьким и незначительным».)
Воспитатель обращает внимание детей на ограду. Тонкими и хрупкими
кажутся колья забора. Откуда же в лесу забор? Деревья подготовлены на
вырубку. Скоро, как многие из их собратьев (обратите внимание на пни),
превратятся
прекрасные
деревья
в
могучие
корабли
и
увидят
новые
необъятные просторы земли.
- А теперь давайте представим себе, что мы с вами оказались в этой
роще. Был чудесный летний день! Разогретые на солнце деревья наполняли
воздух удивительным ароматом сосновой смолы и хвои. Было так хорошо,
что мы, забыв о времени, долго бродили среди великанов-деревьев.
И вдруг неожиданно погода испортилась. Солнце скрылось за тучей, и
на нас откуда-то подул холодный ветер. Верхушки сосен тревожно зашумели.
Но лес скоро закончился. Узкая песчаная тропинка вывела нас прямо к
реке. (Одновременно с этими словами педагог размещает на стенде рая цию с
картины И. И. Шишкина «Перед грозой».)
Все вокруг потемнело. Ветер затих. И вдруг темный небосвод озарила
яркая вспышка молнии, загремел гром. Представьте, что вы оказались на
тропинке.
- Куда вы побежите: вперед или назад? Почему?
6
-
Что
вас
больше
всего
пугает?
Что
вам
не
нравится
на
картине
Почему?
- Попробуйте назвать все цвета, которые вы видите на небе (серый, в
некоторых
местах
почти
черный,
фиолетовый,
синий,
сиреневый). Как
называются такие цвета? (Холодные)
Даже
оттенки
желтого
цвета,
такого
теплого
и
ласкового
на
предыдущей картине, здесь гармонируют с зеленым и воспринимаются как
холодные.
Итог занятия
- Какие произведения живописи называют пейзажем?
- С картинами какого художника мы сегодня познакомились?
- Какие пейзажи И.И. Шишкина вам запомнились?
7
Раздел 2.
Тема: Анализ современных образовательных программ по разделу «Изобразительная деятельность».
Задание № 1.
№ Название, автор, год
издания
Концепция программы
Разделы программы
Примечание
«Радуга» Дронова
Т.Н.
-уважение к свободе и
достоинству каждого ребенка
как полноправного Человека,
- создание условий для
развития индивидуальности,
- обеспечение атмосферы
психологического комфорта
для детей,
- учет возрастных
психологических
особенностей детей при
отборе содержания и методов
воспитания и обучения,
- наличие «свободного
педагогического
Формирование культуры
движений
Развитие речи
Ребенок познает мир
Математика
Изобразительная деятельность
Конструктивная и
продуктивная деятельность
Развитие музыкальности
Все виды деятельности
ассоциируются с 7 цветами
радуги
8
пространства» для проявления
личности и индивидуальности
воспитателей.
Детский сад – Дом
радости» Н. М.
Крылова, в 1985 году
на базе Пермского
государственного
университета.
- забота о здоровье ребенка и
содействие обогащению
психического и физического
развития каждого ребенка;
- содействие освоению
ребенком разных видов
деятельности на уровне
самостоятельности и развитие
его творческого потенциала;
- содействие овладению
основами духовной культуры.
Лесенка успеха. В ней четыре
ступеньки: первая - узнавание,
вторая - воспроизведение,
третья - самостоятельность,
четвертая - творчество.
Развитие
Венгер Л.А.
Развитие основных двух групп
способностей:
способности к познанию
действительности,
позволяющие ребенку с
конструирование,
изобразительная деятельность,
ознакомление с
произведениями
художественной литературы,
Основное – развитие
способностей ребенка
В познавательной
деятельности используют
средства, которые носят
9
помощью таких средств, как
схемы, модели, вычленить
существенные для решения
задачи наглядные,
объективные связи между
предметами, т.е. обобщить
свой познавательный опыт;
- способности, позволяющие
ребенку передать отношение к
действительности с помощью
обозначения символическими
средствами смысла ситуации.
Эти средства дают
возможность дошкольнику
обобщить и выразить свой
эмоционально-познавательный
опыт. Средствами живописи
(композиция, цвет, размер,
форма) дошкольник передает
ознакомление с природой,
ориентировка в пространстве,
математика,
грамота
логика
режиссерская игра
выразительное движение
развитие игровой
деятельности
образный характер и
представляют собой эталоны,
схемы, модели, символы.
10
свое отношение к
изображаемому персонажу или
событию.
11