Напоминание

"Изобразительное искусство в детском саду"


Автор: Бабенко Валентина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида" №197
Населённый пункт: г.Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Изобразительное искусство в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Раздел 1. Изобразительное искусство в детском саду. Тема: Ознакомление дошкольников с живописью и ее жанрами. Задание № 1. Подготовить сообщение на тему: «Методика ознакомления детей с произведениями живописи разных жанров. Пейзаж. 1. Понятие жанра Пейзаж — жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Пейзаж бывает архитектурный, городской, парковый, индустриальный, морской. В работе с детьми чаще используется природный пейзаж. Пейзаж — это не случайно выбранный художником уголок природы или города. Его выбор обусловлен состоянием погоды, освещенностью, временем суток, настроением художника. Художник не фотографирует, а обобщает и творит образы природы. Пейзаж не только выражает настроение, но и несет в себе определенную идею. Некоторые особенности композиции этого жанра. На пейзажном полотне отражается пространственная протяженность и глубина. Особое место занимает первый план, помогающий раскрыть идею произведения, замысел художника. Важной особенностью пейзажной живописи является соотношение размеров земли и неба на полотне, а также их цветовое отношение, которое создает гармонию колорита. При низком горизонте пейзаж кажется величественным, а при высоком создается ощущение простора. В композиции пейзажа все художественные образы находятся в равновесии, в ритмическом чередовании цвета и света. Таковы основные особенности использования художником выразительных средств живописи. Пейзаж ярче других жанров живописи выражает различные оттенки и нюансы чувств, эмоций художника, его отношение к окружающей природе. Пейзажные произведения созвучны с музыкой, поэзией. К каждому пейзажу 1
можно подобрать музыкальное произведение. Так, настроению картины «Голубая весна». В. Н. Бакшеева созвучна мелодия П. И. Чайковского «Весна» или Н. А. Римского-Корсакова «Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка», а при рассматривании картины А. А. Рылова «В голубом просторе» кажется, что звучит «Баркаролла» П. И. Чайковского; когда любуемся полотном А. А. Пластова «Первый снег», невольно вспоминается музыка С. С. Прокофьева «Утро». Восприятие картины И. И. Левитана «Золотая осень» можно мысленно сопровождать стихотворными строками А. С. Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса...» Созвучие пейзажа с поэзией позволяет подразделять его на жанры: лирический, эпический, романтический, драматический. Лирический пейзаж отражает красоту природы, он экспрессивен по настроению, вызывает определенные переживания — чувства грусти или радости, любви к Родине. Эпический пейзаж раскрывает величие земли. В нем вс е монументально, написано ярко, звучно. Например, в картинах М. С. Сарьяна «Горы», «Октябрь в Ереване». Романтический пейзаж вызывает у нас чувства яркие, сильные, страстные. Природа, отраженная в таком пейзаже, ассоциирует с чувствами человека. Картина И. К. Айвазовского «Девятый вал» передает тревогу, душевное смятение, беспомощность человека перед природной стихией; в картине И. И. Левитана «Весна — большая вода» весна — это пробуждение жизни, но вокруг все так спокойно, неподвижно, мирно; кажется, что и душа художника находится в состоянии покоя, созерцания жизни со стороны. В драматическом пейзаже все изменчиво, напряженно, предвещает бурю, грозу. Такое полотно всегда вызывает ощущение тревоги, смятения, беспокойства. Например, картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». 2
Пейзажная живопись, особенно для горожан, является тем видом искусства, воспринимая которое мы испытываем отдохновение от суеты, от городского шума. 2. С какими произведениями жанра можно знакомить детей дошкольного возраста (указать автора, название, возрастную группу) Младшая группа Попов И.А. «Первый снег», Ткачевы А.П. и С.П. «На родном просторе» Средняя группа Левитан И.И. «Золотая осень» Старшая группа Шишкин И.И. «Утро в сосновом бору», Остроухов И.С. «Золотая осень», Пластов А.А. «Первый снег», Грабарь И.Э. «Февральская лазурь». Подготовительная к школе группа Остроухов И.С. «Золотая осень», Пластов А.А. «Лето», «Первый снег», Грабарь И.Э. «Февральская лазурь», Юон К.Ф. «Мартовское солнце», Ромадин Н.М. «Март», Шишкин И.И. «Утро в сосновом бору». 3. Какие методы и приемы обучение используются при ознакомлении дошкольников с жанром пейзажа? Искусствоведческий рассказ педагога Прием точных установок Беседа, постановка конкретных и подробных вопросов. Постановка вопросов более обобщенного характера Пояснение Сравнение Акцентирование деталей Метод вызывания адекватных эмоций Тактильно-чувственный метод 3
Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов Метод музыкального сопровождения Прием «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий. Прием композиционных и колористических вариантов Рассказ – образец личностного отношения педагога к понравившейся картине. Эмоциональные формы подведения итогов занятия по ознакомлению с живописью Обучение постановке вопроса Метод формирования личностного отношения к живописи Прием сравнения Прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником Прием точных установок Игровые элементы (дидактические игры «Художественный салон», «Выставка картин», «Найди ошибку»
Задание № 2.

Занятие. Пейзаж

Цель.
Познакомить с пейзажем как жанром изобразительного искусства. Подвести к пониманию того, что художник не просто изображает природу, но и передает свое отношение к изображаемому.
Ход занятия
Воспитатель. Вначале я хочу загадать вам загадки: где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы, или осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья, или снег, что никогда не потемнеет и не растает? 4
Если вы не догадываетесь, я подскажу: на картинах художников- пейзажистов. Изображения природы (лес, луг, река, море), написанные художником, называют пейзажем. Человеку всегда было свойственно наблюдать за природой, стремиться выразить свое отношение к увиденному. В пейзаже художник изображает природу так, как ее увидел только он один. И то особенное, что ему открылось, он вложил в своей картине в привычные очертание снега, неба. Наверное, все из вас знают, что такое деревня, а многие бывали там. Слово «деревня» похоже на слово «дерево». Русская земля всегда была богата лесами. Чтобы построить жилища, люди срубали деревья, корчевали пни, a на расчищенном месте строили из сосен и дубов дома. Из древесины резали ложки. С лип драли лыко, плели лапти. В лес ходили по ягоды, грибы, на охоту. И вот дождался русский лес своего художника. Родился он в небольшом городе Елабуга, который стоит на берегу Камы, в окружении хвойных лесов. И фамилия пейзажиста была лесная — Шишкин. И звали его по-русски – Иван Иванович. Едва ли не половину жизни провел Шишкин в лесу на этюдах. «Царем лесов» называли художника его друзья. Как же работал художник над своими великолепными пейзажами? Находил в лесу место, которое впоследствии можно увидеть на одной из его картин, затем обрубал сучки, отгибал ветви деревьев, устраивался на пне или мастерил себе сиденье из сучьев и мха, удобно устанавливал мольберт и, расположившись как дома, начинал писать. - Рассмотрите репродукцию с картины «Корабельная роща» — самой крупной по размерам в творчестве Шишкина.
Беседа по вопросам
. - Посмотрите на картину и скажите: где в лecy можно погреться на солнце, где - спрятаться в тени? Хотите ли вы побегатъ по воде босиком, приложить ладошку к камням: какие они — холодные или теплые? 5
- Какие цвета помогают художнику передать ощущение теплоты камней, нагретой воды? - Хотелось бы вам очутиться на верхушке одной из сосен? - Почему роща названа «корабельной»? (В том случае, если дети будут затрудняться с ответом, педагог помогает: «Очевидно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса. А еще можно сравнить сосны с героями русских былин — богатырями. Золотятся на солнце их доспехи; запрокинет голову каждый, чтобы лучше рассмотреть мощных и стройных красавцев. Рядом с такими гигантами все кажется маленьким и незначительным».) Воспитатель обращает внимание детей на ограду. Тонкими и хрупкими кажутся колья забора. Откуда же в лесу забор? Деревья подготовлены на вырубку. Скоро, как многие из их собратьев (обратите внимание на пни), превратятся прекрасные деревья в могучие корабли и увидят новые необъятные просторы земли. - А теперь давайте представим себе, что мы с вами оказались в этой роще. Был чудесный летний день! Разогретые на солнце деревья наполняли воздух удивительным ароматом сосновой смолы и хвои. Было так хорошо, что мы, забыв о времени, долго бродили среди великанов-деревьев. И вдруг неожиданно погода испортилась. Солнце скрылось за тучей, и на нас откуда-то подул холодный ветер. Верхушки сосен тревожно зашумели. Но лес скоро закончился. Узкая песчаная тропинка вывела нас прямо к реке. (Одновременно с этими словами педагог размещает на стенде рая цию с картины И. И. Шишкина «Перед грозой».) Все вокруг потемнело. Ветер затих. И вдруг темный небосвод озарила яркая вспышка молнии, загремел гром. Представьте, что вы оказались на тропинке. - Куда вы побежите: вперед или назад? Почему? 6
- Что вас больше всего пугает? Что вам не нравится на картине Почему? - Попробуйте назвать все цвета, которые вы видите на небе (серый, в некоторых местах почти черный, фиолетовый, синий, сиреневый). Как называются такие цвета? (Холодные) Даже оттенки желтого цвета, такого теплого и ласкового на предыдущей картине, здесь гармонируют с зеленым и воспринимаются как холодные.
Итог занятия
- Какие произведения живописи называют пейзажем? - С картинами какого художника мы сегодня познакомились? - Какие пейзажи И.И. Шишкина вам запомнились? 7

Раздел 2.
Тема: Анализ современных образовательных программ по разделу «Изобразительная деятельность». Задание № 1. № Название, автор, год издания Концепция программы Разделы программы Примечание «Радуга» Дронова Т.Н. -уважение к свободе и достоинству каждого ребенка как полноправного Человека, - создание условий для развития индивидуальности, - обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей, - учет возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и обучения, - наличие «свободного педагогического Формирование культуры движений Развитие речи Ребенок познает мир Математика Изобразительная деятельность Конструктивная и продуктивная деятельность Развитие музыкальности Все виды деятельности ассоциируются с 7 цветами радуги 8
пространства» для проявления личности и индивидуальности воспитателей. Детский сад – Дом радости» Н. М. Крылова, в 1985 году на базе Пермского государственного университета. - забота о здоровье ребенка и содействие обогащению психического и физического развития каждого ребенка; - содействие освоению ребенком разных видов деятельности на уровне самостоятельности и развитие его творческого потенциала; - содействие овладению основами духовной культуры. Лесенка успеха. В ней четыре ступеньки: первая - узнавание, вторая - воспроизведение, третья - самостоятельность, четвертая - творчество. Развитие Венгер Л.А. Развитие основных двух групп способностей: способности к познанию действительности, позволяющие ребенку с конструирование, изобразительная деятельность, ознакомление с произведениями художественной литературы, Основное – развитие способностей ребенка В познавательной деятельности используют средства, которые носят 9
помощью таких средств, как схемы, модели, вычленить существенные для решения задачи наглядные, объективные связи между предметами, т.е. обобщить свой познавательный опыт; - способности, позволяющие ребенку передать отношение к действительности с помощью обозначения символическими средствами смысла ситуации. Эти средства дают возможность дошкольнику обобщить и выразить свой эмоционально-познавательный опыт. Средствами живописи (композиция, цвет, размер, форма) дошкольник передает ознакомление с природой, ориентировка в пространстве, математика, грамота логика режиссерская игра выразительное движение развитие игровой деятельности образный характер и представляют собой эталоны, схемы, модели, символы. 10
свое отношение к изображаемому персонажу или событию. 11


В раздел образования