Напоминание

Инновационные технологии как средство повышения функциональной грамотности в начальной школе


Автор: Облеухова Оксана Павловна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №19"
Населённый пункт: г. Миасс, Челябинская область
Наименование материала: Научная статья
Тема: Инновационные технологии как средство повышения функциональной грамотности в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




«Инновационные технологии как средство повышения функциональной

грамотности в начальной школе»

Инновация

Особенности содержания

1. Гибкие дисплеи

Ведение конспектов все еще работает, особенно во

время

лекций,

однако

смещается

от

бумаги

к

ноутбукам, нетбукам и планшетам. По мере того, как

образование становится все более оцифровано, можно

с уверенностью говорить, что в будущем бумага

отойдет на второй план. Как же сохранить ее

удобство?

Ответом могут быть гибкие OLED-дисплеи.

Похожие на обычную бумагу, эти дисплеи будут

легкие, гибкие и невероятно тонкие. Их можно будет

свернуть в трубочку или хранить стопкой.

В отличие

от обычной бумаги, эти пластиковые электронные

документы не только долговечны (их просто нельзя

порвать), но и интерактивны. Свайпы, тапы и щипки

помогут

раскрыть

все

удобства

такой

бумаги.

Вот, к примеру, цифровая бумага от Sony, которая

весит всего 63 грамма. Ноутбуки и смартфоны даже в

подметки не годятся такой мобильности.

2.Облачные вычисления

Отмазка в стиле «мой пес съел мою домашнюю

работу» не прокатит с учителями ближайшего

будущего. Облачные технологии развиваются, и

очень скоро все без исключения аспекты нашей

жизни, в том числе и образование, будут подвержены

изменениям. В классах будущего школьникам просто

понадобится электронное устройство, которое

предоставит доступ к домашней работе и другим

учебным ресурсам в облаке. Никаких тяжелых

учебников, никаких «забыл дневник», все материалы

будут доступны до тех пор, пока есть соединение с

Интернетом.

Такое удобство предоставит студентам

определенную свободу, ведь можно работать над

проектами как дома, так и в любом другом месте.

«Домашняя» работа не будет такой домашней.

Цифровая библиотека будет доступна даже в

отсутствии настоящей библиотеки.

3. Внедрение VR-технологии (виртуальная

реальность)

в

систему

школьного

образования.

Это

современные

и

быстро

развивающиеся

технологии.

Цель:

расширение физического пространства во

время обучения объектами, созданными с помощью

цифровых устройств и программ, и имеющими

характер

изображения.

Виртуальная

реальность

позволяют создать среду, которая воспринимается

человеком через органы ощущения.

Чем обосновано применение VR для обучения?

Пример: Представьте, школьным учителям больше

не нужно монотонно или, напротив, излишне усердно

рассказывать, к примеру, о египетских пирамидах и

особенностях их строительства. С помощью шлемов

виртуальной реальности можно прямо за партой

отправиться в поход по туннелям с саркофагами,

услышать шорохи лабиринтов и самостоятельно

оценить

ключевые

исторические

события,

развернувшиеся

тысячи

лет

назад.

При

таких

сценариях

обучения

можно

вырастить

целое

поколение

таких

профессий,

которые

сегодня

остаются менее востребованными в обществе, но всё

еще являются крайне необходимыми для сохранения

многогранности современной науки.

4. Биометрия: отслеживание глаз

Еще одна технология, которая быстро завоевывает

признание — это биометрия. Условно биометрию

обычно

связывают

со

сферой

безопасности,

поскольку она использует то, что уникально для

каждого из нас: отпечатки пальцев, распознавание

лиц,

голоса,

сетчатки

глаза.

С

точки

зрения

образования, учреждение могло бы использовать

отпечатки пальцев для предотвращения прогулов и

при выдаче книг из школьной библиотеки.

Тем не менее, отслеживание глаз также может

быть полезно, например, тем, что предоставляет

бесценную

информацию

для

учителей.

Это

же

наглядное изображение того, как студент поглощают

информацию и понимают содержание. В рекламе эти

же

исследования

помогают

определить,

как

пользователи

реагируют

на

объявление

и

что

конкретно завладевает их вниманием.

Аналогичным образом эта форма анализа может

использоваться для выяснения эффективности курса

или

стиля

обучения.

Mirametrix,

к

примеру,

использует свой S2 Eye Tracker, чтобы оценить

качество обучения студентов за счет того, куда они

смотрят

во

время

занятий.

Недорогие альтернативы воплощаются в форме

Eye Tribe для Windows и Android, поэтому остается

только вопрос времени, прежде чем этими данными

будут пользоваться педагоги.

Данные могут быть организованы таким образом,

чтобы каждому из учащихся было удобно, то есть в

соответствии с его стилем обучения. С другой

стороны,

модели

движения

глаз

также

могут

определять поставку контента и выявлять проблемы

до

того,

как

они

возникнут.

Например,

в

неправильной подаче материала.

5. Мультитач-дисплеи

За последние несколько десятилетий многие увидели

появление

видеопроекторов

в

школах,

а

также

переход от обычной меловой доски к белой доске.

Вполне возможно, следующим шагом будет нечто,

связанное со смартфонами и планшетами. Например,

следующая «доска» вполне может стать гигантским

сенсорным

ЖК-экраном,

позволяющим

большую

интерактивность. Основное различие между нашими

нынешними

сенсорными

устройствами

и

такой

доской будет в том, что она позволит ввод данных

сразу от нескольких учеников.

И вместо традиционной доски в классе вполне

может быть аналог Samsung SUR40 для Microsoft

Surface, гигантский планшет в форме стола. Студенты

или ученики могут сидеть вокруг такого стола-

планшета, работать с содержимым и перетаскивать

изображения так же просто, как делать заметки с

помощью виртуальной клавиатуры.

6. Учимся играя

Сегодня дети, растущие в мире, подключенном к

Интернету, страдают нехваткой концентрации

внимания. Это неудивительно, поскольку уже с

детства YouTube, ВКонтакте и смартфоны загружают

их обновлениями 24/7, а также предоставляют все

ответы по запросу в «гугле» или Википедии.

Чтобы удовлетворить быстроразвивающееся

поколение, школам в конечном счете придется

отказаться от традиционных методов зубрежки.

Сейчас важно не знать массивы информации, а знать,

где ее можно достать — и в этом есть свои плюсы и

минусы. Тем не менее, есть один способ,

позволяющий совместить приятное с полезным:

видеоигры.

KinectEDucation, к примеру, представляет единое

интернет-сообщество для заинтересованных

педагогов и студентов, которые хотят использовать

Kinect в учебных целях. Из лучших примеров —

изучение языка жестов и игры на гитаре при помощи

аппаратного обеспечения от Microsoft.

Другой пример. Профессор из Вашингтонского

университета учит математике свой класс, используя

Kinect, Wii Remote и PlayStation Move. Хороший

уровень интерактивности увлекает студентов и

учеников, а информация, тем самым, лучше

усваивается.

Другой подход, используемый педагогами, направлен

не на геймплей или интерактивность; он

подчеркивает то, как студенты могут обучаться в

процессе изучения создания игр. Основная идея в

Gamestar Mechanic — обучить студентов базовым

навыкам создания игр (без сложностей

программирования), чтобы те могли создать

собственные игры, и тем самым научить их языку,

системному мышлению, решению проблем,

написанию сценариев, искусству и прочему.

Школьники обучаются проектированию, играя в игру,

где они же сами выступают в роли молодых

начинающих дизайнеров, проходя квесты, миссии и

т.д. ради определенных вознаграждений (зон, в

которых можно создать собственные игры). Почти

ничем не отличается от ролевых игр современности.

Это показывает, насколько педагоги могут отойти от

традиционного преподавания, а студенты — получать

удовольствие от обучения. Вполне возможно, что в

недалеком будущем дети будут считать обучение

увлекательным и захватывающим. Было бы неплохо.

7.

3D-принтер

(для

уроков

биологии,

информатики и т.д)

Что может быть лучшим подарком для вашего 10-

летнего сына, чем набор LEGO? Например, детский

3D-принтер. Такая вещица должна быть в каждом

классе. Ученики будущего смогут распечатать любую

нужную 3D-модель для самых разных задач.

Юные инженеры и их учителя — лучший пример

людей, нуждающихся в 3D-печати при обучении. В

Миннеаполисе одна из школ уже обзавелась

принтером Dimension BST, с помощью которого

ученики создают дизайнерские прототипы.

3D-принтер позволяет создать рабочую мини-модель

(и совсем не обязательно выпиливать ее лобзиком из

фанеры), чтобы проверить инженерную конструкцию,

поэтому студенты могут отточить свои навыки до

мелочей. Сегодня, обладая программами CAD, любой

студент может сэкономить массу времени и денег,

если дополнит свое оборудование 3D-принтером.

8. IT –Решения

Развитие IT-технологий привнесет интересные

технические решения в образование. Например, по

словам Ивана Примаченко, уже сейчас начинают

создаваться ресурсы для т. н. адаптивного обучения

(например, проект Knewton), которое использует

искусственный интеллект. «На основании того, какие

онлайн-курсы проходит человек, какие оценки

получает, с какими заданиями справляется, а с какими

— нет, система будет выстраивать виртуальную карту

знаний пользователя и «подсказывать», что ему еще

нужно пройти,

выучить. Не исключено, что такой

виртуальный тьютор будет сопровождать человека с

первого класса», — рассказывает Иван Примаченко.

Сыграет свою роль развитие технологий дополненной

реальности, которые позволят получать новые знания

везде: например, наведя камеру смартфона на

разрушенный исторический объект, человек на экране

сможет увидеть, каким он был. Подобные технологии

будут применяться и в бумажных учебниках

(например, в Японии такие уже существуют — при

наведении на страницу камеры смартфона включается

анимация, иллюстрирующая материал).

Еще одно решение, которое изменит образование, —

нейроинтерфейс, система, позволяющая нашему

мозгу обмениваться информацией с компьютером и

давать ему команды (образцы уже есть). Как

минимум, это создаст еще одну возможность людям с

ограниченными возможностями получать

образование.



В раздел образования