Напоминание

Формирование эмоциональной сферы дошкольника в процессе музыкальной деятельности


Автор: Иванова Алёна Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАОУ "Прогимназия города Благовещенска"
Населённый пункт: г. Благовещенск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Формирование эмоциональной сферы дошкольника в процессе музыкальной деятельности
Дата публикации: 18.03.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование эмоциональной сферы дошкольника в процессе

музыкальной деятельности

Дошкольный возраст - фундамент общего развития личности, дающий

старт тем качествам, которые будут разворачиваться на протяжении всей

жизни.

В ФОП ДО говорится, что для успешной адаптации ребёнка в обществе

необходимо развитие эмоциональной сферы, куда включается работа по

формированию эмоциональной грамотности,

понимания

и

управления

своими

эмоциями.

Также

должно

происходить

формирование эмоциональной регуляции, умения ребёнка коммуницировать,

включая эмпатию, умение воспринимать чувства других, проявлять заботу к

другим, быть эмоционально грамотным.

Развитие

эмоциональной

сферы

это

комплекс

навыков

и

способностей, характеризующихся восприятием, интеграцией, пониманием

эмоций и управлением эмоциональными состояниями.

Подходить к вопросу формирования эмоциональной сферы следует

комплектно, моя задача научить детей чувствовать и принимать свои эмоции,

а также уметь выражать их социально приемлемым способом.

Необходимо

помочь

ребенку

освоить

следующие

алгоритмы:

понимание своих чувств; принятие своих чувств, а не подавление,

отвержение или обесценивание; понимание причин своих чувств; принятие

решения о способе выражения своих чувств.

В отечественной

педагогике

и психологии

основным способом

формирования эмоциональной сферы является игра, как основной вид

деятельности

дошкольников,

поскольку

теория

об

основных

видах

деятельности является общепринятой. Через игры дети приобретают знания,

учатся понимать и интерпретировать свои и чужие эмоции.

Музыка является одним из значимых средств развития эмоциональной

сферы. Современные педагоги А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунская,

утверждают,

что

«музыка

-

искусство

отображения

и

выражения

переживаний и настроений человека. Передавая всю гамму человеческих

чувств, их оттенков, она способна расширить представления ребенка об

эмоциях и чувствах».

Объединение и координация этих видов детской деятельности стала

основой

формирования

эмоциональной

сферы дошкольников

в

моей

педагогической деятельности.

Основная форма организации образовательного процесса – музыкальная

игра.

Музыкальные

игры

вводились

в

организованную

музыкальную

деятельность, включались в совместную деятельность педагога и детей с

учетом принципов систематичности и последовательности:

1. ООД проводятся по расписанию 2 раза в неделю в музыкальном

зале, оснащенном необходимым оборудованием, позволяющим проводить

музыкальные игры на развитие эмоционального интеллекта;

2. Развлечения на утренниках.

Условиями

реализации

музыкальных

игр

с

целью

развития

эмоционального интеллекта выступают:

1. Свободное и добровольное включение детей в игру;

2. Понимание детьми смысла и содержания игры, ее правил, идеи

каждой игровой ситуации;

3. Игра должна охватывать все стороны эмоциональной сферы

человека;

4. Учитывать жизненный и игровой опыт детей, их интересы и

настроения.

Педагогический процесс включает комплекс методов

и средств

поэтапного развития эмоционального интеллекта воспитанников.

Методы организации и осуществления деятельности:

- выразительный показ педагога;

- использование наглядных средств;

-использование

активных

словесных

методов

(беседа,

анализ,

обсуждение).

Методы стимулирования деятельности и поведения, которые создают

ситуацию успеха:

- поощрение;

- похвала;

- награда.

Методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса:

- наблюдение за эмоциональными проявлениями детей в музыкально-

игровой деятельности, поведением, характером общения;

- создание игровых ситуации, диагностирующих уровень развития

эмоционального интеллекта детей;

- обыгрывание проблемных ситуаций, в основе которых лежат

когнитивные схемы эмоционального содержания.

Средствами развития эмоциональной сферы на музыкальных занятиях

являются преобладающие виды деятельности: игровая и музыкальная

(слушание, пение, музыкально-ритмические движения), в их интеграции.

Методические приемы:

- придумай название музыкальному произведению (создаются условия

для возникновения собственных представлений, основанных на собственном

эмоциональном опыте). Ребенок как бы «извлекает» из музыкального

произведения свое, близкое ему, а не то, что вложил композитор.

- найди слова: ласковые, красивые, сказочные, грустные… (используя

«Словарь эмоций, чувств, образов»)

- опиши словами образы, созданными музыкальным произведением.

- найди сходство и различие при прослушивании двух музыкальных

произведений

на

одну

тему,

но

разных

авторов

(«Осенняя

песня»

П.И.Чайковского, «Фея - осень» С.Прокофьева)

- передай свои чувства, настроения, мысли с помощью цветовых пятен,

линий, форм, используя картины известных художников

- подбери музыку для озвучивания стихотворения (можно предложить

два контрастных музыкальных фрагмента)

- нарисуй музыку

- подбери инструменты, подбери костюм музыкальному герою

- определи «Какого цвета музыка»

-

создай

пластический,

хореографический

образ

музыкального

произведения (при помощи рук, танца, импровизации)

Виды игр на развитие эмоциональной сферы:

эмоционально-сенсорные игры - это музыкально-дидактические

игры

эмоционально-эксперессивные

игры

–это

игры

с

пением,

музыкально-игровые этюды, коммуникативные танцы-игры, фольклор, игры-

импровизации

Эмоционально-сенсорные игры

Подвижная игра «Волшебный паровозик»

Программное содержание: познакомить с базовыми эмоциями ( удивление,

радость, страх, грусть, гнев (злость), удовольствие).

Ход: предлагаю отправиться в страну настроений на волшебном паровозике,

на каждой станции нас будет встречать житель этого города, который

поможет нам определить, в город какого настроения нас привез паровозик.

Оборудование, музыкальный репертуар:

Пиктограммы с эмоциями; кубик Блума

«Эмоции»,

Фонограмма

«Я

веселый

паровозик».

Музыкально-дидактическая игра «Три тучки»+ «Какой цвет у

музыки?»

Программное содержание:

развитие умения различать характер музыки,

формировать эмоциональную отзывчивость детей

Ход: предлагаю определить характер каждой тучки по звучанию музыки и

выбрать соответствующее лицо. Далее звучат музыкальные фрагменты, а

дети определяют, какой тучке какое настроение подходит, а также какой цвет

капли по их мнению соответствует музыке.

Оборудование, музыкальный репертуар:

3

изображения

тучек,

сменные

изображения

эмоций, разноцветные капли

Д. Кабалевского «Три подружки» (Плакса, Злюка и

Резвушка)

Эмоционально-экспрессивные игры

«Мимическая разминка»

Программное

содержание:

развивать

навыки

выражения

чувств,

эмоций различными средствами (словом, мимикой, пластикой)

Ход: исполняется песня.

1. Вот мы сердимся с тобой,

Вот мы веселимся,

Вот немножко погрустим,

А теперь боимся,

2. Весело кривляемся,

Вместе удивляемся,

Все такие важные,

Ух, какие страшные!

3. Вот мы радуемся все,

вот мы огорчились,

мы все строгие такие, -

Вот мы все какие!

Предлагаю показать эмоции, которые прозвучали в песне. Дети,

смотрясь в зеркало, вместе со мной пробуют мимикой показать радость,

печаль, удивление, страх, злость, гордость. Затем игра проводится под муз.

сопровождение.

Оборудование, музыкальный репертуар.

Помещение с зеркальной стеной или маленькие зеркала на каждого ребенка.

Попевка «Вот мы все какие» И.Дуванова

«Передай настроение»

Программное содержание:

развивать навыки выражения чувств, эмоций

различными средствами (словом, мимикой, пластикой), коммуникативные

навыки, чувство партнерства.

Ход: дети стоят в кругу после прослушивания музыки, дети определяют ее

характер (радостное или грустное) и передают по кругу друг другу

настроение под музыку. Игра проводится под музыкальное сопровождение.

Оборудование, музыкальный репертуар.

Фонограмма «Весело-грустно» Л.В.Бетховен

Русская народная игра «Гори, гори ясно»

Программное содержание: развивать эмпатию, коммуникативные навыки,

учить понимать чувства других людей, адекватно на них реагировать;

воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять

дружеские, доброжелательные взаимоотношения.

Ход: дети стоят в кругу, все поют закличку, ведущий идет внутри круга,

помахивая платочком. С окончанием пения, ведущий останавливается возле

двух игроков, после считалки им надо обежать круг с разных сторон и

схватить

платочек.

Кто

прибегает

первым

и

выхватывает

платочек,

становится водящим. Водящий просит прощение у проигравшего игрока и

продолжает игру. Заостряем внимание на этом правиле игры. Проводится

беседа, почему Водящему необходимо попросить прощения, какие чувства

испытывает проигравший. Игра проводится несколько раз.

Оборудование, музыкальный репертуар.

Яркий платочек. Русская народная закличка «Гори, гори ясно»

Игра-импровизация «Веселая песенка»

Программное содержание:

развивать навыки выражения радости словом,

мимикой, пластикой.

Ход: знакомлю детей с песней, выясняю ее содержание и характер, затем

предлагаю детям изобразить лицом и движениями о чем поется в песне.

Оборудование, музыкальный репертуар.

Фонограмма «Веселая песенка», «Грустная песенка» Г.Струве

Игра-импровизация «Маскарад эмоций»

Программное содержание:

Развивать самостоятельность применения усвоенных знаний и способов

музыкальной

деятельности

для

решения

новых

задач,

умение

преобразовывать способы решения задач, предлагать свой замысел и

воплощать его в музыкально-игровой деятельности.

Ход: ребята должны задумать настроение, подумать, как это настроение

можно передать. Под музыкальное сопровождение дети ходят врассыпную,

исполняется песня:

Это что за маскарад: чувства вышли на парад!

Удивленье, страх и грусть,

Радость здесь возникнуть пусть.

Приготовься и смотри: фигура эмоций на месте замри!

С

окончанием

музыки,

дети

замирают;

взрослый/ведущий

отгадывает,

какое

настроение загадал ребенок.

Оборудование, музыкальный репертуар.

Попевка «Замри на месте» С. Юдина; И.

Дуванова

У

детей

особенные

взаимоотношения

с

музыкой.

Они

легко

откликаются как на саму мелодию, так и на смысл текста, могут начать

двигаться или даже танцевать. Вот почему дети очень любят музыкальные

игры с движениями - во время таких игр можно вволю повеселиться и

никогда не бывает скучно! В свою очередь, музыкальные игры очень

полезны для детей дошкольного возраста. Они развивают чувство ритма,

артистичность и координацию движений, помогают развиться творческим

способностям. Такие игры можно использовать не только на музыкальных

занятиях в детском саду, но и дома.

Использование мной разнообразных методов и форм организации

музыкальной

деятельности,

обогащают

знания

детей

об

эмоциях,

накапливают опыт восприятия и исполнения различных по характеру

музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных

состояний,

способствуют

развитию

эмоциональной

отзывчивости

дошкольников на музыку. А эмоциональная отзывчивость на музыку, связана

с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких

качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Таким образом, анализируя проделанную работу, я вижу, что дети

учатся делиться своими эмоциональными переживаниями и возникшими

ассоциациями.

Дети

стали

увереннее

устанавливать

связи

между

содержанием произведения, средствами выразительности и эмоциональным

настроением. Также я вижу, что у детей появился интерес к созданию

собственных жанров, танцев, песен, музыкально – ритмических движений;

обогатился опыт по восприятию музыки, появились предпочтения, вкусы;

формируются коммуникативные творческие способности.

Опыт, приобретённый на музыкальном занятии, дети продолжают

закреплять в группе в самостоятельной игровой деятельности в своих

музыкальных

уголках,

рисуют

альбом

пройденных

музыкальных

произведений, моделируют песенный репертуар, создают алгоритмы танцев.

Полученные результаты дают основание выделить положительную

динамику изменений проявления эмоциональной отзывчивости у детей

старшего дошкольного возраста, от любопытства и заинтересованности к

эстетическому наслаждению и свободному творческому самовыражению.

Хочу

сказать,

что

весь

педагогический

процесс

носит

более

полноценный характер, если воспитатель является помощником и партнером

в его проведении. Зная своих детей, педагог помогает отследить творческие

процессы взаимодействия детей в коллективе, их эмоциональное состояние и

оказать помощь в проведении индивидуальной работы. Для повышения

музыкальной

культуры

педагогов

провожу

беседы,

консультации

по

вопросам музыкального воспитания.

Планирую и дальше проводить систематическую и целенаправленную

работу по обогащению

чувственного

опыта детей

и

формированию

эмоциональной сферы в процессе восприятия музыки.



В раздел образования