Напоминание

"Активизация познавательной деятельности на уроках производственного обучения"


Автор: Бычков Алексей Александрович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП образовательное учреждение № 38
Населённый пункт: село Середка, Псковская область
Наименование материала: ствтья
Тема: "Активизация познавательной деятельности на уроках производственного обучения"
Дата публикации: 20.03.2024
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках

производственного обучения.

Творческое отношение к труду, развитие логического мышления,

анализ собственной деятельности, оценка качества выполняемых работ,

развитие

навыков

самоконтроля

и

взаимоконтроля,

развитие

коммуникативности

задачи

активизации

обучающихся

в

процессе

производственного обучения.

Активизация обучающихся в процессе производственного обучения

способствует самостоятельному и творческому выполнению ими под

руководством мастера учебно-производственных работ, направленному на

успешное овладение профессией. Сам процесс производственного обучения

заставляет обучающихся быть активными. Содержание производственного

обучения способствует сознательному применению теоретических знаний

при выполнении обучающимися практических работ. Успех практической

подготовки обучающихся, активизация их в процессе обучения зависит от

характера учебного материала, конкретных дидактических целей, а также

выбора методов.

На уроках производственного обучения используются различные методы

активизации обучающихся:

словесно-наглядные;

словесно-демонстрационные;

практические.

Задача мастера производственного обучения состоит в том, чтобы с

основной формой обучения - уроком - шире практиковать и использовать

разные формы (индивидуальную, фронтально - групповую) и средства

обучения,

способствующие

активизации

познавательной

деятельности

обучающихся.

Активизация познавательной деятельности обучающихся начинается в

процессе обучения с умения работы с литературой. Первоначальные навыки

работы с книгой должны получить дальнейшее развитие в процессе

обучения, они получают обобщенные навыки и умения проводить аналогии с

теоретическими знаниями, устанавливать ассоциации. Эффективность этого

приема активизации познавательной деятельности обучающихся обусловлена

тем, что умозаключения по аналогии облегчают переход от известного к

неизвестному и составляют непременную часть творческого мышления.

На уроках производственного обучения важную роль в активизации

познавательной деятельности имеет упражнение. Обучающиеся с помощью

упражнений

отрабатывают

приемы

и

навыки

профессиональной

деятельности, сначала обучающиеся работают с более простым материалом.

При разработке дидактического материала должен выдерживаться принцип

от

простого

к

сложному,

доступность

и

посильность

выполнения,

учитываться индивидуальные особенности обучающихся.

Карточки - задания составляются с целью развития у обучающихся

логического мышления и с учетом межпредметных связей.

Наглядные пособия, применяемые в условиях практического обучения,

выполняют две функции: при объяснении нового материала являются

основным источником знаний; используются со специальной целью как

вспомогательный материал.

Письменное

инструктирование

обеспечивает

наиболее

широкие

возможности

использования

его

как

средства

для

управления

самостоятельной деятельностью студентов, являющееся дополнительным

источником словесной информации, позволяет сохранить инструкцию в

течение всего периода обучения и, следовательно, создает возможность

повторного обращения обучающихся к ней для получения тех или иных

дополнительных сведений. Важным качеством письменной инструкции

является и то, что она позволяет передать информацию о том, что и как

должен делать обучающийся, выполняя задание. Инструкционные карты

развивают

у

студентов

навыки

чтения

и

способствуют

усвоению

предлагаемого материала.

Карточки-задания с рисунками помогают развивать зрительную память

при выполнении определённых операций. Выполнение подобного задания

подготавливают обучающимся к сознательному, активному усвоению и

способствуют более глубокому осмыслению при выполнении практических

заданий.

Использование

карточек

-

заданий

позволяет

варьировать

методические приемы в проведении вводного инструктажа для активизации

деятельности обучающихся.

Карточки

контроля

служат

для

выработки

навыков

контроля,

самоконтроля,

самостоятельности

в

работе.

Для

контроля

знаний,

обучающихся

применяются

карты

программированного

опроса

с

графическим изображением, где обучающиеся находят правильный ответ и

соответственно расставляют цифры.

Для

контроля

знаний,

обучающихся

применяются

карты

программированного опроса с графическим изображением, где учащиеся

находят

правильный

ответ

и

соответственно

расставляют

цифры.

Обязательным условием развития познавательной активности обучающихся

в

условиях

программированного

опроса

является

индивидуализация

обучения,

предоставление

учащимся

возможности

самостоятельно

выполнять предлагаемые задания в свойственном им темпе, обеспечивающем

сознательное усвоение материала.

Для фронтального опроса используются «диктанты», составленные на

определенные темы или разделы.

Карточки - подсказки используются для предупреждения дефектов в

работе.

На уроках производственного обучения могут быть использованы

познавательные игры, составленные с учетом знаний обучающихся. В

соответствии с выбранной целью, с целью повторения или закрепления

материала можно использовать игры.

Кроссворды как дидактическая интеллектуальная игра хороши тем, что

развивают умственные способности, концентрацию внимания, активизируют

память,

процессы самообразования.

В

учебном

процессе

кроссворды

применяю для проверки качества усвоения знаний, для привлечения и

поддержания

внимания,

обучающихся

в

процессе

изложения

нового

материала, а также ранее пройденного, как основы понимания новой темы.

Кроссворды применяю для индивидуальной работы, в целях проверки

усвоения знаний, для работы в микрогруппах.

Разработанные

и

апробированные

дидактические

материалы

подтвердили

свою

эффективность.

Активизация

познавательной

деятельности у студентов, заключается: в многообразии методических

приемов

изучения

и

закрепления

нового

учебного

материала;

в

использовании разносторонних средств наглядности; в самостоятельной

работе обучающихся.



В раздел образования