Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста
Автор: Тулина Юлия Тагировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ гимназия "Лаборатория Салахова" Населённый пункт: город Сургут Наименование материала: Статья Тема: Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста
«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать
создание детского театра с детского возраста?
Ведь инстинкт игры с перевоплощением
есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться
у многих детей звучит ярко, талантливо,
вызывает подчас недоумение у нас,
профессиональных артистов».
К.С.Станиславский
Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет
эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы
однажды,
чтобы
его
любимые
игрушки,
ставшие
лучшими
друзьями,
ожили
и
заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по
играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок
бессознательно
накапливает
целый
«банк
жизненных
ситуаций»,
а
при
умелом
подходе
взрослого,
где
воспитательные
возможности
театрализованной
деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски,
звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы
и
обобщения.
Но
не
менее
важно,
развитие
эмоциональной
сферы
ребенка,
сочувствовать
персонажам,
сопереживать
разыгрываемые
события,
являются
источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает
его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения
ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через
игру,
фантазирование,
сочинительство.
Все
это
может
дать
театральная
деятельность.
Актуальность
моих исследований в том, что театрализованные игры являются
благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней
особенно
проявляются
разные
стороны
развития
ребенка.
Эта
деятельность
развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке,
театру,
совершенствует
навык
воплощать
в
игре
определенные
переживания,
побуждает
к
созданию
новых
образов,
побуждает
к
мышлению.
Существует
проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей
возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и
суетливость.
У
детей
часто
отсутствуют
навыки
произвольного
поведения,
недостаточно
развиты
память,
внимание
и
речь..
Все
это
может
дать
театрализованная деятельность, ведь театр обладает огромной силой воздействия на
эмоциональный мир ребенка
.
Главная цель моей работы – развивать у детей эмпатию, т.е. умение распознавать
эмоциональное
состояние
человека,
и
научить
передавать
словами,
жестами,
мимикой ,интонацией, пантомимой его исполнение, умения ставить себя на его
место
в
различных
ситуациях,
быть
активными
в
игровой
деятельности
с о
сверстниками, находить адекватные способы содействия.
В работе с детьми в начале года были выявлены следующие проблемы: -
дети
несколько пассивны, зажаты, не могли полностью раскрепоститься,
«вжиться в роль», инициаторами игр выступали одни и те же дети, они же играли
главные
роли.
Воображение
развито
не
в
достаточной
степени,
дети
не
могли
объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствовал опыт
восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной
театрализованной деятельности. Актерские умения у детей были развиты
не в
достаточной степени. Большинство детей с радостью принимали роль, но не могли
активно
пользоваться
своей
речью,
движением,
мимикой
и
пантомимой,
мало
импровизировали.
Развитие
театральной
деятельности
и
накопление
эмоционально-чувственного
опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Семья не
готова была на тот момент осуществлять помощь, поддержку, участие так как для
воспитывающих
взрослых
театральная
деятельность
–
источник
новых
знаний,
эмоциональных переживаний, ощущений, где развивается адекватное восприятие,
понимание
взрослым
действий
ребенка,
приобретается
опыт
совместных
переживаний,
изменяется
характер
поведения,
взаимодействия
со
взрослыми
и
детьми.
Для
достижения
своей
цели,
исходя
из
выявленных
проблем
и
результатов
мониторинга, мною было принято решение
изучить методическую литературу по
этой теме, поставив для себя следующие задачи:
1.Разработать систему работы по формированию у детей художественно-
образных исполнительских умений.
2. Усовершенствовать предметно-развивающую среду для развития
творческой активности детей в театрализованной деятельности
(поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и
раскрепощено держаться при
выступлении, побуждать к
импровизации
средствами мимики, выразительных движений и интонации, используя
разные виды театра, костюмы, атрибуты и т.д.);
3.Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра,
театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
4.Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами
деятельности в едином педагогическом процессе;
5.Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и
взрослых.
6.Определить систему мониторинга, для отслеживания результативности
проводимой работы.
Современным
детям,
избалованным
фильмами,
красивыми
игрушками,
всевозможными
развлечениями,
театр
нужен
не
меньше,
чем
детям
прошлых
поколений. Ведь театр - один из самых таинственных и прекрасных видов искусства.
Получится ли у ребенка играть в театре? Теперь я с уверенностью могу сказать -
обязательно получится. Подвижные дети, шалуны, рассеянные дети, занимаются в
театре не хуже усердных «умниц», а тихони становятся увереннее в себе. Я считаю,
что только в театре человек может раскрыться полностью, выразить свои эмоции, не
боясь стать смешным, прожить не одну, а сотни жизней - таких разных и загадочных.
К.С.
Станиславский
призывал
актеров
учиться
вере
и
правде
игры
у
детей,
поскольку дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую
ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам
по игре. В группе, поставленные в ряд стулья у нас превращаются в салон автобуса
или самолета, любое платье в уголке ряжанья — в бальный наряд принцессы, а
комната становится то сказочным лесом, то королевским замком. Но почему-то,
выступая перед детьми других групп, ребята как бы утрачивают свои способности,
превращаясь в деревянных кукол с заученными жестами, невыразительной речью,
неоправданным кривляньем. Таким образом, передо мной стояла сложная задача —
сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в
игре, при выступлении перед зрителями.
Важным
этапом
театральной
деятельности
является
работа
над
актерским
мастерством детей. С ребятами уделяла внимание отражению сказочных образов
животных,
анализировала
характер
движения,
интонацию:
летит
большая
и
маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю,
также
использовала упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер,
солнышко, туча. Я работала над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли
мимику.
При
работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в
инсценировках, желания играть роль. Большое внимание я уделяла речи ребенка,
правильному
произношению
слов,
построению
фраз,
старалась
обогатить
речь.
Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев.
Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю.
В танцевальном творчестве, внимание я уделяла воспитанию интереса и желания
двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, цветов, активно
использовала
различные
атрибуты:
цветы,
листики,
ленты,
салютики,
платочки,
кубики,
шарики,
к
изготовлению
которых
активно
привлекались
родители
воспитанников. Добиваясь яркой передачи образа использовала игры на внимание,
фантазию.
Мои воспитанники научились исполнять мини-монологи и диалоги между
персонажами,
разыгрывать
действия
с
применением
разнообразных
движений, умеют согласовывать свои действия с действиями партнеров, не
заслоняя их. Этому способствовали специальные упражнения, направленные на
выработку выразительности жестов.
На занятиях я использую театральные
этюды. Театральные
игры-этюды
развивают у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие,
память. В процессе игр у детей вырабатываются навыки, необходимые для
отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера
(«трусливый заяц», «хитрая лиса»). Такие игры рассчитаны на активное
участие в них ребенка, который становится не пассивным исполнителем
моих указаний , а соучастником педагогического процесса. .
Любимый литературный жанр детей в любом возрасте – сказка. Благодаря
сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и
выражает с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу.
Сказка в музыке – это интереснейший вид представления, ведь музыка «наполняет
сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».
Продуманный
подбор
музыкальных
произведений
создаёт
необходимое
настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик. Я стараюсь
разнообразить сюжет и вовлекать в них больше детей. Часто сама сочиняю
небольшие песенки и сказки. Подбирая сказки, шла от простого к сложному. При
распределении
ролей
я
учитывала
пожелания
детей
быть
тем
или
иным
персонажем, одобряла выбор. Иногда, тактично направляла ребёнка на
изменение роли, стараясь не обидеть его и убедить в том, что он
неправ, выражая уверенность , что все юные актеры прекрасно справятся с ролью,
например, зайца, потому, что хорошо представляют себе, как он выглядит, какой он
трусливый, какой быстроногий (поэтому их и называют - «побегайками»). Очень
часто я использовала в своей работе прием, который мастерски применял
С.Я. Маршак, описывая движения кошки: «прыг», «шмыг», «кувырком», «клубком».
Эти выразительные слова очень точно характеризуют каждое движение
кошки.
Для
лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые
присутствуют
почти во
всех
сказках,
я
применяла
двигательные
импровизации, которые проводила без предварительной подготовки. Эти
двигательные импровизации на практике оказались очень эффективными:
- Кошки умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски; прячутся от
хозяйки, которая их хочет наказать; просят у своих хозяев чего-нибудь
вкусненького.
- Гуси идут к водоёму для купания; плавают и ныряют; выходят на берег и
отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою хозяйку, чтобы она их
накормила.
- Куры увидели корм и бегут к нему; подзывают цыплят; пьют воду; сидят на
жердочке.
Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети, положительно
влияют на качество исполнительской деятельности маленьких актёров. Работая над
выражением лица, постигая язык тела , дети чувствуют уверенность в себе и в своих
возможностях. Исполняя роль, ребенок может не только представлять, но и
реально
эмоционально
переживать
поступки
изображаемого
им
персонажа.
Работу маленьких актёров над ролью организовывала следующим образом:
1.
Вначале они знакомились с инсценировкой (О чём она? Какие события в
ней главные?).
2.
Затем я представляла
детям
героев инсценировки
(Где они
живут? Как
выглядит
их
дом?
Внешность
героев,
одежда,
манера
поведения,
их
взаимоотношения друг с другом и т.п.).
3.
Далее распределялись роли и шла работа
над
ролью:
составлялся
словесный портрет героя, описывалось его жилище, любимые блюда,
игры.
Затем,
проанализировав
поступки
сказочных
персонажей,
дети
пересказывали
отдельные фрагменты сказки.
Участие детей в действиях, которые происходят в сказке, расширяет их
кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности.
Заканчивали мы сказочный спектакль заключительной песней о дружбе, выученной
на музыкальном занятии.
В жизни ребенка - дошкольника очень много эмоций и впечатлений, которыми порой
сложно управлять. Работая с детьми уже более 20 лет, я научилась находить подход к
любому
ребенку,
помочь
выразить
эмоции
в
движении,
словами,
мимикой.
Раскрыться перед большой аудиторией и получить удовольствие от своей игры,
насладиться своим успехом.
Мои
занятия
театрализованной
деятельностью
основываются
на
следующих
принципах:
- Отношения "на равных";
- Свобода действий и слова;
- Приоритет "каждый ребенок - личность";
- Принцип неожиданности;
- Принцип включенности ребенка в процесс режиссуры.
Формы проведения занятий различны. Мною предусмотрены как теоретические, так
и практические.
Для качественного усвоения материала использую следующие
методы и приемы обучения:
методы:
приемы:
-рассказывание сказок -выбор детьми ролей по желанию
-просмотр мультф. и диафильмов -назначение на глав. роли робких, застенчивых
-пересказ сказок, рассказов -распред. ролей по карточкам (схем. персонаж)
-слушание сказок(тех.средств) -проигрывание ролей в парах
-чтение худож. литературы
-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним
- знакомство не только с текстом сказки, но и со средствами ее драматизации - жестом, мимикой,
движением, костюмом, декорациями (реквизит) и т.д.
-разыгрывание разнообразных сказок и инсценировки
-упражнение по формированию выразительности исполнений
- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного
кукловождения;
-упражнения по социально-эмоциональному развитию детей
-игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
-игры-драматизации
-ролевые диалоги по иллюстрациям
-музыкальные игры
-эмоционально-экспрессивные игры
-народно-хороводные игры
Все методы и приемы использую в комплексе, чередуя и дополняя друг друга, что
позволяет
дать
детям
знания
в
формировании
партнерских
отношений,
помочь
освоить умения и навыки, развить внимание, память, творческое воображение.
Используя такой подход, я получаю уникальную возможность попробовать себя и
дать возможность детям( они не просто слушатели и исполнители моих указаний, а
полноправные участники постановки) в роли сценариста, режиссера, музыкального
редактора и звукооператора, а также художника –костюмера и декоратора. Дети
учатся двигаться, говорить, петь. Они учатся быть личностью и одновременно
чувствовать плечо друг друга, т.к. поддержка коллектива очень важна.
Мной
используются
театрализованные
игры,
элементы
актерского
мастерства,
психогимнастика <Приложение 1>
За период работы в данном направлении в моей методической копилке собралось
огромное количество сказок (<Приложение 2>,).
Помимо вышеназванных элементов своей работы, на занятиях в качестве средства
формирования
познавательного
интереса
я
использую
компьютерные
презентации(<Приложение 6>)., с помощью которых провожу тематические занятия.
Важную роль в развитии ребенка играет предметно-развивающая среда. Она должна
предоставлять
ребенку
право
выбора
деятельности,
возможность
максимально
активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир, а не воспитатель побуждает
дошкольника к активным самостоятельным действиям. Так как яркие впечатления
дает не только спектакль, но и сама атмосфера театра: сцена, занавес, кулисы,
декорации,
костюмы
актеров,
куклы
и
т.д.,
то
в
соответствии
с
намеченными
планами мною, совместно с родителями, был усовершенствован театральный уголок
«В
гостях
у
сказки»,
где
дети
в
свободное
время
самостоятельно
играют
в
«артистов».
В
уголке
собран
весь
необходимый
материал
для
театральной
деятельности: разные виды театров, шапочки героев, атрибуты, элементы костюмов,
настольные игры, этюды, декорации к сказкам.
Особое внимание уделяла родителям, использовала чаще всего нетрадиционные
формы работы (см. прилож № ), через которую повышала педагогическую культуру
родителей, расширяла их педагогический кругозор, давала возможность родителям
(анкетирование)
оценить
работу
нашего
группового
театра,
через
совместные
праздники
и
развлечения
развивала
интерес
к
театрализованной
деятельности.
Проводила родительские собрания :« Нужна ли взрослым сказка», «В гостях у
«Колобка» и «Репки»», « Театральный КВН» и т.д. А в творческой мастерской
родители не только помогали в подготовке к спектаклям, но и изготавливали самые
различные
виды
театров:
театр
«дисков»,
игрушки
из
цилиндров
и
конусов,
коробочек
разной
высоты,
театр
«оригами»,
театр
«кружек»,
театр
на
палочке,
«киндер-театр»,театр «мочалки» и магнитиков ,забавных настольных актёров вязали
крючком и на спицах.
Такая работа помогла мне повысить активность родителей, и по традиции стала
продолжаться в школе.
Для успешной реализации использую следующие средства:
музыкальный зал; группа.
музыкальное
сопровождение
(
магнитофон,
фортепиано,
телевизор, DVD-
проигрыватель, шумовые инструменты)
наличие необходимого инвентаря (декорация, атрибуты и т.д.)
В своей работе я стремлюсь:
– воспитывать у детей любовь и интерес к сказке;
–
развивать
эмоциональную
отзывчивость
и
восприимчивость,
которые
дают
возможность широко использовать воспитательное воздействие сказки;
– обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными сказками и
средствами их выразительной сценической трактовки;
–
пополнять
словарный
запас
детей
и
развивать
выразительность
речи,
правильность произношения;
– развивать артистические способности детей и взрослых через
театрализованную деятельность;
– прививать навыки вежливого поведения;
– совершенствовать двигательные способности детей, вырабатывать гибкость и
выносливость.
Разработанное перспективное планирование
работы позволило
мне
рационально, с наименьшими затратами сил и времени, осуществлять руководство
работой.
Счастливые улыбки
и радостные
лица детей после театрализованного
представления говорят о том, что этот вид деятельности им очень нравится.
Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в
жизни, научиться творить, необходимо пройти длинный путь накопления
эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений. Очень важно
создать условия для определенного
развития эмоциональных и познавательных
процессов
у
дошкольников,
в
том
числе
и
при
помощи
театрализованной
деятельности.
Вывод:
В
течение
всего
периода
мной
велась
систематическая
работа
по
формированию
у
детей
художественно-образных
исполнительских
умений
в
театральной деятельности согласно программе. Для определения эффективности
своей работы я ориентировалась на требования программы , а также на результаты
мониторинга.
Итоговая диагностика показала:
1.У детей сформированность исполнительных умений оказалась на более высоком
уровне ;
2.Значительно
улучшилась
способность
к
импровизациям
(пе сенным,
инструментальным, танцевальным).
3.Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты,
движения);
4.
Повысилась
эмоциональная
отзывчивость,
развилась
ориентация
в
эмоциональном
содержании,
которая
базируется
на
умении
различать
чувства,
настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями;
С учётом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система
проведённой работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в
моей практической деятельности с детьми и может быть использована другими
педагогами – практиками в работе.
В будущем планирую:
1. Продолжить знакомство детей с различными видами театра.
2.
Разнообразить
методы
и
приемы
обучения
с
учетом
индивидуальных
особенностей детей.
3. Совершенствовать артистические навыки детей посредством переживания и
воплощения образов в сказках.
4. Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.
5. Привлекать родителей воспитанников к активному участию в процессе
подготовки и показа спектакля (родители – исполнители взрослых ролей).
Многолетний опыт доказывает, что в соприкосновении с театром вырастают
активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с
другим
человеком,
имеющие
внутреннюю
потребность
и
возможность
изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.
Закончить свое выступление хочу словами:
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша!
Проникнется и мудростью, и
добротой,
И с чувством сказочным пойдет
он
Жизненной тропой!
Г. Попова