Напоминание

«Роль развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста»


Автор: Малыхина Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/c ОВ №8
Населённый пункт: Краснодарский край, Кущёвский район
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Роль развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста»
Дата публикации: 23.03.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Роль развивающих игр для детей младшего дошкольного

возраста»

Что нужно, чтобы ребёнок рос умным, сообразительным, любознательным?

Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста,

оценить его собственные, индивидуальные возможности.

Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается

дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих

взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое

понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача -

помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника - главное это

знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет,

расположение в пространстве, передвижение - вот то, что привлекает

ребёнка.

Для ребенка все игры являются развивающими. Но взрослые под

развивающими играми обычно подразумевают те, что направлены на

изучение каких-либо предметов, явлений. Такие игры развивают интеллект,

расширяют кругозор, улучшают память, внимание и речь.

На развитие моторики

Развитие мелкой моторики напрямую влияет на формирование речи,

навыков самообслуживания, мышление, память. В домашних условиях для

игр можно использовать различные бытовые предметы: пуговицы,

прищепки, цветные макароны, карандаши и т. п. На улице можно брать

шишки, каштаны, палочки.

Копилка. Возьмем 2 банки. В одну из них насыпаем фасоль, а другую

оставим пустой. На вторую надевается крышка с небольшой прорезью.

Задача ребенка — переложить фасоль из одной банки в другую. Как вариант,

можно использовать контейнер для приготовления на пару из мультиварки (с

мелкими круглыми отверстиями). В них можно опускать макаронины.

Рисование крупой. На лист бумаги наносится клей ПВА, сверху в

определенном порядке насыпается крупа. Можно использовать манку,

пшеничную крупу, гречку, чтобы создавать разноцветные узоры.

Бусы. Ребенку дается леска, на которую нужно нанизать предметы. Это

могут быть бусины, пуговицы и даже сушки. Предметы не должны быть

слишком маленькими, иначе ребенку будет сложно с ними справиться.

Цветочек. Вырежем из бумаги круг — это будет основа цветка. Ребенку

дадим разноцветные прищепки. Он должен прикрепить их по кругу так, как

будто это лепестки цветка. Параллельно можно запоминать цвета и

выкладывать их в определенной последовательности.

На развитие логики

Логические связи — очень важная часть в развитии мышления ребенка.

Понимать, зачем и почему, помогут простые и увлекательные задания.

Найди лишнее. Для этой развивающей игры понадобятся специальные

карточки или листы, которые можно найти в интернете и распечатать.

Задание для такого возраста обычно содержит четыре простых предмета,

один из которых не подходит в группу по определенному признаку. Это

могут быть цвет, форма, умения (например, летает – не летает, назначение

предмета (одежда, посуда и т. п.) и другие признаки. Важно давать

возможность ребенку размышлять самостоятельно.

Раздели на группы. Похожее задание, но здесь нужно из обилия предметов

выделить те, что относятся к определенной группе. Например, овощи,

фрукты, домашние животные, игрушки и т. п.

Скажи наоборот. Ребенок в 4 года уже понимает, что такое антонимы, то

есть, слова с противоположным значением. Родитель произносит «горячо» —

ребенок отвечает «холодно», и т. д. Используйте понятные слова: тихо-

громко, белый-черный, грустный-веселый, глубоко-мелко, мокрый-сухой.

Кому что нужно. Для этой игры понадобится мяч. Ведущий произносит

профессию, например, «доктор», и кидает мяч ребенку. Тот должен ответить,

что может понадобиться доктору (градусник, шприц, белый халат) и бросить

мяч обратно.

На развитие речи

Развивать речь важно с самого рождения. Разговаривать даже с крохой,

который пока еще молчит, кажется странным, но на самом деле это вклад в

его будущее. Часто, уже учась в школе, дети не могут связать несколько

предложений в логичный текст, пересказать прочитанное, рассказать о

каком-то событии. Чтобы этого не произошло, в 3-4 года можно предложить

такие домашние игры с детьми.

Опиши предмет. Для этой игры нужно собрать несколько игрушек и

сложить их в ящик. Ребенок достает попавшуюся игрушку и описывает ее.

Например, девочка достала куклу. Она может рассказать, какого размера

кукла, какого цвета ее глаза и волосы, в какую одежду она одета, придумать

кукле имя.

Расскажи по картинке. Для этой игры понадобится иллюстрация какой-

либо популярной сказки (опять же, можно найти в интернете и распечатать,

или просто показать на экране). Ребенок должен рассказать, что видит на

картинке, что произошло сначала, а что потом, чем закончилась история.

Все перепуталось. Для этой игры можно взять сюжет сказки, которую

ребенок хорошо знает. Рассказывая ее, нужно допускать ошибки. Например,

звери не пустили лису в Теремок, или Красная шапочка пошла не к бабушке,

а к подружке. Малыш должен понять, что в сказке не так. Можно

пофантазировать и сочинить свою сказку, в которой конец будет другим.

Обучающие игры

В возрасте 3 года уже можно знакомить ребенка с буквами и цифрами.

Цифра является средней, иногда более развитые дети проявляют интерес к

буквам и в 2 года. Но не нужно спешить и принуждать малыша к занятиям —

это только отобьет охоту изучать новое.

Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените

его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с

заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае

затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае

нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-

либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

Занимаясь с ребёнком, помните, что его действия лишь только начинают

становиться целенаправленными. Малышу ещё очень трудно следовать

намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к

другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребёнка может быть

сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов.

Интерес легко возникает (особенно, когда ребёнок видит новые и яркие

предметы), но также легко и пропадает.

Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это

школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника,

и

стойко

переносит

свои

неудачи.

Доброжелательность,

поддержка,

радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры

будут полезны для развития ребёнка.

В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими.

А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои

дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а

проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее

совместную жизнь.

Так играйте же вместе с малышом!



В раздел образования