Автор: Малыхина Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/c ОВ №8
Населённый пункт: Краснодарский край, Кущёвский район
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Роль развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста»
Дата публикации: 23.03.2024
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Роль развивающих игр для детей младшего дошкольного
возраста»
Что нужно, чтобы ребёнок рос умным, сообразительным, любознательным?
Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста,
оценить его собственные, индивидуальные возможности.
Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается
дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих
взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое
понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача -
помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника - главное это
знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет,
расположение в пространстве, передвижение - вот то, что привлекает
ребёнка.
Для ребенка все игры являются развивающими. Но взрослые под
развивающими играми обычно подразумевают те, что направлены на
изучение каких-либо предметов, явлений. Такие игры развивают интеллект,
расширяют кругозор, улучшают память, внимание и речь.
На развитие моторики
Развитие мелкой моторики напрямую влияет на формирование речи,
навыков самообслуживания, мышление, память. В домашних условиях для
игр можно использовать различные бытовые предметы: пуговицы,
прищепки, цветные макароны, карандаши и т. п. На улице можно брать
шишки, каштаны, палочки.
Копилка. Возьмем 2 банки. В одну из них насыпаем фасоль, а другую
оставим пустой. На вторую надевается крышка с небольшой прорезью.
Задача ребенка — переложить фасоль из одной банки в другую. Как вариант,
можно использовать контейнер для приготовления на пару из мультиварки (с
мелкими круглыми отверстиями). В них можно опускать макаронины.
Рисование крупой. На лист бумаги наносится клей ПВА, сверху в
определенном порядке насыпается крупа. Можно использовать манку,
пшеничную крупу, гречку, чтобы создавать разноцветные узоры.
Бусы. Ребенку дается леска, на которую нужно нанизать предметы. Это
могут быть бусины, пуговицы и даже сушки. Предметы не должны быть
слишком маленькими, иначе ребенку будет сложно с ними справиться.
Цветочек. Вырежем из бумаги круг — это будет основа цветка. Ребенку
дадим разноцветные прищепки. Он должен прикрепить их по кругу так, как
будто это лепестки цветка. Параллельно можно запоминать цвета и
выкладывать их в определенной последовательности.
На развитие логики
Логические связи — очень важная часть в развитии мышления ребенка.
Понимать, зачем и почему, помогут простые и увлекательные задания.
Найди лишнее. Для этой развивающей игры понадобятся специальные
карточки или листы, которые можно найти в интернете и распечатать.
Задание для такого возраста обычно содержит четыре простых предмета,
один из которых не подходит в группу по определенному признаку. Это
могут быть цвет, форма, умения (например, летает – не летает, назначение
предмета (одежда, посуда и т. п.) и другие признаки. Важно давать
возможность ребенку размышлять самостоятельно.
Раздели на группы. Похожее задание, но здесь нужно из обилия предметов
выделить те, что относятся к определенной группе. Например, овощи,
фрукты, домашние животные, игрушки и т. п.
Скажи наоборот. Ребенок в 4 года уже понимает, что такое антонимы, то
есть, слова с противоположным значением. Родитель произносит «горячо» —
ребенок отвечает «холодно», и т. д. Используйте понятные слова: тихо-
громко, белый-черный, грустный-веселый, глубоко-мелко, мокрый-сухой.
Кому что нужно. Для этой игры понадобится мяч. Ведущий произносит
профессию, например, «доктор», и кидает мяч ребенку. Тот должен ответить,
что может понадобиться доктору (градусник, шприц, белый халат) и бросить
мяч обратно.
На развитие речи
Развивать речь важно с самого рождения. Разговаривать даже с крохой,
который пока еще молчит, кажется странным, но на самом деле это вклад в
его будущее. Часто, уже учась в школе, дети не могут связать несколько
предложений в логичный текст, пересказать прочитанное, рассказать о
каком-то событии. Чтобы этого не произошло, в 3-4 года можно предложить
такие домашние игры с детьми.
Опиши предмет. Для этой игры нужно собрать несколько игрушек и
сложить их в ящик. Ребенок достает попавшуюся игрушку и описывает ее.
Например, девочка достала куклу. Она может рассказать, какого размера
кукла, какого цвета ее глаза и волосы, в какую одежду она одета, придумать
кукле имя.
Расскажи по картинке. Для этой игры понадобится иллюстрация какой-
либо популярной сказки (опять же, можно найти в интернете и распечатать,
или просто показать на экране). Ребенок должен рассказать, что видит на
картинке, что произошло сначала, а что потом, чем закончилась история.
Все перепуталось. Для этой игры можно взять сюжет сказки, которую
ребенок хорошо знает. Рассказывая ее, нужно допускать ошибки. Например,
звери не пустили лису в Теремок, или Красная шапочка пошла не к бабушке,
а к подружке. Малыш должен понять, что в сказке не так. Можно
пофантазировать и сочинить свою сказку, в которой конец будет другим.
Обучающие игры
В возрасте 3 года уже можно знакомить ребенка с буквами и цифрами.
Цифра является средней, иногда более развитые дети проявляют интерес к
буквам и в 2 года. Но не нужно спешить и принуждать малыша к занятиям —
это только отобьет охоту изучать новое.
Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените
его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с
заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае
затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае
нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-
либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.
Занимаясь с ребёнком, помните, что его действия лишь только начинают
становиться целенаправленными. Малышу ещё очень трудно следовать
намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к
другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребёнка может быть
сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов.
Интерес легко возникает (особенно, когда ребёнок видит новые и яркие
предметы), но также легко и пропадает.
Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это
школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника,
и
стойко
переносит
свои
неудачи.
Доброжелательность,
поддержка,
радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры
будут полезны для развития ребёнка.
В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими.
А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои
дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а
проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее
совместную жизнь.
Так играйте же вместе с малышом!