Фотография, как средство нравственного воспитания в детском саду
Автор: Устьянцева Елена Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ № 36 "Теремок" Населённый пункт: с.Курьи Свердловская область Наименование материала: статья Тема: Фотография, как средство нравственного воспитания в детском саду Раздел: дошкольное образование
Н.В. Колегова,
МАДОУ № 36 «Теремок», с. Курьи
ФОТОГРАФИЯ, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.
Глубокое
заблуждение
–
думать,
что
фотографированием
можно
заниматься не раньше 15 лет. Отличные снимки способны делать 6-7-летние
дети, причем не только мальчики, но и девочки. Современные дошкольники
очень
быстро
осваивают
технические
средства,
и
фотоаппарат
одно
их
любимых.
Что
дают
занятия
фотографией
детям?
Гораздо
больше,
чем
может
показаться на первый взгляд. Во-первых, наблюдательность. Умение подмечать
важные и интересные детали там, где их не видят остальные. Во-вторых,
навыки
обращения
с
техникой,
которые
пригодятся
в
дальнейшей
жизни.
Ну и в-третьих, опять же – развитие творческих возможностей, фантазии,
воображения.
Ведь мало освоить фотокамеру, узнав, «где у нее кнопка». Надо найти,
увидеть,
пронаблюдать
или
придумать
неординарный
сюжет,
а
потом
уже
запечатлеть его в кадре. А современные способы компьютерной обработки
фотоснимков,
такие,
как
Photoshop,
и
вовсе
могут
сделать
из
фотографа
настоящего творца.
В
нашем
детском
саду
работает
клуб
нравственно-патриотической
направленности «Родные просторы». Дошкольники совместно с воспитателем
исследуют
территорию
родного
села
Курьи.
Изучают
его
историю,
достопримечательности, которых надо сказать не мало.
Поиск
интересных
сюжетов
одинаково
увлекает
как
детей,
так
и
их
родителей.
Первоначальную
информацию
конечно
готовят
воспитатели.
Проводя подготовительный этап по подготовке к экскурсии, дети знакомятся с
некоторыми историческими данными. Но самое интересное узнают во время
посещения объекта. Так посещая известный на всю Россию курорт Курьи, дети
уже многое про него знают, но с историческими фактами знакомятся в музее.
Следуя по дороге к предполагаемому объекту изучают природный ландшафт
наблюдают за погодными явлениями. Учатся самостоятельно делать выводы.
Очень насыщенными и познавательными являются исследования связанные с
легендами села Курьи. Многие из них связаны с природными источниками
пресной
воды.
Так
на
территории
села
имеются
восемь
родников.
Разработанный
воспитателями
долгосрочный
проект
по
изучению
водных
ресурсов «Родники» привлек внимание к сохранению природных ресурсов не
только дошкольников, но и общественность, жителей села и близлежащего
Сухоложского
района.
Дети
фотографировали
как
результат
труда
по
благоустройству родников, так и мусор, оставленный «невежами».
Дошкольники печатали фото- листовки с призывом соблюдать чистоту и
беречь родники. Используя фотоаппарат, дети учатся фиксировать, добывать
доказательства, рассуждать, а главное анализировать поступки. Вот лишь один
пример, спускаясь к Пантелееву ключу, вода которого считается целебной дети
видят, что, красиво и ухожено все вокруг. Но кто-то изрисовал краской из
балкончика
самую
центральную
стену.
Дети
возмущаются
и
принимают
самостоятельное решение что, надо чем-то отмыть. Некоторые пробуют тут же
водой,
но
это
не
дает
результата.
Поэтому
обращаются
за
помощью
к
воспитателю. Пока одни пытаясь отмыть надпись ищут решение проблемы,
двое других незаметно собирают мусор, складывая его в мешочек. Воспитатель
конечно поблагодарила всех детей за наблюдательность и за желание сохранить
красоту, созданную другими. Детьми было предложено все за фотографировать.
Придя в группу, все с нетерпением ждали, что же там на кадрах, что подойдет
для альбома, который является обязательным после каждого исследования, а
что, являясь неудачным кадром пойдет в корзинку. Нам сначала казалось, что
дети уже и забыли, про надпись, которая портит внешний вид территории
ключа, но нет вечером, когда пришли родители все обсуждали это событие.
Некоторые
родители
просто
выслушали,
и
согласились,
что
так
делать
не
хорошо. Но нашлись и те что предложили свою помощь. Через некоторое время
совершили совместный поход с родителями и очистили стену от надписи. И
данное событие так же не обошлось без наших юных фотокорреспондентов.
Родители были очень благодарны, они и не представляли сколько интересного
знают их дошколята, как умеют пользоваться фотоаппаратом. Казалось, бы
просто мыльница, а ведь это действительно средство для развития детей в
умелых руках педагога. В нашей группе фотоаппарат всегда под рукой, на
прогулку без него вообще практически не выходим. Наблюдение за небом,
деревьями,
набухающими
почками
и
распусканием
первых
листочков
все
попадает в кадр. Цветение мать и мачехи, первые муравьи и букашечки- это
всегда прекрасно, а дети, видя это через объектив фотоаппарата никогда не
забудут. Бережливость, наблюдательность, сострадание, отзывчивость, вот те
качества, которые так необходимы будущему поколению, а где как не в детском
саду их стоит закладывать.
Литература
1.
Буре Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников:
книга для воспитателя детского сада / Р.С. Буре. - М.: Просвещение,
1989. - 96 с.
2.
Дмитриева И. Г. Целостный подход к духовно-нравственному
воспитанию дошкольника // Начальная школа плюс до и После. –
2005. - № 7. – С. 50-54.
3.
Черных Т. В. Роль этических переживаний старшего дошкольника в
процессе нравственного воспитания // Вестник Московского
государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2010.
- № 2. - С. 22-29.