Напоминание

Фотография, как средство нравственного воспитания в детском саду


Автор: Устьянцева Елена Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 36 "Теремок"
Населённый пункт: с.Курьи Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Фотография, как средство нравственного воспитания в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Н.В. Колегова, МАДОУ № 36 «Теремок», с. Курьи
ФОТОГРАФИЯ, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.
Глубокое заблуждение – думать, что фотографированием можно заниматься не раньше 15 лет. Отличные снимки способны делать 6-7-летние дети, причем не только мальчики, но и девочки. Современные дошкольники очень быстро осваивают технические средства, и фотоаппарат одно их любимых. Что дают занятия фотографией детям? Гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Во-первых, наблюдательность. Умение подмечать важные и интересные детали там, где их не видят остальные. Во-вторых, навыки обращения с техникой, которые пригодятся в дальнейшей жизни. Ну и в-третьих, опять же – развитие творческих возможностей, фантазии, воображения. Ведь мало освоить фотокамеру, узнав, «где у нее кнопка». Надо найти, увидеть, пронаблюдать или придумать неординарный сюжет, а потом уже запечатлеть его в кадре. А современные способы компьютерной обработки фотоснимков, такие, как Photoshop, и вовсе могут сделать из фотографа настоящего творца. В нашем детском саду работает клуб нравственно-патриотической направленности «Родные просторы». Дошкольники совместно с воспитателем исследуют территорию родного села Курьи. Изучают его историю, достопримечательности, которых надо сказать не мало. Поиск интересных сюжетов одинаково увлекает как детей, так и их родителей. Первоначальную информацию конечно готовят воспитатели. Проводя подготовительный этап по подготовке к экскурсии, дети знакомятся с некоторыми историческими данными. Но самое интересное узнают во время посещения объекта. Так посещая известный на всю Россию курорт Курьи, дети уже многое про него знают, но с историческими фактами знакомятся в музее. Следуя по дороге к предполагаемому объекту изучают природный ландшафт наблюдают за погодными явлениями. Учатся самостоятельно делать выводы. Очень насыщенными и познавательными являются исследования связанные с легендами села Курьи. Многие из них связаны с природными источниками пресной воды. Так на территории села имеются восемь родников. Разработанный воспитателями долгосрочный проект по изучению водных ресурсов «Родники» привлек внимание к сохранению природных ресурсов не только дошкольников, но и общественность, жителей села и близлежащего Сухоложского района. Дети фотографировали как результат труда по благоустройству родников, так и мусор, оставленный «невежами». Дошкольники печатали фото- листовки с призывом соблюдать чистоту и беречь родники. Используя фотоаппарат, дети учатся фиксировать, добывать доказательства, рассуждать, а главное анализировать поступки. Вот лишь один
пример, спускаясь к Пантелееву ключу, вода которого считается целебной дети видят, что, красиво и ухожено все вокруг. Но кто-то изрисовал краской из балкончика самую центральную стену. Дети возмущаются и принимают самостоятельное решение что, надо чем-то отмыть. Некоторые пробуют тут же водой, но это не дает результата. Поэтому обращаются за помощью к воспитателю. Пока одни пытаясь отмыть надпись ищут решение проблемы, двое других незаметно собирают мусор, складывая его в мешочек. Воспитатель конечно поблагодарила всех детей за наблюдательность и за желание сохранить красоту, созданную другими. Детьми было предложено все за фотографировать. Придя в группу, все с нетерпением ждали, что же там на кадрах, что подойдет для альбома, который является обязательным после каждого исследования, а что, являясь неудачным кадром пойдет в корзинку. Нам сначала казалось, что дети уже и забыли, про надпись, которая портит внешний вид территории ключа, но нет вечером, когда пришли родители все обсуждали это событие. Некоторые родители просто выслушали, и согласились, что так делать не хорошо. Но нашлись и те что предложили свою помощь. Через некоторое время совершили совместный поход с родителями и очистили стену от надписи. И данное событие так же не обошлось без наших юных фотокорреспондентов. Родители были очень благодарны, они и не представляли сколько интересного знают их дошколята, как умеют пользоваться фотоаппаратом. Казалось, бы просто мыльница, а ведь это действительно средство для развития детей в умелых руках педагога. В нашей группе фотоаппарат всегда под рукой, на прогулку без него вообще практически не выходим. Наблюдение за небом, деревьями, набухающими почками и распусканием первых листочков все попадает в кадр. Цветение мать и мачехи, первые муравьи и букашечки- это всегда прекрасно, а дети, видя это через объектив фотоаппарата никогда не забудут. Бережливость, наблюдательность, сострадание, отзывчивость, вот те качества, которые так необходимы будущему поколению, а где как не в детском саду их стоит закладывать.
Литература
1. Буре Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада / Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с. 2. Дмитриева И. Г. Целостный подход к духовно-нравственному воспитанию дошкольника // Начальная школа плюс до и После. – 2005. - № 7. – С. 50-54. 3. Черных Т. В. Роль этических переживаний старшего дошкольника в процессе нравственного воспитания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2010. - № 2. - С. 22-29.


В раздел образования