Автор: Казмирук Ольга Владимировна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "ЦО 8" имени Героя Советского Союза Л.П.Тихмянова
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: Эссе
Тема: «Я – учитель»
Раздел: полное образование
Эссе на тему: «Я – учитель»
Когда я поступала в педагогический университет, я не была уверена в
том, что буду работать учителем. На филологический факультет меня привёл
интерес к литературе, и за пять лет обучения я ни разу не пожалела о своём
выборе. Преподаватели университета сумели пробудить в нас интерес к
профессии учителя. Благодаря их искренности, справедливости, тактичности
я убедилась, что важно не только насколько хорошо ты знаешь свой предмет,
но и какой ты сам человек.
Большое значение имела и педагогическая практика: она позволила мне
увидеть школу с другой стороны. Наблюдая за опытными педагогами и
пробуя себя в роли учителя, я поняла, как важно удерживать внимание
учеников и дисциплину на уроках. Педагогическая практика и воспоминания
о своих школьных годах позволили мне увидеть разные стили преподавания.
Когда я решила попробовать себя в педагогической профессии, я точно
знала, какие профессиональные качества я хочу перенять у своих коллег и
каким учителем я не хотела бы быть.
Оптимизм, на мой взгляд, должен быть неотъемлемым качеством
педагога. Многое в школе мы не можем изменить: иногда нам приходится
работать с «трудными» детьми, неблагополучными семьями, родителями,
которые полностью возлагают ответственность за воспитание учащихся на
школу, забывая о собственной роли в жизни своих детей.
Уже в первый год работы я поняла, что результат моей педагогической
деятельности как учителя-предметника во многом зависит от результата
работы моих учеников. Не так сложно разработать систему уроков, по
которой мы будем готовить учащихся к итоговой аттестации, как привести
ученика к мысли, что в первую очередь эта подготовка нужна ему самому.
Мои ученики – подростки, и без учёта их возрастных особенностей
невозможна продуктивная работа с ними. Подростки требовательны к людям,
категоричны, многим из них мир представляется окрашенным в чёрно-белый
цвет. Они могут быть непредсказуемыми в своём поведении и суждениях.
Иногда
я
иду
в
класс
в
полной
уверенности,
что
заранее
запланированные
уроки-дискуссии,
уроки-викторины
обязательно
заинтересуют ребят, но учащиеся вопреки моим ожиданиям оказываются
пассивными на занятии. Однако бывают традиционные, но запоминающиеся
детям уроки, на которых обсуждение какого-либо проблемного вопроса
неожиданно
переходит
в
незапланированную
дискуссию,
и
каждый
учащийся с интересом высказывает свою точку зрения.
Так как же понять, что нужно ученику-подростку? Что важно для
любого ученика? Думаю, что большое значение имеет то, с каким
настроением мы идём в класс. Точно так же, как нельзя выплёскивать
отрицательные эмоции, накопившиеся за рабочий день, на своих близких,
нельзя давай волю негативу и в классе учеников. И это не значит, что каждый
день надо натягивать на себя маску исключительно позитивного человека. Но
следует помнить, что учитель несёт ответственность за то, что запомнит
после урока каждый его ученик. И это не только про знания...
С большим удовольствием я работаю классным руководителем. Мы с
учениками – одна команда. Большой плюс классного руководства для меня –
эмоциональная отдача воспитанников. Мне очень нравится посещать с ними
экскурсии, вместе ходить в кино и театр. В такие моменты осознаёшь, что
работа – это не всегда рутина, от неё можно получать удовольствие.
Быть
классным
руководителем
и
учителем
русского
языка
и
литературы непросто: как на учителе-предметнике на мне лежит высокая
ответственность
за
успешную
подготовку
старшеклассников
к
сдаче
итоговой аттестации, а как на классном руководителе – ответственность за
то, каким вырастет Человек.
Но в работе учителя русского языка и литературы есть свои
преимущества, ведь именно на уроках литературы и русского языка педагоги
формируют нравственные качества учеников. Почти каждый день мы
поднимаем вопросы человечности и жестокости, настоящей дружбы и
предательства. Ребята приводят примеры из жизни, учатся высказывать и
отстаивать своё мнение. Зачастую у некоторых учащихся появляется
собственное видение смысла какого-либо художественного произведения.
Думаю, что важно показать интерес к мнению любого ученика, даже если
большинству оно кажется «неправильным».
Классное руководство помогло мне и в работе с другими классами. Я
поняла, как важно знать, чем интересуются, чем живут ученики. Иногда я
сталкиваюсь с протестным поведением некоторых учащихся: ребята могут
отказываться работать на уроке, нарушать дисциплину... Как правило, у
таких
учащихся
есть
проблемы
психологического
характера.
Только
подобрав
индивидуальный
подход,
установив
контакт
с
родителями
учеников, можно правильно выстроить работу с «трудными» подростками.
Интересно, что ребята, которым скучно на уроках, совсем по-другому
проявляют себя на мероприятиях во время предметной недели: они помогают
украшать стенд, активно участвуют в квестах и конкурсах, наряжаются в
костюмы литературных персонажей. Главное не вешать на учеников такие
ярлыки, как «двоечник», «серая мышь», «не способный» ...
Не имеет значения, в каком классе учитель является классным
руководителем, игнорировать проблемы детей нельзя. Но нельзя также
отложить своевременное заполнение отчётов, подготовку к урокам и
внеклассным
мероприятиям,
индивидуальную
работу
с
отстающими
учащимися, работу с проектами учеников, подготовку классов к олимпиадам,
конкурсам, экзаменам...
Так как же одному учителю успеть всё? Профессионально не
«выгореть», удержаться в профессии? Где найти силы, заряд энергии? В
учениках. На мой взгляд, их благодарность – один из самых важных
показателей работы учителя. Каждый раз, когда я вижу улыбки, блеск глаз,
идущих ко мне на урок учеников, я понимаю, что это самый главный плюс
работы Учителя.
Существуют профессии, которые нельзя выбирать без любви к людям,
одна из таких – профессия учителя. Хотелось бы, чтобы статус учителя в
нашей стране повышался. И молодые педагоги не стеснялись бы работать в
школе. «Я – учитель!» – должно звучать гордо.