Напоминание

«Я – учитель»


Автор: Казмирук Ольга Владимировна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "ЦО 8" имени Героя Советского Союза Л.П.Тихмянова
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: Эссе
Тема: «Я – учитель»
Раздел: полное образование





Назад




Эссе на тему: «Я – учитель»

Когда я поступала в педагогический университет, я не была уверена в

том, что буду работать учителем. На филологический факультет меня привёл

интерес к литературе, и за пять лет обучения я ни разу не пожалела о своём

выборе. Преподаватели университета сумели пробудить в нас интерес к

профессии учителя. Благодаря их искренности, справедливости, тактичности

я убедилась, что важно не только насколько хорошо ты знаешь свой предмет,

но и какой ты сам человек.

Большое значение имела и педагогическая практика: она позволила мне

увидеть школу с другой стороны. Наблюдая за опытными педагогами и

пробуя себя в роли учителя, я поняла, как важно удерживать внимание

учеников и дисциплину на уроках. Педагогическая практика и воспоминания

о своих школьных годах позволили мне увидеть разные стили преподавания.

Когда я решила попробовать себя в педагогической профессии, я точно

знала, какие профессиональные качества я хочу перенять у своих коллег и

каким учителем я не хотела бы быть.

Оптимизм, на мой взгляд, должен быть неотъемлемым качеством

педагога. Многое в школе мы не можем изменить: иногда нам приходится

работать с «трудными» детьми, неблагополучными семьями, родителями,

которые полностью возлагают ответственность за воспитание учащихся на

школу, забывая о собственной роли в жизни своих детей.

Уже в первый год работы я поняла, что результат моей педагогической

деятельности как учителя-предметника во многом зависит от результата

работы моих учеников. Не так сложно разработать систему уроков, по

которой мы будем готовить учащихся к итоговой аттестации, как привести

ученика к мысли, что в первую очередь эта подготовка нужна ему самому.

Мои ученики – подростки, и без учёта их возрастных особенностей

невозможна продуктивная работа с ними. Подростки требовательны к людям,

категоричны, многим из них мир представляется окрашенным в чёрно-белый

цвет. Они могут быть непредсказуемыми в своём поведении и суждениях.

Иногда

я

иду

в

класс

в

полной

уверенности,

что

заранее

запланированные

уроки-дискуссии,

уроки-викторины

обязательно

заинтересуют ребят, но учащиеся вопреки моим ожиданиям оказываются

пассивными на занятии. Однако бывают традиционные, но запоминающиеся

детям уроки, на которых обсуждение какого-либо проблемного вопроса

неожиданно

переходит

в

незапланированную

дискуссию,

и

каждый

учащийся с интересом высказывает свою точку зрения.

Так как же понять, что нужно ученику-подростку? Что важно для

любого ученика? Думаю, что большое значение имеет то, с каким

настроением мы идём в класс. Точно так же, как нельзя выплёскивать

отрицательные эмоции, накопившиеся за рабочий день, на своих близких,

нельзя давай волю негативу и в классе учеников. И это не значит, что каждый

день надо натягивать на себя маску исключительно позитивного человека. Но

следует помнить, что учитель несёт ответственность за то, что запомнит

после урока каждый его ученик. И это не только про знания...

С большим удовольствием я работаю классным руководителем. Мы с

учениками – одна команда. Большой плюс классного руководства для меня –

эмоциональная отдача воспитанников. Мне очень нравится посещать с ними

экскурсии, вместе ходить в кино и театр. В такие моменты осознаёшь, что

работа – это не всегда рутина, от неё можно получать удовольствие.

Быть

классным

руководителем

и

учителем

русского

языка

и

литературы непросто: как на учителе-предметнике на мне лежит высокая

ответственность

за

успешную

подготовку

старшеклассников

к

сдаче

итоговой аттестации, а как на классном руководителе – ответственность за

то, каким вырастет Человек.

Но в работе учителя русского языка и литературы есть свои

преимущества, ведь именно на уроках литературы и русского языка педагоги

формируют нравственные качества учеников. Почти каждый день мы

поднимаем вопросы человечности и жестокости, настоящей дружбы и

предательства. Ребята приводят примеры из жизни, учатся высказывать и

отстаивать своё мнение. Зачастую у некоторых учащихся появляется

собственное видение смысла какого-либо художественного произведения.

Думаю, что важно показать интерес к мнению любого ученика, даже если

большинству оно кажется «неправильным».

Классное руководство помогло мне и в работе с другими классами. Я

поняла, как важно знать, чем интересуются, чем живут ученики. Иногда я

сталкиваюсь с протестным поведением некоторых учащихся: ребята могут

отказываться работать на уроке, нарушать дисциплину... Как правило, у

таких

учащихся

есть

проблемы

психологического

характера.

Только

подобрав

индивидуальный

подход,

установив

контакт

с

родителями

учеников, можно правильно выстроить работу с «трудными» подростками.

Интересно, что ребята, которым скучно на уроках, совсем по-другому

проявляют себя на мероприятиях во время предметной недели: они помогают

украшать стенд, активно участвуют в квестах и конкурсах, наряжаются в

костюмы литературных персонажей. Главное не вешать на учеников такие

ярлыки, как «двоечник», «серая мышь», «не способный» ...

Не имеет значения, в каком классе учитель является классным

руководителем, игнорировать проблемы детей нельзя. Но нельзя также

отложить своевременное заполнение отчётов, подготовку к урокам и

внеклассным

мероприятиям,

индивидуальную

работу

с

отстающими

учащимися, работу с проектами учеников, подготовку классов к олимпиадам,

конкурсам, экзаменам...

Так как же одному учителю успеть всё? Профессионально не

«выгореть», удержаться в профессии? Где найти силы, заряд энергии? В

учениках. На мой взгляд, их благодарность – один из самых важных

показателей работы учителя. Каждый раз, когда я вижу улыбки, блеск глаз,

идущих ко мне на урок учеников, я понимаю, что это самый главный плюс

работы Учителя.

Существуют профессии, которые нельзя выбирать без любви к людям,

одна из таких – профессия учителя. Хотелось бы, чтобы статус учителя в

нашей стране повышался. И молодые педагоги не стеснялись бы работать в

школе. «Я – учитель!» – должно звучать гордо.



В раздел образования