Напоминание

"Организация проектной деятельности учащихся как ресурс оценивания метапредметных результатов"


Автор: Афонина Наталья Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №41"
Населённый пункт: город Новоуральск
Наименование материала: статья
Тема: "Организация проектной деятельности учащихся как ресурс оценивания метапредметных результатов"
Раздел: начальное образование





Назад




«Организация проектной деятельности учащихся как ресурс оценивания метапредметных результатов» Основная
цель
оценочной деятельности в соответствии с требованиями стандарта - оценка образовательных достижений обучающихся. К этим достижениям относятся образовательные самостоятельность, инициатива, ответственность, метапредметные и предметные компетентности, социальный опыт. Для оценивания данных результатов необходимо сочетать разнообразные методы и механизмы оценки. Одним из механизмов оценивания достижения метапредметных результатов может стать проектная деятельность учащихся. При неформальном общении с педагогами я часто слышала мнение, что ученик младших классов не может самостоятельно выполнить проект, за него практически всю работу выполняет учитель или родители, а сам ученик лишь представляет готовый продукт. Наверное, так и есть, если учитель не обучает детей проектной деятельности, а требует с них лишь готовый продукт. Проектной деятельности, как и любой другой, надо сначала научить, и не только ребенка. В своих классах я организовала проектную деятельность по такому плану: 1. Обучение навыкам проектирования, развитие метапредметных умений на внеурочных занятиях «Хочу все знать» 2. Обучение родителей «Расту вместе с ребенком» 3. Закрепление полученных навыков в практической деятельности. Проектные и исследовательские игры 4. Создание учебных и внеучебных проектов 5. Создание индивидуальных проектов На занятиях курса «Хочу все знать» ученики первого класса учатся ставить цель, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, составлять план действий, осуществлять поиск необходимой информации, оценивать достигнутый результат, осваивают активные формы деятельности. Но, если дети овладевают навыками проектирования достаточно быстро, то для родителей проектная деятельность является непонятной, а оценивание их ребенка с точки зрения достижения метапредметных и личностных результатов вообще пугающим. Мы понимаем, что обучение становится эффективным, когда проводится в сотрудничестве семьи и школы. А значит, родителей также необходимо обучить технологии работы над проектом и снабдить понятными инструментами для оценивания метапредметных умений их ребенка. Для этого я провожу обучающий курс для родителей «Расту вместе с ребенком». Начинаю занятия с анкетирования «Знаю ли я своего ребенка?», в котором родители пытаются определить круг интересов ребенка и его возможности для проведения дальнейшей совместной исследовательской и проектной работы. Затем родителей также обучаю навыкам проектной деятельности. Мы создаем памятку «Исследуем и проектируем вместе» и учимся заполнять
матрицу проекта, которая является инструментом оценивания метапредметных умений и навыков. После овладения учащимися навыками проектирования, приступаем к выполнению обучающих коллективных мини - проектов, цель которых - обучение фиксации результатов деятельности. Проекты разнообразны – экспериментальные, творческие, фантастические, игровые. Дети обучаются заполнению визитной карточки или матрицы проекта, которая является инструментом оценивания метапредметных результатов. Приведу небольшой пример по заполнению такой матрицы. Проект «Что такое магнит?». На мотивационном этапе предлагаю сравнить детям две рукавички - из сказки «Рукавичка» и принесенную учителем, с магнитом внутри. Ставлю проблему - есть ли что-то общее между этими рукавичками. Дети выдвигают гипотезу, что одна рукавичка чудесная, потому что может увеличиваться в размерах, чтоб согреть всех лесных жителей, а другая - самая обычная. Но после первого эксперимента выясняется, что вторая рукавичка тоже обладает чудесными свойствами, так как может притягивать к себе некоторые предметы. Дети задают вопрос: «Почему некоторые предметы притягивается к рукавичке?», ответ на который очевиден - внутри нее – магнит. Так дети выходят на тему проекта, которую самостоятельно формулируют и отражают в матрице. Работа в матрице продолжается по уже знакомому детям плану – они определяют, к какой группе относится проект, ставят перед собой цель и задачи, определяют источники получения информации, составляют план действий, выдвигают гипотезу, проводят опытную работу, приходят к определенным выводам, оценивают свою деятельность и очерчивают круг вопросов, на которые не получили ответ в процессе работы над проектом. Таким образом, матрица поэтапно заполняется. После многократного заполнения матриц нескольких проектов, у детей вырабатывается алгоритм действий. Матрица учителя более подробна, в ней указано, какие УУД оцениваются на каждом этапе работы над проектом. После того, как дети и родители освоили алгоритм действий, перехожу к созданию коллективных учебных и внеучебных проектов. Педагогическая цель - выявление уровня овладения детьми метапредметными умениями, помощь учащимся в освоении новых способов действия. Заключительным этапом является создание индивидуальных проектов и исследовательских работ. Уже третий год мы проводим мониторинг метапредметных УУД по пособиям «Учимся учиться и действовать». Учащиеся моего класса показывают стабильно высокие результаты с формированно сти метапредметных УУД. Это позволяет мне сделать вывод о том, что педагогическая стратегия, выбранная мной для развития метапредметных умений, действительно является эффективной.


В раздел образования