Напоминание

«Что такое проект для преподавателя?»


Авторы: Серова Анна Викторовна, Анна Викторовна Серова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Приморский строительный колледж"
Населённый пункт: Артем, Приморский край
Наименование материала: статья:
Тема: «Что такое проект для преподавателя?»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




КГБ ПОУ «ПСК»

Преподаватель: Серова Анна Викторовна

Статья: «Что такое проект для преподавателя?»

Что такое проект для преподавателя? Проект – это интегративное

дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет

вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.

В современной педагогике понятие «проектирование» рассматривается как

ориентация на будущее. Один из способов инновационной деятельности,

использующий

социокультурные

механизмы

конструирования

и

реконструированние социальных объектов.

Проектную деятельность куратора можно рассматривать как учебно-

познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность

обучающихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы,

способы деятельности, направленную на достижение общего результата по

решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Проектирование можно рассматривать как специфический вид деятельности,

направленный на создание проекта; как научно – практический метод

изучения и преобразования действительности.

Проектная

деятельность

тесно

связана

с

«прогнозированием»,

«конструированием» и «моделированием».

Если

охарактеризовать

проектное–организаторскую

компетентность

куратора, то можно выделить следующие качества:

- интеллектуально

когнитивные

свойства:

профессионализм,

общая

культура,

эрудиция,

владение

новыми

технологиями

в

воспитании

обучающихся;

- умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия,

привлекая знания из различных областей науки;

- способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность;

- способность коллективно планировать проектную деятельность;

- создавать воспитательное пространство не для обучающихся, а вместе с

ними;

- способность

проектировать

целостный

процесс,

прогнозировать

последовательность и результат;

- коммуникабельность, умение контактировать с людьми, принадлежащим к

разным

возрастным

категориям,

социальным

общностям,

проявлять

тактичность;

- владеть навыками речи, артистическими умениями, уверенно держать себя,

организовывать любое воспитательное дело;

- способность к рефлексии, потребность в ней, как условии осознанного

регулирования

своего

поведения

и

деятельности

других

участников,

рефлексировать результаты деятельности и отношений;

- уметь

направлять

воспитательный

процесс

на

формирование

у

обучающихся

самостоятельности,

саморегуляции,

самопознания,

самоопределения, активности, творчества;

- формировать

у

обучающихся

стремление

к

самообразованию,

самоорганизации, самовоспитанию, саморазвитию;

- морально – ценностные свойства: гуманность, справедливости, милосердие.

Существует множество подходов к классификации проектов:

1. По характеру деятельности:

- Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо

объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления

информации широкой аудитории.

- Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование.

Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы постановку

задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее

проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.

- Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач,

отражающих интересы участников проекта.

2. По форме:

- видеофильм;

- рекламный ролик;

- интервью с известным человеком;

- мультимедийный продукт;

- стенгазета.

3. По профилю знаний:

- монопроекты – в рамках одного учебного проекта;

- межпредметные – в рамках двух или более предметам;

4. По числу участников:

- личностные;

- парные;

- групповые.

5. По характеру контактов:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- международными.

6. По продолжительности:

- минипроекты – в течение 1 занятия;

- краткосрочные – в течение 1-5 занятий;

- среднесрочные – 1-2 месяцев;

- долгосрочные – до 1 года.

На всех этапах работы над проектом куратор выступает как помощник,

направляет деятельность обучающихся. При этом его роль такова:

- консультировать по разным вопросам;

- моделировать различные ситуации;

- создавать ситуацию выбора и свободы самоопределения;

- провоцировать

вопросы,

размышления,

самостоятельную

оценку

деятельности;

- наблюдать, какой психолого-педагогический эффект имеет проект –

формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать

осознанный выбор и осмысливать его последствия.

Метод проектного обучения помогает решать многие воспитательные

задачи и развивать личностные качества: деловитость, предприимчивость,

ответственность.

Проектная

деятельность

обучающихся

позволяет

реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за

результат своего труда. Формирует убеждение, что результат дела зависит от

личного вклада каждого.

Обучающиеся верят в себя и свои способности, учатся свободно и

критично мыслить. Необходимо помогать, видеть смысл их творческой

деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов

и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Проектное обучение на уроках обществознания помогает на занятиях не

просто изучать теорию, но и применять полученные знания на практике.

Обучающиеся

могут

проводить

исследования,

анализировать

данные,

формулировать гипотезы и делать выводы. В процессе работы над проектом

они развивают навыки критического мышления, коммуникации, работы в

команде и решение проблем. Примерами проектов на уроках обществознание

могут быть:

-Исследование социальных проблем в обществе (бедность, безработица,

инфляция). Можно провести анализ причин возникновения этих проблем,

найти способы решения и уменьшения негативных последствий. Оценить

эффективность существующих мер.

-Анализ политических систем стран мира. Сравнение различных форм

правления.

Исследование

преимуществ

и

недостатков.

Предложить

возможности для реформ.

-Создание модели нового идеального общества. Обучающиеся могут

предложить свои правила и законы, определить роли и обязанности каждого

члена общества, а также обсудить возможные последствия своих решений.

Важно отметить, что проектное обучение требует от преподавателя знание

предметной области, умение организовать работу обучающихся направлять и

оценивать их деятельность. Метод проектов – это способ организации

самостоятельной деятельности учащихся для достижения определенного

результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую

самореализацию развивающейся личности.

Учебный проект – это продукт (материальный или интеллектуальный),

разработанный и изготовленный самостоятельно от идеи до ее реализации,

обладающий субъективной или объективной новизной и выполняемый под

руководством преподавателя. Структура учебного проекта.

Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в

методическом пособии «Как организовать проектную деятельность». Вы

видите на слайде.

В работе над проектом выделяют шесть стадий:

− подготовка (формулирование темы и целей проекта);

− планирование (определение источников информации, формы отчета,

распределение обязанностей в группе и т.п.);

− исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);

− оформление результатов и выводов;

− представление или отчет;

− оценка результатов и процесса.

В своей педагогической практике на уроках обществознания я чаще всего

использую

такие

виды

проектов,

как

практико-ориентированные,

познавательные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта

зависит от возраста обучающихся и темы.

Проект дает мне очень много как преподавателю. Это возможность для

творчества и новых навыков, а главное, новый этап сотрудничества и

взаимодействия

с

обучающимися.

Проект

для

преподавателя

–это

прекрасный

инструмент,

позволяющий

интегрировать

разные

виды

деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, связанным с

реальной жизнью, интересным и, следовательно, более эффективным.

В заключении, хотелось отметить: Проект — это особая философия

образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и

достижений. Философия, далекая от формирования теоретической

образованности. Проект — это метод обучения. Он может быть использован

в изучении любого предмета.

Список используемой литературы

1.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:

Практическое пособие для работников общеобразовательных

учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2020. — 80 с.

(Метод, биб-ка).

2.

Основы проектной деятельности: учебное пособие / Ю. П. Земсков,

Е.В. Асмолова. – Санкт-Петербург: Лань, 2019. – 184 с



В раздел образования