Авторы: Серова Анна Викторовна, Анна Викторовна Серова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Приморский строительный колледж"
Населённый пункт: Артем, Приморский край
Наименование материала: статья:
Тема: «Что такое проект для преподавателя?»
Раздел: среднее профессиональное
КГБ ПОУ «ПСК»
Преподаватель: Серова Анна Викторовна
Статья: «Что такое проект для преподавателя?»
Что такое проект для преподавателя? Проект – это интегративное
дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет
вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
В современной педагогике понятие «проектирование» рассматривается как
ориентация на будущее. Один из способов инновационной деятельности,
использующий
социокультурные
механизмы
конструирования
и
реконструированние социальных объектов.
Проектную деятельность куратора можно рассматривать как учебно-
познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность
обучающихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы,
способы деятельности, направленную на достижение общего результата по
решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Проектирование можно рассматривать как специфический вид деятельности,
направленный на создание проекта; как научно – практический метод
изучения и преобразования действительности.
Проектная
деятельность
тесно
связана
с
«прогнозированием»,
«конструированием» и «моделированием».
Если
охарактеризовать
проектное–организаторскую
компетентность
куратора, то можно выделить следующие качества:
- интеллектуально
–
когнитивные
свойства:
профессионализм,
общая
культура,
эрудиция,
владение
новыми
технологиями
в
воспитании
обучающихся;
- умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия,
привлекая знания из различных областей науки;
- способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность;
- способность коллективно планировать проектную деятельность;
- создавать воспитательное пространство не для обучающихся, а вместе с
ними;
- способность
проектировать
целостный
процесс,
прогнозировать
последовательность и результат;
- коммуникабельность, умение контактировать с людьми, принадлежащим к
разным
возрастным
категориям,
социальным
общностям,
проявлять
тактичность;
- владеть навыками речи, артистическими умениями, уверенно держать себя,
организовывать любое воспитательное дело;
- способность к рефлексии, потребность в ней, как условии осознанного
регулирования
своего
поведения
и
деятельности
других
участников,
рефлексировать результаты деятельности и отношений;
- уметь
направлять
воспитательный
процесс
на
формирование
у
обучающихся
самостоятельности,
саморегуляции,
самопознания,
самоопределения, активности, творчества;
- формировать
у
обучающихся
стремление
к
самообразованию,
самоорганизации, самовоспитанию, саморазвитию;
- морально – ценностные свойства: гуманность, справедливости, милосердие.
Существует множество подходов к классификации проектов:
1. По характеру деятельности:
- Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо
объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления
информации широкой аудитории.
- Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование.
Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы постановку
задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее
проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
- Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач,
отражающих интересы участников проекта.
2. По форме:
- видеофильм;
- рекламный ролик;
- интервью с известным человеком;
- мультимедийный продукт;
- стенгазета.
3. По профилю знаний:
- монопроекты – в рамках одного учебного проекта;
- межпредметные – в рамках двух или более предметам;
4. По числу участников:
- личностные;
- парные;
- групповые.
5. По характеру контактов:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- международными.
6. По продолжительности:
- минипроекты – в течение 1 занятия;
- краткосрочные – в течение 1-5 занятий;
- среднесрочные – 1-2 месяцев;
- долгосрочные – до 1 года.
На всех этапах работы над проектом куратор выступает как помощник,
направляет деятельность обучающихся. При этом его роль такова:
- консультировать по разным вопросам;
- моделировать различные ситуации;
- создавать ситуацию выбора и свободы самоопределения;
- провоцировать
вопросы,
размышления,
самостоятельную
оценку
деятельности;
- наблюдать, какой психолого-педагогический эффект имеет проект –
формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать
осознанный выбор и осмысливать его последствия.
Метод проектного обучения помогает решать многие воспитательные
задачи и развивать личностные качества: деловитость, предприимчивость,
ответственность.
Проектная
деятельность
обучающихся
позволяет
реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за
результат своего труда. Формирует убеждение, что результат дела зависит от
личного вклада каждого.
Обучающиеся верят в себя и свои способности, учатся свободно и
критично мыслить. Необходимо помогать, видеть смысл их творческой
деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов
и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Проектное обучение на уроках обществознания помогает на занятиях не
просто изучать теорию, но и применять полученные знания на практике.
Обучающиеся
могут
проводить
исследования,
анализировать
данные,
формулировать гипотезы и делать выводы. В процессе работы над проектом
они развивают навыки критического мышления, коммуникации, работы в
команде и решение проблем. Примерами проектов на уроках обществознание
могут быть:
-Исследование социальных проблем в обществе (бедность, безработица,
инфляция). Можно провести анализ причин возникновения этих проблем,
найти способы решения и уменьшения негативных последствий. Оценить
эффективность существующих мер.
-Анализ политических систем стран мира. Сравнение различных форм
правления.
Исследование
преимуществ
и
недостатков.
Предложить
возможности для реформ.
-Создание модели нового идеального общества. Обучающиеся могут
предложить свои правила и законы, определить роли и обязанности каждого
члена общества, а также обсудить возможные последствия своих решений.
Важно отметить, что проектное обучение требует от преподавателя знание
предметной области, умение организовать работу обучающихся направлять и
оценивать их деятельность. Метод проектов – это способ организации
самостоятельной деятельности учащихся для достижения определенного
результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую
самореализацию развивающейся личности.
Учебный проект – это продукт (материальный или интеллектуальный),
разработанный и изготовленный самостоятельно от идеи до ее реализации,
обладающий субъективной или объективной новизной и выполняемый под
руководством преподавателя. Структура учебного проекта.
Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в
методическом пособии «Как организовать проектную деятельность». Вы
видите на слайде.
В работе над проектом выделяют шесть стадий:
− подготовка (формулирование темы и целей проекта);
− планирование (определение источников информации, формы отчета,
распределение обязанностей в группе и т.п.);
− исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);
− оформление результатов и выводов;
− представление или отчет;
− оценка результатов и процесса.
В своей педагогической практике на уроках обществознания я чаще всего
использую
такие
виды
проектов,
как
практико-ориентированные,
познавательные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта
зависит от возраста обучающихся и темы.
Проект дает мне очень много как преподавателю. Это возможность для
творчества и новых навыков, а главное, новый этап сотрудничества и
взаимодействия
с
обучающимися.
Проект
для
преподавателя
–это
прекрасный
инструмент,
позволяющий
интегрировать
разные
виды
деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, связанным с
реальной жизнью, интересным и, следовательно, более эффективным.
В заключении, хотелось отметить: Проект — это особая философия
образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и
достижений. Философия, далекая от формирования теоретической
образованности. Проект — это метод обучения. Он может быть использован
в изучении любого предмета.
Список используемой литературы
1.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:
Практическое пособие для работников общеобразовательных
учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2020. — 80 с.
(Метод, биб-ка).
2.
Основы проектной деятельности: учебное пособие / Ю. П. Земсков,
Е.В. Асмолова. – Санкт-Петербург: Лань, 2019. – 184 с