Напоминание

Статья Формирование связной речи у дошкольников с ОНР


Автор: Сапрыкина Оксана Александровна
Должность: Учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ дет/ сад √107 "Тополек"
Населённый пункт: г. Обь Новосибирская область
Наименование материала: Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Тема: Статья Формирование связной речи у дошкольников с ОНР
Дата публикации: 21.03.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сапрыкина Оксана Александровна, учитель-логопед МБДОУ д/ с № 107 г. Обь

"Формирование связного высказывания у детей с общим недоразвитием

речи (ОНР)"

Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является

уровень сформированности связной речи.

Педагоги

начальных классов в школах

отмечают, что большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной

речи в достаточном объеме и рекомендуют педагогам дошкольных учреждений уделять

больше внимания формированию связной речи дошкольников.

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она

носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

Пока ребенок не научится строить простые распространенные и сложные предложения,

его речь не может быть связной.

Итак, связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством

родного

языка,

его

грамматическим

строем,

и

одновременно

отражает

уровень

умственного, эстетического, эмоционального развития.

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) нарушается формирование всех

компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне

речи: лексики, грамматического строя, фонетики), а также наблюдаются неречевые

расстройства (нарушение внимания, памяти, нарушения моторной стороны речи и т.д.).

Все это приводит к нарушению связного высказывания. Практика логопедической работы

показывает, что

использование различных коррекционных технологий является

эффективным

средством

для

развития

связного

высказывания

детей

с

общим

недоразвитием речи. А также, важное значение имеет применение наглядности:

картины (сюжетные, предметные и т.п.) рисунки, макеты, серии сюжетных картин,

схемы, модели, иллюстрации, слайды, фильмы, символы, формулы, карточки, реальные

предметы

презентации кинофильмов,

позволяет ребенку зрительно представить

абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними,

облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для

развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение

речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает

эффективность логопедической работы.

При проведении мною логопедического обследования, было выявлено, что у детей с

общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте связная

речь имеет

выраженные нарушения а именно:

при составлении рассказа по сюжетной картине и серии сюжетных картин дети

перечисляют

изображенные

предметы

или

называют

действия,

не

определяя

взаимоотношения между персонажами, места действия, времени, не могут выявить

причинно-следственные отношения, т.е. дети не владеют навыками самостоятельного

составления рассказа (фразы и рассказы составлены с помощью дополнительных

наводящих вопросов логопеда);

в речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык

невыразителен,

бедность

используемых

языковых

средств,

наличие

грубых

аграмматизмов, нарушающих связность повествования, ошибки в последовательности

изложения, лексические и синтаксические затруднения.

у детей затруднено свободное общение.

выполнение

творческих

заданий

оказалось

для

детей

с

ОНР

практически

недоступным.

В моей профессиональной деятельности по данной проблеме, я

использую

различные коррекционные технологии, которые совершенствую исходя из особенностей

детей и актуальных задач логопедической работы с ними.

На коррекционных занятиях, для формирования связной речи детей с общим

недоразвитием речи, я применяю следующие коррекционные технологии:

Технология наглядного моделирования и мнемотехники

-

освоение детьми

структуры

и

последовательности

связного

высказывания

(обеспечивает

успешное

запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях

объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и,

конечно, развитие воображения и памяти).

Элементы

сказкотерапии, игротерапии

– освоение детьми эмоционально-

смыслового содержания текста,

создание коммуникативной направленности каждого

слова ребенка; совершенствование лексико – грамматических средств языка.

Элементы технологии ТРИЗ

(теория решения изобретательных задач)

помогают развивать способность освоения причинно-следственных, условных и других

логических

связей

в

тексте,

формируют

осознанность

в

построении

лексико-

грамматических конструкций; помогают формированию связной речи дошкольников на

основе активизации творческого мышления,

развивают

коммуникативные

навыки;

повышают уровень речевой активности; развивают умения рассуждать, размышлять,

обобщать, доказывать, делать выводы.

Я применяю следующие элементы ТРИЗ технологии:

Метод фокальных объектов (МФО) - помогает детям с ОНР активизировать и

пополнить словарь; согласовывать слова в роде и числе; составлять сложноподчинённые

предложения при ответе на вопрос. Сущность данного метода в перенесение свойств

одного объекта или нескольких на другой.

Мозговой штурм (МШ) - направлен на развитие связной речи, развитие лексико-

грамматического строя речи, мышления, фантазии. Он помогает научиться детям решать

проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам

обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в

том числе самых фантастичных.

Метод контрольных вопросов (МКВ) - направлен на

развитие связной

монологической речи, пополнение словаря, развитие

грамматического строя речи,

фантазии.

Метод маленьких человечков (ММЧ) - позволяет представить фазовые переходы

веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует

развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности,

позволяет делать умозаключения.

Метод – системный анализ - направлен на развитие умения ориентироваться во

времени, в пространстве, в действиях, развивает речь.

Технология проблемного обучения – помогает созданию проблемных ситуаций, с

целью активизации самостоятельной деятельности дошкольников.

А также, в

своей работе с детьми широко

использую

информационно-

коммуникационные технологии (ИКТ) и здоровьесберегающие технологии:

Информационно-коммуникационные технологии

.

Я считаю, что применение ИКТ технологии для формирования связного высказывания

позволяет расширить возможности педагога, сделать совместную деятельность с детьми

нетрадиционнной, яркой, насыщенной, стимулирует интерес к обучению и позволяет

устранить пробелы в воспитательно-образовательном процессе, а также способствует

развитию связной

речи, воспитанию и развитию творческих способностей ребёнка,

обогащению интеллектуальной сферы. В своей работе я применяю: показ компьютерных

игр, видеопрезентаций, видеоуроков на логопедических занятиях;

мультимедийные

презентации, видео сопровождение к играм, используя следующие компьютерные

программы: Power Point, Киностудия Windows Movie Maker, Киностудия Windows Live.

Благодаря

данным

программам,

соcтавляю

презентации,

подготавливаю

видео

развивающих игр, осуществляю подбор дополнительного познавательного материала к

занятиям и т.д.

Здоровьесберегающие технологии

-

способствуют

укреплению

здоровья

дошкольников:

снижается

утомляемость,

повышается

эмоциональный

настрой

и

работоспособность ребенка:

дыхательная, артикуляционная, зрительная, мимическая гимнастика, физ. минутки,

динамические паузы, релаксация, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пескотерапия,

крупотерапия, мозаика, массажные мячики, игры с прищепками, игры с пуговицами, Су-

Джок терапия).

Технологию

наглядного

моделирования

и

мнемотехники

(схемы,

мнемотаблицы) я использую в работе над всеми видами связного высказывания, а

именно: пересказ, составление рассказов по серии картин и сюжетной картине, рассказ-

описание, рассказ-сравнение,

пересказов

художественной литературы, творческого

рассказывания, отгадывания и загадывания загадок, описательные загадки , заучивания

стихотворений.

Использую различные приемы наглядного моделирования: заместители, пиктограммы,

таблицы с элементами мнемотехники. В качестве заместителей использую бумажные

квадраты, круги, овалы, различающиеся по цвету и величине. Разыгрывание с помощью

заместителей начинаю с народных сказок (медведь большой коричневый, заяц белый, лиса

оранжевая и т.д.) Сначала прошу ребенка поднять соответствующий символ по ходу

рассказывания сказки мной сказки. Затем перехожу к разыгрыванию сказки. На

следующем этапе предлагаю детям выбрать заместителей, без учета внешних признаков

объекта, а ориентироваться на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и

т.п.)

Для составления описательных рассказов о предмете (игрушках, посуде, одежде,

птицах, животных и т.д.), я использую таблицы, схемы. Они включают символы: «глаз»,

«рука», «рот», «ухо». Предлагаю детям по данной модели составить описание предмета.

Вот пример, как я знакомлю детей с правилами строения рассказа, используя картинно-

графический план. Сначала я зачитываю рассказ и предлагаю детям запомнить, о каких

предметах говорится в нем. Затем предлагаю детям из ряда предложенных предметных

картинок, отобрать только те, о которых рассказывается в тексте и расположить картинки

в последовательности рассказа. Затем показываю детям схему рассказа. Дети подставляют

в первую строчку схемы соответствующие картинки и затем так заполняют всю схему.

Затем предлагаю детям рассказать, что получилось.

Элементы

сказкотерапии, игротерапии

я использую на логопедических

занятиях, включаю их в рекомендации педагогам и родителям:

- для пересказывания, рассказывания сказок от третьего или первого лица,

- для придумывания продолжения или завершения известной сказки,

- для составления сказки на предложенную тему с опорой на иллюстративный материал,

самостоятельного или коллективного сочинения сказки,

- сравнения нескольких сказок или сказочных героев, узнавания детьми иллюстраций к

сказкам, выбора самого смешного эпизода, игры-беседы детей с персонажами сказок, игры

- драмматизации, инсценирования сказок с использованием масок героев,

- для группового рассказывания, рассказывания сказок по кругу, сочинения сказок,

пересказа сказок с демонстрацией изображений героев, представления сказки в теневом

театре с использованием контурных картинок, рисования персонажей сказок.

А также, использую на занятиях игры, например. «Домик для животных» (по сказке

«Теремок»), «Произнеси фразы» (по сказке «Репка»), «Кого встретил в лесу колобок» и др.

Например,

на

коррекционной

занятии,

для

стимулирования

речевой

активности,

предлагаю придумать и задать шуточный вопрос героям сказки, написать им письмо или

послать телеграмму, придумать новое название сказки и т.д.

На занятии обязательно использую средства наглядности. Например, использую символы

для пересказывания сказок. В процессе выкладывания сказки, предлагаю поиграть с

картинками, например, «Картинки разбежались», «Картинки обиделись», «Картинки

заблудились». Для драматизации сказки использую ширмы, маски, пальчиковый театр,

кукольный и др. Я считаю, что применение сказочного материала в моей работе,

повышает уровень развития связного высказывания дошкольников с ОНР.

А также, своей работе по данной теме, использую логосказки – тренинги, насыщенные

речевым материалом – языковыми средствами связного высказывания

На коррекционных занятиях я применяю элементы технологии ТРИЗ, используя

некоторые методы этой технологии:

Метод фокальных объектов (МФО) Например, на коррекционном занятии по

теме "Зима" спрашиваю у детей: какая бывает зима? (Зима бывает пышная, если много

пушистого белого снега и т.д.) Такие фрагменты я включаю в коррекционные занятия по

развитию связной речи.

Мозговой штурм (МШ)

Например, на занятии я предлагаю детям решить

проблемную ситуацию: как спасти репку, если летом выпал снег? Как не пустить медведя

в теремок? И др. Давайте пофантазируем: наш мяч попал в сказку «Колобок» Как он

может помочь колобку?)

Метод контрольных вопросов (МКВ) Данный метод я использую при обучении

детей рассказыванию. Например, предлагаю детям упражнение "Закончим сказку".

Метод маленьких человечков (ММЧ) В работе с детьми я использую игры:

"Что было и что будет", "Расскажи о воде" и т.п.

Метод – системный анализ (Например, предлагаю детям ситуацию: Мы сейчас на

занятии. Предлагаю вам придумать, что было до того, как вы пришли на занятие? (дети

фантазируют) Или задание: Где живет подорожник? На дорожке, на лужайке, на полянке.

Может жить в аптеке).

С целью повышения уровня сформированности связной речи у дошкольников с

ОНР, свою работу я организую совместно с педагогами и со специалистами ДОУ, а также,

родителями .Считаю, что совместная работа учителя-логопеда с родителями (законными

представителями) становится необходимой частью коррекционного процесса.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей

2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием

речи: учебное пособие / В.К. Воробьева - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига

3. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание

4. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи детей дошкольного возраста

с общим речевым недоразвитием. - Москва. АРКТИ

5. Глухов В. П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего

дошкольного возраста с ОНР//Дефектология.

6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Пособие для логопедов. -

7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.Ф., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего

недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург

8. Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу. //

Характеристика связной речи детей 6-7 лет.: сб. науч. трудов.

9. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи. / Т.А.

Ткаченко, М.: Эксмо

10. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5 - летнего

возраста с общим недоразвитием речи.

11. Туманова Т.В. Системный подход к работе с детьми, имеющими общее недоразвитие

речи // Практическая психология и логопедия

12. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.:

Автореф. дис. канд. пед. наук.

13. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. / Короткова

Э.П.

14. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и

подготовительная к школе группы) / Дошкольное воспитание



В раздел образования