Напоминание

Автоматизация звука Ш в слогах и словах ( в прямом слоге)


Автор: Сапрыкина Оксана Александровна
Должность: Учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ дет/ сад √107 "Тополек"
Населённый пункт: г. Обь Новосибирская область
Наименование материала: Подгрупповое логопедическое занятие
Тема: Автоматизация звука Ш в слогах и словах ( в прямом слоге)
Дата публикации: 22.03.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №107 "Тополек"

муниципального образования г. Обь Новосибирской области

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению ОО

«Развитие речи» (индивидуально - подгруппового логопедического занятия).

Тема: "Автоматизация звука Ш в слогах, словах"

Учитель-логопед

первой

квалификационной категории

Сапрыкина О.А.

Цель: Автоматизация произношения звука Ш в слогах и словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнение артикуляции и произношения звука Ш в слогах, словах.

Формирование длительной и направленной воздушной струи.

Развитие навыка звукового анализа.

Развитие навыка падежного словообразования.

Активизация словаря по теме «Одежда», "Осень".

Коррекционно - развивающие:

Развитие мелкой моторики рук, внимания, памяти.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать коммуникабельность, внимание, доброжелательность, инициативность, самостоятельность.

Возрастная группа: Старшая

Интеграция образовательных областей: "Познание", ""Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие",

"Социально-коммуникативное развитие".

Форма организации детей: подгрупповая

Предварительная работа: наблюдения и беседы с детьми в НОД и в совместной деятельности с воспитателем, на прогулке,

подбор раздаточного материала, загадывание загадок, дидактические игры, рассматривание иллюстраций и чтение

художественной литературы по теме.

Средства, материалы и оборудование:

массажные мячики, изображение куклы Маши и Веселого Язычка (картинки,

прикрепленные к зеркалу), осенние листья, вырезанные из бумаги, разрезные картинки по звуку Ш: шапка, шарф, шуба или

др.) ,настенное зеркало, столы, стульчики для детей, цветные карандаши, листы бумаги с изображенными контурами (шапка,

шарф), ( картинки : шапка, панамка, башмачки, шарф, сарафан, штаны, капюшон, колготки, галоши, варежки, перчатки),

музыкальный материал.

Этапы

образовательной

деятельности

Содержание НОД

Формы и средства

реализации

Планируемые

результаты

Вводный этап

Задачи:

Активизировать

познавательный интерес

детей.

Развивать зрительное

восприятие,

координацию движения

рук и мелкой моторики.

Формировать у детей

представления о

целостном образе

предмета. Привлечь

внимание детей к

педагогу.

Логопед:

-Здравствуйте, ребята!

Доброе утро!

Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть!

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Сделайте глубокий вдох через нос,

А выдохните через рот.

Мы вдохнули в себя свежесть и хорошее настроение,

А выдохнули все обиды и огорчения!

Для того чтобы присесть на свои места вам необходимо

выполнить задание.

- Найдите вторую половинку от вашей картинки и сядьте на

это место.

В игровой форме.

Педагог создает мотивацию на

предстоящую деятельность.

Выполняют дыхательную

гимнастику.

Постановка детей в проблемную

ситуацию

Мотивация детей на

предстоящую

деятельность

Основной этап

Задачи:

Задачи: Развивать

артикуляционную

моторику.

Логопед:

- К нам пришла в гости кукла Маша и Веселый Язычок

(появляется кукла Маша и Веселый Язычок)

Логопед:

-Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети:

- Здравствуйте!

Логопед:

-Ребята, они к нам пришли не просто так.

Они хотят научить вас правильно и красиво говорить (логопед

говорит загадочным голосом)

- Ребята, вы любите сказки (ответы детей)

Кукла Маша приготовила нам сказку о Веселом Язычке.

-А сейчас садитесь удобно и внимательно слушайте сказку о

Веселом Язычке и выполняйте упражнения.

Логопед: "Сказка о веселом язычке" (по звуку Ш)

(Артикуляционная гимнастика)

Жил — был язычок. Утром он проснулся и открыл окно.

(Упражнение » Окно«) Посмотрел направо — налево

(Упражнение «Часики»), посмотрел вверх — вниз

Речевое и познавательное развитие

Постановка детей в проблемную

ситуацию.

Прослушивание сказки и

выполнение артикуляционной

гимнастики.

У детей развита

познавательная

активность

(Упражнение «Качели»). И увидел широкий забор

(Упражнение «Забор»). Маляр этот забор красит.

( Упражнение «Маляр»).

И решил язычок испечь блины. Месил тесто губами: пя-пя-

пя…. Месил тесто зубами: тя-тя-тя… Испек блинчик.

(Упражнение » Блинчик»). Блинчик горячий, будем дуть.

Дуем на блинчик ( ватка на ладони ребенка). Едим блинчик с

вкусным вареньем. ( Упражнение » Вкусное варенье«).

Запиваем молочком из чашечки. ( Упражнение «Чашечка»). И

потом Язычок пошел погулять и поскакал на лошадке.

(Упражнение «Лошадки»). Молодцы!

Логопед:

- Молодцы, ребята! Вот мы и сделали зарядку для язычка!

Логопед:

-Ребята, а теперь давайте отдохнем и прогуляемся. Встаньте

за мной. (динамическая пауза)

По ровненькой дорожке, (дети шагают, работают руками)

Шагают наши ножки (шагают)

Шагают наши ножки (шагают)

По пням, (большие шаги из стороны в сторону)

По кочкам, (прыжки с кочки на кочку)

По камушкам, (идут на носочках)

В ямку-бух! (присесть)

Логопед:

Ой, ребята, посмотрите какая то корзинка стоит.(на полке

стоит корзинка)

Так это же кукла Маша нам принесла корзинку с сюрпризами.

- Чтобы узнать, что находится в корзине, отгадайте загадку:

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Ребята кто это? (ежик)

Это массажные мячики.

На кого они похожи? (на ежиков)

Логопед: (упражнения с массажными мячиками)

Ежик, спрячь свои иголки (катают мячики в руках)

Мы же дети, а не волки (катают мячики в руках)

Спрячь свои иголки еж (катают мячики в руках)

Ты колючий, ну и что ж.

Мы хотим тебя погладить (дети гладят ладонями

массажные шарики)

Прослушивание стихотворения.

В игровой форме выполняют

задания

Прослушивание загадки.

Выполнение упражнения с

массажными мячиками., развитие

мелкой моторики

Воспитанники

овладели умением

выполнения

артикуляционных

упражнений .

Логопед высказывает

одобрение, что дети с

радостью

откликнулись на

задание Куклы Маши

и Язычка

У воспитанников

развита

познавательная

активность, мелкая

моторика пальцев рук

Мы хотим с тобой поладить (дети гладят ладонями

массажные шарики)

Еж иголки отряхнул, (из руки в руку перекладывают и

сжимают)

Он свернулся и заснул (из руки в руку перекладывают

и сжимают).

Логопед:

- Ребята, посмотрите (логопед достает из корзины осенние

листья).

-Что еще принесла нам Маша в корзинке? (ответы детей)

Логопед: Упражнение на дыхание:

"Осенние листья"

-Давайте подуем на листочки, как настоящий ветер.

(вдох через нос, длительный выдох через рот)

Логопед:

-Ребята, покажите, как шумят ваши листья, если на улице

ветер?

(дети произносят длительно звук: Ш-Ш-Ш-……)

Логопед: Упражнение на вызывание звука Ш и уточнение

артикуляции.

-Ребята, а теперь по тропинке мы пойдем и на место мы

придем. (дети заняли свои места)

Положите левую ладонь перед собой на стол, а в правую

руку возьмите листок. Представьте, что ваш осенний листок

летит по дорожке, от левой руки в правую сторону.

Одновременно произнося длительно звук Ш, и затем

добавлять звук который я назову. (А,О,У,И)

Ш-Ш-Ш-А

Ш-Ш-Ш-И (и т.д.)

Логопед: Упражнение: «Доскажи словечко»

Я знаю, что Веселый Язычок и Маша очень дружны.

И сейчас вам Язычок предлагает поиграть.

Встаньте, подойдите ко мне.

Итак, я говорю начало фразы, а вы должны закончить фразу и

повторить за мной движение,

Язычок:(Логопед):

Язычку очень нравиться Ма….

Он часто вспоминает о Ма….

Скучает, когда рядом нет Ма….

Выполнение упражнения на

дыхание, на развитие звуковой

культуры речи , звук Ш

В игровой форме выполняют

задание на произношение

изолированного звука Ш, а затем

слоги: ША,ШИ,ШО,ШУ.

Дети овладели

умением работать

индивидуально, и

выполнять задания

педагога

У детей развита

логика и мышление.

Дети закрепили

Радуется, когда видит Ма…

А сейчас идет за руку с Ма…..

Логопед:

Молодцы, ребята!

-По тропинке мы пойдем и на место мы придем.(сели на свои

места)

-Ребята, когда занятие закончится кукла Маша пойдет на

прогулку и она наденет только ту одежду и обувь, в названии

которой есть звук Ш.

Игра "Да-нет"

Когда услышите слово со звуком Ш, вам необходимо

хлопнуть в ладоши.

Наденет ли Маша шапку, панамку, башмачки, шарф,

сарафан, штаны, капюшон, колготки, галоши, варежки,

перчатки?

Логопед: Вот мы и подготовили одежду для Маши.

Игра

"Исправь ошибку"

Логопед:

А теперь еще одно задание от Веселого Язычка:

- Я буду говорить слова, а если скажу неправильно, вы меня

исправите( произнесете слово правильно)

-Молодцы, ребята

Игра; "Четвертый лишний".

Логопед:

Молодцы, ребята! Вы выполнили еще одно задание от

Язычка. Я теперь я вам предлагаю немного отдохнуть, встать

и подойти к мольберту.

Вы знаете, Маша рассказала мне, что она любит

путешествовать и фотографировать природу. Она предлагает

вам рассмотреть свои фотографии и выполнить задание

-Ребята, вам необходимо рассмотреть фотографии.

-Скажите, куда путешествовала кукла Маша? (в лес)

-Посмотрите, а какой лес? (осенний).

-По каким признакам вы определили что это осень?

-А еще внимательнее посмотрите, где была Маша? ( ответы

детей, На море)

- А теперь посмотрите внимательно и скажите, какая картинка

лишняя и почему вы так считаете?( ответы детей) (картинка-

Постановка детей в проблемную

ситуацию, на развитие

фонематического слуха и

правильное произношение звука Ш

в словах.

Постановка детей в проблемную

ситуацию, для закрепления умения

классифицировать предметы по

существенному признаку

понятия по теме

«Одежда»

Овладели умением

классифицировать

предметы

Дети овладели

лето)

(т.к. здесь изображено лето, а на остальных картинках –

осень) (логопед убирает картинку лето).

Логопед:

-Молодцы, ребята! Я предлагаю ва пройти на свои места и

продолжить играть с Язычком и Машей.

Ребята, я буду называть один предмет,

А вы-много.

Например: шуба-шубы.

Логопед:

-Шапка, шайба, шея и т..д.

- Логопед:

-Молодцы, ребята! Вы справились с очередным заданием

наших гостей. Наши гости для вас приготовили еще одно

интересное задание. Для этого вам нужно присесть на свои

места

Разомнем наши пальчики.

Игра:

"Один-много"

Я буду говорить слова, а вы выполняйте движения.

Логопед: Пальчиковая гимнастика (показывает движения).

Маша:

-Ручки в зеркало глядят (на ребро друг к другу)

-Ручки пальчиком велят(шевелят пальчиками)

-Загибайтесь, выпрямляйтесь (сжать в кулачок, выпрямить)

-Вместе в горстку собирайтесь( в кулачок)

Разбегитесь, распрямитесь (разогнуть в одну сторону-правая

рука, в другую сторону-левая рука)

- В кулачок теперь сомкнитесь (в кулачок)

Логопед: Молодцы ребята, вы размяли пальчики, а теперь

предлагаю вам выполнить интересное задание, которое

приготовил для вас Веселый Язычок.

Графомоторное упражнение.

Логопед:

-Вам необходимо обвести изображение .

Логопед:

Со всеми заданиями Маши и Язычка вы справились, и

научились произносить правильно звук Ш

а за это кукла Маша и Веселый Язычок приготовили вам

Развитие речи и логического

мышления..

Развитие мелкой моторики пальцев

рук.

Познавательное развитие.

Развитие мелкой моторики пальцев

рук.

умением различать

понятия «Один-

много»

У детей развита

мелкая моторика

пальцев рук

сюрпризы.

Заключительный этап.

Рефлексия.

Логопед: -Ребята, Язычок и Маша хотели бы узнать у вас,

какие вы задания выполняли? Какое задание больше всего

понравилось?

Ребята, а какой звук мы сегодня закрепляли?

Логопед:

Давайте попрощаемся с нашими гостями. До свидания!

Спасибо!

Ситуативный разговор

Анализ совместных

достижений



В раздел образования