Автор: Сапрыкина Оксана Александровна
Должность: Учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ дет/ сад √107 "Тополек"
Населённый пункт: г. Обь Новосибирская область
Наименование материала: Подгрупповое логопедическое занятие
Тема: Автоматизация звука Ш в слогах и словах ( в прямом слоге)
Дата публикации: 22.03.2024
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №107 "Тополек"
муниципального образования г. Обь Новосибирской области
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению ОО
«Развитие речи» (индивидуально - подгруппового логопедического занятия).
Тема: "Автоматизация звука Ш в слогах, словах"
Учитель-логопед
первой
квалификационной категории
Сапрыкина О.А.
Цель: Автоматизация произношения звука Ш в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнение артикуляции и произношения звука Ш в слогах, словах.
Формирование длительной и направленной воздушной струи.
Развитие навыка звукового анализа.
Развитие навыка падежного словообразования.
Активизация словаря по теме «Одежда», "Осень".
Коррекционно - развивающие:
Развитие мелкой моторики рук, внимания, памяти.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать коммуникабельность, внимание, доброжелательность, инициативность, самостоятельность.
Возрастная группа: Старшая
Интеграция образовательных областей: "Познание", ""Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие",
"Социально-коммуникативное развитие".
Форма организации детей: подгрупповая
Предварительная работа: наблюдения и беседы с детьми в НОД и в совместной деятельности с воспитателем, на прогулке,
подбор раздаточного материала, загадывание загадок, дидактические игры, рассматривание иллюстраций и чтение
художественной литературы по теме.
Средства, материалы и оборудование:
массажные мячики, изображение куклы Маши и Веселого Язычка (картинки,
прикрепленные к зеркалу), осенние листья, вырезанные из бумаги, разрезные картинки по звуку Ш: шапка, шарф, шуба или
др.) ,настенное зеркало, столы, стульчики для детей, цветные карандаши, листы бумаги с изображенными контурами (шапка,
шарф), ( картинки : шапка, панамка, башмачки, шарф, сарафан, штаны, капюшон, колготки, галоши, варежки, перчатки),
музыкальный материал.
Этапы
образовательной
деятельности
Содержание НОД
Формы и средства
реализации
Планируемые
результаты
Вводный этап
Задачи:
Активизировать
познавательный интерес
детей.
Развивать зрительное
восприятие,
координацию движения
рук и мелкой моторики.
Формировать у детей
представления о
целостном образе
предмета. Привлечь
внимание детей к
педагогу.
Логопед:
-Здравствуйте, ребята!
Доброе утро!
Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть!
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Сделайте глубокий вдох через нос,
А выдохните через рот.
Мы вдохнули в себя свежесть и хорошее настроение,
А выдохнули все обиды и огорчения!
Для того чтобы присесть на свои места вам необходимо
выполнить задание.
- Найдите вторую половинку от вашей картинки и сядьте на
это место.
В игровой форме.
Педагог создает мотивацию на
предстоящую деятельность.
Выполняют дыхательную
гимнастику.
Постановка детей в проблемную
ситуацию
Мотивация детей на
предстоящую
деятельность
Основной этап
Задачи:
Задачи: Развивать
артикуляционную
моторику.
Логопед:
- К нам пришла в гости кукла Маша и Веселый Язычок
(появляется кукла Маша и Веселый Язычок)
Логопед:
-Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети:
- Здравствуйте!
Логопед:
-Ребята, они к нам пришли не просто так.
Они хотят научить вас правильно и красиво говорить (логопед
говорит загадочным голосом)
- Ребята, вы любите сказки (ответы детей)
Кукла Маша приготовила нам сказку о Веселом Язычке.
-А сейчас садитесь удобно и внимательно слушайте сказку о
Веселом Язычке и выполняйте упражнения.
Логопед: "Сказка о веселом язычке" (по звуку Ш)
(Артикуляционная гимнастика)
Жил — был язычок. Утром он проснулся и открыл окно.
(Упражнение » Окно«) Посмотрел направо — налево
(Упражнение «Часики»), посмотрел вверх — вниз
Речевое и познавательное развитие
Постановка детей в проблемную
ситуацию.
Прослушивание сказки и
выполнение артикуляционной
гимнастики.
У детей развита
познавательная
активность
(Упражнение «Качели»). И увидел широкий забор
(Упражнение «Забор»). Маляр этот забор красит.
( Упражнение «Маляр»).
И решил язычок испечь блины. Месил тесто губами: пя-пя-
пя…. Месил тесто зубами: тя-тя-тя… Испек блинчик.
(Упражнение » Блинчик»). Блинчик горячий, будем дуть.
Дуем на блинчик ( ватка на ладони ребенка). Едим блинчик с
вкусным вареньем. ( Упражнение » Вкусное варенье«).
Запиваем молочком из чашечки. ( Упражнение «Чашечка»). И
потом Язычок пошел погулять и поскакал на лошадке.
(Упражнение «Лошадки»). Молодцы!
Логопед:
- Молодцы, ребята! Вот мы и сделали зарядку для язычка!
Логопед:
-Ребята, а теперь давайте отдохнем и прогуляемся. Встаньте
за мной. (динамическая пауза)
По ровненькой дорожке, (дети шагают, работают руками)
Шагают наши ножки (шагают)
Шагают наши ножки (шагают)
По пням, (большие шаги из стороны в сторону)
По кочкам, (прыжки с кочки на кочку)
По камушкам, (идут на носочках)
В ямку-бух! (присесть)
Логопед:
Ой, ребята, посмотрите какая то корзинка стоит.(на полке
стоит корзинка)
Так это же кукла Маша нам принесла корзинку с сюрпризами.
- Чтобы узнать, что находится в корзине, отгадайте загадку:
Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.
Ребята кто это? (ежик)
Это массажные мячики.
На кого они похожи? (на ежиков)
Логопед: (упражнения с массажными мячиками)
Ежик, спрячь свои иголки (катают мячики в руках)
Мы же дети, а не волки (катают мячики в руках)
Спрячь свои иголки еж (катают мячики в руках)
Ты колючий, ну и что ж.
Мы хотим тебя погладить (дети гладят ладонями
массажные шарики)
Прослушивание стихотворения.
В игровой форме выполняют
задания
Прослушивание загадки.
Выполнение упражнения с
массажными мячиками., развитие
мелкой моторики
Воспитанники
овладели умением
выполнения
артикуляционных
упражнений .
Логопед высказывает
одобрение, что дети с
радостью
откликнулись на
задание Куклы Маши
и Язычка
У воспитанников
развита
познавательная
активность, мелкая
моторика пальцев рук
Мы хотим с тобой поладить (дети гладят ладонями
массажные шарики)
Еж иголки отряхнул, (из руки в руку перекладывают и
сжимают)
Он свернулся и заснул (из руки в руку перекладывают
и сжимают).
Логопед:
- Ребята, посмотрите (логопед достает из корзины осенние
листья).
-Что еще принесла нам Маша в корзинке? (ответы детей)
Логопед: Упражнение на дыхание:
"Осенние листья"
-Давайте подуем на листочки, как настоящий ветер.
(вдох через нос, длительный выдох через рот)
Логопед:
-Ребята, покажите, как шумят ваши листья, если на улице
ветер?
(дети произносят длительно звук: Ш-Ш-Ш-……)
Логопед: Упражнение на вызывание звука Ш и уточнение
артикуляции.
-Ребята, а теперь по тропинке мы пойдем и на место мы
придем. (дети заняли свои места)
Положите левую ладонь перед собой на стол, а в правую
руку возьмите листок. Представьте, что ваш осенний листок
летит по дорожке, от левой руки в правую сторону.
Одновременно произнося длительно звук Ш, и затем
добавлять звук который я назову. (А,О,У,И)
Ш-Ш-Ш-А
Ш-Ш-Ш-И (и т.д.)
Логопед: Упражнение: «Доскажи словечко»
Я знаю, что Веселый Язычок и Маша очень дружны.
И сейчас вам Язычок предлагает поиграть.
Встаньте, подойдите ко мне.
Итак, я говорю начало фразы, а вы должны закончить фразу и
повторить за мной движение,
Язычок:(Логопед):
Язычку очень нравиться Ма….
Он часто вспоминает о Ма….
Скучает, когда рядом нет Ма….
Выполнение упражнения на
дыхание, на развитие звуковой
культуры речи , звук Ш
В игровой форме выполняют
задание на произношение
изолированного звука Ш, а затем
слоги: ША,ШИ,ШО,ШУ.
Дети овладели
умением работать
индивидуально, и
выполнять задания
педагога
У детей развита
логика и мышление.
Дети закрепили
Радуется, когда видит Ма…
А сейчас идет за руку с Ма…..
Логопед:
Молодцы, ребята!
-По тропинке мы пойдем и на место мы придем.(сели на свои
места)
-Ребята, когда занятие закончится кукла Маша пойдет на
прогулку и она наденет только ту одежду и обувь, в названии
которой есть звук Ш.
Игра "Да-нет"
Когда услышите слово со звуком Ш, вам необходимо
хлопнуть в ладоши.
Наденет ли Маша шапку, панамку, башмачки, шарф,
сарафан, штаны, капюшон, колготки, галоши, варежки,
перчатки?
Логопед: Вот мы и подготовили одежду для Маши.
Игра
"Исправь ошибку"
Логопед:
А теперь еще одно задание от Веселого Язычка:
- Я буду говорить слова, а если скажу неправильно, вы меня
исправите( произнесете слово правильно)
-Молодцы, ребята
Игра; "Четвертый лишний".
Логопед:
Молодцы, ребята! Вы выполнили еще одно задание от
Язычка. Я теперь я вам предлагаю немного отдохнуть, встать
и подойти к мольберту.
Вы знаете, Маша рассказала мне, что она любит
путешествовать и фотографировать природу. Она предлагает
вам рассмотреть свои фотографии и выполнить задание
-Ребята, вам необходимо рассмотреть фотографии.
-Скажите, куда путешествовала кукла Маша? (в лес)
-Посмотрите, а какой лес? (осенний).
-По каким признакам вы определили что это осень?
-А еще внимательнее посмотрите, где была Маша? ( ответы
детей, На море)
- А теперь посмотрите внимательно и скажите, какая картинка
лишняя и почему вы так считаете?( ответы детей) (картинка-
Постановка детей в проблемную
ситуацию, на развитие
фонематического слуха и
правильное произношение звука Ш
в словах.
Постановка детей в проблемную
ситуацию, для закрепления умения
классифицировать предметы по
существенному признаку
понятия по теме
«Одежда»
Овладели умением
классифицировать
предметы
Дети овладели
лето)
(т.к. здесь изображено лето, а на остальных картинках –
осень) (логопед убирает картинку лето).
Логопед:
-Молодцы, ребята! Я предлагаю ва пройти на свои места и
продолжить играть с Язычком и Машей.
Ребята, я буду называть один предмет,
А вы-много.
Например: шуба-шубы.
Логопед:
-Шапка, шайба, шея и т..д.
- Логопед:
-Молодцы, ребята! Вы справились с очередным заданием
наших гостей. Наши гости для вас приготовили еще одно
интересное задание. Для этого вам нужно присесть на свои
места
Разомнем наши пальчики.
Игра:
"Один-много"
Я буду говорить слова, а вы выполняйте движения.
Логопед: Пальчиковая гимнастика (показывает движения).
Маша:
-Ручки в зеркало глядят (на ребро друг к другу)
-Ручки пальчиком велят(шевелят пальчиками)
-Загибайтесь, выпрямляйтесь (сжать в кулачок, выпрямить)
-Вместе в горстку собирайтесь( в кулачок)
Разбегитесь, распрямитесь (разогнуть в одну сторону-правая
рука, в другую сторону-левая рука)
- В кулачок теперь сомкнитесь (в кулачок)
Логопед: Молодцы ребята, вы размяли пальчики, а теперь
предлагаю вам выполнить интересное задание, которое
приготовил для вас Веселый Язычок.
Графомоторное упражнение.
Логопед:
-Вам необходимо обвести изображение .
Логопед:
Со всеми заданиями Маши и Язычка вы справились, и
научились произносить правильно звук Ш
а за это кукла Маша и Веселый Язычок приготовили вам
Развитие речи и логического
мышления..
Развитие мелкой моторики пальцев
рук.
Познавательное развитие.
Развитие мелкой моторики пальцев
рук.
умением различать
понятия «Один-
много»
У детей развита
мелкая моторика
пальцев рук
сюрпризы.
Заключительный этап.
Рефлексия.
Логопед: -Ребята, Язычок и Маша хотели бы узнать у вас,
какие вы задания выполняли? Какое задание больше всего
понравилось?
Ребята, а какой звук мы сегодня закрепляли?
Логопед:
Давайте попрощаемся с нашими гостями. До свидания!
Спасибо!
Ситуативный разговор
Анализ совместных
достижений