Напоминание

Формирование умений по выявлению причинно-следственных связей при подготовке к ВПР и ГИА по истории


Автор: Алена Артуровна Бири-Санаа
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия№2"
Населённый пункт: г. Нерюнгри
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование умений по выявлению причинно-следственных связей при подготовке к ВПР и ГИА по истории
Дата публикации: 23.03.2024
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование умений по выявлению

причинно- следственных связей при подготовке к ВПР и

ГИА по истории

Бири-Санаа А.А.,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Гимназия №2»

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач

современного образования. Функциональная грамотность - это способность человека

использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона

жизненных

задач

в

различных

сферах

человеческой

деятельности.

Уровень

сформированности функциональной грамотности – показатель качества современного

образования, который отмечен как основополагающий в Указе «О национальных целях

развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Находясь в огромном потоке информации, часто не достоверной, избыточной,

хаотичной по своему значению, структуре и содержанию не только ребенок, но и

взрослый часто теряется. Следовательно, процесс обучения в школе необходимо

выстроить таким образом, чтобы ученик умел выбирать главное и второстепенное,

значимое и лишнее; делать выводы и обобщения; различать истинное и ложное суждение.

В школе важно создать условия для развития у обучающихся умения понимать смысл

текста, анализировать содержание, структурировать в план или конспект. Таким образом,

значимым вектором обеспечения современного уровня качества образования является

формирование читательской грамотности.

Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале

2000-х гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в

международных программах по оценке достижений учащихся PISA (Programme for

International Student Assessment) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study).

Читательская грамотность в исследовании PIRLS «Изучение качества чтения и

понимания текста» определяется, как способность понимать и использовать письменную

речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для

индивида.

Дети

читают,

чтобы

«…учиться,

чтобы

участвовать

в

школьных

и

внешкольных читательских сообществах и для удовольствия»[1].

В настоящее время в РФ под этим понятием подразумевается более прикладное

умение - оперировать с текстами. Читательская грамотность – это не синоним

начитанности или хорошей техники чтения, а «способность понимать, использовать,

1

оценивать тексты, размышлять о них и анализировать прочитанное» [1]. Те сведения,

которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности

участия в социальной жизни. У развитого читателя сформированы 2 большие группы

навыков:

- способность получать из текста информацию и строить на ее основе суждения;

- умение построения логических выводов и оценки на основе личных знаний.

Последний

навык

предполагает

большую

самостоятельность

мышления

и

воображения[4].

1 сентября 2022 года в Российской Федерации вводятся обновленные федеральные

государственные стандарты, в которых особое внимание уделяется формированию

функциональной

грамотности

и

усиливается

ценностно-смысловая

составляющая

образования. Отбор эффективных приемов, форм, методов развития читательской

грамотности становится стратегическим направлением методического поиска.

В России, так же как и во многих странах мира, сегодня наблюдается процесс

падения уровня читательской культуры населения. Не секрет, что современные

школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное, несмотря на огромное

количество гаджетов. А ведь эти навыки, пожалуй, являются одними из главных в

учебной деятельности и жизни. Достаточно рассмотреть задания ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, чтобы

стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними. Но ведь

после выпускных экзаменов его жизнь продолжается: многим предстоит учеба в

техникуме, ВУЗе, да и в обычной жизни умение работать с текстом играет важную роль.

Это и оформление различных документов, и умение вести беседу, спор, дискуссию, и

навык понимать прочитанное. Все это можно отнести к сформированным читательским

умениям.

На уроках истории и обществознания в основе процесса обучения лежит работа с

текстом, причем с разными видами текста. Одна из проблем, с которой сталкиваются

учителя истории и обществознания на уроках – это неумение учащихся последовательно,

логически обоснованно освещать вопрос, раскрывать тему, основную идею. Не всем

удается четко установить

причинно - следственные связи,

строить

логические

рассуждения, формулировать умозаключения и выводы. Здесь можно выделить одну из

главных причин: низкий уровень читательской грамотности.

В чем объективные причины этих затруднений?

1.

В возникновении исторических явлений и событий переплетаются объективные

факторы,

основанные

на

закономерностях

развития

исторического

процесса,

и

субъективные факторы – целенаправленные действия и поступки людей, среди которых

2

есть выдающиеся исторические личности. Это выражено ярче и легче понимается

учениками, тогда как понимание существенных, объективных причин затруднено.

2.

Большинство исторических причинных связей носит многозначный характер, т. е.

определенное событие возникает вследствие действия не одной, а нескольких причин,

среди которых есть главные, существенные; в то же время то или иное явление становится

причиной не одного, а нескольких следствий.

Всего многообразия этих причин учащиеся,

к сожалению, могут и не увидеть.

3.

Для познания причинно-следственных связей исторического характера важно четкое

знание хронологической последовательности событий, ведь по времени причина всегда

предшествует следствию. Испытывая трудности в установлении длительности и

последовательности исторических событий, не всегда правильно соотнося событие со

временем его совершения, учащиеся не могут правильно установить причинно-

следственные связи.

4. Исторические события часто происходят не сразу после действия причины, а через

определенное

время,

временной

разрыв

также

затрудняет

понимание

причинно-

следственных связей учащимися.

При подготовке учащихся к ВПР и ГИА мы должны учитывать эти особенности, а

также соблюдать определённые условия при формировании умений устанавливать

причинно – следственные связи. Поэтому важно использовать различные технологии и

приёмы развития причинно-следственных связей исторических событий на уроках

истории.

Составление логических схем, причинно-следственных цепочек в процессе изучения

исторического материала. Сознательное усвоение причинно-следственных связей требует

четких, конкретных представлений о каждом звене цепи, понимания связи между ними,

умения обобщать их в единую причинно-следственную цепь.

Причинно-следственные связи –

это определение включает в себя

нескольких

взаимосвязанных понятий. Для начала мы с вами должны разобраться, из каких терминов

состоит само понятие «причинно-следственная связь». Раскрыв для себя смысл каждого

из них в отдельности, вы сможете перенести эти знания на нужный вам исторический

материал.

Под причинно-следственной связью понимают связь между историческими событиями,

при котором, одно событие — причина порождает другое событие, именуемое следствие.

Причина исторического события — событие или явление, вызвавшее другое событие

или явление в исторической действительности. Явление, вызывающее возникновение

3

другого явления; основания для какого-либо действия, то, что побуждает к действию.

Явление или процесс, вызывающее определенные изменения.

Предпосылка - предварительное условие чего- либо.

Следствие - всегда вторично и зависимо от причины, определяется причиной, находится с

ней в генетической связи. Связь причины и следствия носит необходимый характер.

Как правило, историческое событие бывает вызвано целым комплексом причин,

относящихся к разным сферам жизни. Например, что толкнуло Россию к Смуте в начале

XVII в.? Вот только некоторые из причин: династический кризис (политическая причина),

ухудшение положения крестьян (социальная причина), голод 1601 — 1603 гг.

(экономическая причина), расшатывание нравственных устоев общества вследствие

опричнины (духовная причина).

Повод

случай,

предлог,

который

может

быть

использован

для

достижения

определенной цели. Старайтесь не путать понятия «причина» и «повод». Причины

рождаются объективно, а поводы высматриваются и используются людьми. Самый

известный пример: поводом к развязыванию Первой мировой войны послужило убийство

австрийского

эрцгерцога

Франца

Фердинанда

сербским

террористом

Гаврилой

Принципом 28 июня 1914 г. Не будь этого случая, Австрия и Германия нашли бы другой,

чтобы реализовать свою цель и развязать войну против стран Антанты. Понятие «повод»

чаще всего используется в отношении военных событий.

Но теперь, когда в теории вроде всё так стройно и понятно, на практике всё остаются

вопросы. Это естественно! Итак, несколько советов для практического овладения этим

важным для историка навыком.

Сложность выполнения подобных задач варьируется от возраста и параллели, в

которой обучается учащийся. Как правило, если в пятом классе для учащихся важно

понять, как выстроить подобные логические цепочки, научиться выявлять причину и

следствие, то по мере взросления и усложнения материала добавляются новые задачи:

выявление причинно-следственных связей самостоятельно, без прямого указания в тексте;

выявление разных уровней причин (главных и второстепенных); поиск предпосылок,

мотивов, итогов и значения событий.

Начинать, логично, с выполнения несложных заданий

.

Знакомство с историческим

теоретическим материалом начинается с 5 класса поэтапно. Усвоение значения таких

понятий, как событие, явление, факт исторический, причина события, следствие,

второстепенные

причины,

случайность

и

закономерность,

повод,

предпосылка,

результат, позволяет ученику увидеть за хаосом событий, мельканием исторических

4

личностей и явлений определенные социальные закономерности, упорядоченную смену

причинно-следственных связей.

Рассмотрим

формирование

понятия

«причина

исторического

события»

на

конкретном

примере:

5

классе,

тема

урока

«Древнее

Царство

в

Египте».

Отрывок

из

объяснения

новой

темы:

«Фараоны

Древнего

Царства

постоянно

совершали

военные

походы

на

юг,

в

страну,

которую

египтяне

называли

Нубия.

Почему

они

это

делали?

В

Египте

нет

месторождения

золота.

Золото

было

необходимо

для

украшения

пирамид

фараонов.

Ответ

на

вопросы:

«Почему

происходит

событие

в

истории?

Что

является

непосредственным

толчком,

побуждающим

людей

к

действиям?»

-

есть

причина

исторического

события.

Слушая

объяснение

нового

материала,

обучающиеся

должны

выполнить

познавательные

задания,

ответив

на

вопросы:

«Что

послужило

причинами

военных

походов

фараонов?

Какие

еще

вы

можете

привести

причины

событий

из

истории

Древнего

Египта?»

-

а

затем,

записать

определение

термина

«причины»

в

словарь

теоретических

понятий.

Для

лучшего

усвоения

понятия

целесообразно

на

уроке

организовать

фронтальное проговаривание. В ходе изучения темы «Упадок Древнего Египта»,

обучающиеся должны ответить на вопрос: «Почему Египет стал легкой добычей

иноземных захватчиков? Назовите причины этого, выделите из них самые главные. Что

такое причина события?» Завершая изучение истории Древнего Египта, на уроке

обобщения и систематизации знаний ученики самостоятельно выполняют задание:

«Назовите причины высоких урожаев в Египте».

Прием 5 – «П» (Необходимо ответить на 5 вопросов, чтобы получился связный рассказ из

пяти предложений)

ВОПРОС

ОТВЕТ

1.Что?

2. Где?

3. Когда?

4. Кто?

5. Почему?

Последовательно раскрывая эти вопросы в таблице, можно получить достаточно

логически связный и полный рассказ, а главное не упустить причину исторического

события.

1.

Логические цепочки (схемы).

5

В ВПР в 5 классе к заданиям, которое проверяет знание причин и следствий и умение

формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи, относится 6

задание. В задании требуется объяснить, как природно - климатические условия повлияли

на занятия жителей страны.

Развивая мыслительную деятельность учащихся, и расширяя объекты анализа,

достигается

осознание

учащимися

необходимости

для

происходящих

процессов

определённых природных и иных (географическое положение, климат, полезные

ископаемые и т.п.) условий. На примерах изучения стран Востока вскрывается

взаимосвязь занятий населения с условиями их обитания. Учащиеся усваивают, что для

развития того или иного рода деятельности необходимы соответствующие природные

условия

Исходя из возрастных особенностей, легче всего усвоение происходит за счёт

осуществления косвенного разделительного доказательства (т.е. методом исключения). В

качестве примера можно предложить простейшие проблемы: возможно ли земледелие в

пустынях, или будет ли развиваться скотоводство в лесах? Идя от обратного, т.е.

исключая невозможные занятия из заданных условий обитания, школьники учатся

определять оптимальные условия для развития различных занятий, усваивают их виды

(охота, собирательство, земледелие, скотоводство, различные виды ремесла,

мореплавание, морская торговля и т.п.).

В дальнейшем, при изучении темы «Ассирийская держава», перед учащимися может

быть поставлена проблема выявления взаимосвязи природных условий и развитием

армии. Дети прослеживают параллели:

Древний Египет и Вавилония: равнинная плодородная местность

развитие

колесниц и распространение мягких металлов (медь, бронза).

Древняя Ассирия: горная местность

невозможность использования колесниц

ведёт к развитию конницы, а каменистая почва и наличие в горах железной руды

приводит к раннему использованию железа.

Очень удобно применять логические схемы при изучении причин и последствий

событий и явлений. Они помогают выявить причинно-следственные связи. Эти схемы

6

занятия

Территория

обитания

занятия

Природные условия

и климат

Географическое

положение

достаточно просты в исполнении, так как основаны на последовательном соединении

фигур, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.

Например, история Средних веков – 6 класс, составите логическую цепочку на тему

« Причины возникновение средневековых городов»

На уроках необходимо использовать самые различные виды текстов исторические

документы, художественную литературу, научные статьи и т.п. Например, найти

причинно - следственные связи в стихотворении

Наталья Кончаловской «Наша древняя

столица» - 7 класс история России «Внешняя политика Ивана IV».

Царь отстегнул соболий ворот —

Томила в башне духота.

«Вот это — крепость Иван-город,

Что дед наш строил неспроста!

Вот здесь нам строить верфу нужно,

Чтоб снаряжались корабли,

Чтоб морем северным и южным

Свободно плавать мы могли.

Здесь в рабстве эсты с латышами, —

Нам доведется их спасти,

И пусть балтийские народы

Пропустят нас в морские воды.

Вот для чего Руси нужна

С Ливонским орденом война!»

А вот пример работы с информацией по тексту из сочинения историка.

Текст.

«В результате опричнины не произошло серьезных изменений в структуре общественных

отношений, зато опричные репрессии и рост налогового гнёта в связи с Ливонской войной

резко ухудшили положение народных масс. Усугубили народные бедствия также

крымские набеги, походы Стефана Батория и свирепствовавшая несколько лет эпидемия

7

чумы, охватившая широкую территорию. Результатом был хозяйственный кризис. Центр

и северо-запад были опустошены. Сёла и деревни стояли заброшенными, зарастала лесом

пашня: одни крестьяне умерли от голода и эпидемий, другие были убиты вражескими

войсками или царскими опричниками. Наконец, многие бежали из разорённых родных

мест – на юг (в район Орла, Тулы, Курска и т. д.), в Среднее Поволжье, в Приуралье, а в

самом конце века – и в Западную Сибирь. Выход из кризиса правительство искало в

административных мерах. Ухудшение экономического положения народных масс,

закрепощение крестьянства вызывали рост недовольства. Печальными были итоги

царствования и лично для монарха…»

Задание 1

.

Предполагает осуществление школьником таких читательских действий, как

извлечение, интерпретация и толкование, осмысление, обобщение представленной в

отрывке из сочинения историка информации. Кроме того, задание предполагает

использование обучающимися коммуникативного умения: использовать адекватные

задаче

речевые

средства

при

обосновании

выбора

суждения.

Какое из перечисленных суждений в наибольшей степени связано с темой данного текста?

Напишите порядковый номер верного суждения.

1) Опричнина нанесла решительный удар по боярскому землевладению.

2) Причины введения опричнины состояли в стремлении царя усилить личную власть.

3) Опричнина способствовала централизации государства.

4) Итоги правления Ивана Грозного были негативными.

Письменно обоснуйте свой выбор, выявляя связь суждения с темой приведенного

фрагмента.

Ответ: выбор суждения 4) из приведенного в задании списка, так как именно оно

соответствует теме представленного фрагмента. Остальные суждения, представленные в

задании, верно отражают отдельные аспекты правления Ивана IV, но не соответствуют

теме (основной мысли) представленного фрагмента.

Задание 2.

Предполагает обоснование

обучающимся своего выбора. В данном

обосновании он должен связать тему (главную мысль) текста с содержанием

выбранного суждения. Обоснование может быть представлено в форме короткого

речевого высказывания.

Ответ: Для приведенного примера обоснование может быть следующим: «текст

посвящён неутешительным итогам правления Ивана IV, проявившимся в различных

сферах общественной жизни. Суждение 4) также указывает на негативные итоги

правления Ивана IV».

Задания 3. Предполагает самостоятельный поиск школьником причинно-следственных

8

связей в представленном фрагменте текста. Для выполнения задания школьнику

необходимо овладение умением совершать такие читательские действия, как извлечение

и осмысление информации, представленной в тексте. Школьник должен выполнить

логические рассуждения, которые позволят «в чистом виде» выделить и формулировать

причинно-следственные связи. Ему необходимо найти и указать две причинно-

следственные связи. Особенностью данного задания является требование к форме

представления ответа. Ответ должен быть представлен в форме схемы, структура

которой дана в самом задании.

Указанная школьником причинно-следственная связь может быть неправильной.

Например, неправильной является причинно следственная связь: проведение политики

опричнины → отсутствие серьезных изменений в структуре общественных отношений,

так как в качестве последствия указано явление, которое не проявилось, а значит, это

последствие отсутствовало. Кроме того, распространенной ошибкой является указание в

качестве последствия какого-либо процесса такого события, которое само относится к

этому процессу. Например, отсутствует причинно-следственная связь в следующей схеме:

Северная война → подписание Ништадтского мира. Ништадтский мир не является

последствием Северной войны, так как он был подписан в ходе этой войны, став ее

результатом,

последней

точкой.

Этот

мир

можно

считать

последствием

побед,

одержанных Россией в ходе войны, усилий российской дипломатии, но не Северной

войны в целом.

Задание 4. Предполагает объяснение связи данного в задании изображения с темой

приведенного фрагмента сочинения историка. И анализ изображения, и анализ

содержания текста в целях установления связи с данным изображением предполагают

использование

широкого

спектра

читательских

действий.

Связь

фрагмента

с

изображением может быть не вполне явной. В этом случае ее объяснение потребует от

школьника составления цепочки логических объяснений, проявления коммуникативных

умений.

9

последствие

ухудшение положения народных масс

причина

опричные репрессии

последствие

...

причина

рост налогового гнета в

связи с Ливонской войной

Объясните связь изображения с темой

приведенного фрагмента сочинения историка. Дайте

развернутый ответ с объяснением связи изображения

с предложенным фрагментом текста. Предполагает

соотнесение с фрагментом текста картины художника

С.В. Иванова «Юрьев день».

Данная

картина

представлена

в

школьных

учебниках истории, как правило, она анализируется на уроках. На картине изображен

уход крестьянина от помещика в Юрьев день. Основная задача школьников при

выполнении данного задания – провести логическую цепочку между содержанием

фрагмента текста и содержанием картины. Обучающийся должен обратить внимание на

следующее положение, представленное во фрагменте: «выход из кризиса правительство

искало в административных мерах». Именно это положение может быть использовано для

объяснения связи фрагмента текста с изображением. Сформулированное школьником

объяснение может быть следующим: «на картине (художник С.В. Иванов «Юрьев день»)

изображен уход крестьянина от помещика в Юрьев день. Во фрагменте сказано об

административных мерах, в которых правительство искало выход из кризиса, связанного с

недостатком рабочей силы в сельском хозяйстве. Одной из таких мер был временный

запрет на выход крестьян в Юрьев день (введение заповедных лет)». Таким образом, для

выполнения

задания

школьнику

необходимо

создать

речевое

высказывание

с

использованием причинно-следственных связей.

Заключение.

Необходимо и возможно формировать читательские умения на каждом уроке

истории, через организацию работы с документами, картами, иллюстрациями, таблицами,

диаграммами, текстом учебника. Только систематическая работа на уроках и внеурочной

деятельности может привести к достижению результатов по формированию читательской

грамотности.

Рекомендуется не игнорировать работу по анализу и интерпретации

результатов: собирать данные по выполнению заданий, устанавливать причины успеха и

неуспеха каждого обучающегося, классифицировать частотные ошибки, принимать на

основе результатов анализа необходимые решения, направленные на повышение

эффективности обучения.

Рекомендуется мотивировать обучающихся на выполнение заданий, развивающих

читательскую

грамотность

и

коммуникативную

компетентность.

В

частности,

10

рекомендуется

объяснять,

что

выполнение

этих

заданий

в

будущем

поможет

обучающимся лучше справляться с любой формой контроля, в том числе успешно

выполнять задания ВПР, ЕГЭ и ОГЭ.

Задания могут быть органично включены в образовательный процесс. Их можно

использовать

для

актуализации

знаний,

при

объяснении

нового

материала

или

закреплении изученного, в качестве домашнего задания, для различных форм текущего

контроля

и

формирующего

оценивания.

Кроме

того,

задания

позволяют

дифференцировать работу в классе и дома с учетом подготовки обучающихся.

11



В раздел образования