Автор: Васильева Лилия Ягафаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Крепыш"
Населённый пункт: г. Ноябрьск,Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Педагогическая мастерская
Тема: «Развитие креативности через нетрадиционные методы рисования у детей дошкольного возраста»
Дата публикации: 30.03.2024
Раздел: дошкольное образование
«Развитие креативности через нетрадиционные методы рисования у детей
дошкольного возраста»
«Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем, умнее ребенок».
Что такое креативное мышление? Насколько важно его развитие у детей
дошкольного возраста?
Современное время требует людей, способных нестандартно мыслить, творческих,
способных к росту.
Креативность – это способность создавать что-то новое, оригинальное, и она нужна в
любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, технической,
хозяйственной и т. д.
Детский рисунок специалисты называют графической речью. В пластической,
изобразительной форме детям легче и свободнее передавать свои ощущения, впечатления
и размышления об окружающем мире, оно помогает всестороннему развитию личности
маленького
человека,
открывает
перед
ним
удивительный
мир
творчества. Рисование доставляет детям удовольствие, но для них рисование – это,
прежде
всего, развитие многих
важнейших способностей:
координацию
движений,
сенсорику, мелкую моторику, развитие воображения, фантазии.
Креативные способы рисования – это не только рисование, но также и игры с
красками и различными другими необычными материалами. Сочетание новых техник,
использование разных материалов в работе способствуют развитию у дошкольников
фантазии, воображения, конструктивных навыков, делают процесс более интересным, а
рисунки детей более выразительными и оригинальными. Важно создать радостную и
спокойную атмосферу и при подготовке и при проведении занятия.
Как же можно
раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их
поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить
чудеса на бумаге. Это обучение детей рисованию в нетрадиционной технике. Вот
некоторые из них:
Пальчиковое и ладошковое рисование – пожалуй, «самая традиционная из
нетрадиционных» техник рисования для детей. Как понятно из названия, пальчиковое
рисование – это нанесение красок на бумагу непосредственно руками. В качестве
материала многие мамы советуют использовать «съедобные краски» – например,
свекольный сок или детский чай. Как мы помним, в процесс познания мира у ребенка
входит в том числе и познание на вкус, так что лучше обезопасить начинающего
художника… Да и холст для малыша следует выбрать побольше – в некоторых случаях
это может быть даже фрагмент рулона обоев.
Еще одна увлекательная техника – рисование объемными красками. С ее помощью
можно изобразить «пухлую» радугу или, например, объемный кленовый лист. Для
подготовки «пухлой» краски смешайте блинную муку с мелкой солью, добавьте в смесь
воды и разбавьте содержимое до состояния, близкого по консистенции с гуашью.
Придайте составу цвет с помощью нескольких капель жидкого красителя – и можно
рисовать. Изображение лучше всего наносить на толстый картон, а готовый рисунок
необходимо отправить в микроволновку и разогреть в течение примерно 15 секунд на
средней мощности. Краска «поднимется», рисунок станет таким, словно его выложили
цветным мороженым или сахарной ватой.
Эбру – необычная техника рисования на поверхности воды с последующим
перенесением
картины
на
бумагу.
Этот
вид
рисования
предполагает
огромное
«медитативное» удовольствие от процесса, ведь рисунок на воде завораживает и
успокаивает и ребенка, и взрослого. Методику вполне можно применять для занятий в
ДОУ в старших группах, но стоит оговориться, что самостоятельно приготовить краску
для такого вида творчества достаточно сложно, а наборы для эбру хоть и доступны,
например, в магазинах для хобби, но стоят недешево – далеко не каждые родители готовы
будут купить такой набор ради нескольких занятий.
Рисование солью. Название немного удивляет, но техника очень проста. С
помощью клея ребенок наносит на картон или бумагу контур рисунка, а затем засыпает
контуры солью. Особенно эффектно в такой технике получаются зимние и новогодние
пейзажи.
Нетрадиционных техник рисования – великое множество. Помимо этого, каждый
педагог может придумать свою методику или смешать несколько техник, чтобы
получился необычный результат, который порадует ребенка. Часть картины нарисовать
губкой, а часть – ватными палочками, объединить граттаж и рисование солью – только из
этих пяти примеров можно составить массу комбинаций, а на деле техник намного
больше… Ограничиваются уроки лишь фантазией педагога и его воспитанников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки» г.Ярославль: Академия развития, 2006г.
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» г.Москва, 2010г.