Автор: Зайкова Карина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №34
Населённый пункт: г.Ейска МО Ейский район
Наименование материала: Статья
Тема: «Игровые технологии в образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
Дата публикации: 02.04.2024
Раздел: дошкольное образование
«Игровые технологий в образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа,
служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет.
Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
А.С. Макаренко
Игровые технологии это:
- способ обучения;
- деятельность для реализации творчества;
- метод терапии;
- первый шаг социализации ребёнка в обществе.
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-
то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие
его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Задачи: Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии
знаний и умений за счёт собственной активности ребенка. Сделать воспитательный процесс
управляемым.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную
группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр. Виды педагогических игр очень разнообразны.
Они могут различаться:
По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, познавательные,
воспитательные, развивающие, диагностические.
По
характеру
игровой
методики
-
игры
с
правилами;
игры
с
правилами,
устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а
другая устанавливается в зависимости от её хода.
По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-
ролевые, режиссёрские и т. д.
Согласно ФГОС ДОУ содержание образовательной программы должно обеспечивать
развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и
охватывать
следующие
направления
развития
и
образования
детей
(социально-
коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-
эстетическое развитие; физическое развитие.
Социально – коммуникативное развитие: игра – ведущий вид деятельности ребенка.
Единственный язык, который легко даётся детям - это язык игры. Игровая технология
включает в себя: игровые тренинги, сюжетно – ролевые игры, театрализованные игры.
Познавательное развитие:
здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует
выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков –
это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии,
направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.
Речевое развитие:
применение игровых технологий
позволяет создавать максимально
благоприятные условия для развития речи детей: игровые технологии, направленные на
развитие мелкой моторики; артикуляционной моторики; направленные на развитие дыхания
и голоса.
Художественно – эстетическое развитие: игровые технологии, направленные на развитие
восприятия
и
понимания
произведений
искусства,
мира
природы;
формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора, изобразительного искусства.
Физическое
развитие
включает
игровые
технологии,
направленные
на
развитие
двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-
двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и
мелкой моторики обеих рук и т.д.
Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования
качества образования в дошкольном учреждении.
На сегодня стоит остро проблема, связанная с организацией игровой деятельности
современных детей.
Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в
себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и
родители и воспитатели: то в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на
практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях –
перестало работать.
Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (барби, роботы, монстры, киборги и т.д.)
может привести к кризису игровой культуры.
Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и
игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания
уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным
играм, способствуя адекватной социализации ребенка.
Развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок
учебной деятельности способствуют следующие нетрадиционные игры: логические блоки
Дьенеша, палочки Кьюзинера.
Золтан Дьенеш - всемирно известный венгерский педагог и математик, профессор.
Дидактический материал «Блоки Дьенеша» представляет собой набор из 48 фигур трех
цветов (синий, красный и желтый)
Сразу хочу предупредить, что этот набор рассчитан на совместные занятия детей со
взрослым.
Самостоятельные игры детей с блоками Дьенеша не позволяют эффективно
использовать
их
развивающий
потенциал.
Можно
использовать
специальный
вспомогательный альбом, но как показала практика, детям больше нравится играть с
блоками произвольно.
Логические игры с блоками Дьенеша способствуют развитию логических,
комбинаторных и аналитических способностей детей. Ребенок разделяет блоки по
свойствам, запоминает и обобщает. Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно
знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими
представлениям. Блоки способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализа,
синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а также логического мышления, творческих
способностей и познавательных процессов - восприятия, памяти, внимания и воображения.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер разработал универсальный
дидактический материал для развития у детей математических способностей.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете»,
цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся
палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины
2
выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки,
тем большее значение числа она выражает.
Палочки Кюизенера широко применяются в образовательной области «Познавательное
развитие». Они помогают ребенку научиться:
- различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине,
справа, слева, внизу, вверху);
- осознать математические понятия («число»,
«больше»,
«меньше»,
«столько же»,
«фигура», «треугольник» и т. д., сформировать представление о соотношении цифры и
числа, количества;
- осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и
последующего числа в пределах первого десятка;
- освоить навыки – сложение и вычитание;
С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры.
Игровые технологии обладают одной важной особенностью: их можно использовать в
любой деятельности обучающихся, будь то НОД, режимные моменты, досуг, бытовое
самообслуживание и др. Игра — незаменимый элемент любого занятия в ДОУ независимо
от того, проводит ли его воспитатель или узкий специалист.
Общим здесь будет то, что для эффективного овладения методами работы с игровыми
технологиями педагог должен быть не только профессионалом в своём деле, но и обладать
такими личностными качествами, как дружелюбие, умение расположить к себе детей,
создать атмосферу доверия в группе.
Подводя итоги, хочу заметить, что применение раннее заявленных игровых технологий,
положительно влияют на качество образовательного процесса.
В результате у детей повысился уровень развития с учетом их индивидуальных
особенностей и достижения целевых ориентиров дошкольного образования. Появилась
уверенность в своих силах, желание активно участвовать в процессе обучения, улучшились
память, внимание, фантазия, развилась способность к умственным действиям, понимание
математической речи. А это все способствует всестороннему развитию дошкольника и
подготовки его к школе.
3