Напоминание

«Игровые технологии в образовательной деятельности детей дошкольного возраста»


Автор: Зайкова Карина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №34
Населённый пункт: г.Ейска МО Ейский район
Наименование материала: Статья
Тема: «Игровые технологии в образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
Дата публикации: 02.04.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игровые технологий в образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа,

служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет.

Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

А.С. Макаренко

Игровые технологии это:

- способ обучения;

- деятельность для реализации творчества;

- метод терапии;

- первый шаг социализации ребёнка в обществе.

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-

то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие

его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Задачи: Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии

знаний и умений за счёт собственной активности ребенка. Сделать воспитательный процесс

управляемым.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную

группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных

педагогических игр. Виды педагогических игр очень разнообразны.

Они могут различаться:

По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;

По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, познавательные,

воспитательные, развивающие, диагностические.

По

характеру

игровой

методики

-

игры

с

правилами;

игры

с

правилами,

устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а

другая устанавливается в зависимости от её хода.

По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-

ролевые, режиссёрские и т. д.

Согласно ФГОС ДОУ содержание образовательной программы должно обеспечивать

развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и

охватывать

следующие

направления

развития

и

образования

детей

(социально-

коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-

эстетическое развитие; физическое развитие.

Социально – коммуникативное развитие: игра – ведущий вид деятельности ребенка.

Единственный язык, который легко даётся детям - это язык игры. Игровая технология

включает в себя: игровые тренинги, сюжетно – ролевые игры, театрализованные игры.

Познавательное развитие:

здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует

выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков –

это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии,

направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.

Речевое развитие:

применение игровых технологий

позволяет создавать максимально

благоприятные условия для развития речи детей: игровые технологии, направленные на

развитие мелкой моторики; артикуляционной моторики; направленные на развитие дыхания

и голоса.

Художественно – эстетическое развитие: игровые технологии, направленные на развитие

восприятия

и

понимания

произведений

искусства,

мира

природы;

формирование

элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной

литературы, фольклора, изобразительного искусства.

Физическое

развитие

включает

игровые

технологии,

направленные

на

развитие

двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-

двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и

мелкой моторики обеих рук и т.д.

Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования

качества образования в дошкольном учреждении.

На сегодня стоит остро проблема, связанная с организацией игровой деятельности

современных детей.

Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в

себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и

родители и воспитатели: то в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на

практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях –

перестало работать.

Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (барби, роботы, монстры, киборги и т.д.)

может привести к кризису игровой культуры.

Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и

игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания

уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным

играм, способствуя адекватной социализации ребенка.

Развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок

учебной деятельности способствуют следующие нетрадиционные игры: логические блоки

Дьенеша, палочки Кьюзинера.

Золтан Дьенеш - всемирно известный венгерский педагог и математик, профессор.

Дидактический материал «Блоки Дьенеша» представляет собой набор из 48 фигур трех

цветов (синий, красный и желтый)

Сразу хочу предупредить, что этот набор рассчитан на совместные занятия детей со

взрослым.

Самостоятельные игры детей с блоками Дьенеша не позволяют эффективно

использовать

их

развивающий

потенциал.

Можно

использовать

специальный

вспомогательный альбом, но как показала практика, детям больше нравится играть с

блоками произвольно.

Логические игры с блоками Дьенеша способствуют развитию логических,

комбинаторных и аналитических способностей детей. Ребенок разделяет блоки по

свойствам, запоминает и обобщает. Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно

знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими

представлениям. Блоки способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализа,

синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а также логического мышления, творческих

способностей и познавательных процессов - восприятия, памяти, внимания и воображения.

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер разработал универсальный

дидактический материал для развития у детей математических способностей.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете»,

цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся

палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины

2

выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки,

тем большее значение числа она выражает.

Палочки Кюизенера широко применяются в образовательной области «Познавательное

развитие». Они помогают ребенку научиться:

- различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине,

справа, слева, внизу, вверху);

- осознать математические понятия («число»,

«больше»,

«меньше»,

«столько же»,

«фигура», «треугольник» и т. д., сформировать представление о соотношении цифры и

числа, количества;

- осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и

последующего числа в пределах первого десятка;

- освоить навыки – сложение и вычитание;

С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры.

Игровые технологии обладают одной важной особенностью: их можно использовать в

любой деятельности обучающихся, будь то НОД, режимные моменты, досуг, бытовое

самообслуживание и др. Игра — незаменимый элемент любого занятия в ДОУ независимо

от того, проводит ли его воспитатель или узкий специалист.

Общим здесь будет то, что для эффективного овладения методами работы с игровыми

технологиями педагог должен быть не только профессионалом в своём деле, но и обладать

такими личностными качествами, как дружелюбие, умение расположить к себе детей,

создать атмосферу доверия в группе.

Подводя итоги, хочу заметить, что применение раннее заявленных игровых технологий,

положительно влияют на качество образовательного процесса.

В результате у детей повысился уровень развития с учетом их индивидуальных

особенностей и достижения целевых ориентиров дошкольного образования. Появилась

уверенность в своих силах, желание активно участвовать в процессе обучения, улучшились

память, внимание, фантазия, развилась способность к умственным действиям, понимание

математической речи. А это все способствует всестороннему развитию дошкольника и

подготовки его к школе.

3



В раздел образования