Напоминание

Различение смысловых и падежных вопросов


Автор: Мелкумян Зоя Валеревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 имени Константина Константиновича Рокоссовского
Населённый пункт: Краснодарский край Кавказский район город Кропоткин
Наименование материала: технологическая карта по русскому языку
Тема: Различение смысловых и падежных вопросов
Дата публикации: 03.04.2024
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка в 4 «Г» классе (УМК «Школа России»)

Тема

Различение падежных и смысловых вопросов.

Педагогическая цель

Создать условия формирования работы над наречиями среди других слов в тексте. Определять классификацию

наречий по вопросам. Повторить различие падежных и смысловых вопросов.

Тип урока

Закрепление изученного материала

Планируемые результаты

(предметные)

Научатся находить наречия среди данных слов и в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия.

Определять роль наречий в предложении и тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам.

Образовывать наречия от имён прилагательных.

Личностные результаты

Проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально-ценностного отношения к

учебной проблеме.

Универсальные учебные

действия (метапредметные)

Регулятивные:

умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно

оценивать свои достижения;

Познавательные:

умение определять синонимы, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос,

значение; развивать навыки грамотного письма, умение аргументировать свой ответ.

Коммуникативные: умения участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и

отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в

парах.

Основные понятия и

термины

Падежные вопросы, смысловые вопросы, наречие.

Методы, формы работы

Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Учебник русского языка Канакина 1Ч., М\М презентация, карточки.

Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я К А Р Т А У Р О К А

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

I.Организационный

Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Приветствует

Приветствуют

момент.

Цель:

обеспечить

мотивацию учения

школьников, принятие

ими целей урока;

актуализация

субъективного опыта

учащихся (личностных

смыслов, опорных знаний

и способов действий,

ценностных отношений).

Меня зовут Зоя Валеревна

учащихся.

учителя, друг

друга.

Эмоциональный

настрой

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить

-Ребята, я улыбаюсь вам. Вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть

других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем

настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой

задачей и добиться хороших результатов.

Создаёт

положительный

эмоциональный

настрой на урок.

Эмоционально

настраиваются

на урок

Проверка готовности к

уроку.

- Проверим готовность к уроку, на столах у вас должны лежать

учебники русского языка, тетрадь, письменные принадлежности.

Организовывает

проверку рабочего

места,.

Проверяют

готовность к

уроку.

II. Минутка

чистописания (5-7)

Цель:

совершенствовать

начертание букв и их

соединений

Пальчиковая

гимнастика

Оформление рабочей

страницы в тетради

-Урок начинаем с минутки чистописания. Но для начала проведем

пальчиковую гимнастику.

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? (ритмично сжимают и

разжимают кулачки)

Мы расскажем (на каждое название птицы загибают по одному

пальцу)

Две синицы, воробей

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках

Всем хватило зернышек!

-Откройте рабочую тетрадь. Отступите от предыдущей работы две

строки, запишите сегодняшнее число и классная работа. Сегодня

двадцать третье октября

-Обратите внимание на то, что в слове «двадцать» находится

непроизносимая буква «д», а слово «классная» пишется с удвоенной

«с».

Двадцать третье октября.

Классная работа.

Осуществляет

подготовку руки к

работе,

контролирует

оформление

рабочей стр.

тетради

Повторяют

движения за

учителем,

оформляют

тетрадь

Упр. в написании букв

и их соединений с

другими буквами

-Дети, сейчас мы с вами будем вырабатывать правильное и красивое

написание заглавной буквы в соединении со строчной буквы.

-А какая это будет буква, вы определите сами, отгадав загадку.

Шимпанзе залез на стул,

Шарфик с вешалки стянул.

Что-то вроде шалаша -

Указывает на

типичные ошибки

в написании букв,

демонстрирует

каллиграфическое

письмо на доске.

Контролирует

Воспринимают

информацию,

выполняют

упражнение по

образцу,

определяют

виды

На картинке с буквой ... (Ш)

-Пропишите заглавную букву Ш в соединении со строчной ш до конца

рабочей строки, обращая внимание на параллельность элементов и

наклон. (Шш)

-Что написано на следующей рабочей строке? (Слоги)

-Назовите их. (ша, ше, шя)

- Определите вид соединения между буквами? (В первом слоге нижнее

соединение, во втором – среднее, а в третьем - нижнее)

-

Пропишите данные слоги в тетради на следующей рабочей строке,

соблюдая расстояние и наклон.

выполнение

работы по

образцу.

соединений

букв, выполняют

графические

действия.

Словарная работа

(закрепление ранее

изученных словарных

слов.)

-На следующей строке запишите слово «Словарь» и поставьте

двоеточие. Помните, что после двоеточия слова пишутся с маленькой

буквы.

-Сейчас я проведу словарный диктант, на доске одна за другой будут

появляться картинки, а также я буду загадывать загадки. Ваша задача –

посмотрев на картинку и послушав загадку, отгадать словарное слово,

которое нужно записать в тетрадь.

Сл.1

-Посмотрите на изображение на слайде. Какое число вы видите?

(Двенадцать)

Двенадцать - в слове двенадцать ударение падает на второй слог, на

гласную букву а, в первом слоге необходимо запомнить безударную

гласную букву е, непроверяемую ударением и непроизносимую

согласную букву «д».

Сл.2

-Посмотрите на изображение на слайде. Какое число вы видите?

(Одиннадцать)

Одиннадцать - в слове одиннадцать ударение падает на второй слог, на

гласную букву и в первом слоге необходимо запомнить безударную

гласную букву о, непроверяемую ударением, также нужно запомнить

удвоенную букву «н».

Сл.3

-Посмотрите на предложение и найдите в нем словарное слово.

Впереди кошки миска. (Впереди)

Впереди - в слове впереди ударение падает на третий слог, на гласную

букву и в первом слоге и во втором слоге необходимо запомнить

безударные гласные буквы е, непроверяемые ударением, также нужно

Определяет

целевую

установку,

проводит

орфографическую

работу

Читают

словарные слова,

определяют

орфограмму,

пишут, выделяя

орфограмму

графически;

запомнить приставку «в».

Сл.4

-Как двигается черепаха? (Медленно)

Медленно - в слове медленно ударение падает на первый слог, на

гласную букву е, во втором слоге необходимо запомнить безударную

гласную букву е, непроверяемую ударением. Необходимо запомнить

удвоенную букву «н».

Сл.5

-Ребята, а когда было 22 октября? (Вчера)

Вчера - в слове вчера ударение падает на второй слог, на гласную

букву а, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную

букву е, непроверяемую ударением.

Сл.6

-Ребята, а когда будет 24 октября? (Завтра)

Завтра - в слове завтра ударение падает на первый слог, на гласную

букву а, во втором слоге необходимо запомнить безударную гласную

букву а, непроверяемую ударением.

(Двенадцать, одиннадцать, впереди, медленно, вчера, завтра)

-Ребята, а что объединяет все эти слова? (То, что эти слова являются

наричиям)

Работа с предложением

(синт.,орфогр. разбор)

Сл. 7

-Обратите внимание на слайд. Прочитайте предложение.

(Ребенок

медленно читает книгу.)

(Ребенок – непроверяемая гласная буква ё; медленно – словарное слово;

читает – окончание «ет»)

-На

следующей

строке

спишите

предложение

с

доски

с

комментированием, выделяя орфограммы.

-Найдите грамматическую основу предложения.

-Что такое грамматическая основа предложения? (Подлежащее и

сказуемое.)

-Найдите подлежащее в предложении.

-О ком говорится в предложении? (В предложении говорится о

ребенке, кто? ребенок - это подлежащее, подчеркнем одной чертой,

выражено именем существительным).

- Что говорится о ребенке? (Ребенок что делает? читает - это

сказуемое , подчеркнем двумя чертами, выражено глаголами).

Определяет

учебную задачу и

контролирует их

выполнение всеми

учениками

Составляют

предложение,

выполняют й и

синтаксический

разбор.

-Грамматическая основа предложения – Ребенок читает.

- Найдите второстепенные члены предложения.

- Можем ли мы задать вопрос от подлежащего к второстепенным

членам предложения? (Нет)

-

Задайте

вопрос

от

сказуемого

к

второстепенным

членам

предложения? (Читает (что?) книгу, это дополнение, выраженное

именем существительным, подчеркнем пунктиром).

-Можно задать еще вопрос от сказуемого к второстепенным членам

предложения? (Да. Читает (как?) медленно, это обстоятельство,

выраженное наречием, подчеркнем пунктиром точкой)

-Охарактеризуйте это предложение?

-Какое оно по цели высказывания? ( Повествовательное)

-Какое оно по интонации? (Невосклицательное)

-Какое

оно

по

наличию

главных

и

второстепенных

членов

предложения? (Распространенное)

-Какое оно по наличию грамматических основ? (Простое)

(Повест., невосклиц., распрост., простое).

III. Целеполагание

Цель: обеспечить

мотивацию учения

школьников, принятие

ими целей урока

Введение в тему урока

(на основе анализа

языкового материала),

постановка проблемы

Сл.8

-У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами

указан номер вопроса.

-Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах.

-Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас

возникнет спор, то обведите этот номер в кружок.

- Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что?

- Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме

единственного числа?

- Верите ли Вы, что род - это непостоянный признак?

- Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?

- Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?

- Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?

-Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?

-Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени

существительного?

– Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?

Актуализирует

знания и создает

проблемную

ситуацию

Формулируют

тему урока с

помощью

ответов на

вопросы

-Назовите

падежи.

(Именительный,

родительный,

дательный,

винительный, творительный, предложный)

-На какие вопросы отвечают падежи, ответьте опираясь на таблицу?

Сл.9

Воробей сидел на ветке дерева.

- Ребята, задайте вопрос от сказуемого к второстепенным членам

предложений.

Сидел (на чем?) на ветке.

-Как называется данный вопрос? (Падежный)

-Какой еще вопрос можно задать от сказуемого к второстепенным

членам предложений?

Сидел (где?) на ветке

-Ребята, а как называется этот вопрос? (Смысловой)

Вывод: к разным словам можно задать разные вопросы -

смысловые и падежные.

Определение темы и

задач урока

-Скажите, чем мы с вами сейчас занимались? (Отвечали на вопросы по

падежам, задавали смысловые и падежные вопросы)

-Так, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Тема

нашего сегодняшнего урока «Различение падежных и смысловых

вопросов»)

-Определим задачи урока:

-научиться распознавать смысловой и падежный вопросы;

-научиться задавать смысловой и падежный вопросы;

-закреплять понятие о падежах.

Подводит к

самостоятельным

выводам о теме

урока,

корректирует

основные задачи

Самостоятельно

определяют тему

урока,

планируют

учебную

деятельность в

виде задач

IV.Закрепление

изученного материала

(10-15)

Цель: обеспечить

восприятие, осмысление

и первичное усвоение

учащимися изучаемого

материала.

Закрепление

изученного материала

(Выполнение

упражнения)

№138стр.82

-Ребята,

откройте

свои

учебники

на

странице

82-ой,

найдите

упражнение 138-ое.

-Прочитайте задание к упражнению.

-Что в нем нужно сделать? (Прочитать таблицу и ответить на

вопросы по ней ).

-Выполнять упражнение будем устно.

-Прочитайте

признаки,

по

которым

можно

определить

каждую

падежную форму имени существительного (предлоги, вопросы, каким

членом предложения является)

-Обратите внимание на выделенные предлоги – они употребляются

только с одним падежом.

-В чем сходство и различие в признаках падежных форм имен

существительных? (Сходства: один и тот же корень, приставка,

суффиксы, форма, число, род. Различия – окончания)

Вывод: существуют определенные признаки, по которым можно

определить каждую падежную форму имени существительного.

Ставит учебную

задачу, помогает

осуществить

анализ языкового

материала,

подводит

учащихся к

выводам,

обобщает.

Выполняют

учебные

действия под

руководством

учителя,

открывают новое

знание

Признаки имеют сходства - один и тот же корень, приставка,

суффиксы, форма, число, род; и различия – окончания.

Работа с правилом

-Ребята, обратите внимание на правило вверху на странице 83-ей.

-Прочитайте его.

В

именительном

падеже

имя

существительное

является

в

предложении подлежащим.

Чтобы определить падеж других имен существительных надо:

a)

Найти слово, от которого зависит имя существительное, и

поставить от этого слова вопрос;

b)

По падежному вопросу и предлогу определить падеж.

вопросы

На вершине сосны ворковал дикий голубь.

Ворковал (на чем?) на вершине (П.п.)

На вершине (чего?) сосны (Р.п.)

Вывод

Подводит к

формулированию

правила

Формулируют

правило о членах

предложения

Упражнение № 139, с

83

(Под рук. учителя,

коллективно)

-Запишите у себя в тетрадях упражнение номер 139.

-Прочитайте задание к нему. Что в нем нужно сделать? (Прочитать,

соотнести

загадки

и

отгадки.

Объяснить,

как

падеж

имени

существительного земля в каждом предложении. Списать любые три

загадки. Указать падеж имени существительного земля в каждом

предложении)

правило

1.-гром

2.-дождь

3.-лен

4.-картофель

5.-земляника

6.-свекла

1.Конь бежит, земля дрожит.

(И.п., потому что земля – это

подлежащее, дрожит что? земля)

2.Шёл долговяз в землю увяз. (В.п., увяз во что? в землю)

Определяет

учебную

задачу,

контролирует

алгоритм

действий,

осуществляет

проверку,

подводит детей к

выводу

Находят

упражнение в

учебнике,

воспринимают

задачу и

планируют

алгоритм

действий;

выполняют в

соответствии с

инструкцией,

осуществляют

самоконтроль.

3.Из земли вырастаю, весь мир одеваю. (Р.п., вырастаю из чего? из

земли)

- как определяли падеж

-Посмотрите внимательно на упражнение. Все ли мы с вами сделали в

нем? (Нет, синтаксический разбор последнего предложения)

-Запишите это предложение.

Алый сапог в земле горит.

Вывод одно и то же существительное может стоять в разных

падежах, также все зависит от смыслового вопроса.

ФИЗМИНУТКА

А теперь, ребята встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

Снимает

утомляемость,

рассеянность,

невнимательность

детей на уроке.

Осуществляют

профилактику

утомления,

повторяя

движения за

учителем.

VI.Закрепление

изученного

Цель:

систематизировать

знания учащихся, закрепить

ранее изученный материал.

Работа с карточками

- На партах у вас лежат карточки. Ваша задача – внимательно

прочитать задание и правильно выполнить их.

Карточка.

Запишите словосочетание и задайте смысловой и падежный

вопросы.

Выйти из метро

Работать в ателье

Слушать по радио

Вынуть из портмоне

Гулять без пальто

Ехать по шоссе

Проводит

инструктаж по

работе с

карточками,

следит за

выполнением

самостоятельной

работы, следит за

дисциплиной в

классе.

Слушают

учителя,

самостоятельну

ю работу по

карточкам.

VII.Итог урока

Цель:

обеспечить

формирование целостной

системы ведущих знаний

учащихся.

Обеспечить

формирование

у

школьников обобщенных

понятий.

Обобщающая беседа,

-А сейчас мы повторим то, что мы сегодня повторяли.

-В каком падеже имя существительное является подлежащим в

предложении? (В И.п.)

-Как определить падеж других имен существительных?

(Чтобы

определить падеж других имен существительных надо:

a)

Найти слово, от которого зависит имя существительное, и

поставить от этого слова вопрос;

Задает вопросы,

подводит итог

урока.

Отвечают на

вопросы

учителя;

формулируют

выводы в

соответствии с

задачами урока

b)

По падежному вопросу и предлогу определить падеж.)

Рефлексия

выставление оценок

Домашнее задание

- Ребята, если вам понравился урок и вам было интересно, и вы все

поняли на уроке, то покажите зеленые карточки, а если вам было

скучно и не интересно, и непонятно – покажите красные.

-Откройте дневники, запишите домашнее задание № 140. Ваша задача –

прочитать данное упражнение, списать его, вставляя пропущенные

буквы и определить падеж выделенных слов.

Проводит

рефлексию

деятельности.

Отвечают на

вопросы.

Устанавливают

причинно-

следственные

связи.



В раздел образования