Автор: Мелкумян Зоя Валеревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 имени Константина Константиновича Рокоссовского
Населённый пункт: Краснодарский край Кавказский район город Кропоткин
Наименование материала: технологическая карта по русскому языку
Тема: Различение смысловых и падежных вопросов
Дата публикации: 03.04.2024
Раздел: начальное образование
Урок русского языка в 4 «Г» классе (УМК «Школа России»)
Тема
Различение падежных и смысловых вопросов.
Педагогическая цель
Создать условия формирования работы над наречиями среди других слов в тексте. Определять классификацию
наречий по вопросам. Повторить различие падежных и смысловых вопросов.
Тип урока
Закрепление изученного материала
Планируемые результаты
(предметные)
Научатся находить наречия среди данных слов и в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия.
Определять роль наречий в предложении и тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам.
Образовывать наречия от имён прилагательных.
Личностные результаты
Проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально-ценностного отношения к
учебной проблеме.
Универсальные учебные
действия (метапредметные)
Регулятивные:
умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно
оценивать свои достижения;
Познавательные:
умение определять синонимы, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос,
значение; развивать навыки грамотного письма, умение аргументировать свой ответ.
Коммуникативные: умения участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и
отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в
парах.
Основные понятия и
термины
Падежные вопросы, смысловые вопросы, наречие.
Методы, формы работы
Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы
Учебник русского языка Канакина 1Ч., М\М презентация, карточки.
Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я К А Р Т А У Р О К А
Этапы урока.
Цели.
Виды работы
Содержание взаимодействия с учащимися.
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
I.Организационный
Приветствие
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я.
Приветствует
Приветствуют
момент.
Цель:
обеспечить
мотивацию учения
школьников, принятие
ими целей урока;
актуализация
субъективного опыта
учащихся (личностных
смыслов, опорных знаний
и способов действий,
ценностных отношений).
Меня зовут Зоя Валеревна
учащихся.
учителя, друг
друга.
Эмоциональный
настрой
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить
-Ребята, я улыбаюсь вам. Вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть
других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем
настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой
задачей и добиться хороших результатов.
Создаёт
положительный
эмоциональный
настрой на урок.
Эмоционально
настраиваются
на урок
Проверка готовности к
уроку.
- Проверим готовность к уроку, на столах у вас должны лежать
учебники русского языка, тетрадь, письменные принадлежности.
Организовывает
проверку рабочего
места,.
Проверяют
готовность к
уроку.
II. Минутка
чистописания (5-7)
Цель:
совершенствовать
начертание букв и их
соединений
Пальчиковая
гимнастика
Оформление рабочей
страницы в тетради
-Урок начинаем с минутки чистописания. Но для начала проведем
пальчиковую гимнастику.
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? (ритмично сжимают и
разжимают кулачки)
Мы расскажем (на каждое название птицы загибают по одному
пальцу)
Две синицы, воробей
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках
Всем хватило зернышек!
-Откройте рабочую тетрадь. Отступите от предыдущей работы две
строки, запишите сегодняшнее число и классная работа. Сегодня
двадцать третье октября
-Обратите внимание на то, что в слове «двадцать» находится
непроизносимая буква «д», а слово «классная» пишется с удвоенной
«с».
Двадцать третье октября.
Классная работа.
Осуществляет
подготовку руки к
работе,
контролирует
оформление
рабочей стр.
тетради
Повторяют
движения за
учителем,
оформляют
тетрадь
Упр. в написании букв
и их соединений с
другими буквами
-Дети, сейчас мы с вами будем вырабатывать правильное и красивое
написание заглавной буквы в соединении со строчной буквы.
-А какая это будет буква, вы определите сами, отгадав загадку.
Шимпанзе залез на стул,
Шарфик с вешалки стянул.
Что-то вроде шалаша -
Указывает на
типичные ошибки
в написании букв,
демонстрирует
каллиграфическое
письмо на доске.
Контролирует
Воспринимают
информацию,
выполняют
упражнение по
образцу,
определяют
виды
На картинке с буквой ... (Ш)
-Пропишите заглавную букву Ш в соединении со строчной ш до конца
рабочей строки, обращая внимание на параллельность элементов и
наклон. (Шш)
-Что написано на следующей рабочей строке? (Слоги)
-Назовите их. (ша, ше, шя)
- Определите вид соединения между буквами? (В первом слоге нижнее
соединение, во втором – среднее, а в третьем - нижнее)
-
Пропишите данные слоги в тетради на следующей рабочей строке,
соблюдая расстояние и наклон.
выполнение
работы по
образцу.
соединений
букв, выполняют
графические
действия.
Словарная работа
(закрепление ранее
изученных словарных
слов.)
-На следующей строке запишите слово «Словарь» и поставьте
двоеточие. Помните, что после двоеточия слова пишутся с маленькой
буквы.
-Сейчас я проведу словарный диктант, на доске одна за другой будут
появляться картинки, а также я буду загадывать загадки. Ваша задача –
посмотрев на картинку и послушав загадку, отгадать словарное слово,
которое нужно записать в тетрадь.
Сл.1
-Посмотрите на изображение на слайде. Какое число вы видите?
(Двенадцать)
Двенадцать - в слове двенадцать ударение падает на второй слог, на
гласную букву а, в первом слоге необходимо запомнить безударную
гласную букву е, непроверяемую ударением и непроизносимую
согласную букву «д».
Сл.2
-Посмотрите на изображение на слайде. Какое число вы видите?
(Одиннадцать)
Одиннадцать - в слове одиннадцать ударение падает на второй слог, на
гласную букву и в первом слоге необходимо запомнить безударную
гласную букву о, непроверяемую ударением, также нужно запомнить
удвоенную букву «н».
Сл.3
-Посмотрите на предложение и найдите в нем словарное слово.
Впереди кошки миска. (Впереди)
Впереди - в слове впереди ударение падает на третий слог, на гласную
букву и в первом слоге и во втором слоге необходимо запомнить
безударные гласные буквы е, непроверяемые ударением, также нужно
Определяет
целевую
установку,
проводит
орфографическую
работу
Читают
словарные слова,
определяют
орфограмму,
пишут, выделяя
орфограмму
графически;
запомнить приставку «в».
Сл.4
-Как двигается черепаха? (Медленно)
Медленно - в слове медленно ударение падает на первый слог, на
гласную букву е, во втором слоге необходимо запомнить безударную
гласную букву е, непроверяемую ударением. Необходимо запомнить
удвоенную букву «н».
Сл.5
-Ребята, а когда было 22 октября? (Вчера)
Вчера - в слове вчера ударение падает на второй слог, на гласную
букву а, в первом слоге необходимо запомнить безударную гласную
букву е, непроверяемую ударением.
Сл.6
-Ребята, а когда будет 24 октября? (Завтра)
Завтра - в слове завтра ударение падает на первый слог, на гласную
букву а, во втором слоге необходимо запомнить безударную гласную
букву а, непроверяемую ударением.
(Двенадцать, одиннадцать, впереди, медленно, вчера, завтра)
-Ребята, а что объединяет все эти слова? (То, что эти слова являются
наричиям)
Работа с предложением
(синт.,орфогр. разбор)
Сл. 7
-Обратите внимание на слайд. Прочитайте предложение.
(Ребенок
медленно читает книгу.)
(Ребенок – непроверяемая гласная буква ё; медленно – словарное слово;
читает – окончание «ет»)
-На
следующей
строке
спишите
предложение
с
доски
с
комментированием, выделяя орфограммы.
-Найдите грамматическую основу предложения.
-Что такое грамматическая основа предложения? (Подлежащее и
сказуемое.)
-Найдите подлежащее в предложении.
-О ком говорится в предложении? (В предложении говорится о
ребенке, кто? ребенок - это подлежащее, подчеркнем одной чертой,
выражено именем существительным).
- Что говорится о ребенке? (Ребенок что делает? читает - это
сказуемое , подчеркнем двумя чертами, выражено глаголами).
Определяет
учебную задачу и
контролирует их
выполнение всеми
учениками
Составляют
предложение,
выполняют й и
синтаксический
разбор.
-Грамматическая основа предложения – Ребенок читает.
- Найдите второстепенные члены предложения.
- Можем ли мы задать вопрос от подлежащего к второстепенным
членам предложения? (Нет)
-
Задайте
вопрос
от
сказуемого
к
второстепенным
членам
предложения? (Читает (что?) книгу, это дополнение, выраженное
именем существительным, подчеркнем пунктиром).
-Можно задать еще вопрос от сказуемого к второстепенным членам
предложения? (Да. Читает (как?) медленно, это обстоятельство,
выраженное наречием, подчеркнем пунктиром точкой)
-Охарактеризуйте это предложение?
-Какое оно по цели высказывания? ( Повествовательное)
-Какое оно по интонации? (Невосклицательное)
-Какое
оно
по
наличию
главных
и
второстепенных
членов
предложения? (Распространенное)
-Какое оно по наличию грамматических основ? (Простое)
(Повест., невосклиц., распрост., простое).
III. Целеполагание
Цель: обеспечить
мотивацию учения
школьников, принятие
ими целей урока
Введение в тему урока
(на основе анализа
языкового материала),
постановка проблемы
Сл.8
-У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами
указан номер вопроса.
-Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах.
-Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас
возникнет спор, то обведите этот номер в кружок.
- Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что?
- Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме
единственного числа?
- Верите ли Вы, что род - это непостоянный признак?
- Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?
- Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?
- Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?
-Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?
-Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени
существительного?
– Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?
Актуализирует
знания и создает
проблемную
ситуацию
Формулируют
тему урока с
помощью
ответов на
вопросы
-Назовите
падежи.
(Именительный,
родительный,
дательный,
винительный, творительный, предложный)
-На какие вопросы отвечают падежи, ответьте опираясь на таблицу?
Сл.9
Воробей сидел на ветке дерева.
- Ребята, задайте вопрос от сказуемого к второстепенным членам
предложений.
Сидел (на чем?) на ветке.
-Как называется данный вопрос? (Падежный)
-Какой еще вопрос можно задать от сказуемого к второстепенным
членам предложений?
Сидел (где?) на ветке
-Ребята, а как называется этот вопрос? (Смысловой)
Вывод: к разным словам можно задать разные вопросы -
смысловые и падежные.
Определение темы и
задач урока
-Скажите, чем мы с вами сейчас занимались? (Отвечали на вопросы по
падежам, задавали смысловые и падежные вопросы)
-Так, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Тема
нашего сегодняшнего урока «Различение падежных и смысловых
вопросов»)
-Определим задачи урока:
-научиться распознавать смысловой и падежный вопросы;
-научиться задавать смысловой и падежный вопросы;
-закреплять понятие о падежах.
Подводит к
самостоятельным
выводам о теме
урока,
корректирует
основные задачи
Самостоятельно
определяют тему
урока,
планируют
учебную
деятельность в
виде задач
IV.Закрепление
изученного материала
(10-15)
Цель: обеспечить
восприятие, осмысление
и первичное усвоение
учащимися изучаемого
материала.
Закрепление
изученного материала
(Выполнение
упражнения)
№138стр.82
-Ребята,
откройте
свои
учебники
на
странице
82-ой,
найдите
упражнение 138-ое.
-Прочитайте задание к упражнению.
-Что в нем нужно сделать? (Прочитать таблицу и ответить на
вопросы по ней ).
-Выполнять упражнение будем устно.
-Прочитайте
признаки,
по
которым
можно
определить
каждую
падежную форму имени существительного (предлоги, вопросы, каким
членом предложения является)
-Обратите внимание на выделенные предлоги – они употребляются
только с одним падежом.
-В чем сходство и различие в признаках падежных форм имен
существительных? (Сходства: один и тот же корень, приставка,
суффиксы, форма, число, род. Различия – окончания)
Вывод: существуют определенные признаки, по которым можно
определить каждую падежную форму имени существительного.
Ставит учебную
задачу, помогает
осуществить
анализ языкового
материала,
подводит
учащихся к
выводам,
обобщает.
Выполняют
учебные
действия под
руководством
учителя,
открывают новое
знание
Признаки имеют сходства - один и тот же корень, приставка,
суффиксы, форма, число, род; и различия – окончания.
Работа с правилом
-Ребята, обратите внимание на правило вверху на странице 83-ей.
-Прочитайте его.
В
именительном
падеже
имя
существительное
является
в
предложении подлежащим.
Чтобы определить падеж других имен существительных надо:
a)
Найти слово, от которого зависит имя существительное, и
поставить от этого слова вопрос;
b)
По падежному вопросу и предлогу определить падеж.
вопросы
На вершине сосны ворковал дикий голубь.
Ворковал (на чем?) на вершине (П.п.)
На вершине (чего?) сосны (Р.п.)
Вывод
Подводит к
формулированию
правила
Формулируют
правило о членах
предложения
Упражнение № 139, с
83
(Под рук. учителя,
коллективно)
-Запишите у себя в тетрадях упражнение номер 139.
-Прочитайте задание к нему. Что в нем нужно сделать? (Прочитать,
соотнести
загадки
и
отгадки.
Объяснить,
как
падеж
имени
существительного земля в каждом предложении. Списать любые три
загадки. Указать падеж имени существительного земля в каждом
предложении)
правило
1.-гром
2.-дождь
3.-лен
4.-картофель
5.-земляника
6.-свекла
1.Конь бежит, земля дрожит.
(И.п., потому что земля – это
подлежащее, дрожит что? земля)
2.Шёл долговяз в землю увяз. (В.п., увяз во что? в землю)
Определяет
учебную
задачу,
контролирует
алгоритм
действий,
осуществляет
проверку,
подводит детей к
выводу
Находят
упражнение в
учебнике,
воспринимают
задачу и
планируют
алгоритм
действий;
выполняют в
соответствии с
инструкцией,
осуществляют
самоконтроль.
3.Из земли вырастаю, весь мир одеваю. (Р.п., вырастаю из чего? из
земли)
- как определяли падеж
-Посмотрите внимательно на упражнение. Все ли мы с вами сделали в
нем? (Нет, синтаксический разбор последнего предложения)
-Запишите это предложение.
Алый сапог в земле горит.
Вывод одно и то же существительное может стоять в разных
падежах, также все зависит от смыслового вопроса.
ФИЗМИНУТКА
А теперь, ребята встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
Снимает
утомляемость,
рассеянность,
невнимательность
детей на уроке.
Осуществляют
профилактику
утомления,
повторяя
движения за
учителем.
VI.Закрепление
изученного
Цель:
систематизировать
знания учащихся, закрепить
ранее изученный материал.
Работа с карточками
- На партах у вас лежат карточки. Ваша задача – внимательно
прочитать задание и правильно выполнить их.
Карточка.
Запишите словосочетание и задайте смысловой и падежный
вопросы.
Выйти из метро
Работать в ателье
Слушать по радио
Вынуть из портмоне
Гулять без пальто
Ехать по шоссе
Проводит
инструктаж по
работе с
карточками,
следит за
выполнением
самостоятельной
работы, следит за
дисциплиной в
классе.
Слушают
учителя,
самостоятельну
ю работу по
карточкам.
VII.Итог урока
Цель:
обеспечить
формирование целостной
системы ведущих знаний
учащихся.
Обеспечить
формирование
у
школьников обобщенных
понятий.
Обобщающая беседа,
-А сейчас мы повторим то, что мы сегодня повторяли.
-В каком падеже имя существительное является подлежащим в
предложении? (В И.п.)
-Как определить падеж других имен существительных?
(Чтобы
определить падеж других имен существительных надо:
a)
Найти слово, от которого зависит имя существительное, и
поставить от этого слова вопрос;
Задает вопросы,
подводит итог
урока.
Отвечают на
вопросы
учителя;
формулируют
выводы в
соответствии с
задачами урока
b)
По падежному вопросу и предлогу определить падеж.)
Рефлексия
выставление оценок
Домашнее задание
- Ребята, если вам понравился урок и вам было интересно, и вы все
поняли на уроке, то покажите зеленые карточки, а если вам было
скучно и не интересно, и непонятно – покажите красные.
-Откройте дневники, запишите домашнее задание № 140. Ваша задача –
прочитать данное упражнение, списать его, вставляя пропущенные
буквы и определить падеж выделенных слов.
Проводит
рефлексию
деятельности.
Отвечают на
вопросы.
Устанавливают
причинно-
следственные
связи.