Конспект НОД в средней группе по экологии "Воздухоискатели".
Автор: Преловская Ольга Владимировна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №2 с. Ленинское" Населённый пункт: село Ленинское, Еврейская автономная область Наименование материала: конспект Тема: Конспект НОД в средней группе по экологии "Воздухоискатели". Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 с. Ленинское»
Конспект НОД в средней группе
по экологии "Воздухоискатели".
Старший воспитатель: Преловская О.В.
2016г.
Конспект НОД в средней группе по экологии
"Воздухоискатели".
Описание материала: Данный конспект открытого занятия по
экологии предназначен для воспитателей средней группы (4-5 лет), его
фрагменты могут быть использованы в НОД педагога.
Цель: развивать познавательную активность в процессе
экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное
развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие»,
«художественно-эстетическое развитие».
Обучающие задачи:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе
практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления,
сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию
речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и
выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать
аккуратность при работе с водой
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация,
рассматривание иллюстраций, физкультминутка, опыт, эксперимент,
продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы,
индивидуальные ответы детей).
Гипотезы:- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в
оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ;
фартуки (по количеству детей);
- миски с водой 2 шт.; игрушки и другие мелкие предметы плотные и
полые; гуашь; кисточки; фонарики; стаканчики и трубочки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле
ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать,
вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу
лабораторию (дети проходят к столам, надевают фартуки).Чтобы
воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и
фонариком).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он
тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы
быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож
на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем
его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять
станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы
смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а
потом выпустили его. Какого цвета воздух?
(ответы детей). На столах у нас фонарики. Волшебники, давайте
посветим на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет. Проходит не искажаясь.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух
не имеет цвета, т.е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха –
прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете,
ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух в человеке».
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку,
опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы
дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала
вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и
получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть
воздух?(ответы детей).
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет» (Звучит детская песенка «По
морям, по волнам», дети поочередно достают из сундучка камень,
деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два
тазика).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы,
внутри которых есть воздух, будут плавать.
Физкультминутка:
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка
в другой)
Рукава засучим смело. (засучиваем рукава) Пролил воду - не беда
(руки на пояс, покачать головой) Тряпка под рукой всегда (показ
ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).
Воспитатель: Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.
Опыт 3. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски
(гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки
направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и
раздуваем кляксу от центра в разные стороны Посмотрите, как у
кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это
похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью
или с помощью фломастеров. Вам нравится?
Дети: Здорово!
Воспитатель: Ещё мы можем использовать для завершения наших
композиций листочки деревьев, которые мы собрали с вами на
прогулке!
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате
наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги
экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии) :
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в
оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей.
Подведение итогов, оформление выставки творческих работ.