Напоминание

Система образов персонажей в романе "Мастер и Маргарита"


Автор: Науменко Ксения Сергеевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ Спортивно-педагогический колледж Москомспорта
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Система образов персонажей в романе "Мастер и Маргарита"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Тема урока: «Система образов персонажей в романе “Мастер и

Маргарита”»

Цели урока:
 Образовательная – рассмотреть, сопоставить и проанализировать основные образы героев романа;  Воспитательная – способствовать формированию личности, способной ориентироваться в мире духовных ценностей;  Развивающая – способствовать развитию ассоциативного мышления, устной монологической речи.
Оборудование:
доска, тексты романа, материалы для задания на развитие ассоциативного мышления (баночка крема, рукопись, куриная косточка, визитка, чаша с водой), план анализа героя литературного произведения.
Тип урока:
комбинированный урок (урок по закреплению, систематизации и обобщению изученного материала).
Методы обучения:
устный опрос, самостоятельная работа с источником информации, рассказ с элементами беседы, работа с таблицей.
Прогнозируемые

результаты:
учащиеся отвечают на вопросы по содержанию романа, составляют в группах характеристику основных героев романа и рассказывают об анализируемом герое, заполняют таблицу.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент (3 минуты) Проверка готовности к уроку: наличие на столах тетрадей, ручек, раздаточного материала. Здравствуйте, ребята! Садитесь! Проверка присутствующих и отсутствующих в группе. 2. Проверка домашнего задания (10 минут) К сегодняшнему занятию вы прочитали роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сейчас мы с вами проверим, как хорошо вы усвоили содержание
произведения. Я буду задавать вопрос, на который вы должны кратко ответить. Если вы знаете ответ, то поднимаете руку. Так как мы работаем в группах, участники, ответившие верно на большее количество вопросов, принесут своей группе наибольшее количество очков. За каждый верный ответ – 1 балл. За нарушение дисциплины группа штрафуется на 1 балл. Список вопросов: Кто произнес слова на Патриарших прудах? «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер”. (Воланд) Какого цвета были глаза у Воланда? (правый – черный, левый – зеленый) Кто разливает масло на трамвайной остановке? (Аннушка) Какого цвета шерсть у кота Бегемота? (черная) Что падает на голову зрителям во время сеанса черной магии? (деньги) О ком был роман, который написал Мастер? (О Понтии Пилате) Как звали собаку Понтия Пилата? (Банга) В честь какого праздника одному из осужденных, великодушный кесарь возвращал жизнь? (Пасха) Существует несколько тяжких грехов. Га-Ноцри говорил: « Нет большего порока, чем...» (Трусость) Что в итоге заслужили Мастер и Маргарита? (Покой) 3. Формулирование темы занятия учащимися (3 минуты) На прошлом занятии мы с вами говорили о судьбе автора романа М.А. Булгакове, о том, как он создавал это произведение. Но любой роман не может существовать без автора и без ...? (героя) Правильно. В любом произведении всегда очень важен образ героя или героев. О чем нам говорит название произведения? (о том, что здесь главные герои – Мастер и Маргарита). Верно. И наша с вами задача познакомиться сегодня с этими героями и посмотреть, как они взаимодействуют с остальным. А значит, как будет
звучать тема нашего занятия? (Система образов персонажей в романе «Мастер и Маргарита») Открывается доска с записанной темой. 4. Постановка целей урока (2 минуты) Как вы считаете, что мы должны сделать сегодня, чтобы раскрыть эту тему? (Рассказать об основных героях и их судьбах, сравнить и сопоставить героев, посмотреть, зачем вводятся те или иные персонажи в роман). Верно. Сегодня мы с вами познакомимся с главными действующими героями романа, сопоставим их и систематизируем полученные знания. 5. Актуализация полученных знаний, развитие ассоциативного мышления (5 минут) Перед вами 5 предметов, каждый из которых принадлежит одному из героев произведения. Ваша задача определить, кому именно принадлежит каждый предмет. (На столе лежит пять предметов: баночка крема, стопка исписанных листов бумаги, чаша с водой, визитка, куриная косточка). Преподаватель поднимает по очереди каждый предмет, учащиеся называют его обладателя. Баночка крема – Маргарита Стопка листов бумаги – Мастер Чаша с водой – Понтий Пилат Визитка – Воланд Куриная косточка – Азазелло. 6. Работа в группах, получение новых знаний, анализ материалов. (10 минут). Каждой группе предлагается выбрать предмет, принадлежащий одному из персонажей. Порядок выбора определяется тем, какое количество очков набрала каждая группа (группа, набравшая большее количество очков первой делает свой выбор). Выбрав каждый предмет, группа вместе с ним получает план анализа героя литературного произведения. 7. Устное сообщение с анализом полученной информации. (25 минут)
Один из представителей каждой группы рассказывает о каждом из героев, используя свой заполненный опросный лист. Участники других групп записывают основную информацию, относительно каждого персонажа, задают вопросы, могут вступать в дискуссии. 8. Работа с таблицей. (15 минут) Мы подробно проанализировали образы пяти персонажей романа. А сейчас давайте обратимся и к другим героям произведения. Мы составим таблицу, которая поможет нам сравнить героев и те миры, которым они принадлежат. (Дети получают раздаточный материал, таблица нарисована и на доске) Современный московский мир Древний ершалаимский мир Потусторонний мир «Носители истины» Мастер Иешуа Га-Ноцри Воланд «Ученики» Иван Бездомный Левий Матвей - Доносчики Алоизий Могарыч Иуда из Кириафа Барон Майгель Правители, принимающие решения Профессор Стравинский (доктор) Понтий Пилат Воланд Первые помощники правителей Врач Федор Васильевич Афраний Коровьев- Фагот «Палачи» Арчибальд Арчибальдович (директор ресторана) Марк Крысобой Азазелло Животные Милицейский пёс Тузбубен Собака Банга Кот Бегемот Служанки Наташа Низа Гелла Учащиеся называют героев, заполняют розданные таблицы. Преподаватель вслед за отвечающими заполняет таблицу на доске. 9. Вывод к полученной таблице – слово учителя (5 минуты) Мы видим с вами, что у главных героев есть свой аналог в другом мире, т.е. есть двойники. Все произведение построено на параллелях, что помогает раскрыть глубины характеров героев. Выделяя двойников, мы должны обратить внимание не только на сходства, но и на различия. О различиях более подробно мы поговорим на следующем занятии, когда будем сравнивать миры, существующие в романе.
Кого из значимых героев нет в нашей таблице? (Маргариты) Давайте сейчас посмотрим несколько отрывков из фильма и попытаемся определить причину того, что у Маргариты нет двойников. Итак, как вы считаете, почему Маргарита оказывается единственной в своем роде? (Её образ неповторим. Она любит самозабвенно, до абсолютного самопожертвования, она продаёт душу дьяволу, чтобы спасти Мастера, она решает разделить с возлюбленным даже смерть.) 10. Домашнее задание (3 минуты) Дома вы должны будете подумать о том, как изображается в романе любовь, как раскрывается тема любви в произведении и написать сочинение на тему: «Любовь и самопожертвование в романе «Мастер и Маргарита»». 11. Подведение итогов занятия (5 минут) Сегодня мы с вами говорили о системе образов персонажей в романе. Мы составили краткую характеристику основных героев произведения, сопоставили персонажей, используя таблицу, и упорядочили полученные знания. Преподаватель делает выводы о работе учащихся: выделяется группа, представившая наиболее полную характеристику персонажа, выделяются учащиеся, набравшие в течение занятия наибольшее количество баллов, выставляются и называются оценки. 12. Организационный момент (2 минуты) Спасибо за урок. Вы отлично поработали. Повторите еще раз, что задали на дом. (Написать сочинение на тему: «Любовь и самопожертвование в романе “Мастер и Маргарита”»). Отлично. Спасибо. Все свободны.


В раздел образования