Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста
Автор: Распутина Татьяна Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад №148 Населённый пункт: город Иркутск,Иркутская облласть Наименование материала: статья Тема: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
В настоящее время экологическая проблема человека и природы, а также взаимодействия
человеческого общества на окружающую среду стала актуальной и приняла огромные
масштабы. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей
среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых
существ, сбережение генофонда планеты.
Основной задачей стало экологическое образование населения. Первостепенное
значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения. .
Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные
в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Так как основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок
впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во
многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут
воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам.
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный
процесс. Эффективность экологического образования и воспитания детей зависит от
уровня развития познавательной активности детей. Экологическое воспитание - это новое
направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного
ознакомления детей с природой.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка
правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на восприятии
природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни, роста и
развития отдельных живых существ. Познавательная активность детей играет в этом
немаловажную роль.
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в
различных психолого-педагогических исследованиях И. А. Хайдуровой, П. Г. Саморуковой,
И. Д. Зверева, Б. Т. Лихачева, В. А. Игнатовой, И. Т. Суравегиной, Н. С. Глазачева и др.
Результат экологического воспитания большинство исследователей видят в
сформированности экологической культуры.
Проблемой изучения формирования экологической культуры у детей занимались
педагоги и психологи Я. Ю. Иванова, Н. С. Дежникова, И. Д. Зверев, С. Н. Николаева, Н. А.
Рыжова, И. В. Снитко, В. А. Ясвин, Н. Ф. Виноградова и др.
В проекте федерального закона «Об экологической культуре», Концепции дошкольного
воспитания подчеркивается, что именно дошкольный возраст закладывает этические принципы
отношения к природе. Целью экологического образования дошкольников является воспитание
экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-
чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных
взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического
образования. Соответственно объем знаний, умений, ценностных отношений в области
экологического просвещения ребенок получает в семье, детском саду, через средства
массовой информации, наблюдения, чтение художественной литературы. Влияние семьи
на формирование начал экологической культуры ребенка определяется отношением ее
членов к окружающей природе и общей культурой членов семьи. Роль детского
учреждения в организации данного вида деятельности определяется личностными и
профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем педагогического
коллектива и оптимальными условиями воспитания, образования, развития и созданием
эколого-развивающей среды в детском саду.
Одним из ведущих методов экологического воспитания дошкольников является
наблюдение. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в
ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются
такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность,
умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к
природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не
только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт
характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых,
охраняющих и умножающих природные богатства.
Наблюдения в природе способствуют накоплению у детей запаса достоверных конкретно-
образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые
являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в
систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.
Потребность в общении детей с природой при формировании начал экологической
культуры может быть удовлетворена специально организованным наблюдением в
детском саду. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов,
через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное.
Руководство наблюдениями в природе дает возможность научить дошкольников выделять
самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых,
обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.
Наблюдение - результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит
развитие мыслительной деятельности.
Для формирования отношения к природе используются разные формы и методы работы
с детьми в природе в естественной и специально созданной среде , основанного на
нравственно положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях.
Литература
.Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед.
учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников. под ред.
Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003.
.Николаева, С. Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дет. саду. - М.:
Мозайка - Синтез, 2003.
.Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
.Немов, Р. С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003.