Напоминание

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста


Автор: Распутина Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №148
Населённый пункт: город Иркутск,Иркутская облласть
Наименование материала: статья
Тема: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




В настоящее время экологическая проблема человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала актуальной и приняла огромные масштабы. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. Основной задачей стало экологическое образование населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения. . Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Так как основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Эффективность экологического образования и воспитания детей зависит от уровня развития познавательной активности детей. Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Познавательная активность детей играет в этом немаловажную роль. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях И. А. Хайдуровой, П. Г. Саморуковой, И. Д. Зверева, Б. Т. Лихачева, В. А. Игнатовой, И. Т. Суравегиной, Н. С. Глазачева и др. Результат экологического воспитания большинство исследователей видят в сформированности экологической культуры. Проблемой изучения формирования экологической культуры у детей занимались педагоги и психологи Я. Ю. Иванова, Н. С. Дежникова, И. Д. Зверев, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, И. В. Снитко, В. А. Ясвин, Н. Ф. Виноградова и др. В проекте федерального закона «Об экологической культуре», Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что именно дошкольный возраст закладывает этические принципы отношения к природе. Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально- чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Соответственно объем знаний, умений, ценностных отношений в области экологического просвещения ребенок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации, наблюдения, чтение художественной литературы. Влияние семьи
на формирование начал экологической культуры ребенка определяется отношением ее членов к окружающей природе и общей культурой членов семьи. Роль детского учреждения в организации данного вида деятельности определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем педагогического коллектива и оптимальными условиями воспитания, образования, развития и созданием эколого-развивающей среды в детском саду. Одним из ведущих методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Наблюдения в природе способствуют накоплению у детей запаса достоверных конкретно- образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Потребность в общении детей с природой при формировании начал экологической культуры может быть удовлетворена специально организованным наблюдением в детском саду. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное. Руководство наблюдениями в природе дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы. Наблюдение - результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Для формирования отношения к природе используются разные формы и методы работы с детьми в природе в естественной и специально созданной среде , основанного на нравственно положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях.
Литература
.Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. .Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников. под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. .Николаева, С. Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дет. саду. - М.: Мозайка - Синтез, 2003.
.Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. .Немов, Р. С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003.


В раздел образования