Напоминание

Роль предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном образовании.


Автор: Бровкина Анастасия Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №68
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Роль предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном образовании.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Роль предметно-

пространственной

развивающей среды

в системе

дошкольного

образования.

Воспитатель МБДОУ №68

Бровкина Анастасия Олеговна

г.Красноярск 2016 год.
1
Содержание.
1
.Введение……………………………………………………………...3
2
. Особенности организации предметно-развивающей среды. 2.1.Из истории развития предметно-развивающей среды…………………..5 2.2. Принципы построения предметно-развивающей среды……………….6 2.3. Основные проблемы в организации предметно-развивающей среды..10
3
. Роль воспитателя в создании предметно-развивающей среды……………12
4
. Заключение……………………………………………………………………15 Список литературы………………………………………………………………16 2
1.
ВВЕДЕНИЕ.
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е.И. Тихеева Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребенка. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому главная задача воспитателя создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха. Одним из важнейших условий является предметно-развивающая среда, построению которой надо уделить особое внимание. Предметная развивающая среда - это: -система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 3
- это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности. Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувств уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. Цель работы - определить особенности построения предметно - развивающей среды. Задачи: 1) изучить педагогическую литературу по проблеме исследования; 2) выделить особенности предметно - развивающей среды; Методы исследования - изучение литературы, проведение анализа предметно- развивающей среды в МБДОУ № 68. 4
2.


Особенности организации предметно-развивающей игровой среды.
2.1. Из истории развития предметно-развивающей среды. Исследования предметной среды ведутся уже давно. Во введении к Стокгольмской декларации, принятой на конференции Объединённых Наций в 1972 году, записано: «…человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая даёт физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие». Следовательно, «среда» является продуктом деятельности человека и поддаётся целенаправленному формированию. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение[1]. Автор диссертационного исследования на тему «Эмоционально- насыщенная образовательная среда, как средство коммуникативного развития старших дошкольников» (Е.В. Рыбак, 2001) рассматривает образовательную среду как зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов, как особое личностное пространство познания и развития. В работе теоретически обосновано необходимость создания развивающей среды в дошкольном детстве. Она базируется на концептуальных положениях о роли 5
социокультурно – образовательной среды воспитании человека (Т.С. Буторина, Б.С. Вульфов, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Р.В. Авчарова), о природо – и культуросообразности народности (Г.Н. Волков, З.И. Васильева, Т.Д. Ушинский); системоформирующих средовых факторах управления нервно-психическим развитием (А.В. Пятков); развитие эмоционального мира личности (В.В. Лебедянский); на идеи гуманизации образования (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец). Относительно сферы дошкольного воспитания чаще всего применяют термин «развивающая среда». Л.В. Свирская понятие «предметно-развивающая среда» предполагает классифицировать как духовную, материальную, предметную. В курсе «Дошкольная педагогика» - одно из профильных дисциплин подготовки будущих специалистов дошкольного образования – предусмотрено ознакомление с разными аспектами терминов «среда» и «развивающая среда». Среда рассматривается как межпредметное понятие важнейшее для педагогики, как фактор развития личности ребенка в узком и широком смысле этого слова (микро - , мезо - и мазофактуры). 2.2 Принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ:
-
принцип дистанции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения», логопедический, кабинет психолога; Одно из условий, которое дает педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя – это разновозрастная мебель.
-
принцип активности
,
самостоятельности, творчества, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании 6
своего предметного окружения. Например: «Стена творчества» - полоска обоев, на которых дети могут по желанию рисовать что угодно. Пустые рамки для рисунков детей. Звуковой дизайн: шум моря, звуки леса, голоса птиц. -принцип стабильности – динамичности, ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»; -принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу; Н. А. Короткова предлагает групповое помещение разделить на 3 зоны: 1) зона для спокойной по преимуществу деятельности. 2) зона для активной двигательной деятельности. 3) рабочая зона. (мастерская, лаборатория). В нашем саду в каждой возрастной группе выделяются зоны (центры): - центр сюжетно-ролевых игр -центр для игр со строительным материалом конструкторами, дидактическими играми - учебный центр( или центр знаний) - физкультурно-оздоровительный центр(центр двигательной активности) - литературный (или ) центр книги - экологический (или) центр природы 7
- центр художественно-творческой деятельности детей. Их размещение и содержание зависит от возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей группы. Для групповых занятий и для работы с подгруппами детей по интересам оборудованы: физкультурный зал, музыкальный зал. -принцип эмоциогенности среды – предметная деятельность должна находить у детей обязательный положительный эмоциональный отклик, нравится им, давать стимул к продолжению этих занятий; -индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – если и тем и другим комфортно в предметной деятельности, то она естественно сбудет способствовать развитию детей; -принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды эстетическая организация среды - следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды: использование больших ярких игрушек из искусственной кожи, ткани, пластика, необычных элементов образного декора; принцип открытости – закрытости – представлен в нескольких аспектах: а) Открытость природе. Единство человека и природы. Ежедневная трудовая деятельность, наблюдения, экспериментирование в экологических центрах, оформленных в соответствии с возрастом детей, постепенно приводят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране. 8
б) Открытость своего «Я». Педагоги с уважением относятся к интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, особенно к результатам продуктивной деятельности: ежедневно на «стене творчества» появляются рисунки, поделки, результаты детского словесного творчества (стихи, рассказы, сказки). Коллективные детские работы широко используются при оформлении групп. в) Открытость обществу. Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители. Создание предметно-развивающей среды невозможно без участия родителей. Объем и содержание практической и материальной помощи, прежде всего, обсуждается на групповых родительских собраниях с рассматриванием эскизов, рекламных проспектов. Реализация проекта предметно-развивающей среды планируется при активном участии родителей. С 2 до 7 лет решение данной задачи предполагает разный подход к работе с детьми. А ,следовательно, и разную предметно-развивающую среду: 1.Младший возраст. В возрасте от двух до четырех лет основной задачей в работе с детьми по формированию гендерной принадлежности является гендерная идентичность(я знаю, что я девочка и со мной не произойдет изменений, если я переоденусь). При решении данной задачи в предметную среду вводятся маркеры пространства, которые подчеркивают присутствие детей разного пола (например: покрывала в спальне двух любых цветов; маркировка стульев двух цветов: красная для девочек, зеленая –для мальчиков; полотенца двух цветов) Педагог должен употреблять в речи слова «девочки», «мальчики». 2. Средний возраст. С четырех до пяти лет основной задачей в работе с детьми по формированию гендерной принадлежности является привлекательность гендерной роли. (Я- девочка, и мне это очень нравиться. 9
Я- мальчик, и мне это очень нравиться) Следовательно, важной задачей при создании предметно-развивающей среды группы является поддержание у детей привлекательности гендерной роли яркими атрибутами, которые имеют выраженные особенности мужского и женского начала (уголок ряжения, где присутствуют как платья для девочек, так и костюмы для мальчиков) 3.Старший возраст
.
Важной задачей является формирование у детей умения взаимодействовать с представителями противоположного пола (мальчик с девочкой). В результате проведенных исследований было установлено, что в старшем дошкольном возрасте 71% контактов между детьми- это однополые контакты. Надо организовать среду так чтобы девочки играли с мальчиками. 2.3. Основные проблемы в организации предметно-развивающей среды. Выделим ряд проблем, которые присутствуют при организации предметно- развивающей среды в ДОУ: 1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60–80х гг. прошлого века) или формального (девиз "Куплено – красиво оформлено – расставлено"). Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса. 2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами ( н ед о с т аточ н ы м финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; 3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, 10
ограниченного набора предметов народных промыслов, "устаревших" игрушек, дидактических игр им т.д.). 4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы центров и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости. 5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению. 6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант.
3.

Роль воспитателя в создании предметно-развивающей среды.
11
В отечественной педагогике и психологии всестороннее развитие ребенка связывается с возникновением и формированием разных видов детской деятельности. Основные виды – игра, труд и учеба, которые образуют целостную систему педагогического процесса дошкольного учреждения. В центре этой системы находится
игра.
Хорошее знание воспитателем особенностей игровой деятельности дошкольников позволяет проводить анализ групповой комнаты и правильно, с учетом возраста и интересов детей делить территорию так, чтобы она была удобной, интересной и мобильной. Не маловажным так же хочу отметить планирование игровой деятельности . Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит педагогическая деятельность по руководству игрой, а не игровая деятельность детей, то есть план предусматривает работу, направленную на развитие содержания игр и обогащение тематики. Имея план, воспитателю при формировании игры легче учитывать и использовать в игре знания, умения и навыки, получаемые детьми на занятиях и в повседневной жизни. На первом этапе мы проводим работу по созданию предметно-развивающей среды, которая стимулировала бы детей к игре: Обогащаем предметную среду внесением известных детям, но отсутствующих в ассортименте инструментов, пособий, материалов: -по художественной деятельности - книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки (с изображением вокзала, городские улицы, парка, скверов, леса, деревни), портреты писателей и поэтов, можно еще добавить бумагу, коробки, клей, ножницы для создания игрушек самоделок; 12
-театрально-игровая деятельность - театральные игрушки, костюмы, маски зверей и птиц, персонажи пальчикового театра; -для продуктивной деятельности детей, в дополнение к имеющемуся оснащению предлагаем материалы и комплекты цветных фломастеров, карандашей, чтобы дети в любой момент могли изобразить то, что может им понадобиться в игре, также можно предложить и пластилин; по музыкальной деятельности - добавить музыкальные инструменты, различные музыкальные дидактические игры. На втором этапе - используем стимулирующее влияние взрослого на игру детей. Фоном для такого влияния является отношение между взрослым и детьми, чтобы ребенок не чувствовал себя скованным, проявляя творческую активность, тем самым раскрепостить замкнутых, стеснительных. Для этого существует ряд активизирующих творческий потенциал ребенка методов: 1. Метод совместного сюжетосложения, с целью выработать у ребенка общий сюжет. Осуществить это можно в совместной с взрослым «игре- придумывании», которая должна протекать в чисто словесном виде. Наиболее удобными для такого «расшатывания» являются сюжеты волшебных сказок например: «Иван-Царевич и Серый Волк». Заменим Жар-птицы другой, трудно достижимой для Царя диковинкой - к примеру, новогодней елкой. «Ребята, как вы считаете, что было бы дальше в сказке?». 2. Метод побуждения детей к проявлению инициативы: постановка проблемных ситуаций. Ситуации могут быть следующими: предложи сказку, распредели роли, подбери атрибуты и т.д. 3. Использовать эмоциональную оценку. При использовании эмоциональной оценки мы учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка, чтобы 13
не смущать детей, словесными методами например, «Какой ты молодец! Как все здорово придумал!». По поводу некоторых детей следует использовать одобрение, выражая его мимикой, жестами, т.е. невербальными средствами (например, улыбкой, жест-поглаживание по плечу или по голове). В нашем саду прекрасно оборудован музыкальный и физкультурный зал, где воспитанники с пользой и интересом проводят различные игровые и оздоровительные мероприятия.
4.Заключение
. 14
Таким образом, анализ литературы показал, что организация предметно- развивающей среды в ДОУ - важный момент, на который воспитатель и должен обращать особое внимание. Важно, чтобы предметно – развивающая среда стала соответствовать всем требованиям нормативных документов и до 80% ФГТ к Основной общеобразовательной программе. К созданию предметной среды могут быть привлечены не менее 50% родителей, что поможет налаживанию взаимодействия с ними. Правильно созданная предметная среда дает возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Воспитанники меньше будут конфликтовать между собой: редко ссорятся из- за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Список литературы:
15
1. Игра дошкольника/ Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989. 2. Новоселова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки, игровое оборудование для дошкольных учреждений. – М., 1997. 3. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. С. 76. 4. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. - М.: Педагогика, 2003. С. 112. 5. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003. 6. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. – М.,1986. 7. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010. 16


В раздел образования