Напоминание

Место учебного проекта в обучении физики


Автор: Ивлева Татьяна Ивановна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГКОУ СО Нижнетагильская ВШ 2
Населённый пункт: город Нижний Тагил
Наименование материала: Статья
Тема: Место учебного проекта в обучении физики
Раздел: полное образование





Назад




Место учебного проекта в обучении физике

Ивлева Татьяна Ивановна, учитель физики ГКОУ СО

«Нижнетагильская ВШ № 2», г. Нижний Тагил

"Всё, что я познаю, я знаю, для чего

мне это надо и где и как я могу эти

знания применить"

(Е.С. Полат)

Общество

двадцать

первого

века

динамично

развивающееся. С

изменением

общества

изменяются

и

подходы

к

пониманию

образованности. Как отмечали исследователи К.Г. Митрофанов и О.В.

Соколова «фундаментальные академические знания в эпоху Интернет и

электронных справочников перестают быть капиталом. От человека теперь

требуется умение ориентироваться в информационных потоках, быть

мобильным,

осваивать

новые

технологии,

самообучаться,

искать

и

использовать недостающие знания или другие ресурсы» [6].

Сегодняшний

ученик

стоит

перед

главными

задачами

своей

деятельности:

понимать

смысл

и

предназначение

своей

работы,

самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать

способы, механизмы их осуществлений.

В современной практике широкую популярность приобрела технология

проектного обучения (проектно-ориентированное обучение) – технология,

способствующая развитию познавательных навыков обучающихся, умению

школьников самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в

информационном

пространстве,

также

способствует

развитию

их

критического мышления. Это обусловлено, прежде всего, требованиями

времени. Все эти умения органично формируются при реализации учебного

проекта.

Возникает

насущная

потребность

обучать

школьников

проектированию.

Используя метод учебных проектов при обучении физике, можно

сказать, что он является доступным способом для создания условий

формирования компетентностей обучающихся, их социальной адаптации в

обществе, познакомить учащуюся молодежь с достижениями науки и

технике и практическим применением полученных знаний. Реализация

метода проектов является наиболее органичной по отношению к психолого-

педагогическим особенностям возраста учеников вечерней школы.

Цель метода проектов – создать условия, при которых обучающиеся

молодежь:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных

источников, учатся ими пользоваться для решения познавательных и

практических задач;

- развивает мышление, логику, учится ставить цели, задачи и способы

их достижения;

- приобретает коммуникативные умения, работая в группах.

Отметим особенности проектной деятельности обучающихся нашей

школы:

- межпредметная интеграция: физика, история техники, биология,

астрономия, география, МХК;

- типы проектов: учебно-исследовательские, творческие.

- в соответствии со временем: краткосрочные (укладываются в одно,

два или три занятия), долгосрочные (учебная четверть, полугодие)

- по количеству участников: индивидуальные, групповые.

Учебный проект предполагает познавательную деятельность: сбор

материала, его обработка и анализ.

Под учебным проектом будем понимать самостоятельную работу

обучающихся над созданием продукта под руководством более опытного

ученика или педагога.

Педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся –

консультирование, помощь, диагностика деятельности учеников, чтобы

вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся

трудности.

Инструмент работы руководителя проекта: проблемные вопросы,

деятельностные задания.

Созданию продукту предшествуют:

Первый этап – организационная деятельность. На первом этапе учитель

пробуждает интерес к исследовательской работе, предлагает организовать

группы или работать индивидуально, предлагает темы проектов или темы

выбирают сами ученики. На этом же этапе определяются цели и задачи

проекта, планируется работа, устанавливаются сроки выполнения работы.

Второй

этап

осуществление

деятельности.

После

того

как

спланирована работа, учащиеся приступают к ее выполнению. Учитель

выступает в роли наблюдателя и консультанта: помогает с дополнительной

информацией, отслеживает ход деятельности и уровень самостоятельности.

Третий этап – презентация результатов. Этап презентации как один из

целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения

учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для

анализа проделанного, самооценки и со стороны, демонстрации результатов.

В учебно-исследовательских проектах по физике в нашей школе

обычно принимают участие школьники 9-12 классов.

Приведем пример проекта, выполненного группой обучающихся

выпускного класса средней школы. Ими разработан проект презентации «

Физика

и

кинематография»,

к

уроку

физики в

разделе

«Оптика», посвященному Году Кино в России (120 лет кинематографу

нашей страны). Содержание носит историко-технический характер. Данная

презентация адресована различным возрастным категориям учащихся.

Краткое содержание презентации:

1 слайд:28 декабря 1895 года в Париже 1-й публичный показ

собственного изобретения – аппарат «синематограф» братьями Люмьер в

Париже

Появление первых кинематографических аппаратов в России. Первый

российский мультфильм - «В Африке жарко».

2

слайд:

Первые

шаги

к

кинематографу XV-XVII.

Камера

-

обскура, фенакистископ1830г.

3 слайд: Эпоха немого кино. Появление звука.

4 слайд: Появление цвета. Дальнейший технический прогресс в кино.

Школа не может обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он

обучает его методам познания и сформировать у него способность к

самостоятельному познанию. Работа над учебным проектом способствует

развитию у учащейся молодежи целеустремленности, трудолюбия, силы

воли, приобретению дополнительной мотивации [6].

Положительным фактором технологии проектного обучения является –

вовлечение школьников в активный познавательный процесс, создание

условий,

для

сотрудничества

между

учителем

и

учеником,

между

одноклассниками; формирование положительных качеств личности ученика,

повышения уверенности ученика в своих силах, его самореализации и

рефлексии, приобретение нового опыта т.е. ресоциализация выпускников

нашей школы, получающих образование в условиях изоляции от общества.

Это становится возможным при проживании ситуации успеха, когда на

деле ученик чувствует себя значимым, успешным, способным преодолевать

трудности, когда он осознает себя, свои возможности, свой вклад в общее

дело и в собственный продукт. При этом непременно происходит

личностный рост, развитие характера.

В заключении о пользе инноваций в процессе обучения:

- использование ИКТ – технологий повышает учебную мотивацию,

дает

возможность

заняться

самообразованием,

исследовательской

деятельностью, что важно для всестороннего развития личности ученика;

- помогают развивать познавательные способности обучающихся;

- позволяют развивать коммуникативные способности посредством

взаимодействия в выполнении групповой (парной) работы.

Известно высказывание философа и социолога Герберта Спенсера:

«Великая цель образования – это не знания, а действия».

Библиографический список

1. Ангеловски Кристе. Учителя и инновации: Книга для учителей: пер.с

макед. / Кристе Ангеловски. - М.: Просвещение, 2009.

2. Заир-Бека Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому

проектированию: дис. … д-ра пед. наук. – СПб, 1995.].

3. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника

как модель педагогической технологии. – Народное образование. 1999. № 10.

4. Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в

образовании. Проблемы, понятия инструментарий: учебно-методическое

пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2007.

6.

Романовский

М.Б.

Метод

проектов

в

учебном

процессе.

Методическое пособие. – М.: Центр «Педагогический поиск, 2006.

Приложение

(фрагменты презентации « Физика и кинематография»)

Приложение 2

Критерии сформированности исследовательской деятельности учащихся:

1. Умение поставить цель.

2. Умение планировать свою деятельность.

3. Умение проводить исследование.

4. Умение анализировать результаты своей деятельности.

5. Умение представить результаты деятельности.

6. Умение самооценки, рефлексии.



В раздел образования