Совместно-продуктивная деятельность по формированию мелкой моторики у детей с нарушением речи
Автор: Двойченко Марина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 197 Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Совместно-продуктивная деятельность по формированию мелкой моторики у детей с нарушением речи Раздел: дошкольное образование
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение 1. Возможности оригами в развитии мелкой моторики
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
речи…………………………………………………………
Приложение 2. Опыт работы ………………………………………………
Приложение 3. Массаж как средство развития мелкой моторики рук и
речи детей с дизартрией. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1
Содержание
Введение………………………………………………………….....................
1.
Формирование мелкой моторики у детей с нарушением речи………..
2.
Совместно-продуктивная деятельность детей с нарушениями речи
старшего возраста…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………
Приложения
Приложение 1. Возможности оригами в развитии мелкой моторики
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
2
речи ………………………………………………………..
Приложение 2. Опыт работы ………………………………………………
Приложение 3. Массаж как средство развития мелкой моторики рук и
речи детей с дизартрией………………………………….
Введение
Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются
игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном
образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в
результате которой появляется определенный продукт.
Продуктивная деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с
игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики
ребенка, т.к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с
развитием его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений
и навыков. Развитие продуктивной деятельности определяется наличием у
ребенка умения добиваться нужного результата, как по заданному образцу,
так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла.
Детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности,
однако, под влиянием обучения и воспитания постепенно формируется
направленность на получение результата в ходе овладения собственной
деятельностью. Продукты детской деятельности в значительной мере
отражают представления ребенка об окружающем и его эмоциональное
отношение к миру. Дети с нарушениями речи имеют особенности в
продуктивной деятельности.
Ценности:
- Это доступно;
- Это чувственно;
- Это познавательно;
- Это выразительно;
- Это процесс.
Актуальность темы:
Особенности процесса детской деятельности и ее продуктов могут быть
использованы в диагностике развития умений, навыков ребенка, уровня
3
развития его когнитивных процессов, сформированности умения планировать
свою деятельность и т.д.
Проживание детей в непростых сезонно-климатических условиях в
значительной степени – ограничивает и объединяет интеллектуально-
познавательные, социальные и художественно-эстетические впечатления
ребенка. У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило,
наблюдается нарушение развития ручной моторики – несформированность
способности к длительным волевым усилиям, - незначительно проявляется
творческая активность, низкая самооценка. Исходя из выше сказанного,
развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
компенсирующей группы, особенно актуально.
Цель работы:
- Создание предметно-развивающей среды для развития художественно-
творческих и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста
логопедической группы.
- Создание благоприятного психологического климата.
- Проведение мероприятий основанных на самовыражении ребенка, его
саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве детей и взрослых.
- Содействие развитию произвольности психических процессов.
Формированию тонких движений пальцев рук.
- Развитие артикуляционного аппарата, длительности и силы выдоха,
интонационной и ритмической выразительности, первоначальных навыков
тепла. Активизация и коррекция словарного запаса.
- Обеспечение условий для проведения «Творческой мастерской», в
содружестве с родителями, для бережного отношения к продуктам детского
творчества.
Задачи:
- Подобрать и изучить литературу по теме «Совместно-продуктивная
деятельность с детьми с нарушениями речи старшего возраста»
- Разработать перспективное планирование «Творческой мастерской»
- Подобрать методы педагогической диагностики с учетом особенностей
развития детей с различными нарушениями речи. В процессе диагностики
детей выявить уровень развития творческих способностей детей, степень
развития изобразительных навыков.
- Подобрать согласно задачам игры, игровые упражнения, коммуникативные
тренинги, литературный материал и оформить их в виде картотеки.
- Создать условия для развития художественно-творческого взаимодействия
педагогов, детей и родителей.
4
- Формировать у ребенка позицию «Я не умею, но хочу научиться», «Я все
сумею, я все смогу».
- Закреплять у ребенка чувство гордости и удовлетворения результатами
своего труда.
- Создать предметно-развивающую среду для совместной (самостоятельной)
продуктивной деятельности.
- Направить коррекцию мелкой моторики руки на развитие способности
регулировать движения по силе, размаху, скорости.
- Развивать артистические способности у ребенка.
- Скорректировать уровень сформированности мелкой моторики:
* для овладения ребенком изобразительных, музыкально-
театрализованных, конструктивных и трудовых умений.
* для развития первоначальных навыков письма.
- Активизировать речь и речевое общение:
* развивать способность детей обмениваться эмоциями, чувствами в
процессе художественно-творческой деятельности.
* поддерживать стремление и желание детей высказывать собственное
мнение, активно вступать в деловое общение со сверстниками и взрослыми в
процессе творчества.
* развивать детское словотворчество, фантазию, воображение.
- Развивать коммуникативные навыки и толерантность при объединении
детей в творческие группы, совершенствовать стиль партнерских отношений.
- Воспитывать инициативность, самостоятельность, творческое отношение к
делу.
Ожидаемый результат деятельности:
Для педагога:
- повышение уровня педагогической компетентности
- профессиональный рост
- удовлетворенность работой
- систематизация и повышение качества работы с детьми речевой группы по
развитию художественно-творческих и речевых способностей через
различные виды продуктивной деятельности.
Для детей:
- сформировано положительное эмоциональное к продуктивной деятельности
- обогащение эмоциональной сферы, формирование ярких положительных
эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-
деятельного общения со взрослыми
- развитие «чувства инициативы»
- умение работать в группе активно, сообща
- умение самостоятельно искать нужное решение
- умение выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и
продуктивно его использовать
5
- умение самостоятельно анализировать полученные результаты и делать
выводы
- способность осуществлять практическое моделирование и
экспериментирование
- способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей
- навыки коммуникативного общения
- скорректирована функция мелкой моторики, для успешного овладения
навыков письма
- обогащен словарный запас.
Для родителей:
- осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей
- бережно отношение к продуктам детского творчества
- партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации
жизни группы
- обогащение ценным положительным опытом семейного воспитания
1.
Формирование мелкой моторики у детей с нарушением речи.
1.1.
Источники способностей.
«Источники способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли»
В.А. Сухомлинский
Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному
относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году
говорит лишь два-три слова. Другие спокойны несмотря ,что четырехлетний
ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим
количеством обиходных слов. Такие родители считают, со временем их
ребенок догонит сверстников, заговорит сам.
И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело
сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему общаться и играть
с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает
эмоционально-психологическое состояние ребенка. Однако если вовремя
помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации
речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.
6
У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются в 8-9
месяцев. Если после 1 года и 2м - 1 года и 3м ребенок не произносит ни
одного слова – нужно бить тревогу. После полутора лет у ребенка в норме
появляются двухсловные предложения: мама, дай, папа, би-би. Количество
слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. К концу третьего
года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные
предложения. Ребенок способен рассказать почти наизусть небольшую
сказку, прочитанную ему несколько раз. В эти года ребенок может правильно
произносить большинство звуков речи. Заботиться о своевременном развитии
речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух,
внимание, развивать его двигательные умения.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его
речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена
исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов,
А.А. Леонтьев, А.Р.Лурия.
Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками,
развивается координация движений. Формирование движений происходит
при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног,
туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений
артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений
пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения,
часто помогает себе жестами? И, наоборот, почему ребенок, сосредоточенно
пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Известный исследователь детской речи Кольцова пишет: «Движение
пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно
связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных
людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки… развитие
функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход
развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,
затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствования
речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки
движений пальцев»
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее
воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в
кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони
ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного
приподнять. Однако, эти манипуляции ребенок совершает на
рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового
контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять
движения.
Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не
выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс
переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует
7
хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и
интеллектуальное развитие малыша.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека
было известно еще во 2-м веке до н.э. в Китае. Специалисты утверждали,
что игры с участием рук и пальцев, ножниц, кисти и т.д. приводят в
гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в
превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро утверждал,
что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих
импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук
расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно
воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По
насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.
Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает
функциональную активность головного мозга, массаж указательного
пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего -
кишечника, безымянного - печень и почки, мизинца на сердце.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и
металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их
оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные
упражнения с шарами, с карандашом, ножницами, пластилином улучшают
память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное
напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и
пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и
ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. Простые движения рук
помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают
умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих
звуков, а значит - развивать речь ребенка.
Каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре
больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук
предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию
пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а
речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности
пальцев.
Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки, как орган
речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения
проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.
В современных условиях функционирования и развития дошкольного
образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности
обучения и воспитания подрастающего поколения. Дошкольное
воспитание состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в
форсировании сроков и темпов перевода его на “рельсы” школьного
возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для
наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и
способностей ребенка, его неповторимости и самобытности.
8
В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в
звукопроизношении. Одной из частых причин является неумение владеть
своим артикуляционным аппаратом. При челюстных дефектах образуется
неправильный прикус, при таких аномалиях детей следует отправлять к
врачу – ортодонту. При нарушениях двигательной функции
артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные
движения языка, губ, челюстей, из-за этого звуки, особенно в потоке речи,
звучат смазано. Нарушается динамика движения. Они становятся вялыми,
замедленными. Нарушается скорость переключения с одного
артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения
зависит четкость произнесения звуков. Функциональная незрелость
речевых зон коры головного мозга встречается у детей подверженных
частым заболеваниям, у них задерживается усвоение системы
звукопроизношения. Вследствие этого они долгое время не умеют
различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. У детей с
двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая
моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего
становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа ускоряет
созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка,
позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Дошкольный
возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и
развития речи у детей с нарушением звукопроизношения. Он нуждается в
постоянном комплексном коррекционном воздействии, которое должно
быть начато как можно раньше. Если этот фактор будет упущен, то может
развиться вторичное нарушение – общее недоразвитие речи или боязнь
речевого общения.
Основной целью работы воспитателя логопедической группы является
закрепление правильного звукопроизношения путем проведения
индивидуальных занятий, включающих в себя задания по развитию мелкой
моторики рук.
Основными задачами обучения являются:
Развитие мелкой моторики рук;
Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости
рук;
Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
Формирование и развитие фонематического восприятия у детей с
нарушениями речи;
Развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога,
соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение
самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи,
контроль за собственными действиями;
Совершенствование движений рук;
9
Развитие психических процессов;
Консультирование родителей по формированию речевого развития
детей.
В соответствии с программами воспитания и обучения в детском саду
знакомство детей со звуками их постановка логопедом и закрепление
воспитателем должна происходит в определенной последовательности,
повторяющей основные этапы становления детской речи при нормальном
речевом развитии. В связи с этим очень важно предварять ознакомление
детей со звуками речи выполнением артикуляционных тренировочных
упражнений, которые способствуют формированию и закреплению
правильных произносительных умений и навыков. Последовательная
систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию
артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и
произношения звуков создает благоприятные условия нормального развития
звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.
2.
Совместно-продуктивная деятельность детей с нарушениями речи
старшего возраста.
2.1.
Пути развития и совершенствования.
«Рука является вышедшим наружу
Головным мозгом»
И. Кант
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего
возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая
гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой
головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно
выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не
забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и
расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой
моторики и координации движений руки должна стать важной частью
подготовки к школе, в частности, к письму.
2.2.
Моторика.
Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая
моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей
площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция
кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина
10
проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать
кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи
с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений
пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому,
чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его
артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую
моторику.
Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для
общего физического и психического развития для ребенка на протяжении
всего дошкольного детства. Психологи, педагоги, физиологи, медики
постоянно подчеркивают уровень сформированности мелкой моторики во
многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных,
музыкально-исполнительных,. конструктивных и трудовых умений,
овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и др.
Однако, этот развивающий потенциал может быть реализован лишь в том
случая, если движения рук ребенка будут носить осмысленный характер, а
сами руки станут своеобразным орудием детского воображения.
По словам великого немецкого мыслителя Канта: рука является как
бы вышедшем наружу головным мозгом. Продолжая аналогию руки с
мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы руки подобны высшим
отделам коры мозга, обеспечивающим работу мысли и функции речи. Это
и облегчение двигательной координации, преодоление зажатости,
скованности. Желательно, чтобы дети не только создавали и воплощали
посредством движений собственных рук те или образы, но и еще
эмоционально вживались в них, больше того, входили в целое
психосоматическое состояние, задаваемое образом, прислушивались к
своим телесным ощущениям.
В целях развития эмоционального воображения, эмпатим
(восприятие органами чувств), чувства психологической защищенности и
уверенности в своих силах детям на занятиях, при организации трудовой
и продуктивной творческой деятельности рекомендуется развивать:
1.
Мелкие мышцы руки (имитация мытья рук под струей воды с
разным напором, рисование в воздухе кистями, пальцами, носом,
головой, плечом, локтем, ногами) радужные брызги, лепим умелую
и уверенную руку; прикосновение; лепим добрую и нежную руку
(мамы, папы)
2.
Мелкие мышцы лица и мимики (облака: выражение внимания и
интереса лицевые мышцы слегка напряжены, глаза прищурены,
расслабляются, умываются и т.д.)
3.
Использовать элементы психогимнастики. Задачи: а) развитие
воображения, которое обеспечивает не только создание новых образов,
но и специфическое «вхождение» ребенка в эти образы, а через них и в
целое психосоматическое (совокупность чувствительных и
двигательных мышц, кожи, суставов) состояние, способствующее
успешному решению на занятиях тех или иных задач
11
б)психофизическая релаксация (расслабление, вплоть до полного
падения), снятие интеллектуальной и эмоциональной напряженности
в) гармонизация отношений с другими людьми (детьми и
взрослыми)
г)воспитание способности к самопознанию и самосознанию; выработка
ценностного отношения к своему внутреннему миру, собственным
возможностям, уверенности в себе и т.д.
4. Двигательные паузы, физкультминутки. Включать в любые
занятия независимо от характера материала, который осваивается
детьми. Эти паузы способствуют психофизической релаксации,
повышению работоспособности, эффективному переключению с
одних видов деятельности на другие (в частности на более сложные)
Например, снятие усталости:
-стол, напряженные вытянутые руки упираются в воображаемое стекло.
Пальцы расставлены, давят на «препятствие» с усилием, до ощущения
мелкой дрожи от перенапряжения. Далее резкое расслабление.
-сидя на стуле. Ноги на носках, пальцы с силой вдавливаются в пол (или
подъем пяток с усилием, не отрывая носков от пола). Далее резкое
расслабление.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей
интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно
ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет
логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память,
мышление, внимание, связная речь.
Задача педагогов, детских психологов и логопедов – донести до
родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны
понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой
информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если
задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого
следует знать основные пути ее развития и совершенствования:
1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения
и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также
предплечья.
2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами,
скороговорками, звуками):
упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук
(перед собой, вверх, в стороны);
специальные упражнения на столе (выполняются сидя).
12
3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор,
прищепки, бусины, крупы и др.)
4. Теневой, пальчиковый театр.
5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по
клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных
предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная,
горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом”
(упражнения выполняются только простым карандашом).
6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе
ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное
рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
8. Выкладывание фигур из четных палочек.
9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером
и др.
10. Домашние дела:
перемотка ниток;
завязывание и развязывание узелков;
уход за срезанными и живыми цветами;
чистка металла;
водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка
кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы:
смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));
собирание разрезных картинок, ягод;
разбор круп и т.д.
При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие
принципы:
– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные
отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия,
взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит
необходимую помощь при затруднениях;
– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к
сложному.
При предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать
индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны
усложняться.
13
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по
развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на
занятиях, в процессе режимных моментов, в физминутках. Оптимальным
является совместно-продуктивная деятельность. Форма работы «Творческая
мастерская».
2.3.
Связь речи и мелкой моторики рук
«Современная психология
рассматривает речь как
средство общения, то есть
как сложную и специфически
организованную форму
сознательной деятельности»
А.Р. Лурия
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой
зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика
развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет
те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая
моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем
дошкольном возрасте. Именно к 6–7 годам в основном заканчивается
созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких
мышц кисти. Этот возраст является сензитивным периодом для развития
кисти руки (С.И. Гальперин, 1964г.)
Прежде чем приступать к работе по коррекции звукопроизношения у детей
дошкольного возраста, необходимо изучить их личностные качества и
учитывать то обстоятельство, что у некоторых из них помимо недостатков
развития речи встречаются сопутствующие отклонения в нервно-
психологической сфере (повышенная возбудимость, расторможенность,
расстройство внимания, неспособность к волевым усилиям). Поэтому в
повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для
развития общей и специальной моторики с учетом индивидуальных
способностей каждого ребенка.
14
Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную
работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание
областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует
ускорению дефектов речи.
Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то
соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое
мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Дошкольник с
низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно
выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо
фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В
дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать
координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную
память.
Для стимулирования развития речи детей в группе организована
планомерная систематическая работа по развитию мелкой пальцевой
моторики. Осуществляют эту работу воспитатели, в совместно-продуктивной
деятельности во время режимных моментов, на всех занятиях, в играх.
Форма работы «Творческая мастерская» «Программа воспитания и бучения
в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, по которой работает наше
ДОУ, предъявляет требования к развитию мелкой моторики детей каждой
возрастной группы и рекомендует основные направления, формы, приёмы
для её развития. Опираясь на эти требования, планируется вся коррекционная
работа с детьми.
Заключение
Введение новых Федеральных государственных требований к дошкольному
образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми.
Совместно-продуктивная деятельность осуществлялась в форме включения
детей с различными нарушениями речи в разнообразные виды деятельности
(познание, художественное творчество, коммуникация, социализация,
безопасность). В результате у детей:
- обогатилась эмоциональная сфера,
- произошло накапливание впечатлений, личного опыта,
- возрос интерес к экспериментированию с различными материалами,
- совершенствовались изобразительные навыки.
15
В ходе совместной и самостоятельной продуктивной деятельности дети
приобрели навыки:
- диалогического общения,
- опыт в решении специально моделируемых творческих проблемных
ситуаций,
- научились применять практические навыки и знания в процессе
самостоятельного поиска новых способов решения, манипулируя с
различными художественными материалами при создании выразительных
художественных образов посредством различных видов продуктивной
деятельности.
Индивидуальный подход обеспечил выход каждого ребенка на свой более
высокий для него уровень развития. Дети продемонстрировали умение
сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие,
инициативу, самостоятельность.
Повысился уровень развития речи детей до возрастных норм, заложенных в
базисную программу. Работа активизировала познавательно-речевые и
художественно-творческие способности детей.
В процессе работы:
- родители стали непосредственными участниками уникального творческого
процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, что
позволило родителям реализовать свои способности и таланты,
актуализировало в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-
эстетическое направления в развитии детей, а с другой стороны – обогатило
воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом
семейного воспитания.
16
Список литературы
1.
Бот, О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с
общим недоразвитием речи [Текст] /О.С. Бот// Дефектология - 1983 - №1
2.
Богатеева, Ж.Т. Чудесные поделки из бумаги [Текст]/Ж.Т. Богатеева:
книга для воспитателей детского сада и родителей - М.: Просвещение
1992.
3.
Лысюк, O.J1. Обучение технике оригами дошкольников с
нарушениями развития [Текст]/ О.Л. Лысюк// Дошкольная педагогика -
2007-.№3
4.
Мазяркина, Е.Е., Тенишева, А.А. Подарок своими руками [Текст] / Е.Е.
Мазяркина, А. А. Тенишева // Дошкольная педагогика -2005-№3
5.
Плутаева, Е. Развитие межой моторики у детей 5-7 лет [Текст] /
Е.Плутаева//Дошкольное воспитание - 2005 - №5
6.
Соколова, С.В. Оригами в дошкольном воспитании [Текст] / С.В.
Соколова //Дошкольная педагогика - 2005-№5
7.
Черенкова, Е Простейшие модели оригами [Текст] /Е.Черенкова :
азбука развития - М.: дом 21 век РИПОЛ КЛАССИК -2007.
8.
Надёжина,
Н.В.
Средства
для
развития
мелкой
моторики
у
старших
дошкольников
с
нарушением
речи
[Текст]
/
Н.В.
Надёжина
//
Учебно-
методическое пособие - Волгоград: ВГАФК, 2006. - 46 с.
9. Тонкова
- Ямпольская, Р.В. Ради здоровья детей [Текст] / Р.В. Тонкова -
Ямпольская, Т.Я. Черток. -М.: «Просвещение», 1995. - 87 с.
17
10.Усова, А.П. Игра и организация жизни детей [Текст] / А.П. Усова. -
М„ 1995.-42 с.
Приложение 1.
Возможности оригами в развитии мелкой моторики детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями речи.
Возможности оригами в воспитательном процессе нельзя недооценивать.
Во-первых, это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит
практически сразу, а не по истечении длительного времени.
Во-вторых, результат - полученное изделие - всегда может быть применен в
качестве
подарка,
праздничного
украшения
помещений,
игрушки,
дидактического материала.
В-третьих,
сам
процесс
изготовления
бумажных
фигурок
способствует
решению
многих
педагогических
задач,
стоящих
перед
дошкольным
воспитанием. Прежде всего, это влияние на развитие мелкой моторики.
В
специальном
изучении
нуждается
как
особенности
развития
мелкой
моторики у детей с нарушениями речи, так и средства, способствующие
развитию.
Систематические занятия оригами с детьми старшего дошкольного возраста с
нарушениями
речи
-
гарантия
его
всестороннего
развитая
и
успешной
подготовки к школьному обучению.
Оригами
как
вид
художественного
ручного
труда
создает
условия,
пробуждающие творческие возможности человека, умение мыслить смело,
оригинально.
Особая
актуальность
занятий
в
стиле
оригами
заключается
в
том,
что
овладение
детьми
рациональными
способами
складывания
бумаги
в
различных
направлениях
развивает
тактильную
чувствительность,
способствует формированию ручной умелости, тренирует пальцы и кисти
рук, развивает координацию движения,
играет особую роль в работе с
детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
воспитывать
трудолюбие,
аккуратность,
усидчивость,
терпение,
взаимопомощь,
и
выполнение
работы,
экономичное
отношение
к
используемым материалам;
воспитывать у детей потребность работать в коллективе.
Развивать мелкую моторику;
Развивать речь;
Развить творческие способности;
18
Развить образное мышление;
Развить внимание, память;
Развивать ориентировку;
Выработать эстетический и художественный вкус.
При выполнении доставленных заданий возник вопрос: как включить занятия
оригами в педагогический процесс, как вызвать интерес у детей к данной
деятельности?
Чтобы решить данные вопросы, разработала алгоритм дня, перспективный
план
по
теме
«Оригами,
как
средство
развития
мелкой
моторики
детей
старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».
В
зависимости
от
коррекционных
и
воспитательных
задач
формирую
структуру занятий, выбирают те или иные компоненты, как традиционные,
так и творческие переработанные с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей детей.
При подготовке и проведения занятия учитываю следующие требования:
Четко формулирую тему и цель занятия:
Соблюдаю этапы занятия, их взаимосвязь и целенаправленность;
Последовательно усложняю материал, предъявляемый детям;
Учитываю
зону
ближайшего
развития,
индивидуальные
и
возрастные
особенности детей;
В опытно- экспериментальном центре собрана целая флотилия ю бумажных
лодочек и корабликов. Дети с удовольствием проводят соревнования: чья
лодка быстрее доплывёт от одного берега тазика с водой до другого. Дети
дуют на свои корабли, стараются дуть равномерно; т.к. если перестараться,
корабль зачерпнет воды и потонет. Бумагу для корабликов дети используют
разную: старые газеты и журналы, салфетки. Так в игровой форме ребята
знакомятся со свойствами бумаги в зависимости от ее фактуры. В практике
работы
использую
конспекты
занятий
коллег
и
апробировала
личные
варианты занятий.
Совместно
с
родителями
для
занятий
изготовила
учебно-методический
материал:
-базовые формы,
образцы изделия,
схемы,
Так же используются журналы и книги по оригами.
А
для
развития
интереса
и
эмоционального
настроя
к
этому
виду
деятельности создала и постоянно пополняю картотеки: загадок, потешек,
физминуток. Для расширения педагогических знаний родителей создала в
информационном
уголке
папки
передвижки:
«Немного
об
оригами»,
«Правила обучения оригами», «Советы родителям», «Как и из чего можно
сделать
подарок»
и
т.д.
Это
способствует
эмоциональному
близкому
общению
родителей
и
детей.
Подведя
итог
можно
сказать,
что
оригами
наиболее доступное и творческое занятие для развития мелкой моторики и
речи детей. Занятия по оригами вносят вклад в психическое развитие детей,
они
способствуют
развитию
пространственных
предст авлений,
19
практическому некоторых физических закономерностей, познанию свойств
различных материалов.
Доступно формулирую инструкции по выполнению задания
Использую красочный наглядный материал;
Создаю эмоциональный фон занятия.
А С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, каков
ребенок в игре таким он вырастет, поэтому воспитание будущего деятеля
происходит, прежде всего, в игре».
Для
повышения
эффективности
коррекционной
работы
ввожу
в
занятия
игровые приёмы. Тесная связь занятия с игрой создаёт интерес к оригами.
Интересно проходят занятия, в которых включены герои. В моих занятиях
игровым персонажем является «Волшебный листочек». Подобные формы
занятия не только повышают эмоциональный настрой детей, но и заставляют
их активизировать все свои знания и возможности для достижения хороших
результатов.
В
играх
с
использованием
игрушки
в
стиле
оригами,
дети
познают и открывают для себя окружающий мир и учатся тонкостям родного
языка.
Приемы
оригами
используются
на
занятиях
по
развитию
элементарных
математических представлении. Так как, основная форма, используемая в
оригами - это квадрат. Квадрат не только геометрическая фигура, но и эталон,
имеющий постоянные характеристики. Во время изготовления поделки из
бумаги дном даются четкие конкретные указания: возьмите правый нижний
угол и наложите его на левый верхний... приложите нижнюю сторону к
верхней и т.д. Понимание и владение подобными инструкциями развивают
умение ребёнка ориентироваться на плоскости, в окружающем. - Умение
детей
ориентироваться
ш
плоскости
посредством
овладения
оригами
увеличивает эффективность обучения детей письму в клетке. Ведь клетка-это
тот же квадрат.
Также
оригами
применяется
в
исследовательской
деятельно сти
дошкольников. Как известно, изделия в технике оригами выполняются из
бумаги.
Перед
обучением
складыванию
детей
знакомлю
со
свойствами
бумаги. Экспериментальным путем дети познают, что бумага рвётся, мнётся.
Дети
овладевают
разнообразными
способами
практических
действий,
приобретают так называемую ручную умелость.
Результатом систематической и целенаправленной работы считаю:
хорошо развитая мелкая моторика пальцев, которая помогает детям на уроках
в школе;
дети становятся более уверенны в себе;
умение детей слушать и выслушивать задание или объяснение до конца,
умение
детей
пользоваться
схемами
-
картами
и
изготовлять
поделку
самостоятельно.
20
Приложение 2.
Опыт работы
Оригами – искусство складывания бумаги фигурок родилось в Японии около
пятнадцати веков назад. Сейчас им увлекаются во всем мире и взрослые и
дети.
Оригами – это интересное и несложное занятие для детей, доступное с точки
зрения их возможностей и быстро дающее практический результат.
Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но
и средством которое развивает навыки, необходимые для обучения в школе.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, я
решила
уделить
внимание
занятиям
оригами,
так
как
моя
тема
самообразования «Оригами как средство развития мелкой моторики детей
старшего дошкольного возраста с нарушениями речи». У детей логопатов
слабо
развита
не
только
общая
моторика,
но
и
мелкая.
Поэтому
тема
актуальна в том, что с помощью занятий по оригами с детьми дошкольного
возраста
помогают
детям
в
овладении
рациональными
способами
использования материала — бумаги, работа с ножницами, развивает
тактильную
чувствительность,
способствует
формированию
ручной
умелости,
тренирует
пальцы
и
кисти
рук,
развивает
речь,
координацию
движения, то есть способствует психологической и специальной подготовке
детей школьному обучению.
Наряду с решением коррекционных задач поставила задачи:
образовательные,
научить делать поделки с стиле оригами;
обучить правилам работы с бумагой, пользованию инструментами;
научить чётко, выполнять основные приёмы складывания бумага;
научить детей применять игрушки в играх и свободной деятельности.
Воспитательные:
прививать интерес к искусству оригами, к истокам дородного творчества,
эстетическое отношение к действительности;
Дети
с
нарушениями
речи
нуждаются
в
специальном
развитии
мелкой
моторики пальцев рук. Эта проблема заставляет ближе подойти к вопросу
работы
с
этой
группы
детей.
Возникает
вопрос:
как
включить
работу
с
бумагой в педагогический процесс?
Планирование работы во второй половине дня. Это наиболее эффективное
время для индивидуальной работы с детьми. При обучении детей технике
оригами
делать
акцент
на
эстетической
сущности
поделки,
а
не
на
формальном копировании образца.
21
Сочетание
индивидуальных
и
коллективных
видов
деятельности.
В
коллективных
работах
создание
условий
для
самореализации
каждого
ребенка.
Развитие
умения
выстраивать
композицию.
Интегрированные
формы
художественно-творческой
деятельности
наиболее
оптимальный,
например, на занятии дети изготавливают поделку по типу оригами.
Сочетание различных видов изобразительной деятельности на одном занятии
(так, дети рисуют цветы, а затем складывают из бумаги бабочку). Создание
условий для самостоятельного изготовления поделки (обучению созданию
игрушки, поделки по образцу и объяснению). Использование различной по
цвету, фактуре и размеру бумаги. Создание обстановки общей увлечённости и
творчества. Возможности оригами в развитии мелкой моторики включают в
себя
ряд
взаимосвязанных
элементов:
развитие
ручной
умелости
через
выполнение
предметно-практических
действий,
изготовление
поделок,
в
процессе
чего
развивается
такие
качества,
как
глазомер,
аккуратность,
внимание и т.д. идет развитие пространственной ориентировки, в частности,
сначала
та
листе
бумаги,
а
так
же
относительно
себя.
Постепенно
формируется чувство ритма, а далее развитие графических умений детей в
процессе
изодеятеяьности
и
специальных
упражнений.
Осязательное
восприятие
связана
с
движением
рук.
Обследование
любого
предмета
проводится
двумя
руками.
При
этом
в
одних
случаях
их
функции
разделяются, и в других они действуют синхронно. Детям с нарушениями
речи трудно дается узнавание различных поверхностей, и это происходит от
того, что взяв предмет в руки, они как бы замирают, не обследуют его,
пальцы напряжены или наоборот вялы. Из-за малого практического опыта,
им не с чем даже сравнить его. Все это привело к задержке развития низкой
чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно
на развитие речи и формировании предметно – практической деятельности, с
чем мы и встречаемся на практике работы. Кроме огромного удовольствия
оригами
помогает
детям
с
нарушениями
речи
развивать
важные
навыки
координации движений, концентрации внимания, пробуждает воображение.
Здесь они знакомятся с понятиями: размер, форма, цвет и способы измерения
поверхности.
Оригами имеет большое значение в развитии не только мелкой моторики, но
и
творческого
воображения
детей,
их
фантазии,
художественного
вкуса,
аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, наметать
последовательность
операции,
активно
стремиться
к
получению
положительного
результата,
содержать
в
порядке
рабочее
место.
Дети
овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к
успешному обучению в школе. Не перечислил всех достоинств оригами в
развитии детей:
Доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс
изготовления фигурок захватывающе интересным;
Абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких
детей;
Через занятия развиваем мелкую моторику, чтобы развивать речь детей;
22
Оригами не требует больших материальных затрат;
Оригами – коллективное творчество.
Работая вместе, дети научатся делать множество интересных композиций,
выполнять
оригинальные
поделки,
например,
открытки
к
праздникам,
сувениры. Как и в любой игре, в оригами удовольствие доставляет и сам
процесс изготовление фигурки, и конечно результат. Оригами стимулирует
развитие
памяти,
глазомера,
творческого
воображения
художественного
вкуса, учит концентрации внимания и мышления. А также, развивает у детей
уверенность в своих силах и способностях. Способствует создание игровых
ситуаций.
Максимально
реализует
ситуацию
успеха.
Расширяет
коммуникативные
способности.
Способность
комбинировать,
чувство
формы.
Формирует
навыки
исполнительского
мастерства.
Вырабатывает
сложную координацию кисти руки.
Оригами легко знакомит детей, с основными геометрическими понятиями:
угол,
диагональ,
с
геометрическими
фигурами
–
квадрат,
треугольник,
прямоугольник и т. д. Одновременно, у детей происходит обогащение словаря
специальными тушинами – линия сгиба, складка, «молния», расплющить,
вогнуть во внутрь и другие.
Таким образом, игра определяет дальнейшее психическое развитие детей.
Часто замысел игры возникаем в результате удачно воплощенной поделки.
Она вызывает в сознание детей различные ассоциативные образы, поделка
начинает
жить,
участвовать
в
игре,
условия
которой
по
мере
развитая
требуют создания новых. Таким образом, игра стимулирует интерес детей к
изготовлению поделок, организует поиск путей их изображения.
Обыгрывание готовых поделок после занятия рождает интересные сюжеты
игры. Поделка превращается в игрушку, в материал для развития действия.
Игра способствует развитию диалогической и монологической речи.
Возможность иметь такой интересный и разнообразный игровой материал
вызывает
у
детей
желание
дополнить
уже
сделанные
поделки,
украсть
деталями, разрисовать и т.д. дети начинают активно усваивать новые способы
изображения
предметов,
творчески
использовать
ухе
знакомые
приемы
сгибания и складывания бумаги, видоизменяют облик игрушки её размер
(лягушка,
лягушонок).
Следовательно,
условия
и
содержанке
игры
стимулируют детскую активность, творческую устремлённость на усвоение
скрытых возможностей бумаги.
Родителям и воспитателям необходимо больше уделять внимание детям с
нарушениями речи; больше общаться, разговаривать, обсуждать с детьми
разные
вопросы.
При
любом
действии
с
детьми
самое
главное
–
это
доброжелательное общение с ними. От взрослого требуется не только лишь
дошкольнику какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить чувство
психологической защищённости, доверия.
Хорошо развитая мелкая моторика пальцев поможет детям и на уроках в
школе.
Внимание,
умение
выслушать
задание
или
объяснение
до
конца,
сообразительность,
упорство
в
достижение
цели
необходимы
не
только
ученику начальной школы, но и детям среднего и старшего звена. А такие
23
качества
личности
как
взаимопомощь,
творческий
потенциал,
умение
преодолевать
трудности
будут
необходимы
на
протяжении
всей
их
дальнейшей
жизни.
В
ряде
исследований
зарубежных
и
отечественных
педагогов и психологов раскрыта сущность оригами. Это искусство:
Дисциплинирует;
Воспитывает
усидчивость,
ответственность,
аккуратность,
бережное
отношение к предмету и материалу;
Способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность
выразить чувства через сделанные своими руками подарки;
Влияет
на
формирование
самостоятельности,
уверенности
в
себе,
самооценке.
24
Приложение 3.
Массаж как средство развития мелкой моторики рук
и речи детей с дизартрией
Воспитание звуковой культуры речи детей является составной частью
системы работы по развитию речи. Речь не является врожденной
способностью человека, она формируется постепенно вместе с развитием
ребенка. Речь (особенно детская) - это сложная психофизиологическая
функция и развитие ее зависит от многих моментов.
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного
мозга. Значительную часть коры больших полушарий мозга человека
занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности её
большого пальца, который у человека противопоставлен всем остальным
пальцам, а также клетки, связанные с функциями мышц органов речи - губ и
языка.
В жизнедеятельности человека происходит познание окружающего мира, то
есть его отражение. Детский организм очень быстро растет, и в период
взросления ребенок познает мир через простейший познавательный процесс
ощущения. При помощи ощущений ребенок познает величину, форму, цвет,
плотность, температуру и запах окружающих нас предметов, знакомится с
производимыми ими звуками. Ощущения - начальный источник всех наших
знаний об окружающем мире.
Различают два вида кожных ощущений - тактильные (ощущения
прикосновений) и температурные (ощущения тепла и холода). На
поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, которые дают
ощущения прикосновений, тепла и холода. Чувствительность разных
участков кожи к каждой из этих видов раздражения неодинаковы.
Прикосновение больше всего ощущается на кончиках пальцев. Своеобразный
вид кожных ощущений - вибрационные ощущения, возникающие при
воздействии на поверхность тела колебаний воздуха, производимых
движущимися или колеблющимися телами.
Ученые-исследователи утверждают, что мозг получает информацию; как от
внешнего мира, так и от самого организма через анализаторы. Анализаторы
бывают внешние и внутренние. У внешних анализаторов рецепторы
вынесены на поверхность тела. Внутренние анализаторы имеют рецепторы,
расположенные во внутренних органах и тканях.
Своеобразное положение занимает двигательный анализатор рецепторы,
которые находятся в мышцах и дают информацию о сокращении мышц тела
ребенка, а также сигнализируют о некоторых свойствах предметов внешнего
мира (через ощупывание, осязание их рукой).
Деятельность анализаторов и двигательная деятельность живого организма
составляют неразрывное единство. Организм воспринимает
25
сведения о состоянии и об изменениях в окружающей среде. На основании
этих сведений формируется биологически целесообразная деятельность
организма.
Двигательные и кинестетические ощущения - это ощущения движения и
положения частей тела. Рецепторы двигательного анализатора расположены в
мышцах, связках, сухожилиях, суставных поверхностях. Двигательные
ощущения сигнализируют: о степени сокращения мышц, о положении частей
нашего тела, о том, насколько согнуты пальцы, кисти рук напряжены,
свободны и легки. Эти ощущения хорошо переносятся.
В дошкольном возрасте главную роль играют осязательные ощущения, они
представляют собой комбинацию сочетания кожных и двигательных
ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним
движущейся руки. С помощью осязания (ощупывания) происходит познание
маленьким ребенком мира. Это один из важных источников получения
информации об окружающих его предметах. В результате систематических
упражнений осязание достигает определенного совершенства. Если мы хотим
достигнуть развития ощущений у детей, то мы используем материал, который
вызывает сильные раздражения: это твердые, шершавые предметы с
определенными выступами (например; сосновые шишки). Затем подбираем
предметы более мелкие, гладкие, то есть происходит слабое раздражение, и
тогда чувствительность повышается, а кончики пальцев начинают активно
работать, стимулируя ассоциативную деятельность мозга. Неспецифические
упражнения для развития звуковой культуры речи ребенка действуют на
общее развитие детского организма: пальчики, ладонь, тыльная сторона
активизируют артикуляционные органы ребенка, особенно язык, что очень
важно при постановке звука.
Массаж представляет собой лечебный метод, при , котором используется
механическая энергия, сообщаемая тканям или отдельным органам в виде
трения, давления и толчков различными, методически проводимыми
специальными приемами. Массаж оказывает не только местное, но и общее
рефлекторное влияние.
Массаж возник в глубокой древности. Слово "массаж" происходит от
греческого слова "masso" (по другим версиям от арабского слова "mass" или
латинского - "fnassa") и означает "касаться", "сжимать руками", "месить",
"мять", "поглаживать". Из глубины веков до нас дошло описание лечебных
методик массажа. Механизмы, на которых основано его действие, вызывают
благоприятные изменения в органах и в системах органов, в том числе в
нервных и мышечных тканях, которые играют главную роль в артикуляции
связной речи.
Под воздействием несложных массажных упражнений достигается
нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных
ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного
мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая
функция.
26
Дети с дизартрией испытывают значительные трудности в овладении
техникой письма, при переходе от устной речи к письменной явно видны
недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук,
графомоторных навыков. У детей дошкольного возраста еще недостаточно
развиты мышцы кисти руки, наблюдается низкая координация движений ее
частей. В данный период у них еще не закончено окостенение запястья,
фаланг пальцев. Поэтому массаж рук у детей с дизартрией необходимо
проводить уже в это время, тем более что; период с 4 до 7 лет является
сензитивным для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а
мускульная память в этот период очень цепкая. Данные
электрофизиологических исследований (Л.А. Понащенко, М.И. Звонареза и
др.) показывают, что речевые области формируются под влиянием импульсов,
поступающих от пальцев рук. Важно отметить, что массаж обеих рук
благотворно влияет на развитие речевых зон в обоих полушариях, а это
служит страховкой от потери речи в случаях травм черепа, кровоизлияний в
мозг и т.д. Психоневрологи советуют всю > интеллектуальную нагрузку
давать только на фоне «разогретых рук».
Японский лечебный массаж
Методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями - это
оригинальный способ сохранения здоровья, разработанный автором Иосиро
Цуцуми в результате многолетних научно-практических работ на основе)
системы меридианов и расположенных на них активных точек, полученных)
на трехтысячелетнем опыте восточной медицины. В восточной медицине
особое значение придается жизнедеятельности и физической силе. Методика|
сохранения здоровья пальцевыми упражнениями направлена на полноценное;
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху ^ стопе.
Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает
функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца
положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник,
безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.
Непрерывное осуществление предлагаемой автором «методики сохранения
здоровья пальцевыми упражнениями» непременно приведет и реагированию
внутренних органов (ритмичному ровному дыханию) проявлению заметного
положительного воздействия на детский организм! если его выполнять не
менее трех раз в день в течение полугода.
«Кончики пальцев - есть второй головной мозг». В жизнедеятельности
человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.
Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь.
Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для
каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать.
Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать
нашими руками, пальцами.
Физиологи в исследовательских работах установили: поведение человека
становится правильным только тогда, когда осознанное и указанное
головным мозгом выполняется точь в точь пальцами. Руки для немых служат
27
средством общения вместо языка, а для слепых - средством восприятия
вместо глаз. Великий немецкий философ И. Кант писал: «Рука является
вышедшим наружу головным мозгом».
Лечебный массаж является дополнительным инструментом и средством
работы педагогов по формированию речевых способностей детей с
дизартрией. Технология лечебного массажа в дошкольных образовательных
учреждениях включает несколько важных последовательных этапов:
Знакомство детей с руками.
Игровая деятельность.
Адаптированный японский лечебный массаж.
Сохранение пальцев рук.
Сохранение душевного спокойствия.
Пальцевые упражнения повышают жизнеспособность, память,
сосредоточенность, внимательность.
Массаж «Дары природы».
Японский лечебный массаж проводится после того, как дети запомнят
название пальцев (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).
Желательно заниматься с детьми в течение года, начиная со средней группы
второго полугодия, это способствует успешному целенаправленному
развитию моторики рук, которая необходима при подготовке руки к письму, а
также японский массаж очень эффективен для нормализации
психофизического самочувствия детей.
Для эффективной коррекционной работы японский массаж проводится не
только в детском саду, но и дома родители занимаются с детьми. В детском
саду японский массаж можно проводить во время гимнастики, перед
занятиями, на занятиях вместо физ. минуток, во время динамического часа.
Именно с обогащения тактильной чувствительности руки, особенно пальцев,
улучшается кинестетическая (двигательная) память артикулярных органов,
она необходима дня эффективности работы с детьми с дизартрией
дошкольного возраста.
Самомассаж рук детей с дизартрией.
В современных условиях, связанных с качественным изменением состава
детей в детских садах и общеобразовательных школах, возникла
необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-
образовательного процесса уже в дошкольном возрасте. Одним из таких
эффективных направлений по подготовке детей с дизартрией к письму
является самомассаж рук. По этой методике дети учатся самостоятельно
делать себе массаж предплечья, кистей и пальцев рук, который улучшает
координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные
мышцы, помогает снять излишнее напряжение. Специальные упражнения по
самомассажу способствуют развитию внимания, произвольному
переключению движений — торможению ненужных и активизации
необходимых. Это, в свою очередь, поможет детям с речевым недоразвитием
старшего дошкольного и младшего школьного возраста направить внимание
28
не столько на техническую сторону письма, сколько на контроль
выполненной работы.
При обучении детей самомассажу используются массажные движения по
ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое
надавливание кончиками пальцев при массировании, легкое пощипывание,
похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков (как всех вместе, так и
поочередно).
29
30