Напоминание

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ ТРУДНОГО ПОДРОСТКА


Авторы: Шаульская Анастасия Григорьевна, Мантрова Мария Сергеевна
Должность: студент напр. «Психолого-педагогическое образование»,
Учебное заведение: Орский гуманитарно-технологический институт (филиал ОГУ), г. Орск, Российская Федерация
Населённый пункт: п. Светлый
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ ТРУДНОГО ПОДРОСТКА
Раздел: высшее образование





Назад




А.Г. Шаульская,

студент 5 курса

напр. «Психолого-педагогическое образование»,

науч. рук.: М.С. Мантрова,

к.пед.н.,

Орский гуманитарно-технологический институт

(филиал ОГУ),

г. Орск, Российская Федерация

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ

ТРУДНОГО ПОДРОСТКА

Аннотация:

в данной статье рассматривается работа

педагога-психолога с семьями, имеющими трудного подростка.

Обсуждаются особенности и сложности работы с такими

семьями,

а

также

предлагаются

стратегии

и

методы

психологической помощи как подросткам, так и родителям.

Особое

внимание

уделяется

созданию

благоприятной

атмосферы в семье, которая будет способствовать успешному

преодолению

подросткового

кризиса

и

формированию

гармоничных отношений. Статья будет полезна педагогам-

психологам, социальным работникам, а также родителям,

которые столкнулись с проблемами трудных подростков.

Ключевые

слова:

трудные

подростки,

аффективное

поведение, помощь педагога-психолога.

На сегодняшний день поддержка и помощь психологов и

педагогов для семей с подростками становится все более

важной. Сейчас становится особенно значимым организовать

комплексную и систематическую работу по изучению и

поддержке

семей

в

новых,

возникающих

направлениях

психологии и педагогики.

Семья играет ключевую роль в воспитании ребенка.

Безопасность, поддержка, возможность развиваться и меняться,

которые обеспечиваются для подростка семьей - важно для

благополучия всех членов семьи [2].

Исследованием

данной

проблемы

занимались

такие

ученые, как Я.И. Гилинский. Ю.В. Слюсарев, Е.В. Змановской,

Я.А. Васильевой, Е.А. Личко, А.С. Макаренко, Э.Г. Эйдемилер,

А.В. Махнач, Ю.В. Постылякова, А.С. Спиваковская, А.Я.

Варга, А.И. Захаров и др.

В последнее время проблема общения с «трудными

детьми» стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому,

что численность таких детей неуклонно растет. Они уходят из

родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не

работают,

хулиганят,

воруют,

употребляют

алкоголь

и

наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах

своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками

просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего

не читая [1].

Аффективное поведение у детей может проявляться в

виде упрямства, драк, вспышек гнева или ярости. Оно может

быть вызвано различными факторами, такими как кризис в

семье или избыток родительского негативного отношения.

Важно понимать, что такое поведение не является нормой и

требует

внимания

и

помощи

со

стороны

родителей

и

специалистов [3].

С

целью

организации

психологической

помощи

подросткам, попавшим в трудные жизненные ситуации, нами

было проведено эмпирическое исследование.

В

ходе

психолого-педагогического

сопровождения

родители (законные представители) могут и должны научиться

открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в

решении задач воспитания; относиться к ребенку как к равному,

проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка,

быть готовым к корректировке детско-родительских отношений.

В исследовании нами были использованы следующие

методики:

«Анкета

для

родителей»,

предназначенная

для

получения

информации

о

родителях,

выявления

психологических проблем семей, воспитывающих девиантных

подростков; методика диагностики родительского отношения

(ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин; методика PARI (Шефер Е.С. и

Белл Р.К., адаптация Т.В.Нещерет).

С их помощью мы выяснили, что в большинстве семей

отсутствует взаимопонимание и поддержка,

родители не готовы

взаимодействовать с подростком «на-равных», учитывая его

интересы и т.д.

Поэтому

была

разработана

программа

психолого-

педагогического

сопровождения

семьи,

воспитывающей

девиантного подростка, которая направлена на осуществление

психолого-педагогической поддержки подростков и родителей,

повышение

психолого-педагогической

компетентности,

коррекцию детско-родительских отношений.

По окончанию реализации программы, мы провели те же

методики, для оценки эффективности проделанной работы. По

результатам

исследования

можно

сделать

вывод,

что

у

большинства родителей, посетивших наши занятия, стали

заметны улучшения в навыках конструктивного взаимодействия

с подростком, повышении уровня психолого-педагогической

компетентности, оптимизации детско-родительских отношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что разработанная

модель

психолого-педагогического

сопровождения

семьи,

воспитывающей трудного подростка позволяет снизить уровень

девиации

среди

подростков,

повысить

эффективность

взаимодействия в системе «психолог – родители – подростки», и

уровень психологической компетентности родителей.

Список использованных источников и литературы:

[1]

Беличева

С.А.

Психосоциальная

коррекция

и

реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. -

М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 2023. -

181 с.

[2] Божович Л.И. Психологические особенности развития

подростка. – М.: Просвещение, 2020. -39 с.

[3] Чистякова Г.Н. Коррекция отклоняющегося поведения

детей и подростков. – Красноярск: Издательство КГПУ, 2023. -

с.92.

© А.Г. Шаульская, 2024



В раздел образования