Напоминание

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего возраста(из опыта работы по программе "Первые шаги")


Автор: Елена Ивановна Шадрина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №146
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего возраста(из опыта работы по программе "Первые шаги")
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Именно на игре словом ребёнок учиться тонкостям родного языка,

усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».

М. Горький

Произведения народного искусства и народных ремесел всегда были близки

природе ребенка. Простота этих произведений, многократная повторяемость

элементов,

легкость

запоминания,

возможность

обыгрывания

и

самостоятельного участия привлекают детей, и они с удовольствием

используют их в своей деятельности.

Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы

детского фольклора привлекают внимание детей, доставляют им радость и

оказывают на них свое воспитательное воздействие. Незатейливые по

содержанию и простые по форме малые фольклорные жанры народного

поэтического творчества таят в себе немалые богатства - звуковые, речевые,

смысловые.

Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания,

которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря

тому, что ребенок легко заучивает и помногу раз произносит тексты,

насыщенные

звукосочетаниями

разной

степени

сложности,

у

него

вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова,

улучшаются

произношение

и

дикция,

формируется

фонетическое

восприятие, которое имеет огромное значение для успешного освоения

грамотой.

С искусством народа мы знакомим в первой, услышанной в детстве

колыбельной

песне.

Они

появились

в

глубокой

древности.

Это

произведение народного творчества, творчества не менее гениального, чем

произведения,

рожденные

великими

поэтами.

Колыбельные

песни

приобщают ребенка к человеческой речи, обогащают словарь ребенка за счет

того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в

себе большие возможности в формировании фонематического восприятия,

чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение

голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся

фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют

запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую

сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе

неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте

является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно

координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата.

Некоторым

детям

присущи

излишняя

торопливость,

нечеткое

проговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая

крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов.

Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности,

совершенствуют их дикцию.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой

прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по

развитию речи детей дошкольного возраста. Обучая детей образованию

однокоренных слов,

формируем грамматический строй речи.

Например,

потешка про "заиньку", где однокоренными словами будут: зайка – заинька,

серенький – серый.

С их помощью возможно развивать фонематический слух,

так как они

используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз

в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив

народных мелодий.

Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту

родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме

изложения собственных мыслей, способствует формированию образности

речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Итак, влияние словесного народного творчества на развитие речи детей

неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически

все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и

приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно

использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

В работе с детьми раннего возраста актуально использовать следующие

фольклорные

формы:

колыбельные,

потешки,

заклички,

пестушки,

прибаутки.

1. Колыбельные песни

Дети сидят полукругом, воспитатель укладывает куклу, качает ее и

тихонько напевает колыбельную песню.

Воспитатель предлагает взять игрушку в руки и самим покачать ее

Дети вместе с воспитателем пропевают протяжные звуки (А-А, У-У и

др)

Варианты:

Баю – баю – баюшок,

Ляжет дочка на пушок,

На пуховую кровать.

Будет дочка крепко спать.

А я буду напевать,

Колыбелечку качать.

Баю – баю, спать пора.

Гости едут со двора,

Со двора едут домой

На лошадке вороной.

Баю – бай, баю – бай,

Поскорее засыпай.

Баю – баю, спи – усни,

Угомон тебя возьми.

Баю –бай, баю – бай,

Поди бука под сарай,

Поди бука под сарай,

Детке спать ты не мешай.

Баю-баю, баю бай,

Ты собаченька не лай,

Белолапа не скули,

Наших деток не буди.

Люли – люли – люленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели гули на кровать

Они стали ворковать,

Они стали ворковать,

Деткам песни напевать.

Баю - баюшки баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок

И укусит за бочок.

Котя – котенька коток,

Котя серенький лобок,

Приди, котя, ночевать,

Наших деточек качать,

А уж я тебе коту,

За работу заплачу,

Дам кусочек пирога,

Да кувшинчик молока.

Баю – баю, баиньки,

Прискакали заиньки,

Сели зайки на пенек,

Съели зайки пирожок,

Съели зайки пирожок,

Поскакали во лесок.

Потешки

Выразительное чтение потешки воспитателем с использование нужной

игрушки (перчаточной куклы)

Чтение воспитателем потешки с тактильным прикосновением к детям

Дети по показу воспитателя повторяют движения героя потешки

Дети вместе с воспитателем произносят звукоподражание

Воспитатель читает потешку, дети в масках изображают животных,

выполняя различные имитационные движения

Варианты:

Где же наши ручки?

Вот наши ручки!

Где же наши ножки?

Вот наши ножки!

А вот это *имя ребёнка* нос —

Весь козюльками зарос.

А вот это глазки, ушки,

Щёчки — толстые подушки,

А вот это что? Животик!

А вот это *имя ребёнка* ротик!

Покажи-ка язычок,

Пощекочем твой бочок.

Паучок, паучок

*Имя ребёнка* хвать за бочок.

Лягушка, лягушка

*Имя ребёнка* хвать за ушко.

Олени, олени

*Имя ребёнка* хвать за колени.

Песик, песик

*Имя ребёнка* хвать за носик.

Бегемот, бегемот

*Имя ребёнка* хвать за живот.

Оса, оса

*Имя ребёнка* хвать за волоса.

Кузнечики, кузнечики

*Имя ребёнка* хвать за плечики.

Ладушки, ладушки

(хлопаем в ладоши)!

— Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Бражку.

Шу-у! Полетели

(машем «крыльями»)!

На головку сели

(руки кладём на голову)

Ладушки, запели.

Сорока-ворона

(водим пальцем по кругу по ладошке)

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала

(легонько щипаем за подушечку пальца

и переходим к следующему),

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала

(держим палец и немного потрясаем).

Он маму не слушал

И кашу не кушал.

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Кто молока не пьёт,

Того забодаю, забодаю!

Киска, киска, киска: Брысь

На дорожку не садись

Наши деточки пойдут

Через киску упадут

Только мышки заскребут,

Серый Васька тут как тут.

Тише, мыши, уходите,

Кота Ваську не будите.

Как проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

Вот проснулся Васька-кот -

Разогнал весь хоровод!

Наши уточки с утра:

- Кря-кря-кря!

- Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда:

- Га-га-га!

- Га-га-га

А индюк среди двора:

- Бал-бал-бал!

- Бал-бал-бал!

Наши гуленьки вверху:

- Грру-грру-у-грру-у!

Наши курочки в окно:

- Ко-ко-ко!

- Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Рано-рано по утру

Нам споет "Ку-ка-ре-ку!"

Тень-тень-потетень,

Села кошка на плетень.

Налетели воробьи.

Хлопни им в ладошки:

-Улетайте воробьи!

Берегитесь кошки!

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Ане снесть?

Я и сам укушу

Да и Ане принесу.

Заиньки перебегают

То лужок, то лесок.

Землянику собирают,

Скок да скок! Скок да скок!

Здесь полянка мягче шелка,

Оглянись, оглянись!

Берегись лихого волка,

Берегись, берегись!

Заиньки уснули сладко,

Лес шумит! Лес поет!

- Убегайте без оглядки:

Волк идет, волк идет!

Байки-побайки,

Прискакали зайки.

Стали прыгать и скакать,

И сыночка забавлять.

Пестушки

Используются при проведении организационных моментов

Умывание

Водичка, водичка,

Умой *имя ребёнка* личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки розовели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Знаем, знаем — да-да-да!

В кране прячется вода.

Выходи, водица!

Мы пришли умыться.

Лейся понемножку

Прямо на ладошку.

Будет мыло пениться,

Грязь куда-то денется!

Прибежала к нам лисица –

Надо Оленьке умыться:

Моем глазки, моем щёчки,

Моем носик нашей дочке.

Оля умывается, Лисичка улыбается.

Прибегали зайчики —

Мыли наши пальчики,

Прибегали кошки—

Мыли наши ножки,

Розовая свинка

Нам помыла спинку,

Добрый бегемотик —

Шейку и животик.

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо ручки отмывать:

Моем нашей крошке

Пальчики, ладошки,

Вытрем их пушистым

Полотенцем чистым

.

Успокоить малыша

Ты, *имя ребёнка*, не плачь.

Я куплю тебе калач,

На шею повешу,

А потом утешу.

У киски боли,

У собачки боли,

А у моей малышки (или имя

ребёнка)

Заживи-заживи-заживи.

Маленькая мышка,

Утешь мою малышку.

Не будет *имя ребёнка*

плакать,

Не будет горевать.

Пойдём мы по дорожке

Навстречу к тёте кошке.

Подьем

Ручки-ручки — потягушки

И ладошки — похлопушки.

Ножки-ножки — топотушки,

Побегушки, попрыгушки.

С добрым утром, ручки,

Ладошки и ножки,

Щёчки-цветочки —

Чмок!

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!

Мышка прибежала,

Пятки щекотала,

Пятки щекотала,

В ушко пропищала:

— Быстро просыпайся,

Чисто умывайся,

Одевайся, причешись

И за стол скорей садись.

.

Прискакали зайчики

Просыпайтесь, мальчики.

Прибегали белочки:

— Просыпайтесь, девочки.

Приплывали к нам ерши:

— С добрым утром, малыши!

Просыпайтесь ножки —

Бегать по дорожке!

Просыпайтесь ушки,

Носик и веснушки.

Рученьки проснулись,

К маме потянулись

Прибаутки

Воспитатель

читает

прибаутку

выполняя

различные

движения,

соответствующие прибаутке.

Воспитатель использует наглядный материал: показывает зверушек,

птиц, о которых идет речь в прибаутке.

Воспитатель

использует

красочные

иллюстрации,

читает

детям

приговорки, доступно возрасту объясняя значение новых слов

Зайчик, заинька, дружок,

Съешь с капустой пирожок,

А потом иди гулять,

С нашей Оленькой играть.

— Хрум-хрум-хрум,

Шмяк-шмяк-шмяк —

Целый день жуёт хомяк.

И за щёки зёрна прячет —

Хочет всё один «схомячить».

Черепашка-невеличка

Любит спелую клубничку:

— Как же ягодка сладка!

Только слишком велика.

Дятел дуб долбил, долбил,

Под корой жуков ловил:

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Не стучи так громко, друг!

Петушок, петушок,

Подари мне гребешок,

Ну пожалуйста, прошу!

Я кудряшки расчешу.

Мяу-мяу,

Просит киска,

— Суп не буду,

Дай сосиску!

Кот на лавочке сидит,

— Мяу-мяу, — говорит,

Лапкой умывается,

Ване улыбается.

— Кря-кря-кря, кря-кря-кря,

Не теряйте время зря, —

Утка деткам говорит

И на пруд идти велит.

— Заяц, заяц, где ты был?

— За капустою ходил.

— Что грызешь, зайчишка, с хрустом?

— И морковку, и капусту.

— А куда дел кочерыжки?

— Кочерыжки — вам, детишки.

— Мяу-мяу, — белый котик

Моет лапкой свой животик,

Ушки моет, спинку,

Каждую шерстинку.

Знаете зверюшку –

Розовую хрюшку?

Хвостик как крючок,

Носик– пятачок.

Заклички

Воспитатель использует наглядный материал. Например: показывает

картинку, где солнышко почти полностью закрыто тучкой, предлагает

детям позвать солнышко

Воспитатель

выразительно

читает

закличку,

дети

совершают

имитационные движение по тексту

Воспитатель раздает раздаточный материал (Божьи коровки, капельки,

лучики и др), дети выполняют различные движения (танцуют,

прыгают) под текст заклички.

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи —

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей!

Выйди, выйди, солнце,

Над моим оконцем.

Выйди, выйди, солнышко,

Мы посеем зёрнышко.

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошко!

Там твои детки,

Там малолетки,

Лепёшки валяют,

Тебя поджидают.

Радуга-дуга,

Подавай дождя!

Нам по ложке,

Медведю по плошке,

А серому волку —

По полному ведёрку!

Божья коровка,

Чёрная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Чёрного и белого,

Только не горелого.

Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусок пирога,

Пышки, ватрушки,

Сдобной лепёшки, —

Высуни рожки!



В раздел образования