Автор: Чванова Ирина Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 55 о.в."
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: кон
Тема: "Школьные неврозы и их профилактика"
Дата публикации: 03.04.2024
Раздел: дошкольное образование
ШКОЛЬНЫЕ НЕВРОЗЫ
.
ПРИЧИНЫ. ПРОФИЛАКТИКА
Для современных детей начало обучения в школе во многих отношениях
представляет собой стрессовую ситуацию, так как ведет к кардинальным
изменениям в жизни ребенка. Школа предъявляет новый круг требований к
психической деятельности: необходимость длительно концентрировать внимание,
способность к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями
и интересами, подчинять их школьным дисциплинарным требованиям. Когда
школьник испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не
справляется с учебными заданиями, происходит истощение нервной системы и
могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (неврозы)
ШКОЛЬНЫЙ НЕВРОЗ - недуг, мешающий детям учиться. Это устойчивый
дискомфорт, продолжительный стресс, связанный с отношением к школе, тревога,
устойчивые страхи, которые испытывает школьник.
Вот некоторые признаки школьного невроза (проявляются у ребенка в школе
и дома):
- не хочет идти в школу;
- часто забывает дома необходимые школьные вещи;
- часто роняет предметы;
- боится отвечать у доски;
- дома прячет тетради от родителей;
- плачет, когда пытается выполнить непосильное задание;
- влажные ладони, дрожат руки ;
- грызёт ногти, ручку;
- кусает губы; теребит, крутит волосы;
- во время урока шаркает ногами под партой;
- делая уроки дома, не сидит за столом (стоит, лежит на полу или диване, а если и
сидит, то в немыслимой позе) и т.д.
КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ РАЗВИТИЕ НЕВРОЗА У ДЕТЕЙ?
1.Постарайтесь быть более внимательными к своему ребёнку, проявляйте больше
любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите.
2.Помните о том, что у вашего ребёнка тоже есть свои проблемы. Дайте ему
возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и
огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребёнком, чтобы он мог
рассказать вам о том, что произошло с ним за день. Спокойно обсудите с ним
сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в том или ином
случае, помогите понять причины поступков других людей. Главное при этом – с
пониманием и уважением относиться к проблемам ребёнка, не считать их чем-то
несерьёзным, вести разговор спокойно и доверительно, а не в форме назиданий.
Помогайте в учебной деятельности.
3.Никогда не высказывайте в присутствии ребёнка своих опасений относительно
его обучения в школе, не пугайте школой. Ваша тревога и опасения обязательно
передадутся ребёнку, послужат причиной формирования устойчивого состояния
тревоги и страха в отношении всего, что связано со школой, учением, учителями.
4.Не срывайтесь и не кричите на ребёнка. Даже если он совершил что-то, на ваш
взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным спокойным
голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать.
5.Пересмотрите свои требования к ребёнку, всегда ли они обоснованы, не
слишком ли многого вы хотите от него? Полезно вспомнить себя в этом возрасте и
«пропустить»
требования
к
своему
ребёнку
через
собственные
детские
переживания. Только при этом постарайтесь быть объективными.
6.Огромное значение для профилактики неврозов имеет правильный режим для
ребёнка: чередование учения и отдыха, полноценный сон ночью, прогулки на
свежем отдыхе, занятия спортом, хобби.