Напоминание

Информация и информационные процессы


Автор: Теплякова Татьяна Николаевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №14"
Населённый пункт: г.Череповец
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Информация и информационные процессы
Дата публикации: 04.04.2024
Раздел: среднее образование





Назад




01-8. Информация и информационные процессы.

1.

Предмет

информатика и ИКТ

2.

Класс

8 класс

3.

Тема и номер урока

в теме:

первый урок в теме

Информация и информационные процессы.

4.

Цель урока: составить представление об информации и её разновидностях.

5. Задачи:

- обучающие

ввести понятие «информация», «информационный процесс»;

познакомить с классификацией информации по способу восприятия человеком, по

способу представления и по общественному значению;

закрепить у учащихся полученные знания.

- развивающие

развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, абстрагироваться, синтезировать

знания, полученные на различных предметах.

6.Тип урока: изучение нового материала

7. Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с

ЭОР, например,

демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организацион

ный этап урока

Организация внимания и

порядка в классе,

взаимное приветствие,

фиксирование

отсутствующих, проверка

готовности к уроку.

Создание

эмоционального настроя

на усвоение новых

знаний.

Приветствие, проверка

готовности к уроку

1 мин.

3

Постановка

темы и цели

урока

Организация

фронтальной работы с

целью сообщения темы и

цели урока

Фиксирование темы

урока в тетрадях

2 мин.

4

Формирование

новых понятий

1.Знакомство

обучающихся

с

понятием

«данные»,

«информация»

«информационные

процессы»

2. Анализ обучающимися

жизненных

представлений

о

Восприятие

информации, анализ

30 мин.

1

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с

ЭОР, например,

демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

способах

восприятия

и

представления

информации

5

Подведение

итогов работы

Как вы думаете, какое

можно дать определение

информатике?

Ответ на вопрос,

поставленный учителем

5 мин.

6

Домашнее

задание

Организация

фронтальной работы с

целью информирования о

домашнем задании,

методике его выполнения

Осмысление домашнего

задания. Фиксирование

домашнего задания в

дневниках.

2 мин.

Ход урока:

Введение:

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое информация, в каком виде она может

существовать и что с ней можно делать. А также рассмотрим свойства информации.

Данные – это результаты наблюдений над объектами и явлениями, которые по каким-то

причинам не используются, а только хранятся. Как только данные начинают использовать в каких-

либо практических целях, они превращаются в информацию.

Понятие «информация» является одним из основных понятий.

Но общепринятого понятия информации не существует. Это неопределяемое понятие.

Под информацией мы понимаем те сведения, которые человек получает от окружающей

природы и общества с помощью органов чувств; это совокупность интересующих нас сведений,

знаний, набор используемых данных и т.п.

? Вспомним, какие органы чувств мы знаем?

зрение, слух, обоняние, вкус и осязание

.

В наши дни человечество накопило огромное количество информации!

Подсчитано, что общая сумма человеческих знаний до недавнего времени удваивалась

каждые 50 лет.

Сейчас объем информации удваивается через каждые два года.

От умения человека правильно воспринимать и обрабатывать информацию зависит во

многом его способность к познанию окружающего мира.

С их помощью человек формирует свое первое представление о любом предмете, живом

существе, произведении искусства, явлении и пр.

Глазами люди воспринимают зрительную информацию; (примеры)

Органы слуха доставляют информацию в виде звуков; (примеры)

Органы обоняния позволяют ощущать запахи; (примеры)

Органы вкуса несут информацию о вкусе еды; (примеры)

Органы осязания позволяют получить тактильную информацию. (примеры)

Виды информации, которые человек получает с помощью органов чувств, называют

органолептической информацией.

2

Практически 90%

информации человек получает при помощи органов зрения,

примерно

9%

посредством

органов

слуха

и

только

1%

при

помощи

остальных органов чувств.

Воспринимая информацию с помощью органов чувств, человек стремится зафиксировать ее

так, чтобы она стала понятной и другим, представляя ее в той или иной форме.

Музыкальную тему композитор может наиграть на пианино, а затем записать с помощью нот.

Образы, навеянные все той же мелодией, поэт может воплотить в виде стихотворения, хореограф

выразить танцем, а художник — в картине.

Человек выражает свои мысли в виде предложений, составленных из слов. Слова, в свою

очередь, состоят из букв. Это — алфавитное представление информации.

Форма представления одной и той же информации может быть различной. Это зависит

от цели, которую вы перед собой поставили.

? Итак, как вы считаете, в каком виде может существовать информация?

Информация может существовать в виде:

Текстов, рисунков, чертежей, фото;

Световых или звуковых сигналов;

Радиоволн;

Электрических и нервных импульсов;

Магнитных записей;

Жестов и мимики;

Запахов и вкусовых ощущений;

Хромосом, посредством которых передаются по наследству признакам и свойства

организмов;

И т.д.

Мы разобрались, в каком виде может существовать информация.

? А что же мы можем делать с информацией? Запишите к себе в тетрадь, а потом мы сверим

полученные списки

Информацию можно:

Создавать

Передавать

Запоминать

Принимать

Копировать

Распространять

Преобразовывать

Обрабатывать

Воспринимать

Использовать

Делить на части

Собирать, хранить

Искать

Измерять

Разрушать

Кодировать и т.д.

? Давайте подумаем, как мы можем собирать информацию?

Сбор информации

Органы чувств — наш главный инструмент познания мира — не самые совершенные

приспособления. Не всегда они точны и не всякую информацию способны воспринять.

Если бы не было специальных приборов, то вряд ли человечеству удалось бы проникнуть в тайны

живой клетки или отправить к Марсу и Венере космические зонды.

3

Поэтому

для

получения

недоступной

обычными

органами

чувств

информации

широко

используются специальные технические устройства.

? А как осуществляется обработка информации?

Обработка информации

Неосознанная обработка информации человеком

Один раз дотронувшись до горячего чайника или утюга мы запоминаем это на всю жизнь.

Прикоснувшись к горячей поверхности, мы получили информацию при помощи органов осязания.

Нервная система передала ее в мозг, где на основе имеющегося опыта был сделан вывод об

опасности. Сигнал от мозга был послан в мышцы рук, которые мгновенно сократились.

Осознанная обработка информации человеком

На уроках школьник изучает правила и законы (приобретает определенные знания и навыки).

Когда учитель предлагает очередную задачу (входная информация), ученик обдумывает

последовательность решения, вспоминая, какие из изученных правил ему необходимо применить.

Наконец, он находит ответ. Эта новая информация, созданная учеником в результате обработки

входной информации, называется выходной.

? Зачем нужно хранить информацию? Что помогает нам хранить информацию долговременно?

Хранение информации

Человеческий разум является совершенным инструментом познания окружающего мира. А

память человека – великолепным устройством для хранения информации.

Однако для долговременного хранения информации, ее накопления и передачи из поколения в

поколение необходимо иметь возможность ее хранить не только в памяти человека. Для этого

используются внешние носители информации: узелки на веревках, зарубки на палках,

берестяные грамоты, письма на папирусе, бумаге.

Наконец, был изобретен типографский станок, и появились книги. Поиск надежных и доступных

способов хранения информации идет и по сей день.

? Давайте подумаем, а что такое информационный процесс?

Все процессы, связанные с определенными действиями над информацией называются

информационными процессами.

Пример. Поиск информации в интернете, библиотеке, написание сочинения, реклама и т.д.

? Можно ли отнести все предыдущие пункты (обработка, хранение) к информационным

процессам? Почему?(да, это действия над информацией)

Из всех информационных процессов особое значение для человека имеет передача информации.

Развитие человека не было бы возможно без обмена информацией.

С давних времен люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности

или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями.

Прежде чем передавать информацию, ее нужно создать.

Тот, кому мы информацию передаем, ее принимает. А затем использует.

Таким образом, существует источник информации и ее получатель, т.е. информация должна

откуда-то появляться и куда-то потребляться.

Информация передается в виде сообщений от некоторого источника информации к ее приемнику

посредством канала связи между ними.

Схема передачи информации

4

Источник посылает передаваемое сообщений, которое кодируется в передаваемый сигнал.

Этот сигнал посылается каналу связи.

В результате в приемнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится

принимаемым сообщением.

Передача информации по каналам связи часто сопровождается воздействием помех, вызывающих

искажение и потерю информации. (приведите примеры помех)

Примеры.

1.

Сообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передается приемнику

(телезрителю) от источника – специалиста-метеоролога посредством канала связи –

телевизионной передающей аппаратуры и телевизора. Помехи – плохие погодные условия.

2.

Информация о предстоящем переезде родственников. Сообщение, содержащее указанную

информацию, может быть представлено полученной от родственников телеграммой. В

такой ситуации каналом связи будет являться и заполненный родственником от руки

телеграфный бланк, и телеграфная линия, по которой передается текст, и лента с

отпечатанными на ней буквами телеграммы.

Таким образом, канал связи это не только то, по чему передается сообщение (передаваемый

сигнал), но и то, с помощью кого (чего) оно передается.

Чтобы люди при получении информации могли лучше понять друг друга, найти правильное

решение в любой ситуации, информация должна обладать определенными свойствами. В

повседневной жизни от свойств информации часто зависят жизнь и здоровье людей,

экономическое развитие общества.

? Какой должна быть информация?

Свойства информации:

1.

Понятность.

Например, при подготовке реферата вы идете в библиотеку, а вам дают книгу на языке, который

вам не известен. Это данные вам непонятны, а следовательно использованы быть не могут. А

значит не будут являться информацией.

2.

Полнота.

Например, посылают телеграмму «Ждите. Приеду завтра». А во сколько и где именно встречать,

вам не известно. Эта информация не полная.

3.

Ценность. (зависит от того, какие задачи можно решать с ее помощью).

Например, вы спрашиваете друга какую-нибудь формулу, а он в ответ рассказывает вам фильм,

который посмотрел вчера.

4.

Достоверность. (информация должна отражать истинное положение дел)

Например, прогноз погоды предвещал солнечную и теплую погоду, а была дождливая и

пасмурная, в результате все промокли. Информация была не достоверной.

5.

Своевременность.

(только своевременно полученная информация может принести

ожидаемую

пользу).

Одинаково

не

желательна

как

преждевременная

подача

информации(когда информация не может быть усвоена), так и ее задержка.

6.

Доступность. (информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия)

форме).

Поэтому одни и те же вопросы по-разному рассматриваются в школьных

учебниках и научных изданиях.

Вывод: Теперь мы с вами знаем, что такое информация, что с ней можно делать и какой она

должна быть, чтобы приносила пользу. С понятием «информация» тесно связано и название

нашего предмета «информатика». Как вы считаете, какое определение у понятия «информатика»?

Информатика — это наука, изучающая свойства информации, способы накопления,

обработки, передачи информации с помощью ПК.

5

Домашнее задание: Читать весь пункт 1.1 и отвечать на вопросы.

6



В раздел образования