Автор: Матросова Анастасия Евгеньевна
Должность: Учитель-дефеектолог
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад №15 "Страна Чудес"
Населённый пункт: г.Ханты-Мансийск
Наименование материала: Деловая игра
Тема: «Калейдоскоп педагогических идей»
Дата публикации: 09.04.2024
Раздел: дошкольное образование
Деловая игра «Калейдоскоп педагогических идей»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Цель, нашего сегодняшнего мероприятия,
повышение компетентности
педагогов в работе с детьми имеющих статус ОВЗ.
Задачи: обогащать и систематизировать знания педагогов в работе с
детьми с ОВЗ:
Развивать творческие способности;
Формировать положительный эмоциональный фон.
Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная презентация.
Наш
с
вами
профессионализм
складывается
из
системы
профессиональных знаний. В этой игре мы освежим эти профессиональные
знания.
Возникает вопрос, вернее множество вопросов: готовы, ли педагоги,
специалисты,
руководители
дошкольных
образовательных
учреждений
работать по-новому и как сделать так, чтобы образование детей с ОВЗ стало
качественным? Поэтому коллеги, для начала давайте проговорим с вами
проблемы, которые непосредственно волнуют каждого из нас.
Итак, мы начинаем. Для начала, разделитесь, на две команды.
1 Задание «О чем печалитесь, Сударыня?»
Цель: выявление проблем, связанных с внедрением инклюзивного
образования.
Ведущий: Педагоги, предлагаю по очереди обратиться друг к другу со
словами «О чем печалитесь, Сударыня?» в ответ педагог должен ответить
«А печалюсь я Сударыня о том, что…» и назвать проблему, связанную с
внедрением инклюзивного образования, которая его особенно волнует.
Позвольте, я начну (кратко записываю проблемы на доске, пока все говорят).
Уважаемые педагоги, все вы видите, что проблемы существуют и их
очень много
2. «Загадка». Под музыку выносят 4 коробки.
Ведущий: И так, загадка. Как вы думаете, что же лежит в коробках?
Открываем, смотрим, размышляем. Что лишнее?
К какому виду деятельности относятся предметы, лежащие в коробках?
1 коробка: мыло, полотенце, вилка и лопатка.
ОТВЕТ«Самообслуживание».
2 коробка: тряпочка, утюжок, салфетница и варежки.
ОТВЕТ«Хозяйственно-бытовой».
3 коробка: картон цветной, клей, шишка и мыло.
ОТВЕТ «Ручной труд».
4 коробка: ведерко, грабельки, лейка и вилка
ОТВЕТ «Труд в природе»
Педагоги называют виды деятельности
3. Ваши знания в области коррекционного образования, я предлагаю
проверить в следующем задании, для Вас, «Блиц-опрос».
(Команды по очереди (или о 5 шт), отгадывают аббревиатуры). На
слайде отображаются верные ответы.
1. ИОМ – индивидуальный образовательный маршрут.
2.
ФГОС
ДО
–
федеральные
государственные
образовательные
стандарты ДО
3. CАНПИН-санитарные правила и нормы
4. АООП – Адаптированная основная общеобразовательная программа
5. АОП – адаптированная образовательная программа
6. КРД – коррекционно – развивающая деятельность.
7. ППк - психолого – педагогический консилиум
8.
ТПМПК
–
территориальная
психолого-медико-педагогическая
комиссия
9. ИПРА - Индивидуальная программа реабилитации или абилитации
ребенка – инвалида.
9. ЗПР – задержка психического развития.
10. РАС – расстройство аутистического спектра
4. Педагогические ситуации и ответы на них
Цель: Развитие умений в плане педагогического взаимодействия в
условиях инклюзивного образования. Задание: Прочитайте педагогические
ситуации и ответьте на вопросы.
Предлагаем быть активными, слушать внимательно, высказывать своё
мнение.
1. В группу детского сада приходит ребенок с ОВЗ, однако,
выясняется, что не все родители согласны, чтобы их дети обучались
совместно с ребенком-инвалидом. Как должен поступить воспитатель в
данном конфликте?
Ответ.
Необходима
предварительная
подготовительная
работа
с
родителями воспитанников перед поступлением ребенка с ОВЗ (одного!) в
общеобразовательную группу. Нужно провести родительское собрание с
привлечением
специалистов
команды
психолого
-
педагогического
сопровождения ребенка с ОВЗ. Они объяснят необходимость интегрирования
данного ребенка в группу, которое проводится в соответствии с «Законом об
образовании в РФ», «Закон о социальной защите инвалидов» и др. Объяснить
родителям, что совместное обучение дает многое здоровым дошкольникам:
формирование у здоровых детей терпимости к физическим и психическим
недостаткам людей, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству.
Предложить родителям, которые согласны на совместное обучение, выступить
на родительском собрании с аргументами в пользу совместного обучения.
2.Воспитатель замечает, что в группе сложились нездоровые
отношения между нормально развивающимися детьми и ребенком с ОВЗ.
Родители ребенка - инвалида также неоднократно высказывали педагогу
свои
опасения
по
поводу
проблем
коммуникации.
Что
должен
предпринять педагог в данной ситуации?
Ответ. В данном случае педагог должен поговорить с родителями
(законными представителями) ребенка с ОВЗ, а в случае конкретных
инцидентов,
в
которых
принимали
участие
обычные
(нормально
развивающиеся) дети, и с родителями (законных представителей) этих детей.
В ходе беседы порекомендовать родителям (законных представителей) и того
и
другого
ребенка
обратиться
за
помощью
в
психолого-медико-
педагогическую комиссию для выработки рекомендаций и поиска возможных
путей исправления ситуации, негативно влияющей, на развитие отношений
между детьми. В соответствии со статьей 42 Федерального закона "Об
образовании в РФ" психолого-педагогическая, медицинская и социальная
помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
3. Обучаясь по индивидуальному образовательному маршруту,
ребенок с ОВЗ тем не менее с трудом осваивает учебный материал.
Родители ребенка-инвалида настаивают на упрощении заданий. Однако,
педагогический коллектив настаивает на продолжении обучения по
разработанному маршруту. Как должен поступить воспитатель, родители,
в сложившейся ситуации?
Ответ. Очень важно педагогам и родителям найти единый подход в
воспитании и обучении ребенка. Комплексный и системный подход позволяет
успешно осуществить коррекцию образовательного маршрута. Родители могут
вносить предложения в индивидуальную образовательную программу. Нужно
объяснить им, что они не должны это делать спонтанно. Ребенок должен
развиваться. Изменения можно вносить при соответствующем мониторинге
образовательного маршрута специалистами. Воспитатель должен обратиться
за
помощью
в
ППК,
специалисты
которой
должны
проводить
систематический мониторинг и, если нужно, коррекцию образовательной
программы. Специалисты должны следить за динамикой развития ребенка.
Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его
установки. Провести беседу с родителями о возможности развития ребенка.
Также воспитатель планирует формы работы по реализации индивидуальной
образовательной программы. Руководитель ОУ несет ответственность за
содержание и выполнение образовательного маршрута. Контролировать
коррекционно
-
педагогический
процесс,
следить
за
эффективностью
выполнения коррекционных программ
5. «Аукцион педагогических идей»
Всем известно, что педагоги отличаются своей креативностью и
находчивостью в использовании подручных средств. Сейчас мы это проверим,
Вам
необходимо
предложить
наибольшее
количество
вариантов
использования этих предметов в работе с детьми ОВЗ, например, для развития
внимания, мышления и т.д.
1) Пустой флакончик из-под крема (насыпать туда крупу – развитие
фонематического восприятия, воспроизведение ритма)
2) Пуговицы – закрепление цветов, выложи по образцу, разложи по
цветам, большая-маленькая, форма – круг.
3)
Шнурок
–
выложи
фигуру,
завяжи
шнурок
–
навыки
самообслуживания.
4) Карандаш – пальчиковая гимнастика, самомассаж
5) Слайм – можно положить и играть пальцами, как на пианино, снятие
эмоционального напряжения
6) Губка для мытья – конструирование, пальчиковая гимнастика,
эксперимент. Какая губка? Если ее положить на воду – плывет, можно дуть на
нее, а что она похожа? На кораблик. Сортировать по цветам, рисовать
губками, нарезать губки
на кубики – сделать бусы,
7) Резинки для волос – нанизывать на пальцы, сортировать по цветам.
8) Столовая ложка – пальчиковая гимнастика,
9) Салфетка (нейрогимнастика – мнем одновременно двумя руками,
мелкая моторика – рвем салфетку на мелкие кусочки, сдуваем со стола –
артикуляционная гимнастика, используем для сюжетных игр).
6. И в конце я хочу рассказать вам притчу.
«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал
что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик
поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон.
Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян
ими на много километров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду?
— спросил человек, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до
завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не
прекращая своего занятия. — Но это же просто глупо! — закричал человек. —
Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои
попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на
мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Да, я не смогу помочь
всем, но эту звезду я могу сделать счастливой! Тогда человек тоже поднял
звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество
людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало
солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.
Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с
ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо
больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей
счастливыми. И это потому, что МЫ ВМЕСТЕ!