Напоминание

Читательская грамотность, приобщение дошкольников к книгам с помощью знакомства с художниками- иллюстраторами.


Автор: Романова Анастасия Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №547
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Читательская грамотность, приобщение дошкольников к книгам с помощью знакомства с художниками- иллюстраторами.
Дата публикации: 14.04.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дети и книги- большие друзья: как их подружить и зачем?

Чтение- это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя.

В. Сухомлинскии.

Детская литература в значительнои степени формирует ценности и

мировоззрение ребенка, расширяет как активныи, так и пассивныи словарь,

воображение, образное мышление. В дошкольном возрасте идет знакомство с

литературными произведениями с помощью книг, прочитанных, прежде

всего, родителями, а затем уже и педагогами. Ребенок при этом должен быть

активным слушателем, умеющим понимать текст, иметь собственное мнение

о деиствиях и поступках,

происшедших на страницах книги, уметь

сопереживать,

учится

понимать

юмор

и

иносказательныи

смысл

произведения. При прочтении произведения у ребенка включается память,

творческое мышление. Иллюстрации помогают детям наити эмоциональныи

отклик, познакомиться визуально с героями произведения, выстроить

последовательность событии и, самое главное, знакомят с качественными

иллюстрациями

профессиональных

художников,

что

также

прививает

художественныи вкус у дошкольника.

Мне могут возразить родители: можно не читать книги детям. В первом

варианте,

такие

родители

предпочитают

так

называемые

детские

энциклопедии, заменяя полностью художественную литературу подборкои

книг

разнои

тематики,

ориентированных

на

дошкольников

(космос,

математика, животные Севера и т.п.) Да, такие книги дают знания,

увеличивают интерес к данным вопросам. Но…Как и глубокие знания по

неорганическои химии не смогут передать сердцу неповторимость красок

весеннего вечера, так и такие детские энциклопедии не смогут воспитать в

ребенке

созидателя,

поэта,

творца,

не

помогут

выразить

словами

художественныи образ, не научат сопереживать, сорадоваться ,не научат

придумывать продолжение определенных событии,

Второи же вариант

знакомства родителеи с литературои для детеи еще более удручающии.

Горько, что многие сеичас ссылаются на виртуальную помощницу «Алису»,

которая прочитывает ребенку некии текст, пока родителям «некогда». К

большому сожалению, между «Некогда» и «Никогда» почти нет расстояния,

и, один раз рассказанная Алисои сказка будет началом ежедневного общения

с Алисои. Да-да, не с книгои, не с родителями, а с виртуальным

помощником, которыи никогда не заменит мамин голос и ее эмоции,

чудесные картинки до дыр истертои любимои книжки, страницы с

волшебными буквами, чудным образом собирающиеся в слова, а слова- в

предложения, где живут радость, любовь, грусть, чудеса и путешествия, где

хочется побывать еще и еще….

Конечно, педагог является неким путеводителем ребенку в мир книги. В

детском саду ребенок знакомится с лучшими произведениями не столько

благодаря книгам в центре художественнои литературы, сколько, каким

образом преподносит их воспитатель. Интонации, сила голоса, умение

заострять внимание на деталях- такие знания необходимы педагогу и

помогают заинтересовать детеи книгои. А детям- окунуться в мир прозы и

поэзии.

Если знакомству с книгои заинтересованы и педагог, и родители, ребенок

полноценно знакомится с художественными произведениями и в садике, и

дома, любит книгу, осмысливает текст, следит за событиями, сопереживает

героям, то впоследствии, научившись самостоятельно читать, он вырастет

грамотным человеком с хорошим художественным вкусом, умеющим уже во

взрослом возрасте рационально относиться к свободному времени, уметь

самостоятельно думать, рассуждать, делать выводы. И, наконец, процитирую

слова В. Мединского: «Запомните, всегда тот, кто читает, руководит теми,

кто слушает».

Детская литература немыслима без качественных иллюстрации. Конечно,

одна из сторон знакомства с книгои- учить детеи внимательно слушать, не

прибегая к иллюстрациям, чтобы у детеи в голове рисовались только им

придуманные образы героев и пространства, окружающего их. Однако, как и

кино, и театр, книга вносит элемент визуализации, дополняет текст

рисунком. Поэтому, в старшем дошкольном возрасте, наряду со знакомством

с писателями и поэтами, нужно, на мои взгляд, знакомить и с художниками-

иллюстраторами.

Дети старшего дошкольного возраста уже видят не только хорошо

нарисованную картинку, но и могут визуально определить стиль автора, если

он ярок и не похож на другие. Очень интересна работа с иллюстрациями

Сутеева

и

Чарушина.

Эти

два

талантливых

писателя

еще

и

сами

иллюстрировали свои тексты, Читаем ряд сказок Сутеева, рассматриваем

иллюстрации, запоминаем сюжет сказок. Также работаем с рассказами

Чарушина. Слог в произведениях совершенно разныи, иллюстрации- тоже.

В своеи игротеке я сделала настольную игру по поиску иллюстрации

Сутеева и Чарушина. Эта игра не только поможет вспомнить сюжет

произведении, из которых взяты иллюстрации, но и учит зрительно

воспринимать руку художников, учит сравнивать, оценивать и, конечно,

интересоваться жизнью тех животных, которых видно на картинке. Эту игру

можно применить как в работе детского сада, так и дома.

Одна из интересных на мои взгляд, работ по вдумчивому осмыслению

текста и привитием художественного вкуса- сравнивать работы двух

мастеров, иллюстрирующих в разное время одно и тоже произведение. В

моеи игротеке-сравнивание иллюстрации к сказке Пушкина «Золотои

Петушок

» художников Билибина и Конашевича. Сказки Пушкина

читаются не единожды. При первом прочтении педагогом или родителями

рассматриваются

иллюстрации

Конашевича.

После

прочтения

сказки

рассматриваются

иллюстрации,

проговаривается,

какая

часть

сюжета

произведения проиллюстрирована. Затем целесообразно наити иллюстрации

Билибина,

рассмотреть

их,

вспоминая

сюжет

книги.

В

последствии

педагогом прочитывается часть произведения, ребята в однои и другои книге

ищут иллюстрации по данному сюжету. Используя игру, дети как

вспоминают сюжет произведения, так и учатся сопоставлять, сравнивать,

анализировать. Кроме любимого литературного героя и любимого автора, в

последствии ребенок выберет для себя и любимого художника.

Сюжет произведения не обязательно ассоциировать с иллюстрациями для

того, чтобы уловить смысл или последовательность событии. Интересна

будет работа со знакомым текстом, когда ребенок из ряда предметных

картинок

находит

картинки,

соответствующие

произведению

по

содержанию. В моеи игротеке есть игра «Собери иллюстрации», где

соревнующиеся

два

ребенка

должны

собрать

картинки

к

своему

произведению Пушкина.

С данными играми можно познакомиться как в группе, так и взять на

выходные домои с целью дальнеишего приобщения к художественнои

литературе.

Воспитатель ВКК

Романова А.П.



В раздел образования