Автор: Хлыбова Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №402 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Дата публикации: 15.04.2024
Раздел: дошкольное образование
«Развитие связной речи у детей дошкольного
возраста посредством театрализованной деятельности»
Выполнила
Воспитатель первой категории
Хлыбова Ольга Анатольевна
Хорошая речь —важнейшее условие всестороннего полноценного
развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему
высказывать свои мысли, тем активнее осуществляется его психическое и
речевое развитие. (В.А. Сухомлинский)
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря
родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности
общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует
взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании
окружающего мира.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как
одна из основ воспитания и обучения детей. Это обусловлено, прежде всего,
ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.
Л.С.
Выготский в своих работах писал: «Есть все фактические и теоретические
основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но
и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в
непосредственной зависимости от речи».
Согласно
новым
требованиям
ФГОС
РФ
(Федерального
Государственного стандарта образования Российской Федерации) овладение
детьми
дошкольного
возраста
средствами
общения
и
способами
взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейший
целевой ориентир. Человек без коммуникации не может жить среди людей,
развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в
социуме,
коммуникабельным,
дошкольнику
необходимо
овладеть
коммуникативными навыками.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого
воспитания детей. Связная речь — высшая форма речи мыслительной
деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития
ребенка.
Большинство
исследований
выдающихся
психологов,
педагогов
(Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина) направлено на решение
проблемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Именно пятый год жизни – период высокой речевой активности детей,
интенсивного развития всех сторон их речи.
В этом возрасте происходит
переход от ситуативной речи к контекстной (А.М. Леушина, А.М.
Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).
Е.А.
Флерина,
крупнейший
педагог
в
области
эстетического
воспитания, указывала на преимущество рассказывания перед чтением. Она
считала,
что
рассказыванием
достигается
особая
непосредственность
восприятия (именно рассказчик может передать содержание так, будто бы он
был очевидцем происходящих событий).
В ходе изучения методической литературы и опыта работы, я пришла к
выводу, что необходимо решить основную проблему
– развитие речи
дошкольников. Эта проблема является ключевой проблемой в ходе моей
педагогической деятельности. Работая с детьми, я стала замечать, что за
последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей,
имеющих нарушения речи. Наблюдается бедный запас слов, дети не могут
выразить
полностью
свою
мысль,
у
них
слабо
развито
творческое
воображение,
связная
речь,
выразительность
речи,
отсутствуют
коммуникативные навыки.
Актуальность и проблема определили тему моей работы – «Развитие
связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной
деятельности».
Основываясь на свой опыт работы с детьми и на свои наблюдения, я
пришла к выводу,
что театрализованная деятельность – один из самых
эффективных способов воздействия на детей, так как она близка и понятна
ребенку, связана с игрой, что в свою очередь позволяет нам не отступать от
основного принципа обучения – учить играя. Именно в игре формируется
личность ребенка, идет развитие познавательных процессов. Так же и
воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её
тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания
ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его
многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело, поставленные
вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. А
любимые герои могут стать образцами для подражания.
У детей разных возрастных групп театрализованная игра имеет свои
особенности.
И конечно, же в своей работе я учитывала возрастные
особенности детей. Так, в работе с младшими дошкольниками моей целью
было формирование интереса к театрализованной деятельности. Детям я
читала сказки, стихи, знакомила с потешками, показывала небольшие
кукольные спектакли. Уделяла большое внимание играм с пальчиками. Дети
принимали активное участие в «оживлении» своих пальчиков, разговаривали
с ними, старались запомнить стихи, знакомились с новыми персонажами из
«пальчикового» театра. С помощью масок, костюмов, театральных игрушек
играли в подвижные игры, отгадывали загадки о животных. Далее я
постепенно переводила деток от наблюдения театрализованной постановки
взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры
и «игры рядом» к игре в группе из 3-5 сверстников, исполняющие роли; от
имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации
действий героя, с передачей его основных эмоций, образа.
Для решения поставленной задачи по развитию связной речи
дошкольников
я
особое
внимание
уделила
развивающей
предметно-
пространственной среды группы. РППС нужна для того, чтобы воспитать
самостоятельного,
творческого,
активного
ребенка,
она
должна
способствовать не только всестороннему гармоничному развитию личности
ребенка, но и развитию всех видов речи. И поэтому, создавая развивающую
среду своей группы я стремилась к тому, чтобы она была не только
комфортной и располагала к самостоятельной деятельности детей, но и для
того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, взять
на себя роль любого сказочного персонажа, героя. В театральном уголке у
нас имеются:
Различные виды театров:
-настольный кукольный театр (театр из конусов и цилиндров, театр
игрушек, театр вязанных игрушек)
-стендовый (магнитный, стендовый, фланелеграф)
-театр на руке (пальчиковый, перчаточный, театр на руке)
-театр верховой куклы (тростевой, Би-Ба-Бо, на ложках)
-театр напольных кукол (марионетки)
-театр живой куклы (ростовые куклы, театр масок).
Атрибутика для постановки сказок, проведении имитационных
и хороводных игр, игр-импровизаций (костюмы сказочных
героев, маски, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр и
т.д.)
Театрально-игровое
оборудование
(ширмы,
фланелеграф,
простейшие декорации)
Для создания музыкального фона в процессе театрально-
игровой
деятельности
у
нас
имеется
оборудования
для
воспроизведения
аудиофайлов,
аудиозаписи
музыкальных
произведений, музыкальные игрушки
Дидактические игры («Угадай сказочного героя», «В гостях у
сказки», «Какая это сказка», «Как зовут сказочного героя»,
«Изобрази героя сказки» и др.)
Свою
работу
по
развитию
связной
речи
через
театральную
деятельность у детей дошкольного возраста я начала со средней группы. Так
как,
чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее
ребенок будет общаться в дальнейшем. Свою работу я выстроила по
следующим направлениям:
- Творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так
и самостоятельная.
- Литературно-художественная практика (связная речь): дети учатся
передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. Д.), а также
развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить
словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
Чтение художественной литературы каждый раз превращаю в сказку
по ролям, для того, чтобы дети с малого возраста усваивали эталон
персонажей их тембр, манеры голоса.
При чтении произведения старалась
использовать средства интонационной выразительности. Чем полнее и
эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом
инсценировать прочитанное. Затем проводила беседу, стараясь выяснить,
насколько ребенок понял суть произведения, эмоциональное состояние
героев.
Для развития у воспитанников умения внимательно слушать,
запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в
тексте, я использовала специальные упражнения, проблемные ситуации.
Например, при чтении отрывка из сказки «Волк и семеро козлят»,
спрашивала: «Кому принадлежит эта песня – волку или козе? Почему вы так
думаете?». При рассматривании иллюстраций с зайцем, спрашивала: «Как вы
думаете, из какой сказки этот заяц? Почему вы так решили?». Отвечая на эти
вопросы и объясняя, почему они именно так думают, дети вспоминали текст
и представляли определённый образ.
- Театрализованная деятельность: в театрализованную деятельность
входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам,
потешкам;
В своей работе я часто использую игры с разными видами театра
«Придумай сказку», дети с удовольствием включаются в придумывание
новых интересных сюжетов. Не меньше интерес у детей вызывает игра-
пантомима, в которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Я
просила детей «изобразить» распускающийся цветок, прыгающую лягушку,
засыпающего ребёнка, качающееся на ветру дерево и т.д.
- Организованно-образовательная театрализованная деятельность.
Она включает в себя:
просмотр спектаклей и беседы по ним;
подготовку
и
разыгрывание
разнообразных
сказок
и
инсценировок;
отдельные упражнения по этике;
упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
- При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные
презентации или заимствованные из Интернет-источников (для показа на
экране).
- Взаимодействие с семьями воспитанников.
посещение театров семьями;
После того, как ребенок посетил театр с родителями, он в детском
саду делится своими впечатлениями, эмоциями с воспитателем и детьми. Мы
проводим беседу, стараемся выяснить, насколько ребенок понял суть
увиденного спектакля, как зовут героев и их эмоциональное состояние.
организация работы по изготовлению атрибутов и пособий;
создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям;
совместное выступление детей и их родителей.
В течении всего учебного года родители проявляли активное
участие в образовательно-воспитательном процессе. Им очень понравилась
предложенная мною методика для речевого развития детей. Таким образом, в
январе мы с детьми и родителями поставили сказку «Теремок». А в конце
учебного года, в нашей группе состоялся показ сказки «Колобок». Актерами
были сами дети, а зрителями – дети младшей группы.
Таким образом, я могу отметить, что организованная мною работа в
данном направлении стала средством самовыражения и самореализации
ребенка в различных видах творчества, источником его самоутверждения в
группе сверстников. И жизнь дошкольников в детском саду обогатилась за
счет интеграции игры с разными видами искусств.
В процессе театрализованной игры у дошкольников улучшилась
диалогическая речь, так как новая роль (особенно диалог персонажей) ставит
ребенка перед необходимостью изъясняться четко и ясно.
Пересказ сказок, рассказов, стихотворений дал нам возможность
развивать
разговорную
монологическую
речь.
Пересказывая
художественный
текст,
на
основе
которого
будет
строится
игра-
драматизация, дошкольники осваивают выразительные средства языка
(сравнения, олицетворения, синонимы, антонимы и др.).
Таким образом, можно сделать вывод - благодаря театрализованным
играм у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается
опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых
ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные
возможности для развития речи детей.
Я показала в своей работе, что благодаря театрализованным играм
можно улучшить связную речь детей. Именно театрализованные игры дают
нам возможность использовать главный принцип обучения – учить играя.
Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной
деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных
занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и
наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и
нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества
народа. Я не останавливаюсь на достигнутом, работу по развитию связной
речи детей через театрализованную деятельность продолжу и далее, до
подготовительной к школе группе.
Литература
1.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
утверждённая
приказом
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874.
2.
ФГОС Дошкольное образование Приказ Минобрнауки России от
17.10.2013 N 1155.
3.
Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для
воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990.
4.
Арушанова А.О. Организация диалогического общения дошкольников
со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001.
5.
Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии
работы над развитием диалогической и монологической речи. //
Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного
возраста / Сост. М.М. Алксеева. – М., Академия, 1999.
6.
Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А.В.
Запорожца, М.И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974
7.
Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное
воспитание , 2006. - N4
8.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института
психотерапии,2001.
9.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л. С.
Выготский. — СПб.: Союз, 1997.