Напоминание

"Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"


Автор: Хлыбова Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №402 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Дата публикации: 15.04.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие связной речи у детей дошкольного

возраста посредством театрализованной деятельности»

Выполнила

Воспитатель первой категории

Хлыбова Ольга Анатольевна

Хорошая речь —важнейшее условие всестороннего полноценного

развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему

высказывать свои мысли, тем активнее осуществляется его психическое и

речевое развитие. (В.А. Сухомлинский)

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря

родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности

общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует

взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании

окружающего мира.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как

одна из основ воспитания и обучения детей. Это обусловлено, прежде всего,

ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.

Л.С.

Выготский в своих работах писал: «Есть все фактические и теоретические

основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но

и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в

непосредственной зависимости от речи».

Согласно

новым

требованиям

ФГОС

РФ

(Федерального

Государственного стандарта образования Российской Федерации) овладение

детьми

дошкольного

возраста

средствами

общения

и

способами

взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейший

целевой ориентир. Человек без коммуникации не может жить среди людей,

развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в

социуме,

коммуникабельным,

дошкольнику

необходимо

овладеть

коммуникативными навыками.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого

воспитания детей. Связная речь — высшая форма речи мыслительной

деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития

ребенка.

Большинство

исследований

выдающихся

психологов,

педагогов

(Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина) направлено на решение

проблемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Именно пятый год жизни – период высокой речевой активности детей,

интенсивного развития всех сторон их речи.

В этом возрасте происходит

переход от ситуативной речи к контекстной (А.М. Леушина, А.М.

Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).

Е.А.

Флерина,

крупнейший

педагог

в

области

эстетического

воспитания, указывала на преимущество рассказывания перед чтением. Она

считала,

что

рассказыванием

достигается

особая

непосредственность

восприятия (именно рассказчик может передать содержание так, будто бы он

был очевидцем происходящих событий).

В ходе изучения методической литературы и опыта работы, я пришла к

выводу, что необходимо решить основную проблему

– развитие речи

дошкольников. Эта проблема является ключевой проблемой в ходе моей

педагогической деятельности. Работая с детьми, я стала замечать, что за

последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей,

имеющих нарушения речи. Наблюдается бедный запас слов, дети не могут

выразить

полностью

свою

мысль,

у

них

слабо

развито

творческое

воображение,

связная

речь,

выразительность

речи,

отсутствуют

коммуникативные навыки.

Актуальность и проблема определили тему моей работы – «Развитие

связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной

деятельности».

Основываясь на свой опыт работы с детьми и на свои наблюдения, я

пришла к выводу,

что театрализованная деятельность – один из самых

эффективных способов воздействия на детей, так как она близка и понятна

ребенку, связана с игрой, что в свою очередь позволяет нам не отступать от

основного принципа обучения – учить играя. Именно в игре формируется

личность ребенка, идет развитие познавательных процессов. Так же и

воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её

тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания

ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его

многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело, поставленные

вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. А

любимые герои могут стать образцами для подражания.

У детей разных возрастных групп театрализованная игра имеет свои

особенности.

И конечно, же в своей работе я учитывала возрастные

особенности детей. Так, в работе с младшими дошкольниками моей целью

было формирование интереса к театрализованной деятельности. Детям я

читала сказки, стихи, знакомила с потешками, показывала небольшие

кукольные спектакли. Уделяла большое внимание играм с пальчиками. Дети

принимали активное участие в «оживлении» своих пальчиков, разговаривали

с ними, старались запомнить стихи, знакомились с новыми персонажами из

«пальчикового» театра. С помощью масок, костюмов, театральных игрушек

играли в подвижные игры, отгадывали загадки о животных. Далее я

постепенно переводила деток от наблюдения театрализованной постановки

взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры

и «игры рядом» к игре в группе из 3-5 сверстников, исполняющие роли; от

имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации

действий героя, с передачей его основных эмоций, образа.

Для решения поставленной задачи по развитию связной речи

дошкольников

я

особое

внимание

уделила

развивающей

предметно-

пространственной среды группы. РППС нужна для того, чтобы воспитать

самостоятельного,

творческого,

активного

ребенка,

она

должна

способствовать не только всестороннему гармоничному развитию личности

ребенка, но и развитию всех видов речи. И поэтому, создавая развивающую

среду своей группы я стремилась к тому, чтобы она была не только

комфортной и располагала к самостоятельной деятельности детей, но и для

того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, взять

на себя роль любого сказочного персонажа, героя. В театральном уголке у

нас имеются:

Различные виды театров:

-настольный кукольный театр (театр из конусов и цилиндров, театр

игрушек, театр вязанных игрушек)

-стендовый (магнитный, стендовый, фланелеграф)

-театр на руке (пальчиковый, перчаточный, театр на руке)

-театр верховой куклы (тростевой, Би-Ба-Бо, на ложках)

-театр напольных кукол (марионетки)

-театр живой куклы (ростовые куклы, театр масок).

Атрибутика для постановки сказок, проведении имитационных

и хороводных игр, игр-импровизаций (костюмы сказочных

героев, маски, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр и

т.д.)

Театрально-игровое

оборудование

(ширмы,

фланелеграф,

простейшие декорации)

Для создания музыкального фона в процессе театрально-

игровой

деятельности

у

нас

имеется

оборудования

для

воспроизведения

аудиофайлов,

аудиозаписи

музыкальных

произведений, музыкальные игрушки

Дидактические игры («Угадай сказочного героя», «В гостях у

сказки», «Какая это сказка», «Как зовут сказочного героя»,

«Изобрази героя сказки» и др.)

Свою

работу

по

развитию

связной

речи

через

театральную

деятельность у детей дошкольного возраста я начала со средней группы. Так

как,

чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее

ребенок будет общаться в дальнейшем. Свою работу я выстроила по

следующим направлениям:

- Творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так

и самостоятельная.

- Литературно-художественная практика (связная речь): дети учатся

передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. Д.), а также

развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить

словарный запас, сделать речь ярче, образнее.

Чтение художественной литературы каждый раз превращаю в сказку

по ролям, для того, чтобы дети с малого возраста усваивали эталон

персонажей их тембр, манеры голоса.

При чтении произведения старалась

использовать средства интонационной выразительности. Чем полнее и

эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом

инсценировать прочитанное. Затем проводила беседу, стараясь выяснить,

насколько ребенок понял суть произведения, эмоциональное состояние

героев.

Для развития у воспитанников умения внимательно слушать,

запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в

тексте, я использовала специальные упражнения, проблемные ситуации.

Например, при чтении отрывка из сказки «Волк и семеро козлят»,

спрашивала: «Кому принадлежит эта песня – волку или козе? Почему вы так

думаете?». При рассматривании иллюстраций с зайцем, спрашивала: «Как вы

думаете, из какой сказки этот заяц? Почему вы так решили?». Отвечая на эти

вопросы и объясняя, почему они именно так думают, дети вспоминали текст

и представляли определённый образ.

- Театрализованная деятельность: в театрализованную деятельность

входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам,

потешкам;

В своей работе я часто использую игры с разными видами театра

«Придумай сказку», дети с удовольствием включаются в придумывание

новых интересных сюжетов. Не меньше интерес у детей вызывает игра-

пантомима, в которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Я

просила детей «изобразить» распускающийся цветок, прыгающую лягушку,

засыпающего ребёнка, качающееся на ветру дерево и т.д.

- Организованно-образовательная театрализованная деятельность.

Она включает в себя:

просмотр спектаклей и беседы по ним;

подготовку

и

разыгрывание

разнообразных

сказок

и

инсценировок;

отдельные упражнения по этике;

упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;

- При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные

презентации или заимствованные из Интернет-источников (для показа на

экране).

- Взаимодействие с семьями воспитанников.

посещение театров семьями;

После того, как ребенок посетил театр с родителями, он в детском

саду делится своими впечатлениями, эмоциями с воспитателем и детьми. Мы

проводим беседу, стараемся выяснить, насколько ребенок понял суть

увиденного спектакля, как зовут героев и их эмоциональное состояние.

организация работы по изготовлению атрибутов и пособий;

создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям;

совместное выступление детей и их родителей.

В течении всего учебного года родители проявляли активное

участие в образовательно-воспитательном процессе. Им очень понравилась

предложенная мною методика для речевого развития детей. Таким образом, в

январе мы с детьми и родителями поставили сказку «Теремок». А в конце

учебного года, в нашей группе состоялся показ сказки «Колобок». Актерами

были сами дети, а зрителями – дети младшей группы.

Таким образом, я могу отметить, что организованная мною работа в

данном направлении стала средством самовыражения и самореализации

ребенка в различных видах творчества, источником его самоутверждения в

группе сверстников. И жизнь дошкольников в детском саду обогатилась за

счет интеграции игры с разными видами искусств.

В процессе театрализованной игры у дошкольников улучшилась

диалогическая речь, так как новая роль (особенно диалог персонажей) ставит

ребенка перед необходимостью изъясняться четко и ясно.

Пересказ сказок, рассказов, стихотворений дал нам возможность

развивать

разговорную

монологическую

речь.

Пересказывая

художественный

текст,

на

основе

которого

будет

строится

игра-

драматизация, дошкольники осваивают выразительные средства языка

(сравнения, олицетворения, синонимы, антонимы и др.).

Таким образом, можно сделать вывод - благодаря театрализованным

играм у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается

опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых

ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные

возможности для развития речи детей.

Я показала в своей работе, что благодаря театрализованным играм

можно улучшить связную речь детей. Именно театрализованные игры дают

нам возможность использовать главный принцип обучения – учить играя.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной

деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных

занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и

наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и

нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества

народа. Я не останавливаюсь на достигнутом, работу по развитию связной

речи детей через театрализованную деятельность продолжу и далее, до

подготовительной к школе группе.

Литература

1.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования

утверждённая

приказом

Министерства

просвещения

Российской

Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874.

2.

ФГОС Дошкольное образование Приказ Минобрнауки России от

17.10.2013 N 1155.

3.

Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для

воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990.

4.

Арушанова А.О. Организация диалогического общения дошкольников

со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001.

5.

Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии

работы над развитием диалогической и монологической речи. //

Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного

возраста / Сост. М.М. Алксеева. – М., Академия, 1999.

6.

Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А.В.

Запорожца, М.И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974

7.

Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное

воспитание , 2006. - N4

8.

Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института

психотерапии,2001.

9.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л. С.

Выготский. — СПб.: Союз, 1997.



В раздел образования