Дидактическая игра- средство развития детей во всех образовательных областях.
Автор: Рубцова Наталья Андреевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ООШ№2 СП "Детский сад". Населённый пункт: Самарская область г.о Октябрьск Наименование материала: Статья Тема: Дидактическая игра- средство развития детей во всех образовательных областях. Раздел: дошкольное образование
В жизни каждого ребенка особую значимость имеют игры. Ведь игра – это ведущий
вид деятельности дошкольника. Среди многообразия игр для общего развития ребенка
очень важны дидактические игры, в основе которых лежит обучающая задача.
Слайд(1)
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых
педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение
конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное
и развивающее влияние игровой деятельности.
Слайд(2)
Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО, поскольку,
обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные
задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он
оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать,
воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Слайд(3)
Дидактические игры способствуют :
- развитию познавательных и умственных способностей
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника :
Слайд (4)
Структуру дидактической игры
образуют основные и дополнительные
компоненты.
К основным компонентам
относятся: дидактическая задача, игровые действия,
игровые правила, результат и дидактический материал.
К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Слайд (5)
Проведение дидактических игр включает:
1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического
материала
2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил .
3.Показ игровых действий.
4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего,
болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом,
вопросом, напоминанием).
5.Подведение итогов игры
Слайд(6)
Виды дидактических игр:
1.Игры с предметами .
2.Настольно-печатные игры.
3.Словесные игры.
Основной
формой
работы
с
детьми
дошкольного
возраста
и
ведущим
видом
деятельности для них является игра. ФГОС ДО рекомендует, использование игровых
форм занятий во всех областях образовательной программы.
Слайд(7)
По ФГОС определено социально-коммуникативное направление, задачами которого
являются:
-
усвоение
норм
и
ценностей,
принятых
в
обществе,
включая
моральные
и
нравственные ценности;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания,
формирование
готовности
к
совместной
деятельности
со
сверстниками.
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
и к сообществу детей и взрослых;
Для решения данных задач предлагаем использовать дидактическую игру
Слайд(8)
«Хороший или плохой поступок».
Цель: развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную
на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать
положительные и отрицательные поступки.
Слайд (фото)9.
Слайд(10)
Дидактическую игру «Кому и что подарить».
Цель : развивать умение ребёнка устанавливать причинно- следственные связи между
членами семьи, между миром семьи и миром предметов.
Слайд(фото)11
Слайд 12
По ФГОС содержание программы должно обеспечивать развитие личности.
Познавательное развитие предполагает
-- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
-- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
— формирование первичных представлений количестве, числе.
Мы реализуем данные задачи по средствам дидактических игр.
Слайд(13)
Дидактическая игра «Времена года».
Цель: закреплять знания детей о временах года по их признакам, находить
соответствующие картинки, развивать зрительную память, внимание, речь, развивать
кругозор, активизация словаря.
Слайд (фото)14
Дидактическая игра «Счёт на лугу».
Цель : закреплять умение самостоятельно решать примеры на сложение и вычитание,
развивать память, внимание, логическое мышление.
Слайд(фото)15
Слайд16
По ФГОС определено речевое развитие задачами которого являются:
Задачи:
— владение речью как средством общения
— обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи
— развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте. Данные задачи мы реализуем по средствам дидактической игры.
Слайд (17)
Дидактическая игра «Рассели по домикам».
Цель: автоматизировать звуки в словах, фразовой речи развивать умения определять
место звука в слове ,упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях
(начале, середине, конце) в слове, развивать грамматически правильную речь.
Слайд(фото) 18
Слайд(19)
Дидактическая игра «Ромашковая азбука».
Цель: упражнять детей в определении первого звука в словах, развивать слуховое
внимание, зрительную память, развивать фонематический слух; развивать умение
слышать и выделять первый звук в слове.
Слайд(фото)20
Слайд(21)
По ФГОС задачами физическое развитие является:
Задачи:
— приобретение опыта в двигательной деятельности детей;
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
Слайд (22)
Дидактическая игра «Загадай – отгадай»
Цель : формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать
виды спорта по признакам и определениям; учить детей загадывать вид спорта по
признакам и определениям; развивать память, мышление, логику.
Слайд(фото) 23
Слайд (24)
Дидактическая игра «Азбука здоровья»
Цель: повышать мотивацию к занятиям физическими упражнениями, повышать
эффективность освоения двигательных действий (выполняя конкретное задание),
воспитывать умение играть в команде.
Сайд(фото)25
Слайд(26)
По ФГОС ДО задачами художественно – эстетического развития
Задачи:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (изобразительного), мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной).
Слайд 27
Дидактическая игра «Юный художник».
Цель: формировать представление о пейзаже, умение самостоятельно создавать
изображение природы, формировать представление о том какие предметы
изображаются в пейзаже, развивать любовь к прекрасному.
Слайд(фото) 28
Дидактическая игра «Составь узор».
Цель: развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству,
составлять декоративные композиции, располагать разнообразные силуэты в стиле
определённого промысла, развивать чувство симметрии, наблюдательность,
творчество.
Слайд (фото)29
Сайд (30)
Необходимо отметить, что дидактические игры применимы во всех пяти
образовательных областях, так как разные виды дидактических игр отвечают задачам
того или иного направления развития детей. В связи с этим велика роль дидактических
игр в повседневной жизни.