Автор: Литвинова Светлана Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования детей и взрослых
Учебное заведение: ГАУ СО "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Развитие мелкой моторики.
Тема: Значение нетрадиционной техники рисования в жизни ребенка
Раздел: дополнительное образование
Ум ребенка находится на конце его пальчиков» Сухомлинский.
Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками
развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие
способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать
напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они
способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше
работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Для определения
уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка
просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются
изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если движения
напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе, и не могут
двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи.
Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре
головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль
в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому
словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают
достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для
последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию
ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между
полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в
правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и
явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное
выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и
левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему
идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее
внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо
разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую
работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.
Что же делать? Как помочь ребенку? С полутора лет ребенка надо учить
застегивать пуговицы, манипулировать со шнурками. И лучше всего
начинать тренировать эти навыки на специально приготовленных кусочках
ткани, например, с пришитыми пуговицами разных размеров и
соответствующими по размерам петлями. Так же надо начинать и шнуровку,
используя подручный материал или с помощью приобретенных в
специализированных магазинах пособий. В этом же возрасте пора брать в
руки карандаш и использовать его по назначению. В два годика подарите
ребенку конструктор «Лего», хорошо, если он станет другом вашего малыша
на долгие годы. С двух с половиной лет познакомьте малыша с мозаикой -
это чудесное изобретение будет сопровождать его на протяжении всего
дошкольного возраста. В три годика пора «подружиться» с ножницами и
пластилином и способами работы с ними. И именно в этом возрасте малыш
должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с
половиной годам чадо должно уметь правильно зашнуровывать и завязывать
шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать
картинку, не выходя за контур. К старшему дошкольному возрасту ребенок
должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной
последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у
других, с закрытыми глазами. Хорошо владеть карандашом, раскрашивать,
варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по
контуру и лепить. Каждый пaльчик ребенка к школе должен быть
«самостоятельным» и ловким. А помочь сформировать эти умения и навыки,
развить ловкость детских ручек, а значит, и интеллектуальные способности
ребенка призваны ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.
Пальчиковая игра для ребенка 1-3 года «Моя семья»
Взрослый читает стихотворение, разжимая кулачок малыша по одному
пальчику. После 2,5 лет малыш должен выполнять движения пальчиками
самостоятельно.
Этот пальчик -мамочка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - дедушка,
Ну, а этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
На последней строчке малыш трясет раскрытыми ладошками.
В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны
малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки).
Например, «Прилетели гули»:
- Прилетели гули,
Гули голубочки.
(Махать руками, как крылышками)
Сели на головку, на головку дочке.
(Положить руки на голову)
Ты, моя дочка,
Помаши ладошкой.
Кыш-кыш-кыш!
(Махать руками, «прогоняя гулю»)
«Мастера»:
-Сбил, сколотил.
(Стучат кулачками одной руки по кулачку другой)
Вот колесо.
(Показываем круг обеими руками)
Сел да поехал:
(Крутим воображаемым рулем)
«Ах, хорошо!»
(Покачиваем головой)
Оглянулся назад
(Оглядываемся)
Одни спицы лежат.
(Показываем растопыренные пальчики обеих рук)
Пальчиковая игра для ребенка 1,5-2,5 года «Каждому пальчику свой
карманчик». Возьмите перчатки и помогите чаду найти домик каждому
пальчику. Обязательно делайте это с удовольствием! Увидите, ребенок будет
очень доволен такой игрой.
Пальчиковая игра для детей 2-3 года «Пальчики здороваются» Кончик
большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного,
среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек» Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по
столу.
«Слоненок» Средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и
безымянный — ноги. Слоненок «идет» по столу.
«Паучок» Указательный палец левой руки смыкается с большим правой,
указательный палец правой — с большим левой. Нижняя пара пальцев
размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с
большими поочередно проделывают остальные пальцы.
«Моторчик» Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг
друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
Немного о пальчиковых играх. Пальчиковые игры не только влияют на
развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают
внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения — и
успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять
(например, в дороге или в очереди). Просто прикасаетесь к пальчику и
говорите:
Здравствуй, пальчик, выходи,
На Таню (называете имя своего ребенка) погляди.
Вот твоя ладошка — наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки).
Bот твоя ладошка — поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.)
Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми
десятью. Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая
следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся
«умнее», активизируется речевой центр и улучшается развитие речи.
Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому
незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость:
- Репку мы сажали («роете» пальчиками в детской ладошке лунку),
- Репку поливали (показываете пальчиками, как льется вода из лейки),
- Вырастала репка (показываете, как растет, выпрямляете постепенно
пальчики)
- Хороша и крепка (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как
крючочки)!
- Тянем - потянем (крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут —
каждый в свою сторону),
- Вытянуть не можем (потрясли кистями рук),
- Кто же нам поможет (прибегают по очереди все герои сказки и помогают
тянуть)?
- Тянем -потянем, тянем,- потянем! Ух (расцепили руки, потрясли кистями)!
Вытянули репку.
Простые правила игры Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики
(особенно безымянный и мизинчик — они самые ленивые). Обязательно
чередуйте три типа движений: сжатие; растяжение; расслабление.
Пальчиковые игры в быту
• Дайте газету, листы бумаги — пусть рвет (только следите, чтоб в рот не
отправлял эти «откуски»);
• Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы — пусть перебирает;
• Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки;
Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У
вас получится пальчиковый театр. Это только малая толика тех игр и
занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.
Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их
проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с
ребенком полезными и интересными.
Правила проведения пальчиковых игр
• Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при
этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это
не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению
упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
• Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя
собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети
нередко начинают произносить текст частично, особенно начало и окончание
фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его
целиком, соотнося слова с движением;
• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и
возвращаться к ним по желанию малыша;
• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к
примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у
детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре;
• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах
отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или
поменяйте игру;
• Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу
делают что-то неправильно, поощряйте успехи.