Напоминание

Значение нетрадиционной техники рисования в жизни ребенка


Автор: Литвинова Светлана Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования детей и взрослых
Учебное заведение: ГАУ СО "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Развитие мелкой моторики.
Тема: Значение нетрадиционной техники рисования в жизни ребенка
Раздел: дополнительное образование





Назад




Ум ребенка находится на конце его пальчиков» Сухомлинский.

Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками

развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие

способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать

напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они

способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше

работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Для определения

уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка

просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются

изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если движения

напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе, и не могут

двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи.

Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре

головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль

в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому

словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают

достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для

последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию

ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между

полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в

правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и

явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное

выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и

левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему

идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее

внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо

разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую

работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

Что же делать? Как помочь ребенку? С полутора лет ребенка надо учить

застегивать пуговицы, манипулировать со шнурками. И лучше всего

начинать тренировать эти навыки на специально приготовленных кусочках

ткани, например, с пришитыми пуговицами разных размеров и

соответствующими по размерам петлями. Так же надо начинать и шнуровку,

используя подручный материал или с помощью приобретенных в

специализированных магазинах пособий. В этом же возрасте пора брать в

руки карандаш и использовать его по назначению. В два годика подарите

ребенку конструктор «Лего», хорошо, если он станет другом вашего малыша

на долгие годы. С двух с половиной лет познакомьте малыша с мозаикой -

это чудесное изобретение будет сопровождать его на протяжении всего

дошкольного возраста. В три годика пора «подружиться» с ножницами и

пластилином и способами работы с ними. И именно в этом возрасте малыш

должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с

половиной годам чадо должно уметь правильно зашнуровывать и завязывать

шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать

картинку, не выходя за контур. К старшему дошкольному возрасту ребенок

должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной

последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у

других, с закрытыми глазами. Хорошо владеть карандашом, раскрашивать,

варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по

контуру и лепить. Каждый пaльчик ребенка к школе должен быть

«самостоятельным» и ловким. А помочь сформировать эти умения и навыки,

развить ловкость детских ручек, а значит, и интеллектуальные способности

ребенка призваны ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

Пальчиковая игра для ребенка 1-3 года «Моя семья»

Взрослый читает стихотворение, разжимая кулачок малыша по одному

пальчику. После 2,5 лет малыш должен выполнять движения пальчиками

самостоятельно.

Этот пальчик -мамочка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка,

Ну, а этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

На последней строчке малыш трясет раскрытыми ладошками.

В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны

малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки).

Например, «Прилетели гули»:

- Прилетели гули,

Гули голубочки.

(Махать руками, как крылышками)

Сели на головку, на головку дочке.

(Положить руки на голову)

Ты, моя дочка,

Помаши ладошкой.

Кыш-кыш-кыш!

(Махать руками, «прогоняя гулю»)

«Мастера»:

-Сбил, сколотил.

(Стучат кулачками одной руки по кулачку другой)

Вот колесо.

(Показываем круг обеими руками)

Сел да поехал:

(Крутим воображаемым рулем)

«Ах, хорошо!»

(Покачиваем головой)

Оглянулся назад

(Оглядываемся)

Одни спицы лежат.

(Показываем растопыренные пальчики обеих рук)

Пальчиковая игра для ребенка 1,5-2,5 года «Каждому пальчику свой

карманчик». Возьмите перчатки и помогите чаду найти домик каждому

пальчику. Обязательно делайте это с удовольствием! Увидите, ребенок будет

очень доволен такой игрой.

Пальчиковая игра для детей 2-3 года «Пальчики здороваются» Кончик

большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного,

среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек» Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по

столу.

«Слоненок» Средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и

безымянный — ноги. Слоненок «идет» по столу.

«Паучок» Указательный палец левой руки смыкается с большим правой,

указательный палец правой — с большим левой. Нижняя пара пальцев

размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с

большими поочередно проделывают остальные пальцы.

«Моторчик» Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг

друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

Немного о пальчиковых играх. Пальчиковые игры не только влияют на

развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают

внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения — и

успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять

(например, в дороге или в очереди). Просто прикасаетесь к пальчику и

говорите:

Здравствуй, пальчик, выходи,

На Таню (называете имя своего ребенка) погляди.

Вот твоя ладошка — наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки).

Bот твоя ладошка — поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.)

Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми

десятью. Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая

следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся

«умнее», активизируется речевой центр и улучшается развитие речи.

Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому

незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость:

- Репку мы сажали («роете» пальчиками в детской ладошке лунку),

- Репку поливали (показываете пальчиками, как льется вода из лейки),

- Вырастала репка (показываете, как растет, выпрямляете постепенно

пальчики)

- Хороша и крепка (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как

крючочки)!

- Тянем - потянем (крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут —

каждый в свою сторону),

- Вытянуть не можем (потрясли кистями рук),

- Кто же нам поможет (прибегают по очереди все герои сказки и помогают

тянуть)?

- Тянем -потянем, тянем,- потянем! Ух (расцепили руки, потрясли кистями)!

Вытянули репку.

Простые правила игры Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики

(особенно безымянный и мизинчик — они самые ленивые). Обязательно

чередуйте три типа движений: сжатие; растяжение; расслабление.

Пальчиковые игры в быту

• Дайте газету, листы бумаги — пусть рвет (только следите, чтоб в рот не

отправлял эти «откуски»);

• Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы — пусть перебирает;

• Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки;

Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У

вас получится пальчиковый театр. Это только малая толика тех игр и

занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.

Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их

проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с

ребенком полезными и интересными.

Правила проведения пальчиковых игр

• Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при

этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это

не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению

упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

• Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя

собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети

нередко начинают произносить текст частично, особенно начало и окончание

фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его

целиком, соотнося слова с движением;

• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и

возвращаться к ним по желанию малыша;

• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к

примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у

детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре;

• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах

отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или

поменяйте игру;

• Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу

делают что-то неправильно, поощряйте успехи.



В раздел образования