Напоминание

"Эффективная модель повышения качества профессиональной деятельности педагога"


Автор: Оксана Евгеньевна Назарова
Должность: методист информационно - методического отдела
Учебное заведение: МБУ "Отдел образования" Пестречинского муниципального района
Населённый пункт: с.Пестрецы Республики Татарстан
Наименование материала: проект
Тема: "Эффективная модель повышения качества профессиональной деятельности педагога"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение «Отдел образования»

Пестречинского муниципального района

Инновационный проект

«Эффективная модель повышения качества профессиональной деятельности

педагога»

Назарова Оксана Евгеньевна,

методист информационно-методического

отдела муниципального бюджетного

учреждения «Отдел образования»

Пестречинского муниципального района

Пестрецы 2023

Наименование инновационного проекта

«Эффективная модель повышения качества профессиональной деятельности педагога»

Автор инновационного проекта: Назарова Оксана Евгеньевна, методист по

профессиональному росту педагога ИМО МБУ «Отдел образования» Пестречинского

муниципального района

Руководитель инновационного проекта: Шатаева Елена Николаевна, заведующий

(начальник) ИМО – заместитель начальника МБУ «Отдел образования»

Пестречинского мунициавльного района

Сроки реализации проекта: 2023 – 2024 учебный год

Содержание

1.

Инновационная направленность проекта. Обоснование выбора тематики

проекта и его актуальность

2.

Анализ уровня профессиональных компетенций учителей

3.

Тема проекта

4.

Цели, задачи

5.Критерии и показатели определения эффективности внедрения

инновационного проекта

6. Ожидаемые результаты реализации проекта

7. План реализации проекта

8. Программа реализации проекта

9. Необходимое ресурсное обеспечение реализации инновационного проекта

10. Сетевое взаимодействие

11. Риски инновационного проекта и способы их коррекции

Инновационная направленность проекта. Обоснование выбора тематики

проекта и его актуальность

Современное общество предъявляет высокие требования к профессиональному

развитию педагога, которому доверено воспитывать личность нового типа,

эффективную, целеустремленную, ответственную, успешную и деятельную.

Оценить уровень квалификации педагогических работников, их личностного

профессионального роста, использования ими современных педагогических

технологий – это задачи аттестации педагогов.

Подготовка и проведение аттестации педагогических работников – одно из

важных направлений деятельности педагога. Так как именно аттестация дает

возможность

стимулировать

непрерывный

рост

уровня

профессиональной

квалификации педагогов, и приводит к успешной реализации инновационной

деятельности и способствует повышению качества образования.

Актуальность выбранной темы обусловлена повышением уровня

профессиональной компетентности педагога, создание условий, при которых каждый

педагог имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные

силы и способности.

Одним из способов обеспечения таких условий является поиск новых путей и

форм повышения педагогической квалификации,

которые могли бы изменять и

развивать образовательную среду. В связи с этим требуется организация системы

повышения квалификации учителей, что будет способствовать вовлечению всех

педагогов в активную педагогическую деятельность.

Наиболее

эффективным

способом

обогащения

профессиональной

компетентности педагога является создание инновационной модели методического

сопровождения

в

межаттестационный

период,

разработке

и

продвижении

по

индивидуальной траектории профессионального развития.

Создание

модели

эффективной

подготовки

педагогов

к

повышению

квалификации позволит совершенствовать деятельность педагогов, повысит качество

образования, систематизирует и облегчит процедуру прохождения аттестации. Данная

модель может быть реализована в любых образовательных организациях с целью

повышения профессионального мастерства педагогов, достижения нового качества

образования, для повышения престижа школы, ее конкурентоспособности.

В нашем проекте показана система непрерывной, эффективной подготовки

педагогов к аттестации .

Основания для разработки инновационного проекта

1.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 –

ФЗ

2.

Национальный проект «Образование» 2019 – 2024. Утвержден президиумом Совета при

Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от

03.09.2018 №10)

3.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018 -

2025 годы

4.

Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина "О национальных целях и

стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от

07.05.2018 № 204

5.

Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. N 3273-р Об утверждении

основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических

работников РФ, включая национальную систему учительского роста

6.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №276 от 07.04.2014

«Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций,

осуществляющих образовательную деятельность

7.

Федеральные государственные образовательные стандарты

8.

Государственная программа «Развитие образования и науки Республики Татарстан на

2014 – 2025 годы»

9.

Отраслевая стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2017-2021 годы

и на период до 2030 года

10. Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 30.12.2019 № под-

1941/19

«Об

утверждении

типовых

Положений

о

деятельности

центра

оценки

профессионального

мастерства

и

квалификаций

педагогов,

центра

непрерывного

повышения профессионального мастерства педагогических работников и дизайн-проекта и

зонирования центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов,

центра

непрерывного

повышения

профессионального

мастерства

педагогических

работников»

11. Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 27.12.2019 № под-

1932/19

«Об

утверждении

моделей

создания

центров

непрерывного

повышения

профессионального

мастерства

педагогических

работников

и

центра

оценки

профессионального мастерства и квалификаций педагогов на территории Республики

Татарстан»

12. Приказ МОиН РТ от 12.11.2014 № 6492/14 «О персонифицированной

системе

повышения квалификации работников образования Республики Татарстан»;

13. Региональная система организации наставничества педагогических и руководящих

кадров на основе сетевого взаимодействия

14. Программа развития образования в Пестречинском муниципальном районе на 2019 –

2025 годы

15. План работы МБУ «Отдел образования» на 2023-2024 учебный год

16. Программа сетевого взаимодействия по повышению профессионального мастерства

педагогических работников в Пестречинском муниципальном районе

17.

Дорожная

карта

по

повышению

качества

образования

в

Пестречинском

муниципальном районе

18. Программа «Одаренные дети» в Пестречинском муниципальном районе на 2019-2025

годы

19. Программа «Наставник» Пестречинского муниципального района на 2019-2025 годы

Анализ уровня профессиональных компетенций учителей

В Пестречинском муниципальном районе

Республики Татарстан работает

творческий стабильный коллектив педагогов – 845 учителей.

Реализацию

модели

эффективной

подготовки

повышения

квалификации

учителей покажем на педагогах, которым предстоит прохождение курсов 2024 году –

159 учителей. Из них: 35 педагогов с высшей квалификационной категорией (22 %), 86

с первой ( 54 %) и 38 учителя без категории (24%).

Проведен диагностический мониторинг, который показал какие стороны у

педагога западают и что мешает педагогу повысить свою квалификацию. Так, у 3 %

педагогов выявлено, что результаты учеников по ЕГЭ ниже республиканского уровня.

У

6

%

педагогов

выявлено,

что

нет

личных

результатов

в

конкурсах

профессионального мастерства. 4% педагога показали, что за несколько лет нет

трансляций

педагогического

опыта

на

семинарах

и

конференциях,

как

муниципального, так и республиканского уровней. У 3% педагогов нет публикаций и

методических статей.

В

связи

с

этим встают

вопросы

о

результативности

педагогической

деятельности, о выявлении и ликвидации соответствующих профессиональных

дефицитов.

Дефициты

В районе было проведено диагностическое анкетирование результативности

педагогической деятельности в интернет-форме, в дистанционном режиме. В ходе

проведенного мониторинга были выявлены следующие дефициты педагогов:

- систематизирование результатов педагогических работников за межаттестационный

период – 15%

- недостаточная цифровая компетентность учителей - 7 %.

-недостаточно

разработанный

механизм

профессиональной

подготовки

педагогических работников - 15 %

- недостаточное использование новых источников информации в поиске и реализации

инновационных идей - 11%

- недостаточное использование источников информации в поиске и реализации

инновационных идей, участия в профессиональных конкурсах, конференциях - 29%.

Также учителя в ходе районного мониторинга определили еще одну

возможность роста педагога –это результаты совместной работы ученика и учителя.

Чем выше квалификация педагога – тем выше достижения ученика. Отсюда

указали на еще одну проблему:

-

вовлечение обучающихся в активную поисковую и совместную творческую

деятельность – 10 %

В течение учебного года отслеживаются успехи педагогов и их учеников по

системе оценки качества работы.

У педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, имеются –

обучающихся, которые становятся призерами республиканского и регионального

этапов Всероссийской олимпиады школьников – 35 %, у педагогов, имеющих первую

квалификационную категорию, и активно работающие с наставниками высшей

категории, их ученики тоже добиваются успехов – сначала становятся призерами и

победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников - 29%, а

потом и республиканского этапа - 17%.

В ходе проведенного сопоставительного анализа профессиональных

компетенций учителя и образовательных результатов обучающихся выявлено

следующее:

Что у педагога с первой квалификационной категории не достаточно результатов

обучающихся, чтобы повысить свою квалификацию. Так например, учитель географии

Назмиева Гульнур Файзрахмановна, которая в 2024 году является кандидатом на

курсы повышения квалификации, будет в этом же году подтверждать свою первую

квалификационную категорию, т.к на Высшую категорию у данного педагога нет

призеров и победителей республиканского этапа олимпиад, а также нет

инновационной и экспериментальной деятельности.

Также отмечается, что у учителей, имеющих опыт выступления в

профессиональных конкурсах и конференциях различного уровня, обучающиеся

становятся более развитыми, имеют опытного наставника в роли педагога, который

знает все тонкости и на своем собственном примере может показать, как можно

добиться успеха при подготовке к выступлениям различного уровня. Например:

учитель математики Пестречинской СОШ №1 Егошина Элина Александровна,

кандидат на повышение квалификации в 2024 году, а также данный учитель будет

подтверждать свою Высшую категорию в 2024 году, ежегодно процент участия ее

учеников в различных конкурсах и конференциях - 70 %. Результаты ЕГЭ по

математике профильного уровня ее обучающихся, выше результатов ЕГЭ по

математике в РТ (математика профиль: учитель – 68,5, по РТ – 66, 34). Элина

Александровна участвует в конкурсах профессионального мастерства, транслирует

свой педагогический опыт через семинары, конференции различного уровня. Таким

образом, профессионализм педагогов положительно сказывается на качестве обучения.

В связи с вышеуказанными дефицитами педагогов, в режиме видеоконференции

была проведена встреча TeechMeat с кандидатами на курсы ПК в 2024 году. Был

проведен социологический опрос педагогических работников. В ходе, которого, были

выявлены запросы педагогов:

1.

Создание

инновационной

модели подготовки

педагогов

к

повышению

квалификации;

2.

Создание

комфортной,

«понимающей»

среды

профессионального

роста

педагогов;

3.

Развитие

творческих

механизмов

профессионального

взаимодействия

педагогов, наставничество;

4.

Обеспечение методической поддержки и адресной помощи педагогам;

5.

Создание

механизмов

открытой

профессиональной

экспертизы

профессионального опыта учителя.

6.

Создание для сетевого взаимодействия сайта – «Сайт – путеводитель». По

каждой из тем методической работы подобрать электронные адреса сайтов-

помощников при аттестации, для участия педагогов в различных конкурсах,

конференциях.

На основании этих дефицитов и запросов сформулирована проблема – создание

«паспорта» педагога для эффективной организации непрерывного повышения

квалификации.

Эта проблема и определила тему проекта.

Тема

проекта:

«Эффективная

модель

повышения

качества

профессиональной деятельности педагога»

Цель:

непрерывное

повышение

квалификации

педагогов

для

успешной

подготовки и прохождения аттестации, обеспечивающее профессиональный рост и

развитие потенциала педагогов.

Задачи:

1.

Создать «паспорт» педагога для эффективной организации непрерывного

повышения квалификации

2.

Активировать творческий потенциал педагогов по обобщению передового

педагогического

опыта

и

его

распространения;

сформировать

образ

успешного педагога через своевременное прохождение курсов повышения

квалификации и ведения «паспорта» педагога;

3.

Вовлечь

педагогический

коллектив

в

разработку

и

реализацию

инновационной модели профессионального роста педагога;

4.

Создать условия для профессионального роста педагогических кадров,

получение категории;

5.

Создать управленческую команду в районе по работе с моделью повышения

квалификации педагогических работников;

6.

Разработать методические рекомендации по повышению квалификации

педагогов;

7.

Организация взаимодействия и взаимообучения работников образования,

сетевое взаимодействие.

Целевая аудитория

Педагоги – кандидаты на повышение квалификации в 2024 году,

методисты ИМО МБУ «Отдел образования»,

управленческая команда – директора, заместители директоров по учебной

воспитательной работе, РМО, КМО, ШМО.

Критерии и показатели определения эффективности внедрения инновационного

проекта

Критерии

Показатели

Инструмент измерения

Кадровое обеспечение

реализации проекта

- Высокий

профессиональный

уровень кадровых

ресурсов, участвующих в

проекте, повышение

профессионализма

педагогов (не менее 80

%)

- Высокий уровень

сформированности

комплексных навыков

цифровой грамотности

педагогов, повышение

квалификации педагогов

(не менее 70%)

- Положительная

обратная связь по работе

с моделью повышения

квалификации( не менее

70 %)

Самоанализ, внешняя

экспертиза, повышение

квалификации

(отслеживание числа

участвующих педагогов)

Научно-методическое

обеспечение реализации

программы

- Выполнение

запланированных

мероприятий (100%)

Создание «сайта-

путеводителя» для

участия учителей в

профессиональных

конкурсах,

конференциях, наличие

авторских разработок

программ, элективных

курсов, создание

методического дневника

успеха педагога,

создание методических

рекомендаций для

педагогов,

использование

большинством педагогов

школы инновационных

образовательных

технологий, методов

активного обучения;

коллективных и

групповых форм

работы

Социальная значимость

- Охват педагогов –

кандидатов на

повышение

квалификации,

закрепление учителей-

наставников,

администрации школы за

ними (не менее 75%)

-результативность

работы управленческой

команды (не менее 75%)

- охват и методическая

помощь участия в

семинарах, форумах,

конкурсах, олимпиадах

(не менее 80%)

Участие в форумах,

семинарах в режиме

«TeachMeet», сетевых

мастер-классах, в

профессиональных

конкурсах, обобщение

опыта

Ожидаемые результаты реализации проекта

Создание модели системы повышения квалификации педагогов дает ряд

возможностей:

Ожидаемые результаты

Эффекты реализации проекта

- достижение высокого уровня

готовности педагогов к инновационной

деятельности (

Рост профессионального мастерства

педагогов школы.

Освоение

педагогами

образовательных

технологий, соответствующих требованиям

инновационного образования.

- рост качества обучения как следствие

повышения

профессиональной

компетентности

Положительная

динамика

качества

образования (внешний и внутренний аудит).

- достичь высокой удовлетворѐнности

потребителей (родителей,

обучающихся) качеством оказываемых

образовательн

ых услуг

Качественное

удовлетворение

образовательных

потребностей

обучающихся, родителей.

-повышение результативности участия

педагогов

в

конкурсах

профессионального

мастерства

и

конференциях

- рост числа учителей, участвующих

инновационной деятельности

Рост заинтересованности педагогов других

образовательных организаций в

непрерывном повышении квалификации.

План реализации проекта

Инновационный

проект

представляет

принципиально

новый

подход

к

совершенствованию профессиональных компетенций педагогических кадров.

В соответствии с выявленными профессиональными дефицитами педагогов района,

составлена модель эффективной подготовки к повышению квалификации педагогов,

которая предусматривают несколько этапов реализации инновационного проекта:

1.

Диагностистико-мотивационный (сентябрь – октябрь 2023 год). Анализ

ресурсных возможностей педагогов района. Создание управленческой команды

и условий для реализации проекта, создание «паспорта» педагога.

2.

Проектировочный (ноябрь 2023– март 2024). Проведение мероприятий по

достижению целей проекта. Развитие комплексной системы мониторинга.

Корректировка проекта, контроль показателей.

3.

Этап реализации (апрель – май 2024 года). Самооценка эффективности введения

модели повышения квалификации педагогов с помощью ведения методического

дневника. Создание методических рекомендаций с связи с потребностями и

запросами педагогов района при эффективной подготовки к повышению

квалификации педагогов.

Методическая поддержка профессионального роста педагогов включает

такие формы: единые методические дни, диалоговые площадки, наставничество,

конференции, школы профессионального мастерства, защиты педагогических

идей, коучинг, педагогические форсайты. На уровне муниципалитета — сетевые

сообщества, образовательные сессии, стажёрские площадки, постоянно

действующие семинары, образовательные курсы, образовательные проекты. На

региональном уровне — педагогические конференции, форумы и фестивали.

Программа реализации инновационного проекта

Н/п

Наименование мероприятия

Сроки

1 этап – Диагностико-мотивационный

1.

Создание позитивного настроя, атмосферы

сотрудничества, сотворчества при повышении

категории учителей

Сентябрь 2023

2.

Формирование нормативной базы методистом района

Сентябрь 2023

3.

Корректировка базы данных по курсовой подготовке

и аттестацинной подготовки

Сентябрь 2023

4.

Создание творческой группы педагогов района и

управленческой команды

Сентябрь 2023

5.

Проводится диагностическое анкетирование в виде

заполнения интернет-формы по выявлению

дефицитов и запросов педагогов района при

эффективной подготовке к повышению

квалификации педагогов

Октябрь 2023

6.

Создание «паспорта» педагога, как «матрица успеха»

Октябрь 2023

7.

Создания целевых групп педагогов:

Группа 1:

Молодой учитель (на первую категорию)

Девиз: «Хочу научиться».

В эту целевую группу входят педагоги со стажем

работы менее 5 лет, готовые к восприятию нового, к

решению профессиональных задач,

самосовершенствованию.

Группа 2: Учитель-мастер. (с первой на высшую

категорию

Девиз: «Хочу научиться, могу научить».

В этой группе педагоги со стажем более 5 лет,

восприимчивые к изменениям,

самосовершенствованию. Педагоги решают

профессиональные задачи, становятся наставниками,

тьюторами для молодых педагогов, обобщают и

распространяют собственный педагогический опыт,

организуют взаимодействие с детьми.

Группа 3: Учитель-новатор. (подтверждение высшей

квалификационной категории)

Октябрь 2023

Девиз: «Хочу научиться, могу научить, могу

трансформировать».

Здесь те педагоги, которые воспринимают

изменения, самосовершенствуются, решают

экспериментальные задачи, занимаются

инновационной деятельностью, разработкой и

внедрением новых образовательных технологий,

изучают передовой научный опыт, ведут мониторинг

изменений образовательной среды.

2 этап – Проектировочный этап

8.

Сетевое

взаимодействие

наставников

(управленческой командой) с 3 группами педагогов

Ноябрь 2023 год

9.

Составление SWOT –анализ внутреннего потенциала

педагога, в котором выявляются сильные и слабые

стороны, возможности и угрозы педагогов.

Ноябрь 2023 год

10.

Создание «сайта-путеводителя» для участия учителей

в профессиональных конкурсах, конференциях

Ноябрь 2023 год

11.

Организация индивидуальной работы для слабо

мотивированных педагогов.

Декабрь 2023 год

12.

Отработка

методов,

приемов,

критериев,

управленческих подходов в реализации проекта

Декабрь 2023 год

13.

Промежуточный мониторинг роста

профессионализма педагогов

Январь – февраль

2024 год

14.

Организация

сетевых

мастер-классов,

конкурсов,

фестивалей;

реализация

сетевых

семинаров

для

учителей – кандидатов

Февраль

май

2024 год

15.

Создание форума для общения с педагогами для

обратной связи, для адресной помощи

В течение всего

проекта

3 этап - Этап реализации

16.

Создание методических рекомендаций

Август 2024

17.

Проведение

обучающего

семинара

по

итогам

реализации проекта и педагогической конференции

Август 2024

18.

Подведение итогов проекта

Август 2024

19.

Распространение опыта работы над проектом:

публикации на сайтах, СМИ, проведение круглых

столов, мастер-классов.

В течение всего

проекта

Сетевое взаимодействие с другими организациями

Разработанная модель предполагает сетевое взаимодействие как одну из форм

повышения квалификации педагогов.

Система

повышения

квалификации

в

рамках

сетевого

взаимодействия

позволит обеспечить:

-открытость образовательного пространства;

-рост качества оказываемых образовательных услуг;

-повышение заинтересованности педагогов школ сетевого взаимодействия в

непрерывном повышении квалификации;

-наставничество педагогов;

-освоение педагогами школ инновационных образовательных технологий;

-использование опыта педагогов для взаимного обогащения профессионального

мастерства преподавания;

-более полное использование информационных ресурсов для консультационного

сопровождения педагогов, взаимодействие в виртуальном пространстве.

Сетевое взаимодействие устанавливается с КФУ, Педагогическими Вузами,

ИРО РТ, ЦСГО, ПМЦПКиППРО через проведение дистанционных и очных конкурсов,

конференций, для учащихся, для педагогов организуются обучающие семинары,

круглые столы, мастер-классы.

Риски инновационного проекта и способы их коррекции

Риски

Решения

1. Отсутствие положительной

мотивации учителей к участию в

повышении квалификации

Включение данных педагогов в

активную рабочую группу, которые

будут мотивировать, обучать,

вдохновлять, применяя современные

методы взаимодействия, развития.

2.Недостаточная

цифровая

компетентность учителей

Создание сайта – путеводителя,

справочника по цифровой грамотности,

организация курсов повышения

квалификации по цифровой

грамотности. Закрепление за педагогами

наставника по цифровой грамотности.

3.Технические риски

Своевременная диагностика и

обслуживание оборудования, с целью

недопущения неисправностей.

Приложение 1

«Модель повышения качества профессиональной деятельности педагога»

Сетевое взаимодействие наставников (управленческой командой) с 3 группами педагогов

Модель повышения

качества

профессиональной

деятельности педагога

Создание управленческой команды

Цель: непрерывное повышение

квалификации педагогов для

успешной подготовки и

прохождения аттестации

Условное разделение педагогов на 3 группы

Молодой учитель

«Хочу научиться»

Работа методической службы района, администрации школы ШМО,

КМО, РМО

Учитель-мастер

«Хочу научиться, могу

научить»

Учитель-новатор

«Хочу научиться, могу

научить, могу

трансформировать»

Организация индивидуальной работы - создание «паспорта «педагога

ВНЕШКОЛЬНОЕ

повышение

квалификации

Курсы повышения

квалификации

дистанционные

курсы

Конкурсы

педагогического

мастерства

Выступления на

РМО, ШМО, КМО

на семинарах и

конференциях.

Публикации

Участие в

экспертных

группах,

аттестационных

комиссиях

ВНУТРИШКОЛЬНОЕ

повышение

квалификации

Постоянно

действующие

семинары, круглые

столы

Педсовет,

методсовет

Педагогическая

мастерская

Недели

творчества,

открытые уроки

Самообразование.

Наставничество.

Педагогические

проекты

Аттестация

Инновационная

площадка

СЕТЕВОЕ

повышение

квалификации на

базе школы

Научно-

практические

конференции

Круглые столы

Семинары

Дистанционные

конкурсы

Открытые уроки

для педагогов

республики

ОЦЕНОЧНО-

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ

КОМПОНЕНТ

РЕЗУЛЬТАТ: повышение уровня квалификации

педагогов района

и

повышение качества образования в

районе

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ



В раздел образования