Влияние мелкой моторики на развитие речи у дошкольников
Автор: Борисова Наталья Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 211 Населённый пункт: город Кемерово Наименование материала: методическая разработка Тема: Влияние мелкой моторики на развитие речи у дошкольников Раздел: дошкольное образование
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных
методов
и
приемов,
используются
разнообразные
стимулирующие
материалы. В дошкольных учреждениях педагоги используют накопленный
опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к
сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и
качественный
состав
варьируются
в
зависимости
от
индивидуальных
и
возрастных
особенностей
детей.
Считается,
что
для
разностороннего
гармоничного
развития
двигательных
функций
кисти
руки
необходимо
тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на
расслабление. Для этого используются приемы:
-систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать
немедленных
результатов,
так
как
автоматизация
навыка
развивается
многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка
проходит по нескольким разделам;
-последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой
руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке
одновременно.
Недопустимо
что-то
пропускать
и
“перепрыгивать”
через
какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка,
который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с
заданием;
-все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на
положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от
его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно
быть утилитарным и оцененным;
-если
ребенок
постоянно
требует
продолжения
игры,
необходимо
постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во
всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое
также может привести к негативизму.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую
мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на
развитие
тактильного
восприятия,
игры
с
водой
и
песком,
фольклорные
пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры
на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.
В группах уже с младшего, среднего и старшего дошкольного возраста
используется в работе и ниткопись. Сначала выполняются простые контуры:
“Круг”, “Солнышко”, “Грибок”, далее усложняется работа: “Дом”, “Ракета” и
т.д. В средней и старшей группе используется ниткопись на занятиях по
математике и обучению грамоте (например, выкладывается буква или цифра,
уже без образца). Далее задача усложняется: например, предлагается детям
выкладывать
сюжетные
картинки
с
использованием
не скольких
разноцветных ниток.
Работа
со
штампами:
упражняет
щепоть
руки
ребенка
(положение
захвата тремя пальцами – щепотью). Все упражнения нацелены на быструю
смену
тонуса
мускулатуры
рук:
напряжение,
расслабление,
силовое
напряжение.
Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в
интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу
родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь,
внимание,
мышление,
а
также
доставляют
им
радость
и
удовольствие.
Широко
используется
продуктивная
деятельность
в
развитии
мелкой
моторики
–
кроме
игр
и
упражнений,
развитию
ручной
умелости
способствуют также различныевиды продуктивной деятельности ( рисование,
лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Начиная с
младшей
группы,
можно
организовывать
специальную
полочку
по
изодеятельности. Он должна быть оборудована таким образом, что ребенок в
любое
время
самостоятельно
может
взять
необходимые
изоматериалы
и
заниматься
самостоятельной
художественной
деятельностью. Необходимо
“привить” детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это
очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и
пальцев,
обеспечивает
смену
тонуса
мускулатуры
рук,
учить
работать
с
бросовым материалом. Не менее интересными и полезными для развития
пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Ее можно мять,
рвать, разглаживать, резать . Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и
т.д.) в процессе развития мелкой моторики можно найти не только в мозаике,
но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например,
игра
“Золушка”
(дети
перебирают
перемешанную
крупу),
“Письмо
на
крупе” .
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими
по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По
рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого
уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Часто к данному процессу
привлекают
родителей:
“Работы
выходного
дня”,
конкурсы
рисунков,
выставки семейных работ и т.д. Конечно, овладевая рисованием, лепкой,
аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной
деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей
инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают
образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в
школе.
Создавая
в
группе
необходимую
развивающую
с р ед у,
способствующую
развитию
мелкой
моторики,
учитывая
возрастные
особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, педагоги ДОУ
продолжают добиваться поставленной цели.
При
совершенствовании
у
детей
ручной
умелости,
развивается
интеллект,
формировались
психические
процессы,
развивались
коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует
формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному
школьному обучению (к письму). Только кропотливая работа, терпеливое
отношение,
ободрение
при
неудачах,
поощрения
за
малейший
успех,
неназойливая
помощь
помогают
педагогам
ДОУ
добиться
хороших
результатов.
Уровень
развития
мелкой
моторики
–
один
из
показателей
интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой
ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать
пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором
и другими мелкими предметами.
В
этом
случае
очень
хорошо
зарекомендовала
себя
разнообразная
предметная деятельность:
– застегивание и расстегивание пуговиц;
– всевозможные шнуровки;
– нанизывание колец на тесьму;
– игры с мозаикой;
– игры с конструктором;
– сортировка круп, зёрен (гречка – горох, фасоль – бобы).
Хорошими
помощниками
для
развития
мелкой
моторики
у
детей
являются развивающие игрушки:
1. Игрушки-шнуровки, застёжки, кнопки, молнии – дают возможность
придумать множество игр;
2.
Деревянная
пирамидка
–
помогает
развивать
мелкую
моторику,
логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная
из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках,
всегда теплое на ощупь;
3. Кубики – развитие не только мелкой моторики и пространственного
мышления, но и развитие внимания и логики;
4.
Конструкторы
(Лего)
–
развивают
пространственное
мышление,
моторику, творческие способности;
5. Рамки и вкладыши – способствуют развитию мелкой моторки рук,
самостоятельности, внимания, цветового восприятия
предмета, логического и ассоциативного мышления;
6. Фигурки на магнитах – развивают мелкую моторику, координацию
движений, пространственного мышления;
7.
Пазлы
–
развитие
внимания,
сообразительности,
логического
мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
8.
Мозаика
–
спо собствует
развитию
мелкой
м ото р и к и ,
сообразительности и творческих способностей ребенка.
9.
Детям
можно
предложить
дидактический
материал:
«Гремящие
коробочки», «Волшебные мешочки», счетные палочки,
«Бусы
для
мамы»,
«Мозаику»,
«Разрезные
картинки»,
«Найди
заплатку», «Сухой бассейн», игры с орехами, крупой, карандашом, рисование
и лепку.
Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию
напряженности,
монотонности
речи,
соблюдению
речевых
пауз,
учит
управлять своим дыханием , формированию правильного произношения, а
подключение
к
работе
тактильных
ощущений
улучшит
и
ускорит
запоминание стихотворного текста.
Упражнения
и
занятия,
в
которых
участвуют
маленькие
пальчики
ребенка, важных для умственного и психического развития. Важной частью
являются
«пальчиковые
игры»
и
игры
«Расскажи
стихи
руками».
Они
увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В
ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют
моторику
рук.
Тем
самым
вырабатывается
ловкость,
умение
управлять
своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые
игры»,
игры
«Расскажи
стихи
руками»
–
это
инсценировка
каких-либо
рифмованных
историй,
сказок
при
помощи
пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность
детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти
упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их
силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры
позволяют
детям
раскрепоститься,
почувствовать
себя
уверенными,
способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.
Работая над развитием мелкой моторики рук у детей , я добиваюсь
определенных
результатов:
по
моим
наблюдениям
у
детей
улучшается
координация
артикуляционного
аппарата,
совершенствуется
общая
координация движений детей, выполняя пальчиками различные упражнения,
дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только
оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к
рисованию
и
письму.
Кисти
рук
приобретают
хорошую
подвижность,
гибкость,
исчезает
скованность
движений,
это
в
дальнейшем
облегчает
приобретение навыков письма.
Эти дети при обучении элементам письма демонстрируют хороший
нажим,
«уверенные»
линии,
они
заметно
лучше
своих
сверстников
справляются
с
программными
требованиями
по
изобразительной
деятельности. Все это создает благоприятную базу для более успешного
обучения в школе.
Чем
«умнее»
руки,
тем
умнее
ребенок.
Приобретая
игрушки
для
развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная
деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.
Таким
образом,
целенаправленная,
систематическая
и
планомерная
работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во
в за и м од е й с т в и и
с
р од и т е л я м и
с п о с о б с т вуе т
ф о р м и р о в а н и ю
интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры
головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и
психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному
обучению в школе.