Напоминание

Экологический проект на тему «Огород на окне»


Автор: Слепанева Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 190"
Населённый пункт: Алтайский край, г. Барнаул, п.Научный городок
Наименование материала: Экологический проект
Тема: Экологический проект на тему «Огород на окне»
Дата публикации: 05.04.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологический проект на тему

«Огород на окне» во второй младшей группе

Авторы: Слепанева Татьяна Анатольевна

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатели группы, родители.

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе

со взрослым зелени на подоконнике, развивать целеустремленность,

наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений,

родители.

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей,

создание условий для познавательного развития детей через проектно –

исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной

творческой деятельности.

Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Основные мероприятия проекта:

• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению

культурных и декоративных растений.

• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей

выращивания огородных и декоративных культур.

• Презентация проекта «Огород на окне».

Продолжительность проекта: краткосрочный апрель 2024г.

Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не

подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если

взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое

существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только

с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от

наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное

растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать

состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом,

решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного,

эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг

себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами.

Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за

растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде

всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за

полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные

качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети

младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о

растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к

познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы

удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и

самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской

деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно

осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада

различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей,

создание условий для познавательного развития детей через проектно –

исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной

творческой деятельности.

Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;

• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;

• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности,

экспериментированию;

• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и

родителями.

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

Подготовительный этап

Деятельность педагога:

• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).

• Составление плана работы над проектом.

• Сбор материала необходимого для реализации проекта.

• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен,

связанных с огородом и овощами).

• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

• Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:

• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

• Сбор необходимого материала для создания огорода.

• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Практическая работа

Деятельность педагога:

• Беседа с детьми познавательного характера.

• Организация предметно – развивающей среды по теме.

• Подготовка информации для родительских уголков.

Деятельность детей:

• Посадка семян томатов, салата, лука, укропа в землю.

• Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов.

• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.

• Игровая, двигательная деятельность.

• Участие в практической деятельности.

• Лепка овощей из пластилина.

• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

Совместная деятельность взрослых и детей:

• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.

• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.

• Просмотр фильмов о растениях.

• Сбор коллекций семян.

• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.

• Труд в огороде.

Подведение итогов

Деятельность педагога:

• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).

• Презентация проекта.

• Представление опыта.

Деятельность детей:

• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

• Участие в презентации проекта «Огород на окне»

Мероприятия по реализации проекта

1. Беседы:

• «Что такое огород и что на нём растёт»,

• «Что такое «Огород на окне»,

• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,

• «Семена».

2. Опытно-экспериментальная деятельность:

• «Строение растений»,

• «Рост и развитие растений»,

• «Вода и росток»,

• «Солнце и росток»,

• «Проращивание семян».

3. Практическая деятельность:

• Отбор и посев семян.

• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.

4. Экологические занятия по темам:

• «Семена»

• «Первые всходы»

• «Мир овощей».

5. Игровая деятельность:

• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».

• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».

• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно

вырастить на подоконнике.

• Рассматривание различных семян.

• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».

6. Художественно - творческая деятельность детей.

• Раскрашивание картинок.

• Рисование «Лук от всех недуг».

• Аппликация «Помидоры в банке».

• Лепка «Овощи большие и маленькие».

7. Речевое развитие.

• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».

• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».

• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.

8. Консультация для родителей

«Помощь ребенка на огороде».

Ресурсное обеспечение.

1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.

2. Экологический уголок.

3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр

и т.д.

4. Технические средства: ноутбук, фотоаппарат и т.д.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные

ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное

мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для

пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за

прорастанием огородных культур.

Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали

развивающую среду для эффективного размещения в группе.

Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов и другие

непредвиденные обстоятельства.

V. Рабочий план реализации проекта

Этапы реализации проекта

1) Подготовительный (февраль)

1.Определение цели и задач проекта.

2.Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

3.Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)

4.Разработка комплексно - тематического плана работы

5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»

2) Основной (март, апрель)

1. Рассматривание семян (укропа, салата, помидора) посадка семян и лука.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей

выращивания культурных насаждений:

• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;

• оформление огорода на окне;

• Наблюдение за растениями.

3.Отражение результата

через художественно-творческую деятельность.

3) Заключительный (апрель)

1.Анализ полученных результатов.

2.Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».

3.Презентация проекта «Огород на оконе».

VI. Ожидаемые результаты

Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить

растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и

другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут

различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений,

исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести

наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является

непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному

труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как

ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность,

целеустремленность.



В раздел образования