Напоминание

Обучение чтению детей с задержкой психического развития, используя различные приемы и методы (из опыта работы)


Автор: Богданова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ БАЙКАЛЬСКАЯ СОШ
Населённый пункт: п.В-Дарасунский, Тунгокоченский район, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Обучение чтению детей с задержкой психического развития, используя различные приемы и методы (из опыта работы)
Раздел: начальное образование





Назад




Аннотация: В статье «Обучение детей с задержкой психического

развития, используя различные приемы и методы (из опыта работы)»

описываются приемы обучения грамоте учащихся с ЗПР, основываясь на их

психологические особенности. Материал статьи будет полезен учителям

начальных классов, школьным психологам, родителям.

Т.А. Богданова

учитель МБОУ «Байкальская СОШ» п. Вершино-Дарасунский

Обучение чтению детей с задержкой психического развития, используя

различные приемы и методы (из опыта работы)

Проблема обучения чтению детей с ограниченными возможностями

здоровья

волнует

многих

педагогов

начального

звена.

С

введением

инклюзивного

образования,

таких

ребят

стали

интегрировать

в

общеобразовательные

классы.

Чаще

всего

это

учащиеся

с

задержкой

психического развития. Практический опыт показывает, что почти все дети с

неосложненной

формой

временной

задержки

развития

могут

стать

успевающими учениками массовой школы. [2, 133]

Исследованиями учащихся с ЗПР занимались специалисты разного

профиля: Сухарева Г.Е., Власова Т.А., Певзнер М.С., Лубовский В.И.,

Лебединская К.С., Лебединский В.И. и другие.

Группа детей, объединенных характеристикой «временная задержка

психического

развития»,

чрезвычайно

разнородна.

Она

занимает

промежуточное положение между нормой и легкой степенью умственной

отсталостью (дебильностью). [2, 125] В связи с отсутствием в школе

специалистов, которые должны заниматься коррекционной работой с такими

учащимися, вся работа ложится на плечи учителей начальных классов. Очень

часто семьи этих ребят - неблагополучные, где помощи от родителей ждать не

приходиться. Как научить таких учеников чтению? Задача непростая. А надо

научить всех.

Типичные затруднения детей с ЗПР, которые выделяет М.М.

Безруких:

1.

Трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового,

тактильного)

2.

Стойкое

снижение

работоспособности

с

расстройством

внимания, способности переключаться с одного вида деятельности на

другой. Особенно резко страдает концентрация внимания. [2, 126].

3.

Память

характеризуется

неточным

воспроизведением

и

быстрой потерей информации

4.

Низкий уровень развития речи.

При задержке речевого развития на первый план выступают

нарушения фонетико-фонематического восприятия, что проявляется при

освоении навыков письма, чтения. [2, 127]

5.

Отставание

в

мыслительной

деятельности.

Возникают

трудности

в

формировании

сферы

образов-представлений,

в

пространственном оперировании образами. Им сложно создать целое из

частей и выделить части из целого.

6.

Слабо развиты моторные навыки. [2, 126]

7.

Мотивация

к

познавательной

деятельности

отсутствует,

представления об окружающем мире ограничены.

8.

Повышена

утомляемость.

Становятся

вялыми

или

раздражительными,

плаксивыми.

Быстро

утрачивают

интерес

при

неудачах, с трудом сосредотачиваются на задании и отказываются их

выполнять.

9.

Снижена потребность в общении. В общении склонны

конфликтовать или избегать взаимодействия.

10.

Высокий уровень психо-мышечного напряжения.

Чтобы научить детей чтению, сначала, нужно выучить все буквы

алфавита. Для этого должны быть задействованы все виды памяти: зрительная,

слуховая, тактильная. В книге «Занимательное азбуковедение» составителя В.В.

Волиной, много занимательного материала. В том числе, и на каждую букву

нарисована картинка, написано короткое стихотворение, которое можно

использовать, скопировав на листы формата А-4 и красочно их разукрасить.

При изучении буквы, учитель показывает картинку, читает стихотворение, дети

повторяют, изображая букву в движении. Все последующие уроки, изучали

новые буквы, а те, которые изучили, повторяли. Повторение букв идёт

ненавязчиво в виде физкультминутки, обязательно с изображением их в

движении.

Например:

Буква Г

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

И подобно кочерге,

Горбит спину буква Г. [3, 51]

(Туловище наклонить вперед, руки сомкнуть за спиной в замочек.) - Рис.1

Буква Х

Х все ходит, ходит, ходит-

Место что ли не находит? [3, 294]

(Поднять руки вверх, немного в стороны, ноги на ширине плеч) - Рис.2

Буква К

Сигнальщик держит два флажка

С флажками он как буква К. [3, 137]

(Поворачиваются боком. Одна рука вверх под углом 45 градусов, другая-

вниз под таким же углом)- Рис.3

Буква О

Посмотри на колесо-

А увидишь букву О. [3, 191]

(Дети соединяют обе руки в виде колеса.) – Рис.4

Буква Ч

Буква Ч сказала: «Есть!»

Отдала кому-то честь. – Рис.5

Некоторые буквы нужно составить в парах. Таким образом, дети учатся

взаимодействовать.

Например:

Буква М:

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты, да я-

Это мы».

А между тем

Получилась буква М. [3, 168]

(Дети становятся в парах и берутся за руки). - Рис.6

Буква Н

Н-натянутая сетка,

Сетку стойки держат крепко.

Приходите к нам во двор,

Поиграем в волейбол.

(Дети становятся в парах, кладут по одной руке друг другу на плечо). -

Рис.7

Таким образом, задействованы три вида памяти. В процессе этих

физкультминуток

решается

несколько

задач:

предупреждение

у

детей

утомляемости, мышечного напряжения, идёт развитие речи, пополняется

словарный

запас.

В

результате

многократное

повторение,

способствует

запоминанию изученной буквы.

При изучении темы «Мягкие и твердые согласные звуки», на помощь

приходили человечки Тим (Рис.8) и Том (Рис.9) из упомянутой раннее книги

«Занимательное азбуковедение» составитель

В.В.Волина. Эти человечки,

нарисованные на картоне, раскрашены и вырезаны из бумаги. С задней стороны

прикреплены к ним петельки, и они каждый урок «приходят» в класс. Тим -

веселый, полный, у него мягкий характер, в зеленом пиджаке, на голове носит

кепку. Он друг мягких согласных. А Том грустный, худой, у него твердый

характер, носит синее пальто, на голове - шляпу. Он друг твердых согласных.

При знакомстве с согласными буквами, обязательно отрабатываются

мягкие и твердые звуки: класс делился на две группы (обычно мальчики и

девочки). Девочки, например - это друзья Тима, а мальчики-друзья Тома.

Учителем читаются слова. Если слово начинается на мягкий согласный звук, то

встают друзья Тима, а если на твердый согласный, то встают друзья Тома.

Таким образом, «согласный звук»- это не отвлеченное понятие, которое ребенок

с ЗПР не может себе представить, а конкретный человечек, которого он видит

перед собой.

Чтобы различать звонкие и глухие согласные можно применять такой

приём: «Закройте уши и произнесите звук, прислушайтесь. Есть звон в ушах

или нет? Если звон есть, то это звонкий согласный звук, если нет-то это

согласный - глухой». Можно положить руку на горло. Если есть вибрация, при

произнесении звука, то это звонкий согласный. Если нет вибрации, то

согласный глухой.

Делить слова на слоги можно научиться, подставив ладонь под

подбородок. Сколько раз коснется подбородок ладони, столько и слогов. Можно

хлопать в ладоши, ритмично проговаривая слово. То есть детям с ЗПР нужно

все прочувствовать. Таким образом, восприятие, понимание и запоминание

происходит быстрее.

При изучении темы: «Ударение», погружаемся в следующую ситуацию:

«Представьте, что вы в лесу с папой, мамой и т.д. Вам нужно позвать того, с кем

вы пошли в лес. Зовем, прислушиваемся. Какой слог произносится с большей

силой, тот и ударный».

При изучении согласных букв, читаем слоги хором, ставя ударение

сначала на первый слог, потом на второй, далее на третий (табл.1).

Таблица 1. Ударение

На

P

-на -на

Но

P

-но -но

Ну

P

-ну -ну

Ны

P

-ны -ны

Ни

P

-ни -ни

На-на

P

-на

Но-но

P

-но

Ну-ну

P

-ну

Ны-ны

P

-ны

Ни-ни

P

-ни

На-на -на

P

Но-но -но

P

Ну-ну -ну

P

Ны-ны -ны

P

Ни-ни -ни

P

При помощи этого упражнения, отрабатывалось не только ударение. Дети

слушали, как читается слог, повторяли за всеми, запоминали визуально и на

слух.

Для правильного произношения звуков, на каждом уроке, необходимо

проводить артикуляционную и дыхательную гимнастики. Артикуляционная

гимнастика нужна, чтобы артикуляционный аппарат ребенка язык, губы,

челюсти работали правильно и четко. Это тренировка переключаемости

определенных положений языка и губ. Дыхательная гимнастика - для того,

чтобы правильно дышать при чтении.

Например, используется упражнение для губ – «улыбка» (удержать сильно

растянутые губы в улыбке, зубы не видны) [1,12] и упражнение для языка

«конфета» - (губы сомкнуть, напряженным языком упираться то в одну щеку,

то в другую). [1, 15]

У детей с ОВЗ отмечается выраженная моторная недостаточность, а

также отклонения в развитии пальцев рук. Известно, что движение пальцев рук

тесно

связано

с

речевой

функцией.

В.В.Цвынтарный

рекомендует

стимулировать речевое развитие детей путем тренировки рук. Поэтому так

важны коррекционные мероприятия. Сначала с детьми на уроке письма учим

разные фигурки с помощью рук. Например:

Домик

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

(Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний

палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга,

выполняя прямую линию (труба, балкон)) [4,7]

Кошка

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы слышать мышь в ее норушке.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и

мизинец подняты вверх) [4,14]

Когда много фигурок будет изучено (лодка, флажок, елка, корзинка,

мышка, зайка, лошадка, коза, гусь, петушок и др.), можно составлять сюжетный

рассказ с показом его пальчиками.

Например: В деревне стоял домик. В нем жила бабушка. У бабушки была

кошка. Она охотилась на мышей. Еще у бабушки жила лошадка, собака,

петушок, гуси.

Как называем слово, так показываем фигурку и читаем к ней стих.

Можно из фигурок составить сказку. Дети очень любят пальчиковую

гимнастику. В результате этих упражнений развивается мелкая моторика рук и

высших корковых функций (речь, память, внимание, мышление, оптико-

пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).

Таким образом, к концу года все дети, в основном, знают буквы и умеют

читать. В процессе всех мероприятий, идет развитие речи, памяти, внимания,

мышления, воображения, мелкой моторики пальцев. В результате проводимых

физкультминуток,

предупреждалась

утомляемость,

снижался

уровень

мышечного напряжения. Ребята учились взаимодействовать друг с другом.

Практический опыт показывает, что почти все дети с неосложненной

формой временной задержки развития могут стать успевающими учениками. [2,

133] Главное не опускать руки, пробовать разные приемы и методы, чтобы у

ученика не пропал интерес к знаниям, и он не превратился в грубого, упрямого,

ненавидящего школу и учебу ребенка.

Литература:

1.

Автор-составитель Руденко В.И.

Домашний логопед. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.-320с.

2.

Безруких М.М., Ефимов С.П.

Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991.-176 с.-(Б-ка

учителя нач. классов). - ISBN 5-09-003465-6.

3.

Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя/Сост.З-28 В.В.

Волина.-М.: Просвещение. 1991.-368 с.-ISBN 5-09-002875-3.

4.

Цвынтарный

В.В.

Играем

пальчиками

и

развиваем

речь.-СПб.,

издательство «Лань», 2002. – 32 с. – (Учебники для вузов. Специальная

литература).

Приложение

Рисунок 1 Рисунок 2

Рисунок 3 Рисунок 4

Рисунок 5 Рисунок 6

Рисунок 7 Рисунок 8

Рисунок 9



В раздел образования