Напоминание

Формирование учебных навыков и умений у детей с ЗПР в условиях ДОУ


Автор: Ахметова Лейсан Фаритовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №18"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Формирование учебных навыков и умений у детей с ЗПР в условиях ДОУ
Тема: Формирование учебных навыков и умений у детей с ЗПР в условиях ДОУ
Дата публикации: 05.04.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является

формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной

личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает

достаточно высокий уровень обеспечения готовности дошкольников к

школе. Особенно актуальной становится эта задача при реализации в

отношении детей с ОВЗ.

Цель коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ЗПР в

условиях дошкольного учреждения – это формирование психологического

базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.

Важно

сформировать высшие психические функции: предпосылки мышления,

память, внимание, разные виды восприятия, развить зрительную, слуховую,

моторную функции и межсенсорные связи, пробудить познавательную и

творческую активность ребенка. При достижении этих целей возможна

полноценная подготовка детей к обучению в школе.

Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду

деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение

самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная деятельность

должна

увлекать

младших

школьников,

приносить

радость,

давать

удовлетворение.

Поэтому

важно

воспитывать

у

дошкольников

познавательные интересы, так как именно они активизируют способности

детей, а особенно это касается детей с ЗПР.

Развитие познавательной

деятельности дошкольников – один из основных аспектов готовности детей к

школе. В процессе познавательной деятельности формируются умственные,

эмоциональные и волевые качества личности и характер. Развиваются

психические процессы: произвольное внимание и восприятие, мышление,

память, воображение, речь. Приобретается жизненный опыт, познается

окружающая

действительность,

усваиваются

знания,

вырабатываются

умения и навыки, благодаря чему развивается и сама личность ребенка.

Таким образом, задача ДОУ заключается в том, чтобы – сформировать

совокупность

«универсальных

учебных

действий»,

обеспечивающих

1

компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и

самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения

нового социального опыта.

Универсальные учебные действия

– это

способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения

знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».

В дошкольном возрасте различают 4 компонента, относящиеся к

формированию предпосылок учебных действий (УДД)

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Предпосылками личностных УУД у детей с ЗПР являются:

умение

осознавать

свои

возможности,

умения,

качества,

переживания;

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими

принципами и моральными нормами;

умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных

отношениях;

формирование познавательной и социальной мотивации;

формирование адекватной самооценки;

формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки;

формирование способности учитывать чужую точку зрения;

воспитывать

нравственные

ориентиры

(любовь

к

близким,

Родине, малой Родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему

живому и т.п.)

Существует

несколько

способов

формирования

предпосылок

личностных универсальных учебных действий, одним из которых

является сюжетно-ролевая игра. Например, сюжетно-ролевая игра

"Школа" - разучивание в игровой форме школьных правил, встречи с

нынешними

школьниками

выпускниками

группы,

чтение

2

художественной литературы о школьной жизни с обсуждением,

заучивание стихов; ознакомление с пословицами и поговорками, в

которых

подчеркивается

значение

книги,

учения

и

труда;

рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о

них. В нашем перспективном планирование выделена тема «Неделя

книги», в течение которой мы знакомимся с правилами бережного

обращения с книгами, производим ремонт книг, также знакомимся с

понятием «библиотека», «библиотекарь» и правилами поведения в

библиотеке. В нашем детском саду создана библиотека усилиями

педагогов и родителей, куда мы часто ходим выбирать книги для

чтения. Так же сами родители со своими детьми могут выбрать книгу и

забрать домой для чтения, предварительно сделав запись в тетрадь

выдачи книг.

Так же формированию предпосылок личностных универсальных

учебных действий у детей дошкольного возраста способствуют

совместное

коллективное

оценивание

добрых

положительных

поступков

детей,

сказочных

героев

происходит

соотнесение

с

этическими нормами. Также можно предложить оценить не только

свою работу, свои достижения, так же работу других детей (с помощью

взрослого).

Как

один

из

вариантов

можно

завести

«Тетрадь

достижений», где предлагается детям приклеивать в тетради наклейки

за какое-то достижение, даже за самое маленькое.

Предпосылками коммуникативных компонента являются:

потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

владение

определенными

вербальными

и

невербальными

средствами общения;

эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

ориентация на партнера по общению;

умение строить монологичное высказывание и диалоговую речь;

умение слушать собеседника;

3

умение ставить вопросы; обращаться за помощью;

умение договариваться о распределении функций и ролей в

совместной деятельности;

умение предлагать помощь и сотрудничество.

Эффективным способом формирования предпосылок коммуникативных

универсальных учебных действий являются коллективные работы по

изодеятельности, аппликации, конструированию. Именно в процессе

творческой деятельности развивается образное, конструктивное и

аналитическое мышление, воображение, зрительная память, то есть

разносторонние психические процессы. Также используются

многочисленные дидактические игры, например «Опиши предмет», «Плохо –

хорошо», «Фразовый конструктор» и др. Выносятся на обсуждение вопросы

по теме, где предлагается высказать свое мнение, и доказать свою точку

зрения. Или же детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы

по изучаемой теме или определенному заданию. Активно применяем в своей

работе мнемотаблицы по разным лексическим темам. Для детей не

владеющими вербальными средствами общения используем АДК.

Предпосылками познавательного компонента являются:

навыки сформированности сенсорных эталонов;

ориентировка в пространстве и времени;

умение узнавать, называть и определять объекты и явления

окружающей действительности;

умение применять правила и пользоваться инструкциями;

умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий

при решении поставленных задач;

умение производить анализ и синтез объектов;

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение выделять существенные признаки объектов;

умение устанавливать аналогии на предметном материале;

4

умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном

предметном материале;

умение ориентироваться в книге; умение листать книгу вперёд-

назад с определённой целью; умение находить нужную страницу; умение

ориентироваться по условным обозначениям в книге;

умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с

разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск

нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);

умение пользоваться простейшими инструментами.

Результативным способом формирования предпосылок познавательных

универсальных учебных действий является рассказывание по схеме, действие

по плану, сравнительное описание предметов. Важным являются игры,

побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности – это

таинственные схемы-знаки «Найди указанное место», «Кто к кому ходит в

гости?»; упражнения «Логические цепочки», «Продолжи ряд», «Четвертый

лишний», «Что сначала, что потом», прохождение лабиринтов и др.

Предпосылками регулятивного компонента являются:

умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

умение сохранять заданную цель;

умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию

взрослого;

умение планировать свое действие в соответствии с конкретной

задачей;

умение контролировать свою деятельность по результату;

умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

умение работать по инструкции взрослого;

умение

удерживать

задачу

на

протяжении

всего

времени

выполнения задания;

5

готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на

выбор;

умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который

читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

умение правильно держать орудия письма и инструменты

(карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой

моторики рук.

На ступени предшкольного образования развитие предпосылок регулятивных

действий связано с формированием произвольности поведения. Для его

совершенствования используются различные игры и упражнения «Что

изменилось?», «Найди одинаковые предметы», «Найди отличия», «На что

похожа мелодия», упражнения "Ситуации", с помощью которых дети могут

принимать участие в разрешении различных проблемных ситуаций; игры

" Слушаем тишину", " Правила", " Продолжи узорчик", " Проведи линию",

«Найди ошибку». Для развития мелкой моторики у нас имеется огромный

арсенал упражнений и пособий, от бусин до тренажеров для письма.

Основными средствами формирования универсальных учебных действий

детей с ЗПР являются вариативные по формулировке учебные задания,

которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности,

формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной

целью. Такие как: объясни, проверь, оцени, придумай, выбери, сравни,

подбери, найди закономерность, верно ли утверждение, наблюдай, сделай

вывод и т.д. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с

целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять

их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным

или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-

следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений

об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять

генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения

сущностной связи.

6

Так же важное значение для формирования универсальных учебных

действий имеет создание условий, а именного предметно-пространственной

развивающей

среды.

Это

гармоничное

соотношение

материалов,

окружающих

детей,

с

точки

зрения

количества,

разнообразия,

неординарности, изменяемости и позволяющая в комплексе формировать

УУД.

УУД

Содержание ППРС

1

личностные УУД

Оборудованный спортивный уголок в

группе в соответствии с требованиями,

физкультурный зал и спортивная площадка

с «Дорожкой здоровья» и пр.

2

регулятивные УУД

Наличие в группе уголков социально-

эмоционального развития; наличие

кабинета педагога-психолога, «сухой

бассейн»,

3

познавательные УУД

Наличие кабинета учителя-дефектолога и

учителя – логопеда, оформленных в

соответствии с требованиями, цветники на

участках; площадка для изучения правил

дорожного движения, «мини-музеи» и др.;

4

коммуникативные

универсальные

действия

Наличие музыкального зала, оформленного

в соответствии с требованиями;

театральный уголок в группе с различными

видами театров и др.

При формировании предпосылок УУД на предшкольной ступени

образования необходимо:

Опираться на ведущий вид деятельности дошкольников – игру,

использовать игры с правилами, игровые ситуации;

7

Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Один и тот

же материал должен предоставляться ребенку с разных сторон, и

разными методами.

Демонстрационный и раздаточный материал должен быть ярким и

эмоционально окрашенным.

Включать дошкольников в активные виды деятельности:

конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование,

исследование, и др.;

Поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес,

стимулировать любознательность детей;

Тренировать мыслительные операции – классификацию, анализ,

синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, и др.;

Задания, предлагаемые детям, должны строиться с учетом зоны ЗБР,

т.е. должны быть трудными, но посильными.

Развивать коммуникативные способности детей, вербальную и

невербальную речь, творческие способности и навыки самоконтроля;

Акцентировать внимание на деятельности дошкольника и ее

эффективности, а не на достижениях.

Формирование предпосылок к учебной деятельности очень важны для детей

с ЗПР, так это является залогом успешной учебы детей в школе.

8



В раздел образования