Напоминание

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Чистое сердце"


Автор: Ефремов Евгений Алексеевич
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Михайловская СОШ"
Населённый пункт: Бугурусланского района Оренбургской области
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Чистое сердце"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа»

Бугурусланского района Оренбургской области

РАССМОТРЕНО и

СОГЛАСОВАНО

педагогическим советом

Протокол №1 от

30.08.2023

г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Михайловская

СОШ» __________Т.В. Домнина

Приказ №

от 31.08.2023г.

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Чистое сердце»

Направленность: социально-гуманитарная

Возраст детей: 11-12 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель: учитель русского языка

и литературы, педагог

дополнительного образования

Ефремов Евгений Алексеевич

с. Михайловка

2023-2024 учебный год

2

Пояснительная записка

Направленность адаптированной дополнительной общеразвивающей

программы – социально-гуманитарная.

Актуальность программы: в настоящее время актуальна проблема

изменения общественного сознания по отношению к детям с ограниченными

возможностями здоровья (далее ОВЗ). Согласно статистическим данным,

уровень первичной инвалидности детей имеет тенденцию к постоянному

росту.

Подобная

статистика

приводит

к

необходимости

обновления

содержания образования, поиску путей оптимальной организации работы по

социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграции

их

в

общество,

подготовки

к

будущей

самостоятельной

трудовой

деятельности.

Добровольческая деятельность является эффективным средством для

социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья,

развития эмоциональной сферы, речевого развития, а также формирования у

них социально-коммуникативных навыков. Занятия по программе развивают

умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым и услышанным, что

способствует социализации и адаптации детей с ОВЗ в современном

обществе.

Программа разработана в соответствии с:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023г.);

- Концепцией

развития

дополнительного

образования

детей

(утв.

Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Приказом министерства образования и науки Российской Федерации

от

29.08.2013

1008

«Об

утверждении

порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам»;

- Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом

Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным

проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10);

- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утв. Президиумом

Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным

проектам, протокол от 24.12.2018 г. №16);

-

Федеральным

проектом

«Патриотическое

воспитание»

Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при

Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от

03.09.2018 г. протокол № 10);

- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030

года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-

р);

- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 «О направлении

методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по

реализации

адаптированных

общеобразовательных

программ,

3

способствующих

психологической

реабилитации,

профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая

детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);

- Постановлением Правительства Оренбургской области «О реализации

мероприятий

по

внедрению

целевой

модели

развития

системы

дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г.

№ 485 - пп);

-

Санитарно-эпидемиологическими

требованиями

к

устройству,

содержанию и организации режима работы организаций дополнительного

образования (Постановление Главного государственного санитарного врача

РФ от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 с

изменениями на 27 октября 2020 года);

- Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении

Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и

предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом

необходимой помощи» от 09.11.2015 г. № 1309;

- Уставом МБОУ «Михайловская СОШ»;

- Учебным планом МБОУ «Михайловская СОШ» на 2023-2024 учебный

год;

- Программой воспитания МБОУ «Михайловская СОШ».

Новизна

программы

заключается

в

том,

«Чистое

сердце»

добровольное

общественное

движение

детей

и

подростков

с

ОВЗ,

направленное

на

формирование

и

проявление

социально-активной

гражданской жизненной позиции, выражающейся в помощи нуждающимся

членам общества, в деятельном участии и заботе о месте проживания и

общем качестве жизни на территории села, района, города, региона, страны.

Особенность программы также состоит и в том, что дети с ОВЗ в

большинстве случаев являются слабоуспевающими на учебных занятиях, но

их потенциал возможно развить именно в трудовой деятельности, чему и

способствует данная программа.

Движение «Чистое сердце» имеет все необходимые для привлечения и

удержания социальной активности молодого поколения в конструктивном

русле атрибуты, а именно: символику, гимн, формы, методы, авторитет у

старшего поколения, потенциал развития и роста с учетом социальных и

технических преобразований общественной жизни.

Педагогическая целесообразность

– программа дает возможность

создания ситуации успеха для детей с ограниченными возможностями

здоровья через применение индивидуально-дифференцированного подхода,

что позволяет обучающимся справиться с возможными трудностями при

выполнении поставленных перед ними задач, повышает самостоятельность

детей. Программа опирается на принципы жизненной определенности,

доступности,

здоровьесбережения,

наглядности,

активности.

Создание

движения «Чистое сердце» - это возможность самим воспитанникам с

детства помогать пожилым людям, проявляя собственную инициативу,

4

чувствуя в этом непосредственное искреннее желание оказать помощь,

открыто проявить заботу, быть уверенным в том, что такая деятельность

правильная,

достойная,

благородная.

Ребята

пытаются

проявить

самостоятельность в планировании, распределении обязанностей в делах,

организации деятельности в целом и подведении итогов.

Выполняемые дела, поисковая деятельность - это обретение опыта

общения с людьми разных поколений, приобретение гражданственности,

милосердия, приобщение к делам взрослых.

Цель: создать условия для социализации и адаптации детей с ОВЗ,

формировать положительные качества личности через добрые дела, научить

проявлению заботы о нуждающихся в помощи людях, бескорыстной

помощи.

Задачи:

Образовательные:

Привлекать учащихся к активному участию в социально значимых

делах школы, села, города.

Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.

Развивающие:

Развивать

организационные

и

коммуникативные

компетенции,

механизмы

эмоционально-волевого

регулирования

поведения,

основы

личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

Формировать у школьников способности и готовности к социально

преобразующей добровольческой деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать чувство долга перед страной, бережное отношение к

природе,

уважение

прав

и

свобод

другого

человека,

толерантность,

правосознание, позитивное отношение школьника к родному Отечеству, к

родному краю, природе и культуре, труду, людям через систему интеграции

основного и дополнительного образования. Формировать собственное

понимание нравственно-патриотической и гражданской позиции. Поддержка

социальных инициатив, направленных на

распространение гуманизма,

милосердия, человеколюбия и сострадания.

Ожидаемые результаты:

приобретение школьником социальных знаний (об общественных

нормах, т.е. познание норм этики и морали; о социально одобряемых и

неодобряемых формах поведения в

обществе, т.е. познание базовых

общественных ценностей);

получение

школьником

опыта

переживания

и

позитивного

отношения

к

базовым

ценностям общества

(человек,

семья,

Отечество,

природа,

мир,

труд,

культура),

ценностного

отношения к социальной

реальности в целом;

получение

школьником

опыта

самостоятельного

общественного

действия.

В

результате

целенаправленной

работы

по

организации

5

добровольческого движения «Чистое сердце» учащиеся приобретут

такие

духовно-нравственные

качества,

как

милосердие,

терпимость,

сострадание, трудолюбие, чувство долга и ответственность. Пополнят свои

интересы

социально

значимым

содержанием,

основанным

на

опыте

поколений.

Приобщатся

к

культуре,

традициям,

общечеловеческим

ценностям своего народа. Будут расти гражданами своего Отечества,

людьми, уважающими себя и других. Станут полезными и нужными своей

семье, своему обществу.

Личностными результатами освоения курса является:

ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества

со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

осознание

приоритета

нравственных

основ

труда,

творчества,

создания нового;

первоначальный опыт участия в различных видах общественно

полезной и личностно значимой деятельности;

потребности

и

начальные

умения

выражать

себя

в

различных

доступных

и

наиболее привлекательных для ребёнка видах

творческой деятельности;

мотивация

к

самореализации

в

социальном

творчестве,

познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Метапредметными результатами

адаптированной дополнительной

общеобразовательной

программы

является

формирование

следующих

универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

1.

Определять

и

формулировать

цель

деятельности

на

занятии

с

помощью педагога.

2.

Проговаривать

последовательность

действий

при

выполнении

заданий, предложенных учителем.

3.

Умение высказывать своё предположение (версию).

4.

Умение

совместно

с

педагогом

и

другими

детьми

давать

эмоциональную оценку деятельности группы.

Познавательные УУД:

1.

Делать предварительный отбор источников информации.

2.

Добывать

новые

знания:

находить

ответы

на

вопросы,

свой

жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

3.

Перерабатывать

полученную

информацию:

делать

выводы

в

результате совместной работы всей группы.

Коммуникативные УУД:

1.

Умение донести свою позицию до других.

2.

Слушать и понимать речь других.

3.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения.

4.

Учиться

выполнять

различные

роли

в

группе

(лидера,

исполнителя, критика)

6

Отличительной

особенностью

адаптированной

дополнительной

общеразвивающей программы добровольческого движения «Чистое сердце»

является то, что она предназначена для обучающихся

5-6 классов, имеющих

ограниченные возможности здоровья. Также к особенностям программы

можно отнести ее ориентацию, в первую очередь, на получение ребенком с

ОВЗ опыта позитивного общения, социально приемлемого эмоционального

реагирования, проживания им ситуации индивидуального успеха. Став

участником организованного сообщества, ребенок получает возможность

удовлетворения, при определенных условиях, индивидуальных интересов и

запросов, адекватных состоянию его здоровья, возможность расширения

позитивных социальных связей.

Учащиеся включаются в разнообразные виды деятельности, а именно:

предоставляется возможность включать детей в разнообразные виды

социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство

причастности

к

общественной

жизни,

воспитывать

коллективизм,

общественную активность и сознательную дисциплину.

При выполнении общественно-полезных задач ребенок живет заботами

о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе,

знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и

самостоятельность. Самое главное – он учится делать добро и принимать его.

Целевая аудитория: дети 11-12 лет с ограниченными возможностями

здоровья. Занятия проводятся при наличии медицинского заключения об

отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья заниматься данным

видом деятельности.

Язык обучения: русский.

Уровень программы – ознакомительный.

Объем – 36 часов, в неделю – 1 час.

Срок освоения программы – 1 год.

Форма обучения – очная.

Содержание программы делится на 3 основных направления:

Направление 1 «Школа сердца» - воспитанники учатся проводить

различные акции, изготавливать поздравительные открытки, небольшие

подарки своими руками, буклеты с необходимой информацией.

Направление 2 «Десант сердца» - проведение акций по очистке и

уборке территорий школы и села.

Направление 3 «Шаг навстречу» - оказание помощи в организации и

проведении различных мероприятий в школе, работа с социальными

партнерами и организациями.

Формы и методы реализации:

Первый уровень результатов может быть достигнут посредством

этической беседы, встреч, просмотра фильмов, т.е. инициативное участие

ребенка в отдельных социальных акциях, организованных взрослыми.

Второй – через дискуссии, диспуты, круглые столы, экскурсии, походы,

т.е. социально-ориентированные коллективные творческие дела.

7

Третий – через различные социально ориентированные акции, оказание

помощи на дому, т.е. социальные проекты, волонтерство (постоянное

инициативное участие ребенка в деятельности на благо отдельных людей и

общества в целом).

Методы обучения:

- обращение к прошлому или только что сформированному опыту

обучающихся;

- открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого непосредственно

оказывается

задействованной

субъектная

позиция

обучающихся

и,

опосредованно, - их прежний опыт;

- решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций;

-дискуссия обучающихся, дебаты;

-игровая деятельность: ролевые и деловые игры;

-образовательное событие;

-учебно-исследовательская работа, проектная деятельность.

Эффективные условия:

- важность самостоятельной деятельности, где обучающийся берет на

себя приобретенное право проявлять инициативу решения какой-либо задачи

и активно проводить это решение в жизнь;

- добровольность, когда в сознании подростка зарождалась идея иного,

творческого решения известной задачи;

- значимость и ценность предстоящей деятельности для обучающихся;

- положительный микроклимат во всех пространствах взаимодействия;

- самостоятельное, сознательное принятие решения об изменении

позиции от наблюдателя к активному участнику;

- ответная позитивная реакция окружающих на проявление инициативы

и деятельности.

Деятельность педагога по активизации проявления подростковой

инициативы:

- личный пример;

- изучение интересов и потребностей подростков;

- педагогическая поддержка;

- педагог как источник основной и дополнительной информации;

- мотивация и стимулирование;

- создание ситуации проявления осознанной активности подростков;

- активное включение ребят в различные виды деятельности, со сменой

ролей и позиций.

Принципы:

1. Открытость системы – участником движения может стать любой

подросток, независимо от социального статуса, опыта, предшествующего

вхождению в программу, способностей и интересов. Единственное условие

для подростка – соблюдать принципы, сформулированные в программе.

2. Развитие движения по принципу «step-by-step» (след в след). Во-

первых, этот принцип определяет то, как растет и развивается подростковая

8

группа.

Приток

новых

членов

движения

осуществляется

за

счет

неформального общения и поиска единомышленников среди собственного

окружения. Во-вторых, движущей силой является инициатива подростковой

группы. Это значит, что по мере роста группового потенциала инициатива и

ответственность постепенно передаются от координатора и взрослых

участников проекта подросткам.

3. Принцип активной позиции участников. Участвовать в программе не

значит просто «принадлежать к определенной группе подростков». Участие

предполагает наличие собственного личного вклада в поддержку и развитие

движения.

4. «Не навреди» - поскольку программа сориентирована на работу с

рядом «небезопасных» тем, необходимо обеспечить психологическую и

личную безопасность подростка-участника и его окружения.

5. Ориентация на желания и потребности подростка – самый трудный

для взрослых принцип. Взрослый человек гораздо сильнее, чем ребенок,

находится в плену стереотипов. Ориентируясь в работе на желания

подростка, мы создаем условия для его внутреннего роста.

6. Принцип прав и ответственности участников – и подростки, и

взрослые участники программы обладают равными правами. Это значит, что

все имеют возможность проявлять инициативу, высказывать свое мнение, в

равной степени нести ответственность за результаты работы. Принцип важен

потому, что обеспечивает условия для свободы и творчества и не позволяет

подросткам относиться к программе лишь с потребительских позиций.

Способом

определения

результативности

реализации

адаптированной дополнительной общеобразовательной программы «Доброе

сердце»

служит

мониторинг

образовательного

процесса

детского

объединения.

Процедура

мониторинга

образовательного

процесса

осуществляется в начале и конце учебного года на основе контрольных

опросов, тестирования, педагогического наблюдения и диагностических

методик определения уровня развития ключевых компетентностей.

Методы отслеживания результативности:

- педагогическое наблюдение;

- опрос;

- тестирование;

- защита проектов;

- организация и участие в мероприятиях, конкурсах;

- анализ результатов методик: «Лидер», «Эффективность лидера»,

«КОС» - авторы В.В. Синявский и В.А. Федорошин, тест «Диагностика

лидерских способностей» -авторы Е. Жариков и Е. Крушельницкий, тест

«Способны ли вы быть лидером».

Формы

подведения

итогов

реализации

адаптированной

дополнительной общеразвивающей программы:

- творческие отчеты о проделанной работе за год и их презентация;

- мероприятия, КТД, соревнования, конкурсы, конференции;

9

- статьи и фотоматериалы на сайте учреждения;

- портфолио обучающихся объединения;

- карты оценки результатов освоения программы;

- награждение благодарственными письмами самых активных членов

волонтерского отряда и волонтеров в совместных мероприятиях.

Учебно-тематический план адаптированной дополнительной

общеразвивающей программы «Чистое сердце»

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

1

Школа сердца

16 часов

2

Десант сердца

13 часов

3

Шаг навстречу

8 часов

Из них:

Инструктажи по ТБ

15

Всего:

36 часов

10

Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

Дата

Кол-во

часов

Оборудование,

материал

План.

Факт.

1

Вводное занятие. Инструктажи по

ОТ/ТБ Правила безопасного

поведения.

Школа сердца. Кто такой

доброволец?

1

Журналы по

ТБ.

Мультимедиа

оборудование.

презентация

2

Десант сердца. Инструктаж по ТБ.

Акция «Чистый двор» (уборка

территории школы и

пришкольного участка).

1

Лопаты,

веники,

мешки для

мусора,

перчатки

3

Школа сердца. Законы и заповеди

движения «Чистое сердце».

День села. Выпуск

поздравительной открытки ко дню

села.

1

Мультимедиа

оборудование.

Ватман,

краски,

карандаши

4

Школа сердца. Месячник

безопасности. Подготовка и

проведение тренировочной игры

«Пожар».

1

Секундомер,

лист бумаги,

ручка

5

Десант сердца. Инструктажи по

ТБ Акция «Чистый берег»

(очистка берега р. Турханка

совместно с РДДМ).

1

Лопаты,

веники,

мешки для

мусора,

перчатки

6

Школа сердца. Инструктаж по ТБ.

День пожилого

человека. Изготовление

поздравительной открытки для

людей старшего возраста.

1

Ватман,

краски,

карандаши

7

Десант сердца. Инструктажи по

ТБ Оказание помощи пожилым

людям по уборке территории.

1

Лопаты,

веники,

мешки для

мусора,

перчатки

8

Шаг навстречу. Инструктажи по

ТБ Изготовление

поздравительных открыток для

педагогов ко дню учителя.

1

Бумага,

краски,

карандаши,

ножницы

11

9

Школа сердца. Написание писем

участникам СВО.

1

Листы формата

А-4, ручка

10

Десант сердца. Инструктажи по

ТБ Акция «Спасем книги».

Ремонт книг школьной

библиотеки

1

Клей,

ножницы,

скотч, бумага

11

Школа сердца. Шаги в историю.

День народного единства. Сбор

посылки для бойцов СВО

1

Мультимедиа

,

презентация.

Посылка,

продукты

12

Шаг навстречу. Выпуск

поздравительной открытки ко дню

матери.

1

Картон, краски,

карандаши

13

Школа сердца. Беседа

«Поговорим о

милосердии» к международному

дню инвалидов.

1

Компьютер,

Мультимедиа,

14

Шаг навстречу. Изготовление

плаката ко Дню Конституции

1

Ватман, краски,

карандаши

15

Десант сердца. Инструктажи по

ТБ Акция «Снежный десант»

(очистка тропинок у дворов

ветеранов)

1

Лопаты,

метелки

16

Школа сердца. «Мастерская Деда

Мороза» (подготовка к

новогоднему

празднику).

1

Листы

формата А-4,

ножницы,

клей

17

Десант сердца. Инструктажи по

ТБ Акция «Накорми птиц зимой».

Изготовление и развешивание

кормушек

1

Ножницы,

проволока,

банки, корм

18

Десант сердца. Инструктажи по

ТБ Акция «Поможем книге»

(ремонт книг в сельской

библиотеке)

1

Листы формата

А-4,

ножницы,

клей, скотч

19

Десант сердца. Инструктажи по

ТБ Акция «Память поколений»

(очистка от снега памятника

солдатам ВОв)

1

Лопаты, веник

20

Шаг навстречу. Организация

выставки

«Холокост». Посещение

Добро.Центр "Импульс"

1

Листы формата

А-4 ,

компьютер,

принтер

12

Бугурусланского района.

Изготовление сухого душа для

участников СВО

21

Школа

сердца.

Беседа «День

памяти

о

россиянах,

исполнявших

служебный

долг

за

пределами

Отечества».

Акция

«Напиши

письмо

солдату СВО»

1

Компьютер,

Мультимедиа,

проектор.

Листы формата

А-4, ручки

22

Школа сердца. Выпуск

поздравительной открытки ко

Дню защитника Отечества.

1

Ватман,

краски,

карандаши

23

Шаг навстречу. Оказание помощи

при подготовке к «8 Марта»

1

Цветная

бумага,

карандаши,

фломастеры,

ножницы

24

Шаг навстречу. Оказание помощи

при подготовке мероприятия

«Масленица»

1

Цветная

бумага,

карандаши,

фломастеры,

ножницы

25

Школа сердца. Беседа «Россия и

Крым вместе». Посещение

Добро.Центр "Импульс"

Бугурусланского района.

Изготовление свечей для

участников СВО

1

Компьютер,

мультимедиа,

Проектор.

26

Десант сердца. Акция «Подари

улыбку» (ко Дню Смеха)

1

Листы формата

А-4,

карандаши,

ножницы

27

Десант сердца. Инструктажи по

ТБ Акция «Подари цветы

Аистятам» (посещение СРЦН

«Аистенок»

1

Рассада цветов,

грунт,

стаканчики,

перчатки

28

Школа сердца. Беседа «Мы

первые» (ко Дню космонавтики)

1

Компьютер

мультимедиа

проектор

29

Школа сердца. Беседа «Герои

среди нас». Посещение школьного

музея

1

Компьютер,

мультимедиа,

проектор

13

30

Десант сердца. Инструктажи по

ТБ Акция «Вахта памяти» (уход за

школьным мемориалом)

1

Веники, мешки

для мусора,

перчатки

31

Десант сердца. Инструктажи по

ТБ Акция «Плетение

маскировочных сетей для нужд

СВО»

1

Станок для

плетения,

ленты, схемы

плетения

32

Шаг навстречу. Оказание помощи

при подготовке к празднованию

Дня Победы

1

Листы

формата А-4,

цветная

бумага,

карандаши,

фломастеры,

ножницы

33

Десант сердца. Инструктажи по

ТБ. Акция «Чистый двор»

1

Лопаты,

веники, мешки

для мусора,

перчатки

34

Шаг навстречу. Оказание помощи

при подготовке к последнему

звонку

1

Листы

формата А-4,

цветная

бумага,

карандаши,

фломастеры,

ножницы

35

Школа сердца. Круглый стол.

Анкетирование «Я доброволец»

1

Анкеты

36

Школа сердца. Круглый стол

«Человек человеку нужен»

1

Компьютер,

мультимедиа

проектор

Методическое

обеспечение

адаптированной

дополнительной

общеразвивающей программы:

Программа предполагает сочетание теоретических и практических занятий с

обучающимися. Проведение практических занятий осуществляется в разных формах:

круглые столы, тренинги, конференции, добровольческие акции и др.

Для

реализации

программы

необходимо

руководствоваться

основными

компонентами деятельности современного педагога:

· гуманизация педагогического процесса;

· индивидуализация и дифференцированный подход;

· демократизация, что предполагает возможность педагога в рамках реализации

данной программы достичь поставленной цели и решить педагогические, а также дать

14

возможность каждому обучающемуся — члену добровольческого объединения

раскрыть

свои

организаторские

способности,

реализоваться

в

разнообразной

деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога

является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они

смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной

работы, удовольствие от общения друг с другом.

Основные методы работы:

1. Концентры по различным направлениям деятельности (психолого —

педагогическое, социально — бытовое, социокультурное, трудовое, оздоровительное,

социально

правовое,

профилактическое,

лидерское,

патриотическое,

информационное, экологическое, образовательное).

2.

Эмоциональной

поддержки

(поддержка

добровольцев

выражается

в

поощрении, оценивании, координации, направлении, мотивировании, обмене

опытом и других необходимых действиях, направленных на сопровождение

личностного и профессионального самостоятельного роста).

3. Анализа и самоанализа (доброволец должен владеть навыками самоанализа

собственной

деятельности.

Руководителям,

анализирующим

деятельность

добровольца, надо исходить из его индивидуальных, личностных особенностей).

4. Стимулирования на позитивную деятельность (в качестве поощрения

необходима система дополнительных социально значимых возможностей: поездка в

молодежный лагерь, познавательная экскурсия, билеты в театр, подарочные книги,

значки, дипломы и т. п.).

Методическое обеспечение программы определяется использованием комплекса

различных педагогических технологий, направленных на решение педагогических

целей и задач программы. Методическое сопровождение состоит в том, что в рамках

программы

проводятся

исследовательские

работы,

диагностирование

качества

организации, ход и результаты реализации программы.

Методы педагогического исследования по организации, ходу и результатам

программы следующие: наблюдение, беседа, анкетирование, ранжирование, изучение

творческих

работ.

В

исследованиях

задействованы

методисты

и

педагоги

дополнительного образования.

Использование теоретического материала и практических методик в реализации

программы по развитию волонтерской деятельности. Использование наработок опыта,

изложенных в методической литературе, а также полученного во время областных

семинаров. Обучение методикам проведения современных форм мероприятий по

профилактике асоциальных явлений в молодежной среде и пропаганде здорового

образа жизни.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Успешной реализации программы будет содействовать выполнение следующих

условий:

• Разработанность программы с учетом интереса, возрастных особенностей, а

также специфики заболевания обучающихся.

• Открытость содержания обучения через открытость социокультурного опыта и

увеличение источников средств обучения, включая Интернет.

15

• Создание ситуации успеха.

Ориентация

на

сотворчество

как

основу

взаимодействия

педагога

и

воспитанников.

• Создание атмосферы доверия через самореализацию в разнообразных формах

досуговой деятельности.

• Подкрепление образовательного процесса стимулирующим потенциалом

ситуаций успеха.

• Участие родителей в проводимых мероприятиях как непосредственных

участников, и в проведении занятий в роли тьюторов (сопровождающих) обучающихся

и помощников педагога.

Участие

обучающихся

в

конкурсах,

фестивалях,

культурно-досуговых

мероприятиях.

• Использование для обучения преимущественно игровой формы.

• Обеспечение смены видов деятельности в ходе занятия, использование

различных модальностей для удержания внимания обучающихся.

• Многократное повторение изучаемого и усвоенного материала занятий и его

использование в новых заданиях, упражнениях, ситуациях.

Хорошие результаты приносят и следующие методические приёмы:

1.

Индивидуальная

оценка

уровня

освоенных

навыков,

развития

способностей путём наблюдения за ребёнком, его успехами.

2.

Создание на занятии обстановки, вызывающей у неуверенных детей

желание действовать и перспективы развития и роста в творчестве.

3.

Использование коллективной работы.

Материально-техническое обеспечение

• Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим

требованиям.

• Общее освещение кабинета должно быть обеспеченно люминесцентными

лампами в период, когда невозможно естественное освещение.

• Рабочие столы и стулья должны соответствовать ростовым нормам.

• Наличие необходимых средств ТСО (компьютер, проектор, принтер).

• Наличие инструментов (лопаты, грабли, перчатки, мешки, веники, тряпки).

• Наличие канцелярских принадлежностей (ножницы, клей, бумага А4, цветная

бумага, картон, цветной картон, ватман, краски акварельные, гуашь).

Воспитательный компонент программы

Воспитательная

работа

способствует

обеспечению

непрерывности

воспитательного процесса. К настоящему времени выработались и сложились общие

принципы организации воспитательного процесса, хотя каждый вид организации

деятельности

обучающихся

за

пределами

занятий

имеет

свои

особенности.

Желательно, чтобы дети были вовлечены в активную, в том числе поисковую

деятельность, связанную с поиском необходимых материалов, источников их

получения и т. д.

16

Воспитательная

работа

не

должна

строиться

только

на

принципе

развлекательности, однако желательно, чтобы в ней были и романтика и игра, чтобы ей

сопутствовала красочность и эмоциональность. Осуществление комплексного подхода

к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий с использованием

различных организационных форм решалась бы не только одна профильная задача.

Необходимо

выделить

идейно-нравственный

аспект,

усилить

трудовую

направленность в процессе подготовки, нравственно-воспитательный эффект. Важно,

чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач.

Воспитательная работа направлена на сплочение детей в единый дружный

коллектив, создание благоприятной атмосферы доброжелательности и сотрудничества,

на воспитание у них чувства уважения и справедливости к окружающему миру и

людям. Основными формами проведения воспитательного процесса являются: игровые

программы, Дни кружковцев, Дни семейного отдыха, беседы, чаепития с включением

игровых блоков. Разработаны сценарии мероприятий воспитательного характера.

Воспитательная работа в детском объединении включает в себя следующие

обязательные аспекты:

1. Изучение физического здоровья детей, условий семейного воспитания.

Проводится

тестирование

на

определение

психологической

комфортности

обучающихся,

их

темперамента,

особенностей

общего

развития.

Эти

данные

используются при корректировке планов ведения занятий в детском объединении.

2. Запланированные беседы о правилах техники безопасности во время занятий, о

предотвращении несчастных случаев, поведении на улице, в Доме детского творчества.

3.

Беседы

о

личной

гигиене,

вреде

курения,

негативных

последствиях

употребления алкоголя и наркотических средств.

4.

Информационно-просветительская

работа

с

родителями

обучающихся.

Привлечение родителей для участия в коллективно- творческих делах и праздниках в

детском объединении. Организация промежуточных мероприятий, занятий в качестве

показателя достижений и успехов обучающихся.

Немаловажным компонентом для успешного воспитательного процесса является

участие

обучающихся

в

различных

мероприятиях,

выставках,

соревнованиях,

конкурсах и конференциях.

Гражданско-патриотическое направление

Задачи:

- формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству,

гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому

прошлому и традициям народов России;

- формирование правовой культуры, гражданской и правовой направленности

личности, активной жизненной позиции, готовности к служению своему народу и

выполнению конституционного долга.

Духовно-нравственное направление

Задачи:

- формирование духовно - нравственных качеств личности;

- воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к

проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях;

17

-

воспитание

нравственной

культуры,

основанной

на

самовоспитании

и

самосовершенствовании;

- развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и

внимании пожилым и одиноким людям, ветеранам войны и труда, детям, оставшимся

без попечения родителей и т.д.;

- воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия по отношению ко

всем людям и прежде всего своим близким.

Трудовое, (познавательная деятельность) направление:

Задачи:

- воспитание социально значимой целеустремленности в познавательной деятельности,

трудовых отношениях;

- развитие навыков самообслуживания, воспитание ответственности за порученное

дело;

- формирование уважительного отношения к материальным ценностям;

- содействие профессиональному самоопределению выпускника, подготовка его к

осознанному выбору профессии.

Экологическое направление

Задачи:

- воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения

как показателя духовного развития личности;

- создание условий для социального становления и развитие личности через

организацию совместной познавательной, природоохранной деятельности,

осуществление действенной заботы об окружающей среде.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.

Агаева И.Б. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями:

учебно-методическое пособие / И.Б. Агаева. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева,

2015 – 114 с.

2.

Антонова Н.А. Проблема социальной адаптации и реабилитации детей с

умственной отсталостью / Н.А. Антонова // Научный поиск. – 2014 –№ 2.1. – с. 5

3.

Военно-патриотическое

воспитание

в

школе.

М.В.Видякин,

Н.А.Касаткина,

И.О.Усатова и др. Издательство «Учитель» Волгоград, 2010 г.стр. 11-25

4.

Воспитание

гражданина./Р.

Салихова,

Г.

Ахметжанова//Воспитание

школьников: Теоретический журнал. – 2004. - №1 – с.2-8.

5.

Воспитание патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С.Рожков // Пед.

вестн. – 2003. - №12. – С.7.

6.

Вырщиков,

А.Н.

Патриотическое

воспитание:

методологический

аспект.

Волгоград, 2014.

7.

Гражданско-патриотическое

воспитание

(классные

часы,

общешкольные

мероприятия, интеллектуальные игры, викторины) / авт.-сост. Е.В.Усатова и др. –

Волгоград: Учитель, 2006.

8.

Ефимова Е.А. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями

здоровья /Е.А. Ефимова // Вестник Ишимского государственного педагогического

18

института им. П.П. Ершова. – 2013 – № 5, с.87-91.

9.

Методические

рекомендации

по

организации

деятельности

детских,

подростковых организаций ФДПЮО, 2006 г

10.

Организация внеурочной деятельности в школе: методические рекомендации /

авт.- сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск: УИПКПРО,2013

11.

Сборник программ. Социальная деятельность. Основная школа/авт.-сост. С.В.

Третьякова.- М.: Просвещение,2013

12.

Программы

внеурочной

деятельности.

Проблемно-ценностное

общение:

пособие

для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В.

Степанов.- М.: Просвещение,2011

Литература для обучающихся

1.Беттельгейм Бруно. Любим ли Я?

2.Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя… Психотерапевтические

истории для детей. Класс. — М., 2007.

3.Без секрета всему свету… М.: Научно-методический центр «Диагностика.

Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выготского, 2000. 124 с. (Серия «Работающие

программы», выпуск 6).

Литература для родителей обучающихся

1.Александров А.А., Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе.

М.: Издательство «Медиа сфера», 1996. 96 с.

2. Дедловская В.И. Здоровый образ жизни. Методические рекомендации к

комплекту демонстрационных таблиц по ОБЖ для 10-11 классов. М., 2003. 16 с.

3. Ерышев О.Ф. Лечение алкогольной зависимости. СПб.: Издательский Дом

«Нева», 2004. 128 с.

4.Валентик Ю.В., Булатников А.Н. Семейная реабилитация несовершеннолетних,

злоупотребляющих психоактивными веществами. –М.: Московский городской фонд

поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 104 с.

5.Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: Находим ответы на трудные вопросы:

Блокнот для учащихся 10-11 классов /Под ред.М.М.Безруких. М.: Просвещение, 2005.

96 с.

6.Малыгин В.Л. Как уберечь детей от алкоголя и наркотиков или как стать

счастливым родителем счастливых детей. Тула, 2003. 24 с.

7. Макеева А. Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем.- М.:

Вентана-Граф, 2002.-32с.

19

Приложение № 1

Диагностический материал

Оценивание достижений обучающихся в процессе освоения адаптированных

дополнительных общеразвивающих программ социально – гуманитарной

направленности.

Лист внутреннего мониторинга АДОП «Чистое сердце», педагог ДО Ефремов Е.А.

Условные обозначения: «+» отлично; «V» хорошо; «-» удовлетворительно; «0» - неудовлетворительно

п/

п

ФИО обучающегося

Соответствие

теоретических

знаний ребенка

программным

требованиям;

осмысленност

ь и

правильность

использования

терминологии

Соответствие

практических

умений и

навыков

программным

требованиям;

отсутствие

затруднений в

использовании

оборудования

Самостоятельность

в учебно-

исследовательской

работе

Адекватность

восприятия

информации,

идущей от

педагога

Способность

переносить

известные

нагрузки в

течение

определенного

времени,

преодолевать

трудности

1

2

3

4

5

6

7

20

Приложение 2.

Тест «Диагностика лидерских способностей»

(Е.Жариков, Е.Крушельницкий)

Представленная методика позволяет оценить способность человека быть

лидером.

Инструкция к тесту: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется

дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не

задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на

«+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше

всего склоняетесь.

Тестовый материал:

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

a. да; b. нет.

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более

высокое положение по службе, чем вы?

a. да; b. нет.

3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению,

испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это

необходимо? a. да; b. нет.

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

a. да; b. нет.

5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-

либо? a. да; b. нет.

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

a. да; b. нет.

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат

деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

a. да; b. нет.

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог

бы направить вашу профессиональную активность?

a. да; b. нет.

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

a. да; b. нет.

10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются

вас? a. да; b. нет.

11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.)

такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и

онтролировать ситуацию?

a. да; b. нет.

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное)

впечатление? a. да; b. нет.

13. Считаете ли вы себя мечтателем?

a. да; b. нет.

21

14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?

a. да; b. нет.

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых,

спортивных и других команд и коллективов?

a. да; b. нет.

16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:

a. будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь

другого;

b. возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

17. Какое из двух мнений вам ближе?

a. настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и

лично участвовать в нем;

b. настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не

обязательно делать дело сам.

18. С кем вы предпочитаете работать?

a. с покорными людьми;

b. с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

a. да; b. нет.

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего

отца? a. да; b. нет.

21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою

сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? a. да; b. нет.

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы

потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?

a. предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас; b. просто не будете

ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в

городе». Справедлива ли она? a. да; b. нет.

24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других? a. да; b.

нет.

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда

этого не делать? a. да; b. нет.

26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

a. самый компетентный человек;

b. тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей? a. да; b. нет.

28. Уважаете ли вы дисциплину? a. да; b. нет.

29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее? a. тот,

который все решает сам; b. тот, который всегда советуется и прислушивается к

мнениям других.

30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для

работы учреждения того типа, в котором вы работаете? a. коллегиальный; b.

авторитарный.

22

31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами? a. да;

b. нет.

32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас? a. человек с громким

голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет; b. человек со

спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение

единственно правильным, но остальные с вами не согласны? a. промолчите; b. будете

отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым

занимаетесь?

a. да; b. нет.

35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за

какое-либо важное дело? a. да; b. нет.

36. Что бы вы предпочли? a. работать под руководством хорошего человека; b.

работать самостоятельно, без руководителей.

37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была

хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов? a. согласен;

b. не согласен.

38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а

не исходя из собственной потребности? a. да; b. нет.

39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими? a. да; b. нет.

40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями? a. опускаете руки; b. появляется

сильное желание их преодолеть.

41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают? a. да; b. нет.

42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные

нагрузки? a. да; b. нет.

43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или

организацию? a. введу нужные изменения немедленно; b. не буду торопиться и сначала

все тщательно обдумаю.

44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это

необходимо? a. да; b. нет.

45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо

жить незаметно»? a. да; b. нет.

46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

a. да; b. нет.

47. Кем бы вы предпочли стать? a. художником, поэтом, композитором, ученым;

b. выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку вам приятнее слушать? a. могучую и торжественную; b. тихую

и лирическую.

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными

людьми? a. да; b. нет.

50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша? a. да; b. нет.

Ключ к тесту:

23

Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а,

21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а,

40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б. За каждый ответ, совпадающий с

ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае – 0 баллов.

Интерпретация результатов теста

Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо. Если

сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне. Если сумма

баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно. Если сумма

баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.

Приложение 3

Игры

на

развитие

коммуникационных,

организационных,

лидерских

и

творческих способностей обучающихся подросткового возраста

Игры на развитие коммуникационных способностей

«Аукцион идей». Каждая группа «продает» свою идею, показывая значимость ее для

ребят и окружающего их мира. В конце игры оценить причины успеха и неуспеха всех

участников.

«Хочу все знать». Участникам дается список фактов, которые они должны выяснить в

группе. Например: - сколько пуговиц всего на одежде членов группы, - общий рост в

сантиметрах всех членов группы, - общий возраст в группе, - список хобби членов

группы и т.д.

«Интервью».Двое участников садятся в центр круга и начинают диалог, в ходе

которого должны постараться узнать как можно больше информации о партнере по

определенной теме.

Сначала для участия в демонстрации приглашаются двое добровольцев. Им на

руки даются карточки с тремя темами, на которые они должны «вывести» своего

партнера. Темы у участников разные, для демонстрации – шуточные, например:

1 участник

2 участник

Ежик

Самолет

Рубашка

Грибы

Снег

Ботинки

Далее участники разбиваются по парам, где отрабатывают умение захватывать

инициативу в разговоре, переводя партнеров в нужное русло коммуникации. Задача –

делать это аккуратно, не вызывая подозрений в преднамеренности выхода на ту или

иную тему…

1 участник

2 участник

Узнайте семейное положение

Хобби

Какую кухню предпочитает

Уровень дохода

Кто его начальник

Распорядок деловой жизни

В ходе группового анализа фиксируются:

- закономерности создания эмпатийного фона общения;

- необходимость обмена равнозначной информацией (и у меня тоже…)

24

- необходимость фиксации реальных жизненных и деловых интересов собеседника,

вокруг которых он готов общаться…

Игры на развитие организационных способностей

«Буквы и цифры». Группа делится на несколько подгрупп по 7-10 человек. Игрокам

на время предлагается построить буквы и цифры, распределяя участников в

определенном порядке. Задание усложняется по мере продолжения игры. Например: О,

7, П, К. 2, Н, 5, Д. 6, Ш, 4, Ж. Лидеры проявляют себя как организаторы, "строители".

«Составь организм». Группа делится на подгруппы по 5-10 человек. Каждой

группе предлагается построить какой-либо организм или механизм с работающими

частями из всех членов группы. После 8-10 минут подготовки группы сходятся и

демонстрируют свои механизмы. Другие группы пытаются отгадать, что это.

«Семейная фотография».Ребятам необходимо представить, что они все -

большая семья, им необходимо сфотографироваться для семейного альбома. Сначала

необходимо выбрать "фотографа", который будет всех рассаживать, и "дедушка",

которому поручено помогать фотографу. Далее дети сами должны решить кому кем

быть и где стоять. Ведущему (взрослому) будет очень интересно понаблюдать за

распределением

ролей,

активностью-

пассивностью

детей

в

выборе

месторасположения. Лидеры будут наиболее активны.

Игры на развитие лидерских способностей

«Геометрические фигуры».

Для проведения игры нужна веревка, концы

которой завязываются, образуя кольцо. Длина веревки зависит от количества

участников игры. Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку. Задание для

группы :как можно быстрее с закрытыми глазами, не выпуская из рук веревки,

построить геометрические фигуры : треугольник квадрат, звезду, шестиугольник и т.д.

Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников берет

на себя инициативу, предлагает вариант решения поставленной задачи, руководя

действиями.

На

том

же

принципе

-

обязательном

проявлении

лидера

для

осуществления

совместной

групповой

деятельности

построены

и

следующие

диагностические игры.

«Калейдоскоп».

Группа делится на подгруппы по 7-10 человек. Ведущий

предлагает на время и качество выполнить несколько заданий (задание предъявляется

непосредственно для выполнения):

- придумать и сказать одновременно хором какое-нибудь слово,

- по сигналу ведущего должно встать пол команды,

-

игроки

должны

представить,

что

они

являются

экипажем

космического

межпланетного корабля, но для полета им необходимо очень быстро выбрать

"капитана", "штурмана", "пассажиров" и "зайца",



космический корабль прибыл на Марс, теперь экипажу необходимо поселиться в

гостинице, а в ней только (для группы из 8 человек) один трехместный номер, два

двухместных номера и один одноместный, необходимо распределиться, кто в каком

номере будет жить.

«Лидер». Группа делится на подгруппы по 3-5 человек, каждой из них необходимо

найти 10 определении, характеризующих, на их взгляд, лидера (можно заменять

определения ассоциациями к этому слову). Далее каждая группа знакомит остальных

25

со своим мнением. В ходе организованного общего обсуждения группа составляет

портрет-характеристику лидера.

Игры на развитие творческих способностей

«10 коротких советов».

В любом модном журнале есть страничка, где даются

короткие советы, что делать в тех или иных ситуациях. Участникам игры предлагается

придумать и записать советы, способные помочь людям в нестандартных ситуациях:

- ребёнок моет уши зубной пастой

- мама каждый день моет квартиру, передвигая мебель

- папа плачет над аргентинскими сериалами и т.д.

«Эврика!». Участникам игры предлагается попробовать открыть новый закон или

вывести формулу, которая будет несколько необычной, но очень пригодится в жизни.

Правила можно придумывать самые различные, например:

- как определить возраст соседской собаки

- как измерить вес грозовой тучи

- как рассчитать количество пчёл в улье.

«Это хорошо, это плохо».Участники сидящие в круге по очереди должны

предлагать фразы, составляющие единый рассказ, но чередуя «это хорошо», «это

плохо».

Например:

- Сегодня ясная погода.

- Сегодня ясная погода и это хорошо, потому что можно погулять.

- Можно погулять и это плохо, потому что останутся невыученными уроки.



В раздел образования