Автор: Роменская Людмила Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 3
Населённый пункт: Ст.Новощербиновская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО
Дата публикации: 05.04.2024
Раздел: дошкольное образование
Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются
неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы
образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной
компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации
Стратегии развития информационного общества. Мы видим, какие значительные
перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это
связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и
воспитания.
Одним из важных условий обновления является использование новых
информационных технологий. На сегодняшний день воспитателю доступен довольно
обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер, использование сети интернет,
телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование.
Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым
требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего,
улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний,
ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются
компьютерные и мультимедийные технологии.
Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном
образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами
мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить
логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды (ППРС) ДОУ
на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности
дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная
среда. ППРС должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т.е. оснащена
средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием.
Поэтому основная задача ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве
традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные
технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением —
создание интерактивной образовательной среды.
Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является
использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации образовательного
процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с вербальных методов
образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и
воспитанников. В связи с этим воспитатель, в большей степени, становится соучастником,
помощником. Использование компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать ОД более наглядной, интенсивной;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в
образовательной деятельности.
Основными формами использования ИКТ являются:
- оформление групповой документации (списки детей, диагностика
развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).
- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к совместной
образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов.
- создание презентаций в программе Microsoft РowerРoint в различных образовательных
областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное-
развитие» и др. Презентация помогает объединить огромное количество
демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных
пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.
- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов: просмотр
информационного материала с наложением хорошо известным им аудиорядом, создание
простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.
- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы
увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают
оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с
компьютером.
- обучающие программы. Выполняя задания, ребенок учится планировать, выстраивать
логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к
прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это
означает начало овладения основами теоретического мышления.
- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для
родителей.
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.
- использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью информационного
и научно-методического сопровождения образовательного процесса.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития
детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в
дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего
режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных
правил. Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана
должно быть не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером для
профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить
несложную гимнастику для глаз.
Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя позволяет
внедрять инновационные процессы в дошкольное образование. Информационные
технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере
обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и
приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с
родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно
способствует повышению качества образовательного процесса.
Преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:
1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс, способствуя
наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, а
также раскрытию их творческого потенциала.
2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий,
выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были
допущены ошибки, для их исправления.
3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с ними
позволяет педагогу намного эффективнее выполнять поставленные задачи.
4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога; способствовало
изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом; повысило качество проводимых
организационно-методических мероприятий, а также качество предоставляемых
сопроводительных материалов; мотивировало и стимулировало познавательную и
творческую активность педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические
возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью
представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать
иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное
наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и
структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации
больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в
разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от
потребностей детей и особенностей программы.
Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются
неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы
образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной
компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации
Стратегии развития информационного общества. Мы видим, какие значительные
перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это
связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и
воспитания.
Одним из важных условий обновления является использование новых
информационных технологий. На сегодняшний день воспитателю доступен довольно
обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер, использование сети интернет,
телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование.
Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым
требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего,
улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний,
ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются
компьютерные и мультимедийные технологии.
Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном
образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами
мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить
логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды (ППРС) ДОУ
на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности
дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная
среда. ППРС должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т.е. оснащена
средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием.
Поэтому основная задача ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве
традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные
технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением —
создание интерактивной образовательной среды.
Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является
использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации образовательного
процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с вербальных методов
образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и
воспитанников. В связи с этим воспитатель, в большей степени, становится соучастником,
помощником. Использование компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать ОД более наглядной, интенсивной;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в
образовательной деятельности.
Основными формами использования ИКТ являются:
- оформление групповой документации (списки детей, диагностика
развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).
- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к совместной
образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов.
- создание презентаций в программе Microsoft РowerРoint в различных образовательных
областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное-
развитие» и др. Презентация помогает объединить огромное количество
демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных
пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.
- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов: просмотр
информационного материала с наложением хорошо известным им аудиорядом, создание
простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.
- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы
увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают
оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с
компьютером.
- обучающие программы. Выполняя задания, ребенок учится планировать, выстраивать
логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к
прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это
означает начало овладения основами теоретического мышления.
- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для
родителей.
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.
- использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью информационного
и научно-методического сопровождения образовательного процесса.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития
детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в
дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего
режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных
правил. Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана
должно быть не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером для
профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить
несложную гимнастику для глаз.
Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя позволяет
внедрять инновационные процессы в дошкольное образование. Информационные
технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере
обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и
приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с
родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно
способствует повышению качества образовательного процесса.
Преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:
1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс, способствуя
наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, а
также раскрытию их творческого потенциала.
2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий,
выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были
допущены ошибки, для их исправления.
3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с ними
позволяет педагогу намного эффективнее выполнять поставленные задачи.
4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога; способствовало
изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом; повысило качество проводимых
организационно-методических мероприятий, а также качество предоставляемых
сопроводительных материалов; мотивировало и стимулировало познавательную и
творческую активность педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические
возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью
представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать
иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное
наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и
структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации
больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в
разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от
потребностей детей и особенностей программы.