Напоминание

Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО


Автор: Роменская Людмила Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 3
Населённый пункт: Ст.Новощербиновская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО
Дата публикации: 08.04.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются

неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы

образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной

компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации

Стратегии развития информационного общества. Мы видим, какие значительные

перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это

связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и

воспитания.

Одним из важных условий обновления является использование новых

информационных технологий. На сегодняшний день воспитателю доступен довольно

обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер, использование сети интернет,

телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование.

Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым

требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего,

улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний,

ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются

компьютерные и мультимедийные технологии.

Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном

образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами

мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить

логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды (ППРС) ДОУ

на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности

дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная

среда. ППРС должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т.е. оснащена

средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием.

Поэтому основная задача ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве

традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные

технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением —

создание интерактивной образовательной среды.

Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является

использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации образовательного

процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с вербальных методов

образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и

воспитанников. В связи с этим воспитатель, в большей степени, становится соучастником,

помощником. Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать ОД более наглядной, интенсивной;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в

образовательной деятельности.

Основными формами использования ИКТ являются:

- оформление групповой документации (списки детей, диагностика

развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).

- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к совместной

образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов.

- создание презентаций в программе Microsoft РowerРoint в различных образовательных

областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное-

развитие» и др. Презентация помогает объединить огромное количество

демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных

пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.

- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов: просмотр

информационного материала с наложением хорошо известным им аудиорядом, создание

простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.

- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы

увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают

оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с

компьютером.

- обучающие программы. Выполняя задания, ребенок учится планировать, выстраивать

логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к

прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это

означает начало овладения основами теоретического мышления.

- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для

родителей.

- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.

- использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью информационного

и научно-методического сопровождения образовательного процесса.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития

детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в

дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего

режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных

правил. Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана

должно быть не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером для

профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить

несложную гимнастику для глаз.

Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя позволяет

внедрять инновационные процессы в дошкольное образование. Информационные

технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере

обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и

приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с

родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно

способствует повышению качества образовательного процесса.

Преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:

1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс, способствуя

наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, а

также раскрытию их творческого потенциала.

2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий,

выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были

допущены ошибки, для их исправления.

3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с ними

позволяет педагогу намного эффективнее выполнять поставленные задачи.

4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога; способствовало

изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом; повысило качество проводимых

организационно-методических мероприятий, а также качество предоставляемых

сопроводительных материалов; мотивировало и стимулировало познавательную и

творческую активность педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.

Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические

возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью

представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать

иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное

наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и

структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации

больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в

разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от

потребностей детей и особенностей программы.

Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются

неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы

образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной

компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации

Стратегии развития информационного общества. Мы видим, какие значительные

перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это

связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и

воспитания.

Одним из важных условий обновления является использование новых

информационных технологий. На сегодняшний день воспитателю доступен довольно

обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер, использование сети интернет,

телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование.

Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым

требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего,

улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний,

ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются

компьютерные и мультимедийные технологии.

Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном

образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами

мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить

логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды (ППРС) ДОУ

на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности

дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная

среда. ППРС должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т.е. оснащена

средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием.

Поэтому основная задача ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве

традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные

технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением —

создание интерактивной образовательной среды.

Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является

использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации образовательного

процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с вербальных методов

образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и

воспитанников. В связи с этим воспитатель, в большей степени, становится соучастником,

помощником. Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать ОД более наглядной, интенсивной;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в

образовательной деятельности.

Основными формами использования ИКТ являются:

- оформление групповой документации (списки детей, диагностика

развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).

- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к совместной

образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов.

- создание презентаций в программе Microsoft РowerРoint в различных образовательных

областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное-

развитие» и др. Презентация помогает объединить огромное количество

демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных

пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.

- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов: просмотр

информационного материала с наложением хорошо известным им аудиорядом, создание

простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.

- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы

увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают

оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с

компьютером.

- обучающие программы. Выполняя задания, ребенок учится планировать, выстраивать

логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к

прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это

означает начало овладения основами теоретического мышления.

- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для

родителей.

- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.

- использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью информационного

и научно-методического сопровождения образовательного процесса.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития

детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в

дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего

режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных

правил. Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана

должно быть не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером для

профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить

несложную гимнастику для глаз.

Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя позволяет

внедрять инновационные процессы в дошкольное образование. Информационные

технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере

обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и

приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с

родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно

способствует повышению качества образовательного процесса.

Преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:

1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс, способствуя

наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, а

также раскрытию их творческого потенциала.

2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий,

выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были

допущены ошибки, для их исправления.

3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с ними

позволяет педагогу намного эффективнее выполнять поставленные задачи.

4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога; способствовало

изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом; повысило качество проводимых

организационно-методических мероприятий, а также качество предоставляемых

сопроводительных материалов; мотивировало и стимулировало познавательную и

творческую активность педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.

Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические

возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью

представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать

иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное

наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и

структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации

больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в

разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от

потребностей детей и особенностей программы.



В раздел образования