Напоминание

«Использование игровых приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»


Автор: Варенова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 70
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: " Игровые приемы в изобразительной деятельности по ФОП"
Тема: «Использование игровых приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование игровых приемов для развития творческих

способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной

деятельности»

Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности

детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в

игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по

изобразительной деятельности. Игровое творчество проявляется в поисках

средств и способов для изображения задуманного.

Игровые приемы педагогами применяются охотно. Трудности

возникают в их самостоятельной разработке. Основной причиной этого

является незнание особенностей игровых приемов обучения. Игровые

приемы обучения, как и другие приемы, направлены на решение обучающих

задач и связаны с организацией игры на занятия.

Подобные приемы, построенные на высокоэмоциональной основе,

способствуют как решению учебных задач, так и формированию у детей

интереса к учебной деятельности. Использование их позволяет развивать у

дошкольников устойчивость внимания, способность к произвольному

поведению, что является предпосылкой к формированию нравственно-

волевых качеств.

Можно определить их воспитательную роль следующим образом:

игровые приемы помогают воспитателю сделать процесс

обучения занимательным, соответствующим возрастным особенностям

дошкольников (особенно это относится к младшему дошкольному

возрасту),

позволяют представить неинтересную для детей учебную

задачу в занимательной форме;

дают возможность многократно упражнять детей при

формировании какого-либо умения;

играют роль мотива, побуждающего детей к качественному

выполнению задания.

В то же время следует подчеркнуть, что все задания, предъявляемые

детям в игровых ситуациях, вуалируют учебную задачу; ребенок не ставится

в условия осознания особенностей деятельности на занятиях (необходимость

в приложении усилий, старания; наличие умения сосредоточивать свое

внимание на предложенном задании, стремления выполнить его как можно

точнее, достичь результата, соответствующего поставленным требованиям).

Поэтому игровые приемы следует сочетать с другими приемами.

Варианты их сочетания должны определяться содержанием занятия,

возрастом детей, степенью сложности учебного материала, а также

конкретными задачами нравственного воспитания, которые могут быть

реализованы в деятельности, направленной на усвоение знаний.

Если в младших группах игровые приемы преобладают, то в старших,

поскольку на первый план выдвигается задача воспитания у детей

нравственно-волевых качеств, ответственного отношения к учебной

деятельности, на смену им приходят другие, позволяющие дошкольникам

осознавать, что деятельность на занятии есть выполнение учебных задач.

Следовательно, значимость игровых приемов на занятиях зависит от

возраста детей и степени сформированности у них опыта учебной

деятельности; они доминируют в младших группах и

сочетаются, взаимодействуют с другими в старших. Все возрастающий у

детей старшего дошкольного возраста опыт деятельности на занятиях,

интерес к ней позволяют педагогу ставить перед воспитанниками учебную

задачу в других формах, обосновывающих необходимость выполнения

заданий, приложения усилий.

Также основой любой игры является наличие игровых действий, с

помощью которых и решаются игровые задачи. Иногда педагоги в начале

занятия ограничиваются лишь постановкой игровой задачи, например

«Сделаем игрушкам подарки», а затем продолжают обычную работу: детям

пообещали игру, а она не состоялась, потому что не последовало игровых

действий. Подсказанный педагогом сюжет игры дети должны развивать

дальше. Важно, чтобы дети были активны при выполнении игровых

действий, это развивает их творческие способности.

Необходимым условием активности детей является

определенный запас знаний, наличие ярких впечатлений о данном

явлении. В этих случаях дети увлечены происходящими на занятиях

событиями, придумывают игровые действия и способы их выполнения.

Если у детей нет интересной для них информации, которая бы помогала

понять связь содержания изображений с тем, для кого они

предназначены, то дети отвлекаются, мало интересуются полученными

результатами. Регулярное применение игровых приемов без учета знаний

детей приводит к потере интереса к занятиям. Поэтому, продумывая

содержание игровых приемов, нужно использовать опыт детей своей

группы, полученный в разных видах деятельности, в разных ситуациях,

имевших место в данном коллективе. У детей есть любимые игры,

игрушки, персонажи. Замечено, что наиболее эффективны игровые

ситуации со знакомыми, любимыми игрушками, так как с ними связаны

эмоциональные переживания детей.

при разработке и применении игровых приемов необходимо

учитывать также уровень развития игры детей данной возрастной

группы, характер тех явлений, событий, которые интересны детям этого

возраста и которые они стремятся «пережить» в игре. У самых

маленьких - это мир разнообразных предметов и действия с ними, у

более старших – люди и их действия с предметами, а затем

взаимоотношения людей. В работе с малышами более эффективен прием,

включающий игровые действия с игрушкой (катает вылепленную

машину), с более старшими детьми – выполнение той или иной и

соответствующих действий (в роли шофера перевозит на машине)

использование игровых приемов зависит и от материала,

который использует педагог. В зависимости от игровых умений детей

педагог и должен предлагать им объемные и плоскостные предметы,

игрушки, предметы-заместители или воображаемые предметы.

при разработке игровых приемов важно думать о логике

игровых действий, соответствии их реальным жизненным ситуациям.

Например, петушка приносит детям яркие платочки и дети их рисуют.

Было бы правильнее нарисовать платочки для куклы или матрешки.

Включение игровых приемов в изобразительную деятельность, не

должно нарушать ее естественного хода. Изображение – своеобразный центр

игры. Игровые действия могут органически включаться в изобразительный

процесс или завершать его. Очень похожи на «режиссерские игры» и

представляют собой индивидуальную сюжетную игру, но только не с

обычными игрушками, а с изображениями. Еще только создаваемые или уже

выполненные рисунки ребенок наделяет определенными ролями, иногда

берет роль на себя или выполняет за них разнообразные действия.

На занятиях по изобразительной деятельности педагог может

применять следующие виды игровых приемов:

- обыгрывание предметов, игрушек, картин. Обыграть можно даже

изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.д.) с кисточками

о карандашами можно советоваться, разговаривать, учить их рисовать

(«бегать по ровненькой дорожке», «кататься» с горки и т.д.)

При обыгрывании предметов, игрушек игровые действия могут быть

самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: узнать

настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть, погладить, поймать

листочки (жест); изобразить движения (имитация движений с игрушкой).

Это прием применяется во всех возрастных группах, так как позволяет

учесть постепенно изменяющиеся интересы детей к окружающему и

доступные им способы игрового действия. Педагог использует его перед

началом занятия или в начале его в процессе беседы, направленной на

формирование замысла будущего рисунка.

Этот прием позволяет решить несколько задач: привлечь внимание

ребенка к изображенному предмету, рассмотреть, обследовать его;

заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения.

- обыгрывание выполненного изображения;

Это прием применяется в корце занятия, когда изображение уже

выполнено. Полученное изображение используется как своеобразный

игровой предмет. Содержание игровых действий зависит от

изображения. Например, дети рисовали парк: осенний, зимний, им

предлагается погулять по парку, послушать птиц, попеть песенки и т.д. Если

воспроизведена птица, то она может «летать», «клевать» зернышки.

- обыгрывание незаконченного изображения в момент его исполнения;

Этот прием направлен не только на развитие замысла рисунка, но и на

развитие у детей умения выполнять его разными изобразительными

средствами. Способы выполнения игровых действий в данном приеме также

разнообразны. Они могут быть выражены словом, например, воспитатель,

увидев на рисунке изображенную девочку, спрашивает ее «Ты не замерзла

без шапки?». Таким образом он ненавязчиво подсказывает возможность

выполнения рисунка.

- игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

В этом случае изобразительная деятельность соотносится с

соответствующей деятельностью взрослых – художников, гончаров,

фотографов, строителей и тд. Такая деятельность часто носит коллективный

характер. Например, дети в роли художников рисуют иллюстрации к одной

сказке. При выполнении взятой на себя ребенок особенно увлечен делом,

наиболее изобразителен.

Во второй младшей группе воспитатель ставит перед собой задачу

вызвать у детей непроизвольный интерес к занятию. Игровые приемы

используются, чтобы вызвать и поддержать у малышей интерес к

деятельности, направленной на овладение элементарными знаниями и

умениями, на развитие активности. Нередко все занятие целиком проводится

в форме игры.

В младших группах игровые приемы широко используются на

протяжении всего занятия. Это дает педагогу возможность переключать

внимание детей с одной задачи на другую.

В средней группе игровые приемы также занимают большое место.

Нередко весь процесс деятельности на занятии облекается в форму игры.

Например, воспитатель организует игру в художественную мастерскую,

изготавливающую или расписывающую дымковскую игрушку. При этом

учебная задача - научить детей рисовать элементы декоративной росписи -

маскируется игровым действием; входя в роль художника, ребенок стремится

выполнить работу как можно лучше (он же художник!), проявляет старание,

настойчиво стремится к получению качественного результата.

Игровые приемы чрезвычайно эффективны и в тех случаях, когда

учебная задача требует многократных упражнений. Они обеспечивают

достаточную активность детей, предупреждают утомление от однообразных

действий.

В старших группах игровые приемы используются с целью вызвать у

дошкольников интерес к предлагаемым заданиям.

Уже на новом программном содержании, решая новые учебные задачи,

педагог продолжает предъявлять детям сложные для них задания в игровой

форме; вводит мотивы, побуждающие дошкольников выполнять работу

качественно.

Например, на занятии по изодеятельности, формируя у детей умение

выбирать тему, узор, закрепляя навыки рисования элементов декоративной

росписи, воспитатель использует следующий прием: - Ребята, давайте

представим, что мы с вами находимся в магазине "Ткани". Давайте

рассмотрим рисунки на тканях, чтобы потом можно было самим придумать

узор для маминых платьев.

Воспитатель отдергивает занавес, за которым развешаны лоскутки

тканей (или заготовленные заранее разноцветные полоски бумаги с

нарисованными на них в разном сочетании узорами, знакомыми детям).

- А теперь пусть каждый из вас подберет цвет платья для мамы (детям

предлагаются вырезанные из плотной бумаги контуры платьев разного цвета)

и сам составит такой красивый узор, чтобы мама полюбила это платье, чтобы

оно было нарядное, красивое. Для этого надо и фон подобрать, и узор

придумать, и определить сочетание красок.

В этом примере необходимость качественного выполнения задания

подкрепляется предложением сделать приятное для мамы. Выдвинутый

педагогом мотив вызывает у детей желание приложить усилия, постараться.

Игровой прием эффективен также в тех случаях, когда задание

оказывается трудным для детей, и многие из них допускают ошибки.

Эмоциональная форма поможет ребенку лучше уяснить причину ошибки,

вызовет желание справиться с трудностями.

В подготовительной к школе группе также используются игровые

приемы обучения, но их удельный вес значительно сокращается, уступая

место другим приемам, позволяющим формировать у детей осознанное

отношение к учебной задаче. Чаще используется прием игровые ситуации с

ролевым поведением детей и взрослых. Игровые приемы используются в

сочетании с проблемными ситуациями.

Игры для знакомства с изобразительными средствами и

материалами. Эти виды игр помогаю детям запомнить правила работы с

различными изобразительными средствами. В игре это проходит

ненавязчиво, быстро и весело.

Игра «Королева- Кисточка».

В гости на занятие приходит Королева- Кисточка (большая кисть,

красиво украшенная). Она приводит с собой подружек- Девочек- Кисточек,

раздаёт их каждому ребёнку. Затем Королева- Кисточка рассказывает, как с

ней нужно обращаться:

- Кисточка любит чистоту, любит купаться (промываем кисточки в

стакане)

-Кисточка любит бережное обращение, она очень нежная (несколько

раз проводим кистью по тыльной стороне ладони)

- Кисточка не любит, когда её грызут, оставляют в стакане с водой,

дёргают за «хвостик».

- А больше всего на свете Кисточка любит рисовать.

После того, как педагог расскажет все правила, он просит нескольких

детей их повторить.

Игра «Разноцветная водичка».

Эта игра поможет закрепить умение промывать кисть каждый раз перед

использованием новой краски. Перед каждым ребёнком педагог ставит

стаканы с чистой водой (4-5 шт.) и набор красок (лучше гуашь) в таком же

количестве. Затем педагог предлагает «покрасить водичку в первом стакане в

синий цвет». Показывает детям, как аккуратно нужно набрать краску на

кисть, а затем промыть кисть в стакане с водой. Дети наблюдают, как в

процессе промывания вода из прозрачной «превращается» в синюю.

Упражнение повторяется несколько раз, последовательно, в итоге вся вода в

стаканчиках становится разноцветной. Кисть должна остаться чистой.

Пальчиковая игра «Лошадка».

Закрепляет умение правильно держать кисть (карандаш). Педагог

показывает, при необходимости помогает каждому ребёнку правильно взять

кисть в руку (между большим и средним пальцами, указательный свободно

лежит сверху), все движения выполняются с кистью (карандашом).

«Лошадка» скачет по дорожке - выполняется движение вверх- вниз, только

кистью руки, язычком «цокаем», «лошадка» скачет по кругу - кистью

выполняются круговые вращения влево и вправо.

Игра «Пошёл художник в магазин». Педагог на столе раскладывает

различные предметы: инструменты, игрушки, и среди них - знакомые детям

принадлежности для рисования: фломастеры, восковые мелки, акварельные

краски с кистью, цветные и простой карандаши, набор гелевых ручек, набор

гуашевых красок, набор пастели, альбом. Детям предлагается роль

«Художника». «Художник» идёт в магазин и «покупает предмет», который

нужен для рисования. Желательно этот предмет правильно назвать.

Другой вариант этой игры - с использованием загадок о

принадлежностях для рисования.

- Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы (краски)

- Если ей работу дашь

Зря трудился карандаш (стирательная резинка)

- Нарисую, что хочу.

Только носик подточу (карандаш)

- Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

Довольно водит по страничке (кисть)

Игра «Цветик - семицветик».

Проводится для закрепления знаний основных цветов спектра. Каждый

ребёнок получает 7 лепестков цветика - семицветика (из цветного картона).

Задача игры - правильно сложить волшебный цветок, чтобы лепестки

располагались в той же последовательности, что и в радуге (красный,

оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

Игра «Волшебные краски».

Получение знаний о смешивании цветов. Педагог говорит детям, что

краски наши не простые, они волшебные. Сегодня мы сами это увидим.

Педагог предлагает детям изобразить жёлтое цветовое пятно и добавить в

него несколько капель красной краски. Наблюдают, что в итоге получается

оранжевый цвет. Аналогично проводится смешивание желтой и синей краски

для получения зелёного цвета, красной и синей для получения фиолетового

цвета.

Игра «Чудесный комочек».

Используется для знакомства со свойствами пластилина, а так же как

разминка на каждом занятии лепкой. Каждый ребёнок получает кусочек

пластилина, выбирая тот цвет, какой нравится. Педагог рассказывает, что

внутри каждого кусочка кто-то прячется. А чтобы узнать кто, пластилин

нужно согреть и размять. Можно применить «волшебные слова»: «Грейся,

грейся, пластилин, у ребяток много сил!» Когда пластилин становится

мягким, нужно присмотреться и прислушаться «кто же там прячется,

внутри?». «Может, маленький червячок? Давайте попробуем его слепить!»

Игра «Сюрприз».

Закрепление знаний о видах бумаги. Педагог просит детей закрыть

глаза. На ладошку кладётся кусочек бумаги. Педагог просит ребёнка не

открывая глаз, наощупь, определить, какая это бумага (картон, бархатная,

газетная, гофрированная и т.д.)

Игры для изучения свойств предметов (форма, величина и цвет).

Игры с мячом. «Что бывает такого цвета?»

Педагог по очереди кидает детям мяч. При этом задаёт вопрос: «Что

может быть жёлтого цвета?» (синего, красного, зелёного …) Ребенок должен

ответить на вопрос и кинуть мяч обратно педагогу. Игра может иметь и

обратную форму. Педагог задаёт вопрос: «Какого цвета лимон?» (апельсин,

баклажан, огурец). Дети отвечают и кидают мяч обратно.

Игры- лото.

Каждый ребёнок получает карточку с изображением нескольких

предметов и геометрических фигур, нужно сгруппировать их по признаку

«похожи по форме»- прямоугольные коврик и шоколадка, , или, наоборот

«разные по величине» - высокое дерево и низкое дерево.

Более сложный вариант - выбрать изображения, заданные по

нескольким признакам, например, круглый синий, или квадратный красный.

Игры-лото имеют много различных вариантов. Их выбор зависит от возраста

и уровня обученности воспитанников.

Игры-конструкторы.

Каждый ребёнок получает раздаточный материал (наборы пластиковых

геометрических фигур разного цвета). Педагог предлагает каждому составить

из них изображение какого- либо предмета (домик, кошка, ракета, машинка).

Задача ребенка - правильно назвать все геометрические фигуры, которые он

использовал в своём изображении. Игры- конструкторы, как и игры – лото,

очень разнообразны и имеют много вариантов применения.

Игры- вернисажи.

Эта разновидность игр используется на занятиях со старшими

дошкольниками. Игры применяются для закрепления знаний о жанрах

изобразительного искусства, о художниках и их произведениях, о народной

игрушке, о понятиях «тёплые и холодные цвета» и т.д.

«Найди пейзаж (портрет, натюрморт)».

На доске размещаются несколько репродукций, выполненных в

различных жанрах. Задача игры - показать все пейзажи (портреты,

натюрморты).

«Вернисаж Льдинки и Уголька».

На доске размещаются несколько репродукций, выполненных в теплых

и холодных тонах (ярко выраженные). Приглашаются два желающих

воспитанника. Один из них - «художник Льдинка», другой - «художник

Уголёк». Задача Льдинки - показать свои, «холодные» картины. Задача

Уголька - показать «тёплые» картины.

«Внимательный зритель ».

На доске размещаются репродукции известных детям картин. Задача -

найти конкретную картину (например «Золотая осень» И. Левитана, «Три

богатыря» Васнецова). Самый внимательный зритель получает приз.

«Найди лишнее».

Среди репродукций или предметов, подобранных по признаку

сходства, найти «лишний». Например, лишним среди портретов будет

натюрморт, лишней среди предметов, выполненных гжельскими мастерами,

будет дымковская игрушка и т.п.

Обыгрывание результатов изобразительной деятельности.

Очень важным моментом занятия является подведение итогов и

мониторинг. Для этого тоже подходит использование игровых приёмов.

Один из них - обыгрывание результатов своей деятельности.

Интересным игровым приёмом является дополнение рисунка

элементами аппликации.

Обобщая высказанные положения о роли игровых приемов, можно

определить их воспитательную функцию следующим образом:

-игровые приемы помогают воспитателю сделать процесс обучения

занимательным, соответствующим возрастным особенностям дошкольников

(особенно это относится к младшему дошкольному возрасту),

-позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в

занимательной форме;

-дают возможность многократно упражнять детей при формировании

какого-либо умения;играют роль мотива, побуждающего детей к

качественному выполнению задания.

В то же время следует подчеркнуть, что все задания, предъявляемые

детям в игровых ситуациях, вуалируют учебную задачу; ребенок не ставится

в условия осознания особенностей деятельности на занятиях (необходимость

в приложении усилий, старания; наличие умения сосредоточивать свое

внимание на предложенном задании, стремления выполнить его как можно

точнее, достичь результата, соответствующего поставленным требованиям).

Поэтому игровые приемы следует сочетать с другими приемами.

Варианты их сочетания должны определяться содержанием занятия,

возрастом детей, степенью сложности учебного материала, а также

конкретными задачами нравственного воспитания, которые могут быть

реализованы в деятельности, направленной на усвоение знаний. Если в

младших группах игровые приемы преобладают, то в старших, поскольку на

первый план выдвигается задача воспитания у детей нравственно-волевых

качеств, ответственного отношения к учебной деятельности, на смену им

приходят другие, позволяющие дошкольникам осознавать, что деятельность

на занятии есть выполнение учебных задач.

Следовательно, значимость игровых приемов на занятиях зависит от

возраста детей и степени сформированности у них опыта учебной

деятельности; они доминируют в младших группах и сочетаются,

взаимодействуют с другими в старших. Все возрастающий у детей старшего

дошкольного возраста опыт деятельности на занятиях, интерес к ней

позволяют педагогу ставить перед воспитанниками учебную задачу в других

формах, обосновывающих необходимость выполнения заданий, приложения

усилий.



В раздел образования