Напоминание

Методическая Разработка Дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта «Спортивная борьба»


Автор: Васильева Галина Владимировна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУ ДО "СШОР "Олимп" г.о. Домодедово
Населённый пункт: г.о. Домодедово, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая Разработка Дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта «Спортивная борьба»
Дата публикации: 07.04.2024
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая Разработка

Дополнительной образовательной программы

спортивной подготовки

по виду спорта «Спортивная борьба»

Разработчик программы:

Васильева Галина Владимировна,

инструктор-методист

Османов Абакар Сахратулаевич,

тренер - преподаватель

1. Общие положения

Дополнительная

образовательная

программа

спортивной

подготовки

по виду спорта «Спортивная борьба» (далее – Программа) предназначена для организации

образовательной деятельности по спортивной подготовке спортивная борьба с учетом

совокупности

минимальных

требований

к

спортивной

подготовке,

определенных

федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «спортивная борьба»,

утвержденным приказом Минспорта России от 30 ноября 2022г. № 1091

1

(далее – ФССП).

Программа разработана МБУ ДО «СШОР «Олимп» с учетом примерной

дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта

«Спортивная борьба», утвержденной приказом Минспорта России от 14 декабря 2022 г.

№1221, а также следующих нормативных правовых актов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с

изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в

Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

-

Приказ Минспорта России от 30.10.2015 № 999 «Об утверждении требований к

обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской

Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Приказ Минспорта России от 03.08.2022 № 634 «Об особенностях организации и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

образовательным

программам спортивной подготовки» (с изменениями и дополнениями);

- Приказ Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации

оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в

том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных

мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную

подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить

нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса

«Готов к труду и обороне» СТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию

физкультурных и спортивных мероприятиях» (с изменениями и дополнениями);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарноэпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и

молодежи».

Реализация Программы направлена на физическое воспитание и физическое развитие

личности, приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области физической

культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и

безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных

детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки,

совершенствование спортивного мастерства обучающихся посредством организации их

систематического участия в спортивных мероприятиях, включая спортивные соревнования,

в том числе в целях включения обучающихся в состав спортивных сборных команд, а также

на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.

Целью

Программы

является

достижение

спортивных

результатов

на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном

процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной

подготовки.

1

1 Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «спортивная борьба»

зарегистрировано в Минюсте 13.12.2022, № 71478

2. Характеристика дополнительной образовательной программы спортивной

подготовки

Программа определяет содержание следующих этапов спортивной подготовки:

1. этап начальной подготовки (далее — НП);

2. учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) (далее — УТ);

3. этап совершенствования спортивного мастерства (далее — ССМ);

4. этап высшего спортивного мастерства (далее — ВСМ).

Требования к результатам прохождения спортивной подготовки, в том числе по

отдельным этапам спортивной

подготовки,

конкретизируются

в данной дополнительной

образовательной программе спортивной подготовки и направлены:

На этапе начальной подготовки на:

- формирование

устойчивого

интереса

к

занятиям

физической

культурой и

спортом;

- получение общих теоретических знаний о физической культуре и спорте, в том

числе о виде спорта «спортивная борьба»;

- формирование двигательных умений и навыков, в том числе в виде спорта

«спортивная борьба»;

- повышение уровня физической подготовленности и всестороннее гармоничное

развитие физических качеств;

- повышение

уровня

физической подготовленности

и

всестороннее гармоничное

развитие личности;

- укрепление здоровья.

На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) на:

- формирование устойчивого интереса к занятиям видом спорт «спортивная борьба»;

- формирование разносторонней общей и специальной физической подготовленности,

а также теоретической, технической, тактической и психологической подготовленности,

соответствующей виду спорта «спортивная борьба»;

- обеспечение

участия

в

официальных

спортивных

соревнованиях

и

формирование навыков соревновательной деятельности;

- укрепление здоровья.

На этапе совершенствования спортивного мастерства на:

- повышение

уровня

общей

и

специальной

физической,

теоретической,

технической, тактической и психологической подготовленности;

- обеспечение

участия

в

официальных

спортивных

соревнованиях

и

совершенствование навыков в условиях соревновательной деятельности;

- сохранение здоровья.

На этапе высшего спортивного мастерства на:

- повышение уровня общей и специальной физической, теоретической, технической,

тактической

и

психологической

подготовленности,

соответствующей

виду

спорта

«спортивная борьба»;

- обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и достижение

обучающимися

высоких

и

стабильных

спортивных

результатов

в

условиях

соревновательной деятельности;

- сохранение здоровья.

2.1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц,

проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную

подготовку в группах на этапах спортивной подготовки

Этапы спортивной

подготовки

Срок реализации

этапов спортивной

подготовки (лет)

Возрастные границы лиц,

проходящих спортивную

подготовку

Наполняемость

(человек)

Этап начальной

подготовки

4

7

10

Учебно-тренировочный

3-4

11

8

этап (этап спортивной

специализации)

Этап

совершенствования

спортивного мастерства

не ограничивается

14

4

Этап высшего

спортивного мастерства

не ограничивается

16

2

2.2. Объем Программы

Этапный

норматив

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной

подготовки

Учебно-

тренировочный этап

(этап спортивной

специализации)

Этап

совершенствования

спортивного

мастерства

Этап

высшего

спортивного

мастерства

До года

Свыше

года

До трех

лет

Свыше

трех лет

Количество

часов в

неделю

4,5-6

6-8

10-12

12-20

20-28

20-32

Общее

количество

часов в год

234-312

312-416

520-624

624-1040

1040-1456

1248-1664

2.3. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной

образовательной программы спортивной подготовки

учебно-тренировочные занятия - групповые, индивидуальные и смешанные, в том числе с

использованием дистанционных технологий.

учебно-тренировочные мероприятия

п/п

Виды

учебно-

тренировочных

мероприятий

Предельная продолжительность учебно-тренировочных мероприятий

по этапам спортивной подготовки (количество суток)

(без учета времени следования к месту проведения учебно-

тренировочных мероприятий и обратно)

Этап начальной

подготовки

Учебно-

тренировочный этап

(этап спортивной

специализации)

Этап

совершенствования

спортивного

мастерства

Этап высшего

спортивного

мастерства

1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям

1.1

Учебно-

тренировочные

мероприятия по

подготовке к

международным

спортивным

мероприятиям

-

-

21

21

1.2

Учебно-

тренировочные

мероприятия по

подготовке к

чемпионатам России,

кубкам России,

первенствам России

-

14

18

21

1.3

Учебно-

тренировочные

-

14

18

18

мероприятия по

подготовке к другим

всероссийским

спортивным

соревнованиям

1.4

Учебно-

тренировочные

мероприятия по

подготовке к

официальным

спортивным

соревнованиям

субъекта РФ

-

14

14

14

2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия

2.1

Учебно-

тренировочные

мероприятия по

общей и (или)

специальной

физической

подготовке

-

14

18

18

2.2

Восстановительные

мероприятия

-

-

До 10 суток

2.3

Мероприятия для

комплексного

медицинского

обследования

-

-

До 3 суток, но не более 2 раз в

год

2.4

Учебно-

тренировочные

мероприятия в

каникулярный период

До 21 суток подряд и не более

двух учебно-тренировочных

мероприятий в год

-

-

2.5 Просмотровые учебно-

тренировочные

мероприятия

-

До 60 суток

Объем соревновательной деятельности

Виды

спортивных

соревнований,

игр

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной

подготовки

Учебно-

тренировочный этап

(этап спортивной

специализации)

Этап

совершенствования

спортивного

мастерства

Этап

высшего

спортивного

мастерства

До года

Свыше

года

До трех

лет

Свыше

трех лет

Контрольные

-

2

3

4

5

5

Отборочные

-

-

1

1

1

1

Основные

-

-

1

1

1

1

Требования к участию в спортивных соревнованиях обучающихся:

- соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации

обучающихся

положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой

всероссийской спортивной классификации и правилам вида спорта «спортивная борьба»;

-

наличие

медицинского

заключения

о

допуске

к

участию

в

спортивных

соревнованиях;

- соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил,

утвержденных международными антидопинговыми организациями.

Организация, реализующая дополнительные образовательные программы спортивной

подготовки, направляет обучающегося и лиц, осуществляющих спортивную подготовку, на

спортивные соревнования на основании утвержденного плана физкультурных и спортивных

мероприятий,

формируемого,

в

том

числе

в соответствии с Единым календарным планом межрегиональных, всероссийских

и

международных

физкультурных

мероприятий

и

спортивных

мероприятий,

и соответствующих положений (регламентов) об официальных спортивных соревнованиях.

2.4. Годовой учебно-тренировочный план

Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки

рассчитывается на 52

недели в год.

Учебно-тренировочный процесс в организации, реализующей дополнительную

образовательную программу спортивной подготовки, должен

вестись в соответствии

с годовым

учебно-тренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по индивидуальным

планам спортивной подготовки для обеспечения

непрерывности

учебно-тренировочного процесса).

При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки ее

продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества часов,

предусмотренных

годовым

учебно-тренировочным

планом

организации,

реализующей

дополнительную

образовательную

программу

спортивной подготовки

.

Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации

дополнительной образовательной программы спортивной подготовки устанавливается в

часах и не должна превышать:

на этапе начальной

подготовки

двух часов;

на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)

трех часов;

на

этапе

совершенствования спортивного

мастерства

четырех

часов;

на этапе высшего

спортивного

мастерства

четырех

часов.

При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день

суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.

В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические,

практические, восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и

судейская практика.

Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может осуществляться

на

этапах

совершенствования

спортивного

мастерства и высшего спортивного

мастерства, а также на всех этапах спортивной подготовки в период проведения учебно-

тренировочных мероприятий и участия в спортивных соревнованиях.

Соотношение видов спортивной подготовки и иных мероприятий в структуре

учебно-тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки

п/п

Виды спортивной

подготовки и иные

мероприятия

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной

подготовки

Учебно-

тренировочный этап

(этап спортивной

специализации)

Этап

совершенство

-вания

спортивного

мастерства

Этап

высшего

спортивного

мастерства

До

года

Свыше

года

До трех

лет

Свыше трех

лет

1.

Общая физическая

подготовка (%)

58-

63

56-

62

45-

54

36-

42

26-32

18-26

2.

Специальная

физическая

подготовка (%)

1-

20

16-

20

16-

23

18-

25

20-25

23-

28

3.

Участие

в спортивных

соревнованиях (%)

-

-

2-

4

3-

5

б-

8

6-

9

4.

Техническая

подготовка (%)

5-

6

6-8

10-

14

15-

19

12-

15

12-

14

5.

Тактическая,

теоретическая,

психологическая

подготовка (%)

10-

14

13-19

17-

26

17-

26

25-

30

28-

35

6.

Инструкторская и

судейская практика

(%)

-

-

2-3

2-3

3-4

2-

3

7.

Медицинские,

медико-

биологические,

восстановительные

мероприятия,

тестирование

и контроль (%)

1-

3

4-

6

4-

6

6-

8

6-

8

6-

8

2.5. Календарный план воспитательной работы

п/п

Направление работы

Мероприятия

Сроки

проведения

1.

Профориентационная деятельность

1.1.

Судейская практика

Участие в спортивных соревнованиях

различного уровня, в рамках которых

предусмотрено:

- практическое и теоретическое изучение

и применение правил вида спорта и

терминологии, принятой в виде спорта;

- приобретение навыков судейства и

проведения спортивных соревнований в

качестве помощника спортивного судьи и

(или) помощника секретаря спортивных

соревнований;

- приобретение навыков самостоятельного

судейства спортивных соревнований;

- формирование уважительного

отношения к решениям спортивных

судей.

В течение года

1.2.

Инструкторская практика

Учебно-тренировочные занятия, в

рамках которых предусмотрено:

- освоение навыков организации и

проведения учебно-тренировочных

занятий в качестве помощника тренера-

преподавателя, инструктора;

- составление конспекта учебно-

тренировочного занятия в соответствии с

поставленной задачей;

- формирование навыков наставничества;

- формирование сознательного отношения

к учебно-тренировочному и

соревновательному процессам;

- формирование склонности к

педагогической работе.

В течение года

2.

Здоровьесбережение

2.1.

Медико-биологическое

исследование

Исследование организма спортсмена

после/до тренировочной и

соревновательной деятельности

В течение года

2.2.

Режим питания и отдыха

Практическая деятельность и

восстановительные процессы

обучающихся:

- формирование навыков правильного

режима дня с учетом спортивного режима

(продолжительности учебно-

тренировочного процесса, периодов сна,

отдыха, восстановительных мероприятий

после тренировки, оптимальное питание,

профилактика переутомления и травм,

поддержка физических кондиций, знание

способов закаливания и укрепления

иммунитета).

В течение года

3.

Патриотическое воспитание обучающихся

3.1.

Теоретическая подготовка

(воспитание патриотизма,

чувства ответственности перед

Родиной, гордости за свой

край, свою Родину, уважение

государственных символов

(герб, флаг, гимн), готовность

к служению Отечеству, его

защите на примере роли,

традиций и развития вида

спорта в современном

обществе, легендарных

спортсменов в Российской

Федерации, в регионе,

культура поведения

болельщиков и спортсменов на

соревнованиях)

Беседы, встречи, диспуты, другие

мероприятия с приглашением именитых

спортсменов, тренеров и ветеранов спорта

с обучающимися и иные мероприятия,

определяемые организацией,

реализующей дополнительную

образовательную программу спортивной

подготовки.

В течение года

3.2.

Практическая подготовка

(участие

в

физкультурных

мероприятиях и спортивных

соревнованиях

и

иных

мероприятиях)

Участие в:

- физкультурных и спортивно-массовых

мероприятиях, спортивных

соревнованиях, в том числе в парадах,

церемониях открытия (закрытия),

награждения на указанных мероприятиях;

- тематических физкультурно-спортивных

праздниках, организуемых в том числе

организацией, реализующей

дополнительные образовательные

программы спортивной подготовки.

В течение года

4.

Развитие творческого мышления

4.1.

Практическая подготовка

(формирование умений и

навыков, способствующих

достижению спортивных

результатов)

Семинары, мастер-классы,

показательные выступления для

обучающихся, направленные на:

- формирование умений и навыков,

способствующих достижению

спортивных результатов;

- развитие навыков юных спортсменов и

их мотивации к формированию культуры

спортивного поведения, воспитания

толерантности и взаимоуважения;

- правомерное поведение болельщиков;

- расширение общего кругозора юных

спортсменов.

В течение года

2.6. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним

Этап спортивной

подготовки

Содержание мероприятия и его форма

Сроки

проведения

Рекомендации по проведению мероприятий

Этап начальной

подготовки и

Учебно-

тренировочный

этап (этап

спортивной

специализации)

Антидопинговая викторина: «Играй честно»

Проведение теоретических занятий по антидопинговой

тематике для спортсменов

: «Ценности спорта. Честная

игра», Знакомство с международным стандартом

«Запрещенный список»

Родительское собрание: «Роль родителей в процессе

формирования антидопинговой культуры»

1-2 раза в

год

Проведение викторины на спортивных мероприятиях.

Научить юных спортсменов проверять лекарственные

препараты через сервисы по проверке препаратов.

Включить в повестку дня родительского собрания

вопрос по антидопингу. Научить родителей

пользоваться сервисом по проверке препаратов.

Онлайн обучение на сайте РУСАДА

1 раз в год

Прохождение онлайн-курса.

Этапы

совершенствовани

я спортивного

мастерства и

Высшего

спортивного

мастерства

Онлайн обучение на сайте РУСАДА

Семинары на темы общероссийских антидопинговых

правил и антидопинговых правил, утвержденных

международными антидопинговыми организациями

1 раз в год

Прохождение онлайн-курса.

Участие в семинарах.

В план мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним включаются мероприятия,

направленные на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, а также мероприятия по научно-методическому обеспечению,

которые реализуются в рамках воспитательной работы тренера-преподавателя, включающей в том числе научную, творческую и

исследовательскую работу, а также другую работу, предусмотренную трудовыми (должностными) обязанностями и (или)

индивидуальным

планом

(методическую,

подготовительную,

организационную,

диагностическую,

работу

по

ведению

мониторинга, работу, предусмотренную планами спортивных и иных мероприятий, проводимых с обучающимися спортсменами.

Среди мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним, выделяют беседы с

обучающимися в условиях учебно-тренировочных занятий, беседы с родителями в рамках родительских собраний

об определении понятия «допинг», последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение

антидопинговых правил, об особенностях процедуры проведения допинг-контроля.

2.7. Планы инструкторской и судейской практики

Инструкторская и судейская практика приобретается на занятиях и вне занятий. Все

обучающиеся должны освоить некоторые навыки учебно-тренировочной работы и навыки

судейства соревнований. По учебно-тренировочной работе необходимо последовательно

освоить следующие навыки и умения:

 Построить группу и подать основные команды на месте и в движении.

 Составить конспект и провести разминку в группе;

 Определить и исправить ошибки в выполнении приемов у товарища по группе;

 Провести учебно-тренировочное занятие в младших группах под наблюдением

тренера-преподавателя;

 Составить конспект учебно-тренировочного занятия и провести занятие с группой;

 Провести подготовку своей группы к соревнованиям;

 Руководить группой спортсменов на соревнованиях.

Для получения звания судьи по спорту каждый обучающийся должен освоить

следующие навыки и умения:

 Составить положение о проведение первенства спортивной школы по спортивной

борьбе.

 Вести протокол схватки по олимпийской и круговой системе.

 Участвовать в жеребьевке и судействе учебно-тренировочных схваток вместе с

тренером-преподавателем.

 Провести судейство учебно-тренировочных схваток (самостоятельно).

 Участвовать в судействе официальных соревнований в роли судьи на ковре и в

составе секретариата, секундометриста.

 Судить в качестве судьи на ковре.

Инструкторская и судейская практика

п/п

Задачи

Виды практических заданий

Сроки

реализации

1

Освоение методики проведения

учебно-тренировочных занятий по

избранному виду спорта с

начинающими спортсменами.

Самостоятельное проведение

подготовительной части учебно-

тренировочного занятия.

Самостоятельное проведение занятий по

физической подготовке. Обучение

основным техническим элементам и

приемам. Составление комплексов

упражнений для развития физических

качеств. Подбор упражнений для

совершенствования техники Ведение

дневника самоконтроля учебно-

тренировочных занятий.

Устанавливаются

в соответствии с

графиком и

спецификой

этапа

спортивной

подготовки.

2

Освоение методики проведения

спортивно-массовых мероприятий в

спортивной организации

Организация и проведение спортивно-

массовых мероприятий под руководством

тренера-преподавателя.

3

Освоение обязанностей судьи,

секретаря, технического контролера,

технического специалиста,

оператора

вводных данных, оператора

видеоповтора, видеооператора

Судейство соревнований в спортивных

организациях.

2.8. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения

восстановительных средств

При

любой

форме

физкультурно-оздоровительной

работы

очень

важен

систематический медицинский контроль. Ведь уровень здоровья и

функционального

состояния организма – важные условия определения адекватного двигательного режима для

каждого обучающегося и оценки его эффективности.

Контроль состояния функциональной подготовленности с использованием медико

биологических методов как наиболее объективных, должен применяться для спортсменов

всех возрастов. Использование их на различных этапах подготовки позволит объективно

оценить функциональное состояние по виду спорта и на основе этих показателей вносить

коррективы в планирование учебно-тренировочного процесса.

Цель медико-биологического контроля: определение рационального

двигательного

режима,

соответствующего

анатомо-физиологическим

и

клиническим

особенностям

обучающихся

определенных

возрастных

групп;

сохранение

и

укрепление

здоровья

спортсменов.

Задачи медико-биологического контроля:

- определение показаний и противопоказаний к занятиям выбранным видом спорта;

-

обоснование рациональных режимов учебно-тренировочного процесса;

-

систематическое

наблюдение

за

физическим

и

психо-эмоциональным

состоянием обущающихся;

-

обучение спортсменов самоконтролю в процессе занятий;

-

санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения учебно-

тренировочных занятий обучающихся;

-

медицинское обеспечение соревнований по выбранному виду спорта;

-

санитарно-просветительская

работа

по

вопросам

рационального

использования средств занятий по виду спорта, профилактике травм и заболеваний,

правильного применения режима работы и отдыха и т.д.;

-

ведение медицинской документации.

Основа медико-биологического контроля – диспансерный метод –

мониторинг,

который подразумевает проведение регламентированных форм врачебного контроля вне

зависимости от субъективных ощущений спортсмена. Плановая диспансеризация проводится

с целью

выявления динамики функционального состояния спортсменов, уровня их

физического

здоровья.

Внеплановая

диспансеризация

применяется

после

выявления

различных патологических состояний у спортсмена, после перенесенных травм, заболеваний

для

возобновления

выполнения

физических

нагрузок

спортсменом

и

определения

возможности его участия в соревновании.

Освоению

высоких

физических

нагрузок

способствуют

специальные

восстановительные мероприятия.

Восстановительные средства делятся на: педагогические, психологические, медико-

биологические.

Педагогические

средства

восстановления:

рациональное

построение

учебно-

тренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных нагрузок различной

направленности; организация активного отдыха.

Психологические

средства

восстановления:

аутогенная

тренировка;

психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика.

Медико-биологические

средства

восстановления:

питание;

гигиенические

и

физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины.

В

спортивной

практике

широко

используются

различные

виды

ручного

и

инструментального массажа, души (подводный, вибрационный), ванны, сауна, локальные

физиотерапевтические

воздействия

(гальванизация,

ионофорез

и

др.),

локальные

баровоздействия, электростимуляция и др. Средства общего воздействия (массаж, сауна,

ванны)

следует

назначать

по

показаниям,

но

не

чаще

1-2

раза

в

неделю.

Медикобиологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его

строгим наблюдением.

Примерный план применения восстановительных средств и мероприятий

Предназначение

Задачи

Средства и мероприятия

Методические указания

Перед учебно-

тренировочным

занятием,

соревнованием.

Мобилизация готовности к

нагрузкам, повышение роли

разминки, предупреждение

перенапряжения и травм.

Рациональное построение

учебно-тренировочного

занятия и соответствие его

объемам и интенсивности.

Упражнения на растяжение

3 мин.

Разминка

10 – 20 мин

Массаж

5 – 15 мин

Активизация мышц

Растирание

Психорегуляция

мобилизующей

направленности

Массажным полотенцем с

подогретым пихтовым

маслом, 3 мин.

Во время учебно-

тренировочного занятия,

соревнования.

Предупреждение общего,

локального переутомления,

перенапряжения.

Чередование тренировочных

нагрузок по характеру и

интенсивности

В процессе тренировки

Восстановительный массаж,

возбуждающий и точечный

массаж в сочетании с

классическим

(встряхивание, разминание)

3 – 8 мин

Психорегуляция

мобилизующей

направленности

3 мин

Сразу после учебно-

тренировочного занятия,

соревнования.

Восстановление функции

кардиореспираторной

системы, лимфоциркуляции,

тканевого обмена.

Комплекс

восстановительных

упражнений – ходьба,

дыхательные упражнения,

душ – теплый/прохладный.

8 – 10 мин

Через 2 – 4 часа после

учебно-тренировочного

занятия.

Ускорение

восстановительного

процесса

Локальный массаж, массаж

мышц спины.

8 – 10 мин

Душ – теплый, умеренно

холодный, теплый.

5 – 10 мин

Психорегуляция.

Саморегуляция,

гетерорегуляция.

В середине микроцикла,

в соревнованиях и в

свободный от игр день.

Восстановление

работоспособности,

профилактика

перенапряжений.

Упражнения ОФП

восстановительной

направленности

Восстановительное

учебно-тренировочное

занятие.

Сауна, общий массаж.

После восстановительного

учебно-тренировочного

занятия.

После микроцикла,

соревнований.

Физическая и

психологическая подготовка

к новому циклу учебно-

тренировочных занятий,

профилактика

перенапряжений

Упражнения ОФП

восстановительной

направленности.

Восстановительное

учебно-тренировочное

занятие.

Сауна, общий массаж.

После восстановительного

учебно-тренировочного

занятия.

Психорегуляция.

Саморегуляция,

гетерорегуляция.

После макроцикла,

Физическая и

Средства те же, что и после

Восстановительные

соревнований.

психологическая подготовка к

новому циклу нагрузок,

профилактика переутомления.

микроцикла, применяются в

течение нескольких дней.

учебно-тренировочные

занятия ежедневно.

Сауна

1 раз в 3-5 дней

Перманентно.

Обеспечение

биоритмических,

энергетических,

восстановительных

процессов.

Сбалансированное питание,

витаминизации, щелочные

минеральные воды

4500-5500 ккал/день,

режим сна, аутогенная

саморегуляция.

Каждая восстановительная процедура сама по себе является дополнительной нагрузкой

на

организм,

предъявляющей

определенные

требования,

часто

весьма

высокие,

к

деятельности

различных

функциональных

систем

организма.

Игнорирование

этого

положения может привести к обратному действию восстановительных средств - усугублению

утомления, снижению работоспособности, угнетению восстановительных реакций.

3. Система контроля

3.1. Требования к результатам прохождения Программы и участию в спортивных

соревнованиях

По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки

обучающемуся необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения

Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях:

На этапе начальной подготовки:

- изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;

- повысить уровень физической подготовленности;

- овладеть основами техники вида спорта «спортивная борьба»;

- получить общие знания об антидопинговых правилах;

- соблюдать антидопинговые правила;

-

ежегодно

выполнять

контрольно-переводные

нормативы

(испытания)

по видам спортивной подготовки.

На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):

-

повышать

уровень

физической,

технической,

тактической,

теоретической

и психологической подготовленности;

- изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «спортивная борьба»

и

успешно

применять

их

в

ходе

проведения

учебно-тренировочных

занятий

и участия в спортивных соревнованиях;

- соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;

- изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;

- овладеть общими теоретическими

знаниями о правилах вида спорта «баскетбол»;

- изучить антидопинговые правила;

- соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;

-

ежегодно

выполнять

контрольно-переводные

нормативы

(испытания)

по видам спортивной подготовки;

- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня

спортивных

соревнований

муниципального

образования

на

первом,

втором

и третьем году;

- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня

спортивных

соревнований

субъекта

Российской

Федерации,

начиная

с четвертого года;

- получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый

для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства.

На этапе совершенствования спортивного мастерства:

-

повышать

уровень

физической,

технической,

тактической,

теоретической

и психологической подготовленности;

- соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную

подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;

- приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;

- овладеть теоретическими

знаниями о правилах вида спорта «спортивная борьба»;

- выполнить план индивидуальной подготовки;

- закрепить и углубить знания антидопинговых правил;

- соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;

-

ежегодно

выполнять

контрольно-переводные

нормативы

(испытания)

по видам спортивной подготовки;

- демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных спортивных

соревнованиях;

- показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда «первый

спортивный разряд» не реже одного раза в два года;

- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня

межрегиональных спортивных соревнований;

- получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый

для зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства.

На этапе высшего спортивного мастерства:

-

совершенствовать

уровень

общей

физической

и

специальной

физической,

технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;

- соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную

подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;

- выполнить план индивидуальной подготовки;

- знать и соблюдать антидопинговые правила, не иметь нарушений таких правил;

-

ежегодно

выполнять

контрольно-переводные

нормативы

(испытания)

по видам спортивной подготовки;

- принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня

всероссийских спортивных соревнований;

-

показывать

результаты,

соответствующие

присвоению

спортивного

разряда

«кандидат в мастера спорта» или выполнять нормы и требования, необходимые для

присвоения спортивного звания «мастер спорта России» не реже одного раза в два года;

-

достичь

результатов

уровня

спортивной

сборной

команды

субъекта

Российской

Федерации

и

(или)

спортивной

сборной

команды

Российской Федерации;

-

демонстрировать

высокие

спортивные

результаты

в

межрегиональных,

всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.

3.2. Оценка результатов освоения дополнительной образовательной программы

спортивной подготовки

Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся,

проводимой организацией на основе разработанных комплексов контрольных упражнений,

перечня тестов и вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками, а

также, с учетом результатов участия обучающегося в спортивных соревнованиях и

достижения им соответствующего уровня спортивной квалификации.

Промежуточная аттестация проводится не реже одного раза в год.

В случае, если на одном из этапов спортивной подготовки результаты прохождения

спортивной подготовки не соответствуют требованиям, установленным Программой,

обучающийся отчисляется на данном этапе спортивной подготовки. Вместе с тем, исходя из

положений законодательства и ФССП и решением Педагогического совета организации,

осуществляющей спортивную подготовку, необходимо предоставить указанному лицу

возможность дальнейшего прохождения спортивной подготовки на том же этапе спортивной

подготовки с предъявлением требований, установленных программой и не противоречащих

стандарту.

3.3. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам

спортивной подготовки

и уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и

этапам спортивной подготовки

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для

зачисления и перевода на этап начальной подготовки

по виду спорта «спортивная борьба»

Упражнения

Единица

измерения

Норматив до года

обучения

Норматив свыше года

обучения

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1. Норм

ативы

общей и

физической

подготовки

1.1.

Бег на 30 м

с

не более

не более

6,9

7,1

6,7

6,8

1.2.

Сгибание и разгибание

рук в yпope лежа на

полу

количество

раз

не менее

не менее

7

4

10

6

1.3.

Наклон вперед

из

положения

стоя

на

гимнастической

скамье

(от

уровня

скамьи)

см

не

менее

+l

+ 3

+3

+5

1.4.

Прьжок

в длину с места

толчок двумя ногами

см

не менее

110

105

120

115

1.5.

Метание

тенисного

мяча в цель (дис. 6 м)

количество

попаданий

не менее

2

1

3

2

2. Нормативы специальн

ой

физической

подготов

ки

2.1.

Стоя ровно, на одной

ноге, руки на поясе.

Фиксация

положения

с

не менее

10,0

8,0

12,0

10,0

2.2.

Подъем ног до хвата

руками в висе на

гимнастической

степке

ко-во раз

не

менее

2

3

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки, уровень спортивной

квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на учебно-тренировочный

этап (этап спортивной специализации) по виду спорта «спортивная борьба»

Упражнения

Единица

измерения

Норматив

юноши

девушки

1. Нормативы общ

ей

физической

подгот

овки

1.1.

Бег

на 60

м

не

более

10.4

10.9

1.2.

Бег

на 1500

м

с

не

более

8.05

8.29

1.3.

Сгибание

и

разгибание

рук

в

y

п

ope

лежа

на

полу

количество

раз

не

менее

20

15

1.4.

Наклон

вперед

из положения

стоя

на гимнастияеской скамье

(от уровня скамьи)

см

не менее

+5

+6

1.5.

Челноный бег 3x10 м

не более

8,7

9,1

1 6

Прыжок

в длину

с

места

толчком

ДВ МЯ НОГdМИ

не менее

160

145

1.7.

Подтягивание

из виса

на высокой

перекладине

количество

раз

не менее

7

1.8.

Подтягивание

из виса лежа

на низкой

перекладине

90 см

количество

раз

не менее

11

2. Нормативы специа

льной

физической

под

готовки

2.1.

Подъем

выпрямленных

ног

из виса на гимнастической стенке

в положение «угол»

количество

раз

не менее

6

4

2.2.

Прыжок

в высоту

с

места

не менее

40

2.3.

Тройной

прыжок

с места

не

м

5

енее

5

2.4.

бpocoк

набивного

мяча

(Зкг)

вперед

из-за

головы

не менее

5,2

2.5.

Бросок набивного мяча (3 кг) назад

не менее 6,0

3. Уровень спортивной квалификации

3.1

Период обучения спортивной подготовки

(до трех

лет)

«третий, второй, первый

юношеский

спортивный разряд»

3.2.

Период обучения на этапах спортивной

подготовки

(

свыше трех лет)

Спортивные

разряды

«третий, второй, первый

спортивный разряд

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки, уровень

спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на этап

совершенствования спортивного мастерства по виду спорта

«спортивная борьба»

N

o

/

п п

Упражнения

Единица

измерения

Норматив

юноши

девушки

1. Нормативы об

щей

физической

подготовки

1.1.

Бег

на

60

м

с

не более

8.2

9.6

1.2.

Бег

на

2000

м

МИН, С

не более

8.10

10.0

1.3.

Сгибание

и

разгибание

рук

в yпope лежа на полу

количество

раз

не

мепее

36

15

1.4.

Наклон

вперед

из

положения

стоя

па гимнастической скамье

(от уровня скамьи)

см

не

менее

+15

1.5.

Челночный

бег

3x10

м

с

не более

7.2

8.0

1

6

Прыжок в длину с места

(толчком двумя ногами)

см

не менее

215

180

1.7.

Поднимание

туловища

из положения

лежа на спине

(за 1 мин)

количество

раз

не менее

49

43

Подтягивание

из

виса

на

высокой

перекладине

количество

раз

не

менее

15

1.9.

Подтягивание

из

виса

лежа

на

низкой

перекладине

90

см

количество

раз

не менее

20

2. Нормативы специ

альной

физическ

ой подготовки

2.1.

Подъем

выпрямленных

ног

из виса

на гимнастической стенке

в

положение «угол»

количество

раз

не менее

15

8

2.2.

Сгибание

и

разгибание

рук

в

yпope

на

брусьях

кол-во раз

не менее

20

2.3.

Прыжок

в высоту

с места

см

не

менее

47

2.4.

Тройной

прыжок

с

места

не менее

6,0

2.5.

Бросок

набивного

мяча

(3

кг)

вперед

из-за

головы

не

менее

7,0

2.6.

Бросок

набивного

мяча

(3

кг)

вперед

из-за

головы

не

менее

6,3

3. Уровень спортивной квалификации

3.1.

Обучение на этапе совершенствования

спортивного мастерства

Спортивный разряд – «кандидат в

мастера спорта»

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной

квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на этап высшего

спортивного мастерства по виду спорта «спортивная борьба»

п/п

Упражнения

Единица измерения

Норматив

юноши/

мужчины

девушки/

женщины

1. Нормативы общей физической подготовки

1.1.

Мин,с

не более

Бег

на 2000

м

9.50

1.2.

Бeг

на

3000

м

Мин,с

не менее

12.40

1.3.

Сгибание

и

разгибание

рук

в

yпope

лежа

на

полу

Кол-во раз

не более

42

16

1.4.

Наклон вперед из положения стоя

на гимнастической скамье

(от

уровня

скамьи)

см

не менее

+13

+16

1.5.

Челночный

бег 3x10 м

количество раз

не менее

6.9

7.9

1.6.

Прыжок в длину с места

толчком двумя ногами

см

230

185

1.7.

Поднимание

туловища

из положения

лежа на спине

(за 1

мин)

количество раз

50

44

1.8.

Подгягивание

из

виса

на

высокой

перекладине

количество раз

15

1.9.

Подгягивание из виса лежа

на

низкой перекладине

90 см

количества раз

20

2. Нормативы специальной физической подготовки

2.1.

Подъем

выпрямленных

ног

из виса на гимнастической стенке

в положение «угол»

с

не менее

15

8

2.2.

Тройной

прыжок

с места

см

не менее

6.2

2.3.

Прыжок

в высоту

с места

с

не менее

52

2.4.

Бросок набивного мяча

(Зкг)

вперед из-за головы

м

не менее 8.0

2.5

Бросок набивного мяча

(Зкг) назад

из-за головы

м

не менее 6.3

3. Уровень спортивной квалификации

3.1.

Спортивное звание «мастера спорта России»

4. Рабочая программа по виду спорта «спортивная борьба»

4.1. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому этапу

спортивной подготовки

Рабочая программа является основным документом при проведении занятий.

Она

рассчитана на 52 недели.

В учебно-тренировочных группах задачи подготовки отвечают основным требованиям

формирования спортивного мастерства в спортивной борьбе, к которым относятся -

состояние

здоровья,

дальнейшее

развитие

физических

качеств,

функциональной

подготовленности, совершенствование технико-тактического арсенала спортивной борьбы и

приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов,

воспитание специальных психических качеств.

Настоящая программа состоит из двух частей.

Первая часть программы

- нормативная, которая включает в себя количественные

рекомендации

по

группам

занимающихся,

общефизической,

специально-физической,

технико-тактической подготовке, программу теоретической подготовки, систему участия в

соревнованиях, инструкторскую и судейскую практику обучения.

Особое внимание уделено контрольно-переводным нормативам.

Вторая часть программы - методическая, которая включает учебный материал по виду

подготовки, его распределение в годичном цикле, рекомендации по объему тренировочных и

соревновательных нагрузок, содержит практический материал и методические рекомендации

по

проведению

учебно-тренировочных

занятий,

организации

медицинского

и

педагогического контроля.

Этап начальной подготовки

1. Теоретическая подготовка

1. Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении спортивной борьбы.

Спортивная борьба в России и мире. Порядок и содержание работы по спортивной борьбе. Значение

спортивной борьбы в жизни. Эволюция спортивной борьбы. Первые соревнования лыжников в

России и за рубежом. Популярность спортивной борьбы в России. Крупнейшие всероссийские и

международные соревнования. Соревнования и судейство.

2. Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Спортивная борьба инвентарь,

одежда и обувь.

3. Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль обучающегося.

Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви обучающегося.

Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных

занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений

на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение и

организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные

критерии самоконтроля, подсчет пульса.

4. Краткая характеристика техники спортивной борьбы. Соревнования по спортивной борьбе.

Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов.

Отличительные особенности видов спортивной борьбы. Задачи спортивных соревнований и

их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям. Правила поведения на

соревнованиях.

II Практическая подготовка

1.

Общая физическая подготовка.

Комплексы

общеразвивающих

упражнений,

направленные

на

развитие

гибкости,

координационных

способностей,

силовой

выносливости.

Спортивные

и

подвижные

игры,

направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упражнения,

направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения,

направленные на развитие выносливости.

2. Специальная физическая подготовка.

На данном этапе в большей степени увеличивается объем средств силовой подготовки

и специальной выносливости. Развивать силовые и скоростно-силовые качества различных

мышечных

групп

целесообразно

путем

локального

воздействия,

т.е.

применяя

в

тренировочном процессе тренажерные устройства. Последние позволяют моделировать

необходимые сочетания режимов работы мышц в условиях сопряженного развития

физических качеств и совершенствования спортивной техники. Кроме того, упражнения на

тренажерах дают возможность целенаправленно воздействовать на отдельные мышцы и

мышечные группы.

3. Техническая подготовка.

При обучении следует учитывать, что темпы овладения отдельными элементами

двигательных действий неодинаковы. Больше времени следует отводить на разучивание тех

элементов целостного действия, которые выполняются труднее. Приступая к освоению

нового материала, необходимо знать, какие основные ошибки могут появиться в обучении и

как их исправлять.

4. Медицинские мероприятия.

В начале и в конце учебного года все обучающиеся проходят углубленное медицинское

обследование. Основными задачами медицинского обследования в группах начальной

подготовки (НП) является контроль за состоянием здоровья, привитие гигиенических

навыков и привычки неукоснительно выполнять рекомендации врача.

В общем случае углубленное медицинское обследование позволяет установить

исходный

уровень

состояния

здоровья,

физического

развития

и

функциональной

подготовленности.

В

процессе

многолетней

подготовки

углубленное

медицинское

обследование

должно

выявить

динамику

состояния

основных

систем

организма

обучающихся,

определить

основные

компенсаторные

факторы

и

потенциальные

возможности их развития средствами учебно-тренировочных нагрузок. Таким образом, цель

углубленного медицинского обследования - всесторонняя диагностика и оценка уровня

здоровья и функционального состояния обучающихся, назначение необходимых лечебно-

профилактических, восстановительных и реабилитационных мероприятий.

5. Контрольные упражнения и соревнования.

Зависит от уровня подготовленности юного спортсмена, календаря соревнований,

выполнения

разрядных

требований.

В

соревновательных

поединках

необходимо

вырабатывать у юных Дзюдоистов свойство не преувеличивать трудности. Основной задачей

соревновательной практики следует считать умение реализовать свои Двигательные навыки

и функциональные возможности в сложных условиях противоборства.

Учебно-тренировочный этап спортивной подготовки

Примерный план тренировочных занятий для учено-тренировочных групп

(этап спортивной специализации)

Основная цель тренировки - углубленное овладение технико-тактическим арсеналом

спортивной борьбы.

Основные задачи: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков;

улучшение скоростно-силовой подготовки обучающихся с учетом формирования основных

навыков, присущих избранному виду спорта; создание интереса к избранному виду;

воспитание быстроты движений в упражнениях, не требующих проявления большой силы;

обучение и совершенствование техники; постепенное подведение обучающегося к более

высокому уровню тренировочных нагрузок; постепенное подведение к соревновательной

борьбе путем применения средств, необходимых для волевой подготовки обучающегося.

Факторы, ограничивающие нагрузку:

1) функциональные особенности организма подростков в связи с половым созреванием;

2) диспропорции в развитии тела и сердечно-сосудистой системы;

3) неравномерность в росте и развитии силы.

Основные средства тренировки:

1) обще-развивающие упражнения;

2) комплексы специально подготовленных упражнений;

3) всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;

4) комплексы специальных упражнений своего вида;

5) упражнения со штангой (вес штанги 50-70% от собственного веса спортсмена);

6) подвижные и спортивные игры;

7) упражнения локального воздействия (на тренировочных устройствах и тренажерах);

8) изометрические упражнения.

Методы

выполнения

упражнений:

повторный;

переменный;

повторно-переменный;

круговой; игровой; контрольный; соревновательный.

Основные направления: Этап углубленной спортивной подготовки является базовым для

окончательного выбора будущей специализации. Поэтому физическая подготовка на этом

этапе становится более целенаправленной. Перед тренером-преподавателем встает задача

правильного подбора соответствующих учебно-тренировочных средств с учетом избранного

вида

спорта.

Данный

этап

характеризуется

неуклонным

повышением

объема

и

интенсивности учебно-тренировочных нагрузок, более специализированной работой в

избранном виде спорта. Значительно увеличивается удельный вес специальной физической,

технической и тактической подготовки. Тренировочный процесс приобретает черты

углубленной спортивной специализации.

К специальной подготовке целесообразно приступать с 11 лет. Специальная подготовка

в избранном виде должна проводиться постепенно. В этом возрасте спортсмену нужно чаще

выступать в контрольных прикидках и соревнованиях.

На данном этапе в большей степени увеличивается объем средств силовой подготовки и

специальной выносливости. Развивать силовые и скоростно-силовые качества различных

мышечных групп целесообразно путем локального воздействия, т.е. применяя в учебно-

тренировочном процессе тренажерные устройства. Последние позволяют моделировать

необходимые сочетания режимов работы мышц в условиях сопряженного развития

физических качеств и совершенствования спортивной техники. Кроме того, упражнения на

тренажерах дают возможность целенаправленно воздействовать на отдельные мышцы и

мышечные группы.

этап совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного

мастерства

Задачи и преимущественная направленность на этапе совершенствования спортивного

мастерства и высшего спортивного мастерства:

- повышение функциональных возможностей организма обучающихся;

-

совершенствование

общих

и

специальных

физических

качеств,

технической,

тактической и психологической подготовки;

- стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и

всероссийских официальных спортивных соревнованиях;

- поддержание высокого уровня спортивной мотивации;

- сохранение здоровья обучающихся.

В данном разделе программы раскрываются характерные черты многолетней подготовки

обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного

мастерства. Как известно, уровень спортивного мастерства юных квалифицированных

обучающихся тесно связан с их спортивным стажем, оптимальным возрастом начала

специализированной подготовки, учетом возрастных особенностей в процессе многолетней

подготовки, достижением определенного уровня спортивных результатов.

Данный этап в спортивной борьбе совпадает с возрастом достижения первых больших

успехов (выполнения нормативов кандидата в мастера спорта и мастера спорта). Таким

образом, одним из основных направлений тренировки является подготовка и успешное

участие в соревнованиях. По сравнению с предыдущими этапами учебно-тренировочный

процесс все более индивидуализируется. Обучающиеся используют весь комплекс наиболее

эффективных

специальных

средств,

методов

и

организационных

форм

учебно-

тренировочного занятия.

Важное место в учебно-тренировочном процессе занимает организационная подготовка

на учебно-тренировочных сборах, что позволяет значительно увеличить как общее

количество учебно-тренировочных занятий с повышенными нагрузками. Продолжается

совершенствование

спортивной

техники.

При

этом

особое

внимание

уделяется

ее

индивидуализации и повышению надежности в экстремальных условиях состязаний.

Обучающийся должен овладеть всем арсеналом средств и методов ведения тактической

спортивной борьбы.

В данных группах работа происходит по индивидуальному плану для каждого

обучающегося,

согласно

уровня

подготовленности

и

индивидуальных

особенностей

обучающегося. Данный план может быть составлен как в годовом цикле, так и в месячном

цикле, в недельном цикле, в дневном. Могут применяться диаграммы

и визуализация

данных. Она включает в себя вывод данных с текстовом, в табличном форматах или в виде

графиков и диаграмм.

На основе теоретического и практического опыта, многолетней проделанной работы

проводить детальный анализ тренировочного процесса спортсменов, их подготовки и

процессов

восстановления

с

использованием

инновационных

технологий

и

специализированных технических средств.

Количественные и качественные параметры

подготовительно-соревновательных нагрузок, составлять планы на моно-, микро-, мезо- и

макроциклы подготовки, моделировать картину тренировочного процесса, рассматривать

динамику нагрузки, соотношение тренировочных средств, осуществлять контроль и

планирование средств восстановления. Добавились функции по мониторингу показателей

физической работоспособности, подготовленности и тренированности.

4.2. Учебно-тематический план

Этап

спортивной

подготовки

Темы по теоретической

подготовке

Объем

времени в

год

(минут)

Сроки

проведения

Краткое содержание

Этап

начальной

подготовки

Всего на этапе начальной

подготовки до одного года

обучения/ свыше одного

года обучения:

120/180

История возникновения

вида спорта и его развитие

13/20

сентябрь

Зарождение

и

развитие

вида

спорта.

Автобиографии

выдающихся

спортсменов. Чемпионы и призеры Олимпийских игр.

Физическая культура –

важное средство

физического развития и

укрепления здоровья

человека

13/20

октябрь

Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры.

Физическая

культура

как

средство

воспитания

трудолюбия,

организованности, воли, нравственных качеств и жизненно важных умений и

навыков.

Гигиенические основы

физической культуры и

спорта, гигиена

обучающихся при занятиях

физической культурой и

спортом

13/20

ноябрь

Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью рта и зубами.

Гигиенические требования к одежде и обуви. Соблюдение гигиены на

спортивных объектах.

Закаливание организма

13/20

декабрь

Знания и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой,

солнцем. Закаливание на занятиях физической культуры и спортом.

Самоконтроль в процессе

занятий физической

культуры и спортом

13/20

январь

Ознакомление с понятием о самоконтроле при занятиях физической

культурой и спортом. Дневник самоконтроля. Его формы и содержание.

Понятие о травматизме.

Теоретические основы

обучения базовым

элементам техники и

тактики вида спорта

13/20

май

Понятие о технических элементах вида спорта. Теоретические знания по

технике их выполнения.

Теоретические основы

судейства. Правила вида

спорта

14/20

июнь

Понятийность. Классификация спортивных соревнований. Команды (жесты)

спортивных судей. Положение о спортивном соревновании. Организационная

работа по подготовке спортивных соревнований. Состав и обязанности

спортивных судейских бригад. Обязанности и права участников спортивных

соревнований. Система зачета в спортивных соревнованиях по виду спорта.

Режим дня и питание

обучающихся

14/20

август

Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в

жизнедеятельности. Рациональное, сбалансированное питание.

Оборудование и

спортивный инвентарь по

виду спорта

14/20

ноябрь-май

Правила эксплуатации и безопасного использования оборудования и

спортивного инвентаря.

Учебно-

трениро-

вочный

этап (этап

спортивной

специализа-

ции)

Всего на учебно-

тренировочном этапе до

трех лет обучения/ свыше

трех лет обучения:

600/960

Роль и место физической

культуры в формировании

личностных качеств

70/107

сентябрь

Физическая культура и спорт как социальные феномены. Спорт – явление

культурной жизни. Роль физической культуры в формировании личностных

качеств человека. Воспитание волевых качеств, уверенности в собственных

силах.

История возникновения

олимпийского движения

70/107

октябрь

Зарождение олимпийского движения. Возрождение олимпийской идеи.

Международный Олимпийский комитет (МОК).

Режим дня и питание

обучающихся

70/107

ноябрь

Расписание учебно-тренировочного и учебного процесса. Роль питания в

подготовке обучающихся к

спортивным

соревнованиям. Рациональное,

сбалансированное питание.

Физиологические основы

физической культуры

70/107

декабрь

Спортивная

физиология.

Классификация

различных

видов

мышечной

деятельности. Физиологическая характеристика состояний организма при

спортивной

деятельности.

Физиологические

механизмы

развития

двигательных навыков.

Учет соревновательной

деятельности, самоанализ

обучающегося

70/107

январь

Структура и содержание Дневника обучающегося. Классификация и типы

спортивных соревнований.

Теоретические основы

технико-тактической

подготовки. Основы

техники вида спорта

70/107

май

Спортивная техника и тактика. Двигательные представления. Методика

обучения. Метод использования слова. Значение рациональной техники в

достижении высокого спортивного результата.

Психологическая

подготовка

60/106

сентябрь-

апрель

Характеристика

психологической

подготовки.

Общая

психологическая

подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые

качества личности

Оборудование, спортивный

инвентарь и экипировка по

виду спорта

60/106

декабрь-май

Классификация спортивного инвентаря и экипировки для вида спорта,

подготовка к эксплуатации, уход и хранение. Подготовка инвентаря и

экипировки к спортивным соревнованиям.

Правила вида спорта

60/106

декабрь-май

Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников

спортивных соревнований. Правила поведения при участии в спортивных

соревнованиях.

Этап

Всего на этапе

1200

совершен-

ствования

спортивного

мастерства

совершенствования

спортивного мастерства:

Олимпийское движение.

Роль и место физической

культуры в обществе.

Состояние современного

спорта

200

сентябрь

Олимпизм

как

метафизика

спорта.

Социокультурные

процессы

в

современной России. Влияние олимпизма на развитие международных

спортивных связей и системы спортивных соревнований, в том числе, по

виду спорта.

Профилактика травматизма.

Перетренированность/

недотренированность

200

октябрь

Понятие

травматизма.

Синдром

«перетренированности».

Принципы

спортивной подготовки.

Учет соревновательной

деятельности, самоанализ

обучающегося

200

ноябрь

Индивидуальный

план

спортивной

подготовки.

Ведение

Дневника

обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. Понятия

анализа,

самоанализа

учебно-тренировочной

и

соревновательной

деятельности.

Психологическая

подготовка

200

декабрь

Характеристика

психологической

подготовки.

Общая

психологическая

подготовка. Базовые волевые качества личности. Системные волевые

качества личности. Классификация средств и методов психологической

подготовки обучающихся.

Подготовка обучающегося

как многокомпонентный

процесс

200

январь

Современные

тенденции

совершенствования

системы

спортивной

тренировки.

Спортивные результаты – специфический и интегральный

продукт

соревновательной

деятельности.

Система

спортивных

соревнований. Система спортивной тренировки. Основные направления

спортивной тренировки.

Спортивные соревнования

как функциональное и

структурное ядро спорта

200

февраль-май

Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая

структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований.

Спортивные результаты. Классификация спортивных достижений.

Восстановительные

средства и мероприятия

в переходный период

спортивной подготовки

Педагогические средства восстановления: рациональное построение учебно-

тренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных нагрузок

различной

направленности;

организация

активного

отдыха.

Психологические

средства

восстановления:

аутогенная

тренировка;

психорегулирующие

воздействия;

дыхательная

гимнастика.

Медико-

биологические

средства

восстановления:

питание;

гигиенические

и

физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности

применения восстановительных средств.

Этап

высшего

спортивного

Всего на этапе высшего

спортивного мастерства:

600

Физическое,

120

сентябрь

Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и

мастерства

патриотическое,

нравственное, правовое и

эстетическое воспитание в

спорте. Их роль и

содержание в спортивной

деятельности

эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры и

спорта. Патриотическое и нравственное воспитание. Правовое воспитание.

Эстетическое воспитание.

Социальные функции

спорта

120

октябрь

Специфические социальные функции спорта (эталонная и эвристическая).

Общие социальные функции спорта (воспитательная, оздоровительная,

эстетическая функции). Функция социальной интеграции и социализации

личности.

Учет соревновательной

деятельности, самоанализ

обучающегося

120

ноябрь

Индивидуальный

план

спортивной

подготовки.

Ведение

Дневника

обучающегося. Классификация и типы спортивных соревнований. Понятия

анализа,

самоанализа

учебно-тренировочной

и

соревновательной

деятельности.

Подготовка обучающегося

как многокомпонентный

процесс

120

декабрь

Современные

тенденции

совершенствования

системы

спортивной

тренировки.

Спортивные результаты – специфический и интегральный

продукт

соревновательной

деятельности.

Система

спортивных

соревнований. Система спортивной тренировки. Основные направления

спортивной тренировки.

Спортивные соревнования

как функциональное и

структурное ядро спорта

120

май

Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая

структура спортивных соревнований. Судейство спортивных соревнований.

Спортивные

результаты.

Классификация

спортивных

достижений.

Сравнительная характеристика некоторых видов спорта, различающихся по

результатам соревновательной деятельности

Восстановительные

средства и мероприятия

в переходный период

спортивной подготовки

Педагогические средства восстановления: рациональное построение учебно-

тренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных нагрузок

различной

направленности;

организация

активного

отдыха.

Психологические

средства

восстановления:

аутогенная

тренировка;

психорегулирующие

воздействия;

дыхательная

гимнастика.

Медико-

биологические

средства

восстановления:

питание;

гигиенические

и

физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности

применения

различных

восстановительных

средств.

Организация

восстановительных

мероприятий

в

условиях

учебно-тренировочных

мероприятий

Годовой учебно-тренировочный план и календарно-тематическое планирование на каждую учебную группу составляется

старшим тренером-преподавателем/тренером-преподавателем ежегодно на начало учебного года, утверждается директором

учреждения и хранится в документах школы.

5. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным

дисциплинам вида спорта «спортивная борьба»

Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным

дисциплинам вида спорта «спортивная борьба» основаны на особенностях вида спорта

«спортивная

борьба»

и

его

спортивных

дисциплин.

Реализация

дополнительных

образовательных программ спортивной подготовки проводится с учетом этапа спортивной

подготовки и спортивных дисциплин вида спорта «спортивная борьба», по которым

осуществляется спортивная подготовка.

Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида

спорта «спортивная борьба» учитываются организациями, реализующими дополнительные

образовательные программы спортивной подготовки, при формировании дополнительных

образовательных

программ

спортивной

подготовки,

в

том

числе

годового

учебно-

тренировочного плана.

Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную

подготовку,

должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на

соответствующий этап спортивной подготовки.

Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего

спортивного мастерства не ограничивается при условии вхождения их в список кандидатов в

спортивную сборную команду субъекта Российской Федерации по виду спорта «спортивная

борьба» и участия в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта «спортивная

борьба» не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований.

В

зависимости

от

условий

и

организации

учебно-тренировочных

занятий,

а

также

условий

проведения

спортивных

соревнований

подготовка

обучающихся

осуществляется

на

основе

обязательного

соблюдения

требований

безопасности,

учитывающих

особенности

осуществления

спортивной

подготовки

по

спортивным

дисциплинам вида спорта «спортивная борьба».

6. Условия реализации дополнительной образовательной программы спортивной

подготовки по виду спорта «спортивная борьба»

6.1. Материально-технические условия реализации Программы

Требования к материально-техническим условиям реализации этапов спортивной

подготовки предусматривают (в том числе на основании договоров, заключенных в

соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, существенным

условием которых является право пользования соответствующей материально-технической

базой и (или) объектом инфраструктуры):

наличие тренировочного спортивного зала;

наличие тренажерного зала;

наличие раздевалок, душевых;

наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом Минздрава

России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской

помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке

и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок

медицинского

осмотра

лиц,

желающих

пройти

спортивную

подготовку,

заниматься

физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний

(тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

(ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных

мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, регистрационный № 61238)

2

;

-

обеспечение

оборудованием

и

спортивным

инвентарем,

необходимыми

для прохождения спортивной подготовки;

- обеспечение спортивной экипировкой;

-обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных мероприятий и

обратно;

- обеспечение обучающихся питанием и проживанием

в период проведения спортивных

мероприятий;

- медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию систематического

медицинского контроля.

Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми

для прохождения спортивной подготовки

п/П

Наименование

Единица

измерения

Количество

1.

Ковер борцовский (12x12 м)

комплект

1

2.

Весы до 200 кг

штук

1

3.

Гантели массивные (от 0,5 до 5 кг)

комплект

3

4.

Гири спортивные (16, 24 и 32 кг)

комплект

1

5.

Гонг боксерский

штук

1

6.

Доска информационная

штук

1

7.

Зеркало (2x3 м)

штук

1

8.

Игла для накачивания спортивных мячей

штук

3

9.

Кушетка массажная

штук

1

10.

Лонжа ручная

штук

2

11.

Манекены тренировочные для борьбы

комплект

1

12.

Мат гимнастический

штук

18

13.

Мяч набивной (медицинбол) (от 3 до 12 кг)

комплект

2

14.

Мяч баскетбольный

штук

2

15.

Мяч футбольный

штук

2

16.

Hacoc универсальный (для накачивания

спортивных

мячей)

штук

1

17.

Скакалка гимнастическая

штук

12

18.

Скамейка гимнастииеская

штук

2

19.

Стеллаж для хранения гантелей

штук

1

20.

Стенка гимнастическая

штук

8

21.

Табло информационное световое электронное

комплект

1

22.

Урна-плевательница

штук

1

23.

Штанга тяжелоатлетическая тренировочная

комплект

1

2

с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 22.02.2022 № 106н (зарегистрирован Минюстом России

28.02.2022, регистрационный № 67554).

24.

Эспандер плечевой резиновый

штук

12

Для

спортивных

дисциплин,

содержащих

в

своем

на

именовании слово «панкратион»

25.

Груша боксерская

штук

2

26.

Лапы боксерские

штук

5

27.

Лапы-

ракетки

штук

5

28.

Манекен с меняющимся центром тяжести

ШТук

2

29.

Мешок боксерский

штук

4

30.

Подушка настенная боксерская

штук

2

31.

Тренажер «сухая гребля»

штук

2

32.

Тренажер универсальный

штук

2

6.2. Кадровые условия реализации Программы

Организации,

реализующие дополнительные образовательные программы спортивной

подготовки, должны обеспечить соблюдение требований к кадровым и материально-техническим

условиям реализации этапов спортивной подготовки и

иным условиям, установленным ФССП.

Требования к кадровому составу организаций, реализующих

дополнительные

образовательные программы

спортивной

подготовки:

Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку,

должен

соответствовать

требованиям,

установленным

профессиональным

стандартом

«Тренер-

преподаватель», утвержденным

приказом Минтруда России от

24.12.2020

№952н

(зарегистрирован

Минюстом

России

25.01.2021, регистрационный No 62203),

профессиональным

стандартом

«Тренер»,

утвержденным

приказом

Минтруда

России

от

28.03.2019

l91н

(зарегистрирован

Минюстом России 25.04.2019,

регистрационный

54519),

профессиональным

стандартом

«Специалист

по

инструкторской

и

методической

работе

в

области физической культуры и

спорта», утвержденным приказом Минтруда России от 21.04.2022 № 237н (зарегистрирован

Минюстом России 27.05.2022, регистрационный

№ 68615)

или

Единым

квалификационным

справочником

должностей руководителей, специалистов

и служащих, раздел «Квалификационные

характеристики должностей

работников

в области

физической

культуры

и спорта»,

утвержденным

приказом

Минздравсоцразвития

России

от

15.08.2011

916н

(зарегистрирован

Минюстом

России

14.10.2011,

регистрационный

N

22054).

12.1.

Для

проведения

учебно-тренировочных

занятий

и

участия в

официальных

спортивных

соревнованиях

на

учебно-тренировочном

этапе

(этапе

спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего

спортивного

мастерства,

кроме

основного

тренера-преподавателя,

допускается

привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки, с учетом специфики

вида спорта «спортивная борьба»,

а также на всех этапах спортивной подготовки

привлечение

иных специалистов (при

условии их одновременной работы с обучающимися).

13.

Требования к материально-техническим условиям реализации этапов спортивной

подготовки предусматривают

том

числе

на

основании договоров,

заключенных в

соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, существенным

условием которых является право пользования соответствующей материально-технической

базой и (или) объектом инфраструктуры):

наличие

тренировочного

спортивного

зала;

наличие тренажерного зала;

наличие

раздевалок,

душевых;

наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом Минздрава

России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской

помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при

подготовке и

проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий),

включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку,

заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы

испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и

обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных

и

спортивных

мероприятиях»

(зарегистрирован

Минюстом

России

03.12.2020,

регистрационный N 61238)';

обеспечение

оборудованием

и

спортивным

инвентарем,

необходимыми для

прохождения спортивной подготовки (приложение 10 к ФССП);

обеспечение спортивной экипировкой (приложение №

11 к ФССП); обеспечение

обучающихся проездом

к

месту проведения спортивных

мероприятий

и обратно;

обеспечение

обучающихся

питанием

и

проживанием

в

период

проведения

спортивных мероприятий;

медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию систематического

медицинского контроля.

К иным условиям реализации дополнительной образовательной программы спортивной

подготовки

относятся

трудоемкость

дополнительной

образовательной

программы

спортивной

подготовки

(объемы

времени

на ее реализацию) с обеспечением непрерывности

учебно-тренировочного процесса, а

также порядок и сроки формирования

учебно-тренировочных

групп.



В раздел образования