Напоминание

Содержание образовательной деятельности в области речевого развития детей 3-4 лет согласно ФОП ДО


Автор: Самойлова Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад 70" комбинированного вида
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: "Лучшая методическая разработка по ФГОС и ФОП ДО"
Тема: Содержание образовательной деятельности в области речевого развития детей 3-4 лет согласно ФОП ДО
Дата публикации: 08.04.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Содержание образовательной деятельности в области речевого

развития детей 3-4 лет согласно ФОП ДО

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна,

так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно

высоким. Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в

полном объеме. Ребенок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном

детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ

воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С

развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных

психических процессов.

Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста приобретает свою актуальность

в связи с психофизиологическими особенностями развития ребенка в период 3-4 лет, в виду

сензитивности речевого развития. Именно в этом возрасте ребенок наиболее чувствителен к

восприятию речи окружающих, а также к влиянию разных факторов со стороны внешней и

внутренней среды, следовательно, данный возраст является особенно продуктивным для

речевого развития ребенка.

Условия речевого развития. Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми

и сверстниками. Владение педагогом правильной литературной речи. Обеспечивают детям

условий для овладение детьми грамматическим строем речи. Развитие у детей связной речи с

учетом их возрастных особенностей. Развитие у детей понимание речи, упражняя детей в

выполнении словесной инструкции. Создание условий для развитие планирующей и

регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.

Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. Поощрение детского

словотворчества.

Целью работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является

формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения

литературным языком.

Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в ФОП ДО.

Согласно ФОП ДО: Задачи «речевое развитие дошкольника» включают:

В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:

1) Формирование словаря: обогащение словаря: закреплять у детей умение различать и называть

части предметов, качества предметов, сходные по назначению предметы, понимать обобщающие

слова;

активизация словаря: активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов

ближайшего окружения.

2) Звуковая культура речи: продолжать закреплять у детей умение внятно произносить в словах

все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Вырабатывать правильный темп

речи, интонационную выразительность; отчетливо произносить слова и короткие фразы.

3) Грамматический строй речи: продолжать формировать у детей умения согласовывать слова в

роде, числе, падеже;

употреблять существительные с предлогами, использовать в речи имена существительные в

форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей;

существительных в форме множественного числа в родительном падеже;

составлять предложения с однородными членами. Закреплять у детей умения образовывать

повелительную форму глаголов, использовать приставочный способ для образования глаголов,

знакомить детей с образованием звукоподражательных глаголов. Совершенствовать у детей

умение пользоваться в речи разными способами словообразования.

4) Связная речь: продолжать закреплять у детей умение отвечать на вопросы педагога при

рассматривании предметов, картин, иллюстраций; свободно вступать в общение со взрослыми и

детьми, пользоваться простыми формулами речевого этикета. Воспитывать умение повторять за

педагогом рассказ из 3 - 4 предложений об игрушке или по содержанию картины, побуждать

участвовать в драматизации отрывков из знакомых сказок. Подводить детей к пересказыванию

литературных произведений, формировать умение воспроизводить текст знакомой сказки или

короткого рассказа сначала по вопросам педагога, а затем совместно с ним.

5) Подготовка детей к обучению грамоте: формировать умение вслушиваться в звучание слова,

знакомить детей с терминами "слово", "звук" в практическом плане.

6) Интерес к художественной литературе: обогащать опыт восприятия жанров фольклора

(потешки, песенки, прибаутки, сказки о животных) и художественной литературы (небольшие

авторские сказки, рассказы, стихотворения);

формировать навык совместного слушания выразительного чтения и рассказывания (с

наглядным сопровождением и без него);

способствовать восприятию и пониманию содержания и композиции текста (поступки

персонажей, последовательность событий в сказках, рассказах);

формировать умение внятно, не спеша произносить небольшие потешки и стихотворения,

воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях,

повторять за педагогом знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, пальчиковых игр;

поддерживать общение детей друг с другом и с педагогом в процессе совместного

рассматривания книжек-картинок, иллюстраций; поддерживать положительные эмоциональные

проявления (улыбки, смех, жесты) детей в процессе совместного слушания художественных

произведений.

В условиях реализации ФОП ДО новой является необходимость решения речевых задач в

контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не

переводя ее в учебную по форме и методам воздействия.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре,

труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида.

Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего,

развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего

возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания

педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером

определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития

используются все виды игровой деятельности.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация

функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в

связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию

регулирующей и планирующей функций речи.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры.

Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к

художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого

развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего

слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний,

развивают объяснительную речь.

Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками. В общении со

сверстниками дети более активно используют речевые умения. Большее разнообразие

коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в

более разнообразных речевых средствах.

Полезно общение детей разного возраста. Объединение с детьми более старшего возраста ставит

малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации: они активно

подражают действиям и речи, усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх,

простейшими видами рассказов по картинкам, об игрушках. Таким образом, общение является

ведущим средством развития речи. Его содержание и формы определяют содержание и уровень

речи детей.



В раздел образования