Автор: Самойлова Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад 70" комбинированного вида
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: "Лучшая методическая разработка по ФГОС и ФОП ДО"
Тема: Содержание образовательной деятельности в области речевого развития детей 3-4 лет согласно ФОП ДО
Дата публикации: 12.04.2024
Раздел: дошкольное образование
Содержание образовательной деятельности в области речевого
развития детей 3-4 лет согласно ФОП ДО
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна,
так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно
высоким. Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в
полном объеме. Ребенок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном
детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ
воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С
развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных
психических процессов.
Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста приобретает свою актуальность
в связи с психофизиологическими особенностями развития ребенка в период 3-4 лет, в виду
сензитивности речевого развития. Именно в этом возрасте ребенок наиболее чувствителен к
восприятию речи окружающих, а также к влиянию разных факторов со стороны внешней и
внутренней среды, следовательно, данный возраст является особенно продуктивным для
речевого развития ребенка.
Условия речевого развития. Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми
и сверстниками. Владение педагогом правильной литературной речи. Обеспечивают детям
условий для овладение детьми грамматическим строем речи. Развитие у детей связной речи с
учетом их возрастных особенностей. Развитие у детей понимание речи, упражняя детей в
выполнении словесной инструкции. Создание условий для развитие планирующей и
регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. Поощрение детского
словотворчества.
Целью работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является
формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения
литературным языком.
Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в ФОП ДО.
Согласно ФОП ДО: Задачи «речевое развитие дошкольника» включают:
В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:
1) Формирование словаря: обогащение словаря: закреплять у детей умение различать и называть
части предметов, качества предметов, сходные по назначению предметы, понимать обобщающие
слова;
активизация словаря: активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов
ближайшего окружения.
2) Звуковая культура речи: продолжать закреплять у детей умение внятно произносить в словах
все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Вырабатывать правильный темп
речи, интонационную выразительность; отчетливо произносить слова и короткие фразы.
3) Грамматический строй речи: продолжать формировать у детей умения согласовывать слова в
роде, числе, падеже;
употреблять существительные с предлогами, использовать в речи имена существительные в
форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей;
существительных в форме множественного числа в родительном падеже;
составлять предложения с однородными членами. Закреплять у детей умения образовывать
повелительную форму глаголов, использовать приставочный способ для образования глаголов,
знакомить детей с образованием звукоподражательных глаголов. Совершенствовать у детей
умение пользоваться в речи разными способами словообразования.
4) Связная речь: продолжать закреплять у детей умение отвечать на вопросы педагога при
рассматривании предметов, картин, иллюстраций; свободно вступать в общение со взрослыми и
детьми, пользоваться простыми формулами речевого этикета. Воспитывать умение повторять за
педагогом рассказ из 3 - 4 предложений об игрушке или по содержанию картины, побуждать
участвовать в драматизации отрывков из знакомых сказок. Подводить детей к пересказыванию
литературных произведений, формировать умение воспроизводить текст знакомой сказки или
короткого рассказа сначала по вопросам педагога, а затем совместно с ним.
5) Подготовка детей к обучению грамоте: формировать умение вслушиваться в звучание слова,
знакомить детей с терминами "слово", "звук" в практическом плане.
6) Интерес к художественной литературе: обогащать опыт восприятия жанров фольклора
(потешки, песенки, прибаутки, сказки о животных) и художественной литературы (небольшие
авторские сказки, рассказы, стихотворения);
формировать навык совместного слушания выразительного чтения и рассказывания (с
наглядным сопровождением и без него);
способствовать восприятию и пониманию содержания и композиции текста (поступки
персонажей, последовательность событий в сказках, рассказах);
формировать умение внятно, не спеша произносить небольшие потешки и стихотворения,
воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях,
повторять за педагогом знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, пальчиковых игр;
поддерживать общение детей друг с другом и с педагогом в процессе совместного
рассматривания книжек-картинок, иллюстраций; поддерживать положительные эмоциональные
проявления (улыбки, смех, жесты) детей в процессе совместного слушания художественных
произведений.
В условиях реализации ФОП ДО новой является необходимость решения речевых задач в
контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не
переводя ее в учебную по форме и методам воздействия.
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре,
труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида.
Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего,
развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего
возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания
педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером
определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития
используются все виды игровой деятельности.
В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация
функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в
связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию
регулирующей и планирующей функций речи.
Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры.
Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к
художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого
развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего
слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний,
развивают объяснительную речь.
Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками. В общении со
сверстниками дети более активно используют речевые умения. Большее разнообразие
коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в
более разнообразных речевых средствах.
Полезно общение детей разного возраста. Объединение с детьми более старшего возраста ставит
малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации: они активно
подражают действиям и речи, усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх,
простейшими видами рассказов по картинкам, об игрушках. Таким образом, общение является
ведущим средством развития речи. Его содержание и формы определяют содержание и уровень
речи детей.