Напоминание

Значение привития навыков швейного дела у обучающихся с ОВЗ в их социализации в обществе


Автор: Елисеева Фёкла Прокопьевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОКУ С(К)ОШ №4 г. Якутск
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: Статья
Тема: Значение привития навыков швейного дела у обучающихся с ОВЗ в их социализации в обществе
Дата публикации: 15.04.2024
Раздел: среднее образование





Назад




Значение привития навыков швейного дела

у обучающихся с ОВЗ в их социализации в обществе

Елисеева Фёкла Прокопьевна, учитель технологии

МОКУ С(К)ОШ №4 г. Якутска

Среди различных видов деятельности человека ведущее место

занимает труд; он служит важным средством развития духовных,

нравственных, физических способностей человека. В обществе именно

труд

обусловливает

многостороннее

влияние

на

формирование

личности.

Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во

всестороннем развитии личности, развитие навыков пошива и ремонта

одежды у детей с нарушениями интеллекта для будущей социализации

и приобретения профессии.

Изучение этого учебного предмета начинается с 5 класса

способствует получению обучающимися первоначальной профильной

трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе

учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков;

развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и

профессии с учетом личных интересов.

Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать

решению следующих задач:

Расширение знаний о материальной культуре как продукте

творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

Расширение культурного кругозора, обогащение знаний о

культурно- исторических традициях в мире вещей;

Расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях

использования;

Совершенствование трудовых навыков и умений, технических,

технологических, конструкторских и первоначальных экономических

знаний, необходимых для участия в производительном труде;

Совершенствование

практических

умений

и

навыков

использования

различных

материалов

в

профессиональной

деятельности.

Для более успешной работы в данном направлении хорошо применять

наглядные пособия, раздаточные материалы и самое главное давать на ощупь

(тактильно) различные ткани.

По

мере

приобретения

первичных

трудовых

навыков

можно

видоизменять ситуацию. Занятия такого характера позволяют не только

лучше запомнить обучающимся правила, но и почувствовать ответственность

взрослого человека. Таким образом, даже на уроке, можно у детей

формировать определённые социально бытовые навыки. На всех уроках

необходимо прививать правильные приёмы работы.

На уроках швейного дела, начинаем с правил техники безопасности.

При знакомстве со швейной машиной в начале садится учитель. Работу в

этом направлении начинаем с демонстрации приёмов работы. Фиксируя

внимание учащихся на свою позу, положения рук, месторасположение ног,

где находится педаль электрической машины. Тогда дети с интересом

начинают притягиваться к работе. В конце урока устраняем недочеты

учеников совместно с классом разбирая и исправляя ошибки.

Еще один важный аспект — это соблюдение регламента урока так как

обучающиеся много сидят, выполняя работу. На уроках швейного дело

выполнение физминутки обязательно. Физминутка дает детям поддерживать

осанку, снимает тонус мышцы рук.

На

уроках

швейного

дела,

учащиеся

приобретают

навыки,

необходимые им в быту. Программа построена таким образом, что

достаточно много часов отводится на тему «Ремонт одежды».

На протяжении всего периода обучения дети проходят эту тему. Они

учатся выполнять все виды ремонта одежды от пришивания пуговиц, до

вшивая молнии. На уроках девочкам часто приходится выполнять ремонтные

работы как для себя, так и для учащихся школы. Такую работу они

выполняют самостоятельно, но обязательно с помощью учителя.

Очень важно сформировать у обучающихся правильный подход к

ремонту своей одежды. Дети должны сами уметь и, главное всегда

выполнять, посильный ремонт одежды. Если они в состоянии выполнить

данную работу, но просто пока не знают, как это надо сделать, нужно

показать. Но работать они должны сами. В таком подходе кроется большое

воспитательное воздействие. Иначе мы можем воспитать потребительское

отношение к жизни.

На уроках швейного дела девочки самостоятельно обслуживают себя:

выполнить

ремонтную

работу,

ушить,

зашить,

пришить.

На

уроках

неоднократно учителем демонстрируются возможности по ремонту одежды

на личном примере. На своих уроках я часто рассказываю девочкам как

правильно подобрать одежду на себя. При изучении тем, связанных с

построением выкроек, мы записываем размеры девочек в тетрадь и

объясняем выбранный размер соответствующей меркой.

На уроках швейного дела обучающиеся получают навыки по пошиву

различных видов одежды:

блуз

платьев;

головных уборов

нательного белья;

постельных принадлежностей: наволочек, пододеяльников, простыней.

Лишь немногие учащиеся будут в дальнейшей жизни шить одежду на

себя, но выполнить качественно ремонт, подогнать одежду для своей фигуры

способны многие обучающиеся. На уроках швейного дела девочки получают

первоначальные навыки работы на бытовой швейной машине. Приобретают

первичные навыки в раскрое изделий, технологии пошива, моделировании,

знакомятся с различными фасонами одежды, влажно тепловой обработкой

ткани. Все перечисленные навыки пригодятся девочкам в дальнейшей жизни.

Важнейшим

средством

достижения

социально-психологической

адаптации являются общее образование и воспитание, а также трудовая и

профессиональная подготовка. Основные проявления же ее – взаимодействие

(в том числе и общение) человека с окружающими людьми и его активная

деятельность.

Обучение дает ребенку знания, умения и навыки, но в процессе

приобретения знаний осуществляется и воспитание, прививаются навыки

поведения в обществе, отношение к труду, к людям.



В раздел образования