Автор: Кацуба Ирина Анатольевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Мурманская область
Наименование материала: Опыт работы по теме "Театрализованная деятельность в ДОО"
Тема: Опыт взаимодействия с родителями по средствам пальчикового театра и пальчиковых игр
Дата публикации: 10.04.2024
Раздел: дошкольное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНО-
ГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
»ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра дошкольного и начального образования
Семинар на тему: »Театр в пространстве ДОО»
Опыт использования музыкально-театрализованных игр-сценок с различными
видами кукольного театра с участием взрослых и детей младшего возраста
Выполнила:
Кацуба Ирина Анатольевна
Музыкальный руководитель
МАДОУ№10 г. Мончегорск
Мончегорск 2024
Актуальность избранной мной темы очевидна: педагогика из «дидактической
становится развивающей», а значит использование элементов театрализации,
развития музыкальных творческих способностей, импровизации в процессе
обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из
перспективных направлений педагогической практики.
Определена педагогическая цель: создание условий для поддержки активности
детей в музыкально-театрализованной деятельности с элементами кукольного
театра.
Цель раскрывается в процессе решения следующих задач:
1.
музыкальные способности: звуковысотный слух, чувство ритма;
в театра-
лизованных играх, музыкальных спектаклях и инсценировании сказки,
постановок кукольного театра;
2.
развивать речевую активность, память, воображение, фантазию через те-
атрализованную деятельность;
3. формировать умение двигаться под музыку, осваивать движения и речевое
сопровождение к ним;
4. согласовывать движения мелкой моторики со словами;
5. воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к прекрасному в процес-
се музыкально-театрализованной деятельности в ДОО.
Музыкально-театрализованная игра – одна из востребованных форм работы с
дошкольниками
в
условиях
реализации
Федеральной
образовательной
программы дошкольного образования.
По сути, театрализованная игра – это ролевая игра, в которой даже самый
стеснительный ребенок может чувствует себя раскованно и свободно. Дети,
играя вместе учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь,
умение контролировать сюжет игры.
Музыкально-театрализованная
игра
позволяет
решать
многие
педагогические
задачи,
касающиеся
интеллектуального,
личностного,
коммуникативного, художественно-эстетического воспитания.
Музыкально-театрализованная
игра
может
быть
использована
на
музыкальном, театрализованном занятии, в игре во время чтения или
рассказывания художественно-литературного произведения, на музыкальном
досуге, празднике и развлечении, и в содержании кукольного спектакля.
Я поделюсь опытом использования музыкально-театрализованных игр-
сценок с различными видами кукольного театра с участием взрослых и детей
младшего возраста. Содержание таких игр построено на народном фольклоре.
Потешки, заклички – эти небольшие стихотворения, обычно веселые и
смешные по содержанию, радуют малышей звуками ласковых напевных слов.
При проговаривании потешки разными голосами (низким, высоким, хитрым,
громким, тихим и т.д.) у ребёнка развиваются звуковысотный слух и голос, что
положительно влияет на развитие певческих навыков. Также развивается
интерес к театрализованной деятельности, чувство ритма,
воображение.
Расширяются представления об окружающем мире, так как каждая потешка
несёт в себе полезную информацию. Напряжённый мыслительный процесс
происходит тогда, когда ребёнок пытается ассоциировать движения рук с
содержанием потешки.
Пальчиковые игры подходят для детей от года. Дети в возрасте от года
до трёх лет хорошо воспринимают игры, выполняемые с пальчиками одной ру-
ки. От трёх до четырёх лет они уже могут воспринимать игры, где задействова-
ны обе руки. К четырём годам ребёнок должен сознательно выполнять упраж-
нения нужной рукой, оставляя другую руку свободной, тем самым дифферен-
цированно управляя собственным мышечным напряжением и расслаблением.
При работе над разучиванием пальчиковых игр, я использую различные
приемы:
- показ и проговаривание содержания игры детьми;
- проигрывание пальчиковой игры с постепенным ускорением темпа;
- напоминание содержания пальчиковой игры с помощью жеста;
- показ движений пальчиковой игры ребенком для других детей;
- обыгрывание пальчиковой игры на фоне музыкального произведения.
В своей работе я использую следующие виды пальчиковых игр:
Пальчиковые игры с элементами самомассажа, пальчиковые игры с предме-
тами, пальчиковые
игры
с
музыкальным
сопровождением,
пальчиковые
игры(пальчиковый театр ) на основе сказок.
Они побуждают детей к творчеству, стимулируют развитие речи и вооб-
ражения: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
- массаж с использованием различных предметов, например, с шишками;
Упражнение с шишками:
«Мышцы рук мы укрепляем, шишки по рукам катаем.
Левой, правой, левой, правой - вот как весело играем»
- массаж с использованием массажных мячиков (Су - Джок терапия).
Не менее интересен следующий вид – это пальчиковые игры с предме-
тами. Такие игры стимулируют работу некоторых зон головного мозга, рече-
вых центров, развивают мышление, повышают эластичность мышц. Это игры с
использованием: прищепок, палочек, бумаги, шестигранных карандашей, бусин
и орехов.
Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
Музыкальное сопровождение пальчиковых игр развивает музыкальные
способности ребенка: слух, вокальные данные, музыкальную память, позволяет
познакомить детей со средствами выразительности музыки и создаёт благопри-
ятную атмосферу для занятия. Музыкальные занятия у детей раннего возраста
проводятся в игровой форме с элементами музыкально-театрализованной иг-
ры . Малыши любят сами ходить в гости и, чтобы к ним приходили гости,
поэтому на занятиях я использую знакомые художественные образы ( кукла,
собачка, лошадка, петушок, медведь), элементы декораций, костюмов, шапок-
масок.
С этими персонажами мы слушаем и поем, танцуем, знакомимся с му-
зыкальными инструментами , вместе выполняем игровые упражнения.
Самый интересный вид – это пальчиковые игры на основе сказок.
Здесь большим помощником будет пальчиковый и варежковый театр. В работе
с детьми я использую готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр в
виде маленьких вязаных колпачков, что придает ещё и эффект массажа фаланг
пальцев руки.
Для организации пальчикового театра сначала нужно сделать вместе с
детьми сцену, занавес из любого бросового материала и объяснить им, что те-
атр ваш необычный — пальчиковый: Декорации, шапочки для пальчиков мож-
но сделать из бумаги (колпачки - куколки), из ткани, пряжи или другого без-
опасного материала, включив в эту работу и родителей.
В основе работы по музыкальному воспитанию в группе детей раннего воз-
раста лежит использование русских народных мелодий («Ах, вы сени…»,
«Во саду ли, в огороде..», потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песе-
нок в обработке композиторов Е. Тиличеевой, Г. Фрида, А.Александрова
Во взаимодействии с родителями мы можем пополнить предметно-про-
странственную среду в ходе мастер-класса по изготовлению кукол. Организу-
ем для них творческий конкурс «Концерт для детей»; показываем спектакль
или сказку для детей (где роли играют родители).
Заключительная часть
Итак, музыкально-театрализованные игры-сценки с различными видами
кукольного
театра
с
участием
взрослых
и
детей
представляют
собой
инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев.
Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою
очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые
тактильные
впечатления,
учится
концентрировать
внимание
и
сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между
сверствниками,
а
также
между
взрослым
и
ребенком.
Формируются
представления о музыкальной и театрализованной деятельность на основе
интереса
и
получения
личного
опыта.
Таким
образом,
музыкально-
театрализованные игры в ДОО поддерживают активность детей в деятельности
со взрослыми и сверстниками, отражают общую атмосферу творчества,
заинтересованности родителей, профессионализма педагогов в ДОО, что
положительно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в
дошкольной образовательной организации.
Список литературы:
1 . Куревина О.А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошколь-
ного и школьного возраста» . М.,2023
2 . Куцакова Л.В. , Мерзляков С.И. «Воспитание ребенка – дошкольника : раз-
витого , образованного , самостоятельного , инициативного , неповторимого,
культурного , активно – творческого» . М.,2013
3 . Ледяйкина Е.Г. , Топникова Л.А. «Праздники для современных малышей».
Ярославль , 2022
4. Мирясова В.И. «Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных».
М., 2022.
5. Михайлова М.А. «Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы».
Ярославль , 2002 .